Проект "Сделай мир прекраснее"
материал (русский язык, 10 класс) по теме

Работа над проектом поможет учащимся проявить себя с неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, использовать на практике самостоятельно добытые знания, публично продемонстрировать результаты своей работы.

В рамках работы над проектом реализуются следующие цели:

1)          привить любовь к красоте родного слова, его силе и величию;

2)          учить использовать изобразительно-выразительные средства языка в своей речи;

3)          воспитывать общую речевую культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

© Куликова Е.А., проект «Сделай мир прекраснее!», г. Балашов, 2010

Мероприятия

Ответственные

Сроки выполнения

Подготовительный этап

1. Подготовка необходимых печатных материалов: памятки по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет и сохранению информационных объектов на внешние носители.

руководитель проекта

до начала проекта

2. Погружение в проблему с помощью стартовой презентации. Актуализация опорных знаний.

руководитель проекта

1-ый урок

3. «Мозговой штурм» в группах: зачем нужны изобразительно-выразительные средства?

руководитель проекта

1-ый урок

4. Разделение на группы, обсуждение  плана работы группы на каждом этапе учебного проекта.

руководитель проекта

1-ый урок

5. Решение организационных вопросов (определение времени для консультаций, обсуждение способов хранения информации и формы представления полученных результатов, поддержка обратной связи с учащимися).

руководитель проекта

1-ый урок

Основной этап

1. Подготовить необходимые книги, электронные материалы, ссылки на Интернет-ресурсы, полезные для проведения исследования.

руководитель проекта

до начала второго урока

2. Исследование речи окружающих людей на предмет частоты употребления изобразительно-выразительных средств.

участники проекта

до начала второго урока

3. Знакомство учащихся с критериями оценки работы.

руководитель проекта

2-ой урок

4. Просмотр и обсуждение презентаций по теме проекта, подготовленных учениками других классов.

руководитель проекта

2-ой урок

5. Обработка собранного материала (какие изобразительно-выразительные средства чаще всего употребляются в обыденной речи), представление результатов в виде диаграммы.

участники проекта

2-ой урок

6. Заполнение материалов по самооценке.

участники проекта

2-ой урок

7. Организация и проведение дальнейшего исследования.

участники проекта

3-й урок

 7.1. Рассмотрение стихотворения, указание использованных в нём изобразительно-выразительных средств.

7.2. Замена изобразительно-выразительных средств общеупотребительной лексикой.

7.3. Сравнение полученного варианта с первоисточником.

7.4. Выводы о роли изобразительно-выразительных средств в данном тексте и в речи.

участники проекта

3-й урок

8. Заполнение дневника наблюдений.

участники проекта

в ходе работы над проектом

9. Проведение консультаций.

руководитель проекта

в ходе работы над проектом

10. Оформление результатов исследования в виде презентации, написание вики-статьи.

участники проекта

4-й урок

11. Подготовка к защите проекта.

участники проекта

4-й урок

Заключительный этап

1. Защита проекта. Обсуждение. Взаимное оценивание.

участники проекта

5-й урок

2. Поблагодарить всех, кто помогал в проведении проекта (грамоты, благодарственные письма)

руководитель и участники проекта

5-й урок

3. Рефлексия (что Вам полезного принесла работа над данным проектом).

участники проекта

5-й урок

4. Представить презентацию проекта на школьной «Неделе науки».

руководитель и участники проекта

по плану школы

5. Представление итогов проекта на школьной конференции.

руководитель и участники проекта

на итоговых мероприятиях



Предварительный просмотр:

Индивидуальные или групповые задания:

Задания для «информационной подгруппы»:

  1. указать изобразительно-выразительные средства, использованные в данном тексте;
  2. исследовать речь окружающих людей на предмет частоты употребления изобразительно-выразительных средств;
  3. полученные результаты представить в виде диаграммы.

