Проект "Сделай мир прекраснее"
материал (русский язык, 10 класс) по теме
Работа над проектом поможет учащимся проявить себя с неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, использовать на практике самостоятельно добытые знания, публично продемонстрировать результаты своей работы.
В рамках работы над проектом реализуются следующие цели:
1) привить любовь к красоте родного слова, его силе и величию;
2) учить использовать изобразительно-выразительные средства языка в своей речи;
3) воспитывать общую речевую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
![]() | 22.5 КБ |
![]() | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
© Куликова Е.А., проект «Сделай мир прекраснее!», г. Балашов, 2010
Мероприятия | Ответственные | Сроки выполнения |
Подготовительный этап | ||
1. Подготовка необходимых печатных материалов: памятки по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет и сохранению информационных объектов на внешние носители. | руководитель проекта | до начала проекта |
2. Погружение в проблему с помощью стартовой презентации. Актуализация опорных знаний. | руководитель проекта | 1-ый урок |
3. «Мозговой штурм» в группах: зачем нужны изобразительно-выразительные средства? | руководитель проекта | 1-ый урок |
4. Разделение на группы, обсуждение плана работы группы на каждом этапе учебного проекта. | руководитель проекта | 1-ый урок |
5. Решение организационных вопросов (определение времени для консультаций, обсуждение способов хранения информации и формы представления полученных результатов, поддержка обратной связи с учащимися). | руководитель проекта | 1-ый урок |
Основной этап | ||
1. Подготовить необходимые книги, электронные материалы, ссылки на Интернет-ресурсы, полезные для проведения исследования. | руководитель проекта | до начала второго урока |
2. Исследование речи окружающих людей на предмет частоты употребления изобразительно-выразительных средств. | участники проекта | до начала второго урока |
3. Знакомство учащихся с критериями оценки работы. | руководитель проекта | 2-ой урок |
4. Просмотр и обсуждение презентаций по теме проекта, подготовленных учениками других классов. | руководитель проекта | 2-ой урок |
5. Обработка собранного материала (какие изобразительно-выразительные средства чаще всего употребляются в обыденной речи), представление результатов в виде диаграммы. | участники проекта | 2-ой урок |
6. Заполнение материалов по самооценке. | участники проекта | 2-ой урок |
7. Организация и проведение дальнейшего исследования. | участники проекта | 3-й урок |
7.1. Рассмотрение стихотворения, указание использованных в нём изобразительно-выразительных средств. 7.2. Замена изобразительно-выразительных средств общеупотребительной лексикой. 7.3. Сравнение полученного варианта с первоисточником. 7.4. Выводы о роли изобразительно-выразительных средств в данном тексте и в речи. | участники проекта | 3-й урок |
8. Заполнение дневника наблюдений. | участники проекта | в ходе работы над проектом |
9. Проведение консультаций. | руководитель проекта | в ходе работы над проектом |
10. Оформление результатов исследования в виде презентации, написание вики-статьи. | участники проекта | 4-й урок |
11. Подготовка к защите проекта. | участники проекта | 4-й урок |
Заключительный этап | ||
1. Защита проекта. Обсуждение. Взаимное оценивание. | участники проекта | 5-й урок |
2. Поблагодарить всех, кто помогал в проведении проекта (грамоты, благодарственные письма) | руководитель и участники проекта | 5-й урок |
3. Рефлексия (что Вам полезного принесла работа над данным проектом). | участники проекта | 5-й урок |
4. Представить презентацию проекта на школьной «Неделе науки». | руководитель и участники проекта | по плану школы |
5. Представление итогов проекта на школьной конференции. | руководитель и участники проекта | на итоговых мероприятиях |
Предварительный просмотр:
Индивидуальные или групповые задания:
Задания для «информационной подгруппы»:
- указать изобразительно-выразительные средства, использованные в данном тексте;
- исследовать речь окружающих людей на предмет частоты употребления изобразительно-выразительных средств;
- полученные результаты представить в виде диаграммы.
