Употребление местоимений (урок-игра). 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок содержит различные виды заданий по теме "Употребление местоимений", разработанных на основе отрывков из литературных произведений для детей, бытовых речевых ситуаций, загадок, пословиц и поговорок. Дети учатся правильно и корректно использовать местоимения в речи. Завершается урок экспресс-тестом с проверкой (по типу перфокарт).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upotreblenie_mestoimeniy._6kl..doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока: Употребление местоимений (урок-игра ).

Цели урока: 1. Повторить и обобщить знания о местоимении как части речи.

2. Закрепить навыки различения разрядов местоимений и                            употребления их в речи.

3.Воспитывать корректное употребление местоимений, предупреждать грамматические и этические ошибки в их использовании.

Оборудование: Учебники, тетради, карточки с заданиями, загадками, жетоны, тест «Крестики-нолики», аудиозапись песен Винни Пуха «Загадочный шум», «Ни то ни сё», видеофрагмент сказки «Золотой ключик», аудиозапись песниКрасной Шапочки.

Ход урока:

  1. Организационый момент: сообщение темы и целей урока, оформление тетрадей. Объяснение правил игры.

Правила: На каждом этапе игры проверяются теоретические знания и практические навыки по изученным ранее темам, выполняются задания для наблюдений, делаются выводы.. За ответы участники получают жетоны трёх цветов (красные — 3балла, жёлтые — 2балла, зелёные — 1балл). Если ответы были неверными или ученик не отвечал на данном этапе, то жетон не выдаётся. При выставлении оценки за урок учитывается количество и цвет полученных жетонов.

  1. Игра.

1 этап. «Старт».(Работа со словами, изученными в теме).

Задание: вставить буквы, поставить ударение, выбрать нужную форму (слова записаны на карточках, один человек выполняет задание на скрытой стороне доски для наглядной проверки, затем проводится взаимопроверка, ответы сверяются, дети получают жетоны).

Вставьте букву:

т..пография

би..графия

и..юстрация  

ко..екция  

з..главие

подз..головок

Поставьте ударение:

инструмент

Выберите нужную форму: 

грущу по (вас/вам)

ты — у тебя, она — у ...

2 этап. «Загадки». (Разряды местоимений).

Задание: выписать из загадок все местоимения, обозначить их разряд (Каждому участнику даётся 5 карточек одного цвета с загадками, проверка по ключу). ПРИЛОЖЕНИЕ1(загадки+ключ)

Выводы:

 - Какой разряд местоимений чаще всего встречается в загадках? Почему? (Личные, т.к. нельзя называть предмет)

 - Для чего нужны местоимения в загадках? Чем это обусловлено? (Значением. Они указывают на предмет, признак, количество, но не называют его)

3 этап. «Отсебятина».

Задание: объяснить значения фразеологизмов (на карточках)

Что-то ты сегодня на себя не похож. Ты не болен?

Сергей волновался, но дело решилось само собой.

Будь осторожен с этим человеком: он себе на уме.

Он так испугался, что пришёл в себя только через два часа.

Коля очень обиделся и ушёл в себя.

Дополнительно: объяснить значение слова «отсебятина». (эмоционально окрашенное слово, имеет негативный оттенок: «ненужная инициатива»). Какова особенность склонения возвратного местоимения «себя»? (нет формы именительного падежа)

4 этап. «Музыкальный»

Задание: прослушать песенку Винни Пуха (аудиозапись), объяснить, почему у него возникли такие вопросы. (не различает части слова и местоимения)

                                           ЗАГАДОЧНЫЙ ШУМ

Опять ничего не могу я понять,

Опилки мои — в беспорядке.

Везде и повсюду, опять и опять

Меня окружают загадки.

Возьмём это самое слово опять.

Зачем мы его произносим,

Когда мы свободно могли бы сказать

“Ошесть”, и “осемь”, и “овосемь”?

Молчит этажерка, молчит и тахта —

У них не добьёшься ответа,

Зачем это хта — обязательно та,

А жерка, как правило, эта!

“Собака кусается”... Что ж, не беда.

Загадочно то, что собака,

Хотя и кусает ся, но никогда

Себя не кусает, однако...

О, если бы мог я всё это понять,

Опилки пришли бы в порядок!

А то мне — загадочно! — хочется спать

От всех этих Трудных Загадок!

5 этап. «Некто».

Задание: посмотреть видеофрагмент сказки «Золотой ключик», ответить, какую ошибку совершил Буратино. (неопределённые местоимения «некто» и «нечто» не склоняются)

Образовать все возможные неопределённые местоимения с приставками не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь.

 --  Теперь  сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,

-- сказала  девочка  и  взяла  кусочек  мела.  --  Мы  займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

   Буратино хитро подмигнул:

   -- Врете, ни одного...

