Страна Русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Внеклассное мероприятие  по русскому языку поможет учащимся повторить и закрепить изученный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_v_5.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 «А» классе.

             « Страна  Русского Языка».

Цель мероприятия. В игровой форме привить учащимся интерес к изучению русского языка, сформировать у них желание самостоятельно заниматься языком.


Задачи.

               1 Повторить пройденный материал и закрепить (его в области синтаксиса, орфографии, лексики, фонетики, орфоэпии).

  1. Использовать творческий потенциал учащихся.
  2. Познать новое о русском языке.

Оборудование: стенгазеты с рисунками учащихся о разделах русского языка.

Карточки с заданиями, тест по фонетике.

                                                    Ход мероприятия

            1.  Вступительное слово учителя.

       Учитель:  - Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в Страну Русского Языка. Я надеюсь, что это путешествие будет интересным и познавательным.

Давайте вспомним о том, что говорили известные писатели о русском языке!

     

 ( Учащиеся читают высказывания о русском языке.)

 Ученик 1. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками». Иван. Сергеевич. Тургенев.      

 Ученик 2. « Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой.»  Лев Николаевич Толстой.

     

 Ученик 3. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

  Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. К.Г.Паустовский 

 

            2 Выбор и представление жюри.

            3.Учитель. В нашем  брейн-ринге  участвуют 2 команды.

            4 Представление команд. (Эмблема, название, девиз).

            5 Разминка.

 Продолжить начатую пословицу (по очереди). За каждый правильный вопрос по 1 баллу.                                                                                              

            Грамоте учиться….           (всегда пригодиться)

      Где хотенье…                     ( там уменье)

      Повторение…                     (мать ученья)

      Кто хочет много знать…    (тому надо мало спать)

      Писать…                               (не языком чесать)

      Не пером пишут, а …          (умом)

      Не стыдно не знать…          (стыдно не учиться)       - Что объединяет эти пословицы?

6. Проверка домашнего задания. ( Сочинение стихотворений о русском языке).

        Жюри объявляет результаты.

          7.  Станция «Орфография»          Игра «Четвёртый лишний».

 

А)Зачеркнуть лишнее, прежде вставить пропущенные буквы. Объяснить графически правописание вставленных орфограмм.

За каждый ответ 1 балл Время -1 минуту

  1 команда                                                                      2 команда

1.   а) с…ёмка                                                          1.        а) чес…ный

б) об…явление                                                              б) вкус…ный  +

в) от…езд                                                                       в) ус…ный

г) п…еса      +                                                                 г) мес…ный

 

  2.   а) в…рить                                                                 2.  а) спор..смен

       б) к..рмить                                                                     б) во..зал

       в) б…седовать        +                                                     в) фу…бо                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     г)с..лить.                                                                                г) берё…ка     +

 Результаты сдаются жюри.

    Б) Игра  “Лови момент”: учитель бросает кубик поочерёдно каждому участнику команд и задаёт вопрос, если отвечает правильно, то баллы засчитываются.

                       

                        Что изучает раздел  орфография? (раздел, который изучает правописание слов)

                        Что такое орфограмма?  (написание в словах по орфографическим правилам или по традиции)

                      Чтобы проверить правописание проверяемой  безударной гласной в корне слова нужно…?

                       В каких словах  после Ж, Ш пишется Ю?

                       Вспомните правило правописания непроизносимых согласных в корне  слова?

                       Назовите самостоятельные части речи? (Сущ, гл, прил, нар, мест, числ.)

                       Как называются слова с близким лексическим значением? (синонимы)

                       Как называются слова с противоположным лексическим значением? (антонимы)                                        

                       Какие предложения называются нераспространёнными?

                       Перечислите морфемы.                                                                                                                                                                                                                                                                

                       Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?                                  

                      Какие существительные относятся к 1 и 3 склонению?                                                                                                    

                      Когда после шипящих на конце слов пишется Ь?                                                                                      

                      Какие глаголы с НЕ пишутся слитно?

       8. Станция « Синтаксис. Пунктуация»

       1. Конкурс «Самый грамотный» Командиры выполняют индивидуальные задания- исправляют ошибки первоклассников.

1 Здраствуй Леша! пишит тибе твой друк . У миня щас каникулы и я отдыхаю на море. Сдесь очень                                      красива. Люблю  купаца и загорать. Дасвиданье.

2 Привет олег! как у тебя дила?  Я жыву харашо. Люблю играть в кампъютер гулять с сабакой. Олег                                    приежай ко мне в гости         а я тебя буду ждать.

   Остальные участники составляют предложения по схемам:

( Когда…), [      ].                                [          ], и  [     ].

А : «П !»                                              «П.?»- а.

        2. Конкурс «Сообрази» Составьте из данных слов предложение, изобразите  схему.

                 Блеснул, природу, оживил, луч, и, на, востоке.

(Блеснул на востоке луч солнца и оживил природу.)

 Птицы, лес, пением, их, проснулись, наполнился.