Задания для подгруппы «Редакторы»:

  1. рассмотреть стихотворение, заменив изобразительно-выразительные средства общеупотребительной лексикой;
  2. сравнить полученный вариант с первоисточником;
  3. сделать выводы о роли изобразительно-выразительных средств в данном тексте и в речи;
  4. выводы представить в виде статьи.

Задания для подгруппы технического оформления:

  1. структурировать результаты работы «информационной группы» и «редакторов»;
  2. отобрать наиболее яркие элементы проделанной работы;
  3. представить отобранный материал в виде общей презентации, продумав её оформление.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по русскому языку: «Сделай мир прекраснее!» Автор проекта: Куликова Е.А. МОУ СОШ №6, г. Балашов

Слайд 2

Почему люди ценят красоту? … Что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н.Заболоцкий

Слайд 3

Давайте обсудим… «Зачем нужно находить всякие там метафоры, эпитеты и прочий словесный мусор? Зачем это надо??? Мне – точно не надо! Ни сейчас, ни по жизни. Мне и без метафор понятно, стоящая вещь или нет…» (язвительное замечание из чата)

Слайд 4

Приглашаем Вас к участию в проекте, чтобы выяснить, для чего нужны изобразительные средства языка. Цель языкового анализа исходного текста: правильно понять и оценить содержание предлагаемого текста увидеть авторскую позицию оценить избранный способ воздействия на читателя понять отношение автора к поставленным проблемам

Слайд 5

Изобразительно-выразительные средства языка Наглядности изображения предметов, явлений, картин природы, событий помогают тропы – слова, употребленные в переносном значении.

Слайд 6

Приведите примеры художественных определений Эпитеты Изобразительные Эмоциональные

Слайд 7

Метафорические образы (греческое - перенесение) Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство. Нет тропа более блистательного, сообщающего речи большее количество ярких образов, чем метафора. Аристотель

Слайд 8

Давайте вспомним развернутые метафоры В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. С. Есенин

Слайд 9

Что такое синекдоха? Белеет парус одинокий… (часть вместо целого)

Слайд 10

Олицетворение Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора… Ф.И.Тютчев

Слайд 11

Перифраза – описательное выражение, употребленное вместо другого выражения Санкт-Петербург – северная столица, город на Неве.

Слайд 12

Предлагаем Вам выбрать свою роль в проекте: Работа в творческих группах: информационная группа; редакторы; группа технического оформления.

Слайд 13

Информационная группа: Задания: указать изобразительно-выразительные средства, использованные в данном тексте; исследовать речь окружающих людей на предмет частоты употребления изобразительно-выразительных средств; полученные результаты представить в виде диаграммы.

Слайд 14

Редакторы Задания: рассмотреть стихотворение, заменив изобразительно-выразительные средства общеупотребительной лексикой; сравнить полученный вариант с первоисточником; сделать выводы о роли изобразительно-выразительных средств в данном тексте и в речи; Выводы представить в виде статьи.

Слайд 15

Группа технического оформления Задачи: структурировать результаты работы информационной группы и редакторов; отобрать наиболее яркие элементы проделанной работы; представить отобранный материал в виде общей презентации, продумав её оформление.

Слайд 16

«Все доступно нашему языку. Он властен всё выразить, изобразить и передать». И. Ильин Желаем Вам творческих успехов! В путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Моя прекрасная леди" (к 8 марта)

Сценарий праздника для учащихся 4-5 классов "Моя прекрасная леди", который проводился к 8 марта....

7 класс А Платонов "В прекрасном и яростном мире"

2 урока литературы в 7 классе  по рассказу А Платонова "В прекрасном и яростном мире" с презентацией по учебнику В. Я. Коровиной...

«Крепка, как смерть, любовь,…любовь прекрасна» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Методическая разработка урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Презентация "Моя прекрасная леди"

История создания мюзикла...

Презентация "Прекрасно видеть - прекрасно". Из цикла - "Здоровый образ жизни".

Материал презентации можно использовать как во внеклассной работе так и в элективном курсе: "Здоровый образ жизни"....