   -- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что  у  вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

   -- Два.

   -- Подумайте хорошенько.

   Буратино сморщился, -- так здорово подумал.

   -- Два...

   -- Почему?

   -- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

   -- У  вас  нет  никаких  способностей  к  математике,  --  с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом.

6 этап. «Ты» и «Вы». (правила этикета)

Задание1: Вставить буквы, раскрыть скобки, подчеркнуть местоимения.

Т..атр открывается!

К началу всё готово!

Б..леты предл..гаются

За вежл..вое слово.

 - Ка(с,сс)а, выдай мне б..лет!

 - Ваше вежл..вое слово!

 - (У)меня такого нет.

 - Ах, (у)Вас такого нет?

(Не)получите б..лет!

Почему слова «Ваше» и  у «Вас» написаны с заглавной буквы? (форма вежливого обращения).

Задание2: распределить карточки по кармашкам (1 уровень), ответить на вопросы (2 уровень).

Ты, твой

Вы, Ваш

-По отношению к равному и младшему адресату.

-В неофициальной обстановке общения.

-При дружеском, фамильярном отношении к адресату.

-По отношению к хорошо знакомому адресату.

-По отношению к равному и старшему (по возрасту, положению) адресату.

-При подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату.

-По отношению к незнакомому, малознакомому адресату.

-В официальной обстановке общения.

Вопросы: 1) Почему считается невежливым говорить о присутствующем человеке      в 3-м лице? Как этого избежать? 2) Приведите доводы «за» и «против» обращения учителя к ученику на «Вы».

7 этап. «Ошибки». (грамматические ошибки)

Задание: найти ошибки в употреблении местоимений, записать исправленные варианты предложений.

Чего ты делаешь?

Кто-то из женщин вошла сюда.

Чего-нибудь придумаем.

Я принёс вам чего-то.

Я хочу сказать вам кой-чего.

Сколько время?

Сколько много книг ты прочитала?

У клеток с обезьянами всегда много детворы. Им нравится наблюдать за животными.

Молодёжь на привале шутила.Они не чувствовали усталости.

Соседей нет дома. В ихней квартире окна тёмные.

  1. Физкультминутка. (Песня Красной Шапочки — аудиозапись)

Вопрос: местоимения какого разряда мы проиллюстрировали движениями? (указательные: такой)

  1. Выводы по уроку:

1) Почему связаны между собой употребление местоимений и этикет? (пользуемся в повседневном общении, а этикет — правила общения) 2) В каких стилях речи употребляются местоимения? Докажите примерами из домашней работы. (во всех, но по-разному) 3) Можно ли заменить местоимениями все именные части речи? Почему? (теоретически — можно, практически — незачем, т.к. не будет конкретного смысла)

Послушайте, что получилось у Винни Пуха, когда он попытался объясняться с помощью местоимений, неопределённых наречий и служебных частей речи, т.е. слов без конкретного значения. (аудиозапись песенки Винни Пуха)

СТРОКИ, СОЧИНЕННЫЕ МЕДВЕДЕМ
С ОПИЛКАМИ В ГОЛОВЕ

На днях, не знаю сам зачем,

Зашёл я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о Том о Сём.

Я рассказал им, Кто, Когда,

И Почему, и Отчего,

Сказал Откуда и Куда,

И Как, и Где, и Для Чего;

Что было Раньше, что Потом,

И Кто Кого, и Что к Чему,

И что подумали о Том,

И Если Нет, То Почему?

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то “Ах”, то “Эх”,

И “Так сказать”, и “Будь здоров”,

И “Ну и ну!”, и “Просто смех!”.

Когда ж закончил я рассказ,

То кое-кто спросил: “И всё?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то ни сё!..—

Основной вывод по уроку: как нужно употреблять местоимения? (правильно, этично  и в меру)

  1. Самостоятельная работа.

Тест «Крестики-нолики» (по типу перфокарты: правильность ответов проверяется сразу после окончания работы путём прокалывания наложенного образца). ПРИЛОЖЕНИЕ2(тест+ключ)

  1. Завершение урока.

-результаты теста

-оценки за урок (на основании жетонов и теста, (можно выставить двойную оценку))

  1. Домашнее задание.

А.Б.Малюшкин. «Комплексный анализ текста». Текст № 23 (задания№№1-6, 8-10,13, 14).

ПРИЛОЖЕНИЕ1

Со времён старинных и доныне

Зовусь я кораблём пустыни.

Неспешно по пескам шагаю

И два горба с собой таскаю.

(верблюд)

По листочку я ползу

И грызу его, грызу!

Ну какой же это вред?

Просто завтрак и обед!

(гусеница)

 - Где ты спряталась, подружка?

В чаще леса? На опушке?

Или вон на том суку?

А в ответ: «Ку-ку! Куку!»