(Проснулись птицы, и лес наполнился их пением.)

       

       3. Придумайте предложение, где ставится тире между подлежащим и сказуемым.

                   

 жюри подводит итог.       

 

      9. Станция  «Фонетика», «Орфоэпия»

    1. Прочитайте слово лен по звукам справа налево.

Ответ: ноль.

2. Сколько звуков [о] в слове молокозавод ?

Ответ: один (последний ударный).

3. Решите шараду и назовите слова:

С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.

Ответ: коса – коза.

          2. Мини-тест по фонетике. (Раздаются листочки с заданием для каждой команды).

 

                                                              1 вариант.

1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) приём                                            в) люк

б) литься                                           г) бьют                                                                                                        

 2.В каком слове все согласные звуки мягкие?

а) лесник                                           в) шипуч

б) часть                                              г) ученик

3.В каком слове произносится гласный звук  [ а ]

а) участь        в) тянуть

б) явный                                             г) трясти

  1. Какой согласный звук не имеет пары по глухости – звонкости?

а)  [ в  ]              б) [  ж]                  в)   [  б  ]             г)     [ м ]

5. В каком слове есть согласный звук [  з ] ?                                                                                                                                      а) паровоз                                            б) сдача

б) сказка                                               в) груз

                                                               2 вариант.

1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) юг                                                       в) заяц

б) перья                                                  г) яблоки

2.В каком слове три мягких согласных звука?

а) пилишь                                              в) пришить

б) житель                                               г) ясень

3.В каком слове произносится гласный звук  а  ?                                                                                                            а) притяжение                                   в) связист

б) ямщик                                             г) жалеть

4. Какой согласный звук не имеет пары по глухости – звонкости?                                                                                а)  [ ш  ]                 б)   [ т]                 в)          [  р ]                  г)    [ в ]                                                                                              

5.В каком слове есть согласный звук [ б ] ?                                                                                                                          а) обстановка                                     в)дробь

б) столб                                              г) чащоба      

3. Конкурс для командиров. «Произнеси правильно».

1.Ателье, досуг, звонить, километр, конечно, музей, пустячный, столяр, тест, теннис, яичница, углубить, алфавит, доска, у доски, на доску.

2.Кашне, квартал, магазин, модель, облегчить, партер, портфель, тема, что, щавель, начать, чтобы, булочная, цемент, каучук, свекла.

4. Конкурс.» Кто больше?»    Пользуясь данным словом, составить новые.  Кто больше? 1 минута. За каждое вновь полученное слово – 1 балл.                          Слово - промокашка

7. Станция  «Лексика»

1« Кто быстрее?». Отгадайте  слово по лексическому значению и напишите на доске.  (1 балл)

  1. Как называются слова с близким лексическим значением? (синонимы) Свои примеры.

                        2.    Как называются слова с противоположным лексическим значением? (антонимы)

 

   Часть города, ограничивающаяся улицами. Четвёртая часть города  (Квартал).

   Собрание засушенных растений. (Гербарий).

   Устройство с раскрывающимся куполом для прыжка с самолёта. (Парашют).

   Книга, в которой перечислены в последовательности все дни года. (Календарь).

   Крупный кустарник с большими гроздями очень душистых цветов. (Сирень).

   Старый воин или человек, который где-либо долго работал. (Ветеран).

2. Конкурс «Скороговорщиков»

Вызвать для участия  по два человека из команды. Каждый получает по одной скороговорке. Проговорить её нужно быстро по 3 раза. Кто запнётся, выходит из игры. Побеждает та команда, чей представитель остаётся.  (1 балл)              

1 команда.

Три дровосека на трёх дворах дрова рубят.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла карнет.

  1. команда.

Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.

Расскажу я про покупку, про крупу да про подкупки.

    8. Станция « Развитие речи»

 

А) Конкурс «Наше творчество» Составить рассказ по предложенному началу.

Морозным летним вечером ребята сидели у тёпой печки……

Дни становились короче, ночи холоднее…

Подведение итогов.

Жюри подводит итог. Награждает победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"

Тема урока:     Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса.    Цели:    -проверить знания детей по основным разде...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИЙ ЯЗЫК НА БОРТУ КОРАБЛЯ «БРИГАНТИНА»

Данная методика основывается на игровой деятельности. Она предполагает, что на уроках русского языка  учебнывй материал будет изучаться в форме путешествия на борту корабля "Бригантина"....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в Страну Русского Языка"

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку предназначено для учащихся 7 класса. его можно провести в рамках Недели русского языка в школе....

Презентация по русскому языку 5 класс "Путешествие по стране Русский язык".

Данную презентацию можно использовать как на уроке русского языка, так и во внеклассной работе....

Разработка мероприятия по русскому языку «Путешествие в Страну Русского Языка».

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. Может быть использованно для проведения массовых мероприятий (утренников,КВН,конкурсов). Задания, используемые в этой разработк...

Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....