Задания для подгруппы «Редакторы»:
- рассмотреть стихотворение, заменив изобразительно-выразительные средства общеупотребительной лексикой;
- сравнить полученный вариант с первоисточником;
- сделать выводы о роли изобразительно-выразительных средств в данном тексте и в речи;
- выводы представить в виде статьи.
Задания для подгруппы технического оформления:
- структурировать результаты работы «информационной группы» и «редакторов»;
- отобрать наиболее яркие элементы проделанной работы;
- представить отобранный материал в виде общей презентации, продумав её оформление.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему люди ценят красоту? … Что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н.Заболоцкий
Давайте обсудим… «Зачем нужно находить всякие там метафоры, эпитеты и прочий словесный мусор? Зачем это надо??? Мне – точно не надо! Ни сейчас, ни по жизни. Мне и без метафор понятно, стоящая вещь или нет…» (язвительное замечание из чата)
Приглашаем Вас к участию в проекте, чтобы выяснить, для чего нужны изобразительные средства языка. Цель языкового анализа исходного текста: правильно понять и оценить содержание предлагаемого текста увидеть авторскую позицию оценить избранный способ воздействия на читателя понять отношение автора к поставленным проблемам
Изобразительно-выразительные средства языка Наглядности изображения предметов, явлений, картин природы, событий помогают тропы – слова, употребленные в переносном значении.
Приведите примеры художественных определений Эпитеты Изобразительные Эмоциональные
Метафорические образы (греческое - перенесение) Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство. Нет тропа более блистательного, сообщающего речи большее количество ярких образов, чем метафора. Аристотель
Давайте вспомним развернутые метафоры В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. С. Есенин
Что такое синекдоха? Белеет парус одинокий… (часть вместо целого)
Олицетворение Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора… Ф.И.Тютчев
Перифраза – описательное выражение, употребленное вместо другого выражения Санкт-Петербург – северная столица, город на Неве.
Предлагаем Вам выбрать свою роль в проекте: Работа в творческих группах: информационная группа; редакторы; группа технического оформления.
Информационная группа: Задания: указать изобразительно-выразительные средства, использованные в данном тексте; исследовать речь окружающих людей на предмет частоты употребления изобразительно-выразительных средств; полученные результаты представить в виде диаграммы.
Редакторы Задания: рассмотреть стихотворение, заменив изобразительно-выразительные средства общеупотребительной лексикой; сравнить полученный вариант с первоисточником; сделать выводы о роли изобразительно-выразительных средств в данном тексте и в речи; Выводы представить в виде статьи.
Группа технического оформления Задачи: структурировать результаты работы информационной группы и редакторов; отобрать наиболее яркие элементы проделанной работы; представить отобранный материал в виде общей презентации, продумав её оформление.
«Все доступно нашему языку. Он властен всё выразить, изобразить и передать». И. Ильин Желаем Вам творческих успехов! В путь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/10/picture-859.jpg)
Сценарий праздника "Моя прекрасная леди" (к 8 марта)
Сценарий праздника для учащихся 4-5 классов "Моя прекрасная леди", который проводился к 8 марта....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/05/picture-11116-1380948314.jpg)
7 класс А Платонов "В прекрасном и яростном мире"
2 урока литературы в 7 классе по рассказу А Платонова "В прекрасном и яростном мире" с презентацией по учебнику В. Я. Коровиной...
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/30/picture-16858.jpg)
«Крепка, как смерть, любовь,…любовь прекрасна» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Методическая разработка урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...
Презентация "Моя прекрасная леди"
История создания мюзикла...
Презентация "Прекрасно видеть - прекрасно". Из цикла - "Здоровый образ жизни".
Материал презентации можно использовать как во внеклассной работе так и в элективном курсе: "Здоровый образ жизни"....
Образ Елены Прекрасной в русских народных сказках и в сказке Л. С. Петрушевской «Новые приключения Елены Прекрасной»: сравнительно-сопоставительный анализ
Поучительный материал при изучение творчества современной писательницы....
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...