(кукушка)

Кто в лесу глухом живёт -

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

(медведь)

Если трудно, он скорей

Позовёт своих друзей.

И все вместе по тропинке

Понесут они травинки.

(муравей)

Сколько дней у нас в году,

Столько в нём листков найду.

Как пройдёт один денёчек —

Улетит один листочек.

(календарь)

С нею ночь не так темна,

С неба светит нам она.

(луна)

В это время года

Хмурая погода,

Улетают птицы,

Жёлтый лист кружится.

(осень)

Солнце припекает,

Клубника поспевает,

Мы бежим гулять,

купаться, загорать.

(лето)

Вышел утром я гулять —

Даже носа не видать.

Всё в белёсой пелене,

И немножко зябко мне.

(туман)

Машина с воем мчится:

 - Всем посторониться!

На помощь я спешу туда,

Где дым и пламя, где — беда!

(пожарная машина)

В него мы накачали газ,

И он поднял на небо нас.

Теперь в корзине над лугами

Плывём мы вместе с облаками.

(воздушный шар)

На красный свет машина мчится:

 - Везу больного я лечиться!

И всех, кто вызовет меня,

К врачам доставлю быстро я!

(скорая помощь)

Над облаками он летает,

След белый в небе оставляет.

Доставить он спешит всегда

Людей в другие города.

(самолёт)

Чтоб по реке поплыть на ней,

Греби веслом повеселей!

(лодка)

Кислые шарики,

Рост у них маленький.

Только на болоте

Вы их соберёте.

(клюква)

Про него известно точно:

Он огромный, очень сочный,

Сладкий, круглый, полосатый —

Радость взрослым и ребятам!

(арбуз)

Этот овощ — круглый, красный,

Сочный, с кожицей атласной.

Хорошо ему в теплице —

Он ведь холодов боится.

(помидор)

В земле сидит крепышка эта,

Она оранжевого цвета.

С зелёным хвостиком над грядкой,

Всегда бывает очень сладкой.

(морковь)

Она в садах растёт такая разная!

Бывает чёрная, бывает красная,

Бывает ягода порою белая,

Ну и зелёная — когда неспелая.

(смородина)

Ключ

Красные: (6) личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, определительные, указательные. (Животные)

Голубые: (4) личные, определительные, относительные, указательные.(Явления природы)

Фиолетовые: (3) личные, относительные, определительные.(Транспорт)

Зелёные: (3) личные, указательные, относительные. (Растения)

ПРИЛОЖЕНИЕ2

Тест «Крестики-нолики»

«Местоимение»

  1. Личные местоимения — это:

+ я, мой, мы, наш

0 я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

  1. Возвратное местоимение

+ не имеет формы именительного падежа

0 изменяется по родам и числам

  1. В неопределённых местоимениях приставка не-

+ безударная, пишется раздельно

0 всегда под ударением

  1. Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь

+ пишутся слитно

0 пишутся через дефис

  1. В отрицательных местоимениях глассный в приставке ни-

+ безударный

0 ударный

  1. Если приставки не- и ни- отделяются от местоимения предлогом, то они пишутся

+ раздельно

0 через дефис

  1. В этом предложении имеется местоимение 1-го лица:

+ Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?

0 Знаю я, как волны с камнем спорят.

  1. В этом предложении допущена ошибка в употреблении местоимения:

+ Теперь учится каждый ребёнок. Они начинают учиться с «Букваря».

0 Книгу пишет писатель или учёный. Он называется автором книги.

  1. В этом предложении есть отрицательное местоимение:

+ Я не хочу печалить Вас ничем.

0 Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару.

  1. В этом предложении местоимение надо писать с приставкой ни-:

+ Её глаза н..сколько не сердиты.

0 Н..сколько пуль провизжало над моей головой.

  1. В этом предложении ни- надо писать раздельно:

+ Глуп совсем, кто не знается ни(с)кем.

0 Родную мать (ни)кем не заменишь.

  1. В этом предложении местоимение указывает на принадлежность предмета какому-нибудь лицу:

+ Лозы мои за окном разрослись живописно.

0 Его уже давно здесь не видели.

  1. В этом предложении у местоимения 3-го лица после предлога появляется н:

+ Никто с (он) не справится.

0 Из (она) глаз катятся слёзы.

  1. В этом предложении есть указательное местоимение:

+ Сколько голов, столько умов.

0 Мне бросились в глаза две яркие звезды.

  1. В этом предложении есть определительное местоимение:

+ Вижу: кто-то скачет на лихом коне.

0 Брусника, черника под каждой сосной.

Ключ (проколы делаются по «ноликам», т.к. их меньше)

1)           0

2)            +

3)           0

4)           0

5)          +

6)           +

7)            0

8)           +

9)           +

10)        +

11)         +

12)          +

13)         +

14)         +

15)        0