Урок письма
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Не любят лиди писать письма. Чтобы не умер эпистолярный жанр,  ему надо учить

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма

Цель урока:

  1. Создать условия для развития у учащихся потребности в освоении эпистолярного жанра.
  2.  Сконцентрировать внимание школьника на ценностях родного языка.
  3. Дать возможность учащимся  проявить свои способности в написании писем.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Любите ли вы писать письма? Больше, чем уверена, многие дадут отрицательный ответ. И причина кроется во многих факторах.

Некоторые ответят, что писать письма долго, необходимо, иметь, как минимум, час времени. Другие скажут, что в век сотовой связи и информационных технологий легче позвонить, послать СМС, связаться по электронной почте.

Да, конечно, во многом вы правы. Но чтобы истина стала очевидной, ответьте мне на такой вопрос:

А любите ли вы получать письма?

Ответ, конечно, утвердительный. Давайте разберёмся, почему? (выслушиваются ответы ребят).

Учитель: Да, ребята, вы правы. Телефонный разговор предполагает сообщение краткой информации. Письмо же всегда  раскрывает личность корреспондента, его духовный мир, у каждого письма возникает свой сюжет, в зависимости от характера отношений разных адресатов, сюжет со своим началом и концом. Это маленькое литературное произведение, написанное специально для вас. Оно материально: его можно подержать в руках, рассмотреть марку, оформление. Даже запах у всех писем разный: надушенный листочек у девушек, машинно-масляный у солдатского письма, антикварно-необычный – у писем пожилых людей. Да и разглядывая почерк, вы всегда можете понять, что чувствовал человек, когда писал: здесь размытые водяные пятнышки – это бабушка всплакнула; там – буквы «  убежали» со строчки – это очки «уползли» с её носа.

А в этом письме почерк стремительный, размашистый  или, наоборот, мелкий, скупой - видно, торопился с ответом человек.

Да и потом, существуют такие ситуации, когда воспользоваться другим видом связи просто невозможно. Как связаться с солдатом, с бабушкой, живущей в глухой деревне и не признающих никаких мобильных телефонов? А письма до  востребования, знакомства по переписке.

Значит, уметь писать письма – это важно, необходимо.

А знаете ли вы правила, которые диктует современный этикет, когда вы выполняете переписку.

Этому мы сегодня с вами и будем учиться.  У нас в гостях знаменитый почтальон Печкин, который  ответит  на все ваши вопросы и научит  правильно писать письма.

2.. Страничка историческая.

Почтальон Печкин Знаете ли вы, ребята, что письма – древний и всегда современный род человеческого общения? Появление письменности у людей связано прежде всего с потребностью передать информацию .Первые письма были порой очень странными: это пластушка камня с высеченным рисунком, кусок бересты с нацарапанными значками, бычья кожа и т. д.

Наверное, каждый из вас вспомнит оригинальное письмо, которое послала финка лапландке, чтобы та помогла Герде добраться до чертогов Снежной Королевы. (На мороженой рыбе) Но это в сказке. А как было на самом деле? Первые письмена появились 3 тысячи лет назад в Ассирии. Они были написаны клинописью на глиняной табличке. Письмо обжигали, а потом его укладывали в глиняную оболочку, писали адрес и снова обжигали. Дело за маркой. Но тут придётся подождать: марку изобретут ещё очень не скоро. Тот, кому предназначалось письмо, осторожно разбивал конверт. Представляете, какой была ноша первых почтальонов? Да их ещё могли посадить на кол, если принесённая весть была плоха. Наверное, вам будет интересно узнать, что почта в России появилась во времена царя Алексея Михайловича благодаря боярину Ордин-Нащёкину. Об этом и многом другом из истории письма вы можете узнать вот из этой книги (достаёт  из сумки книгу Г.Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий».

А теперь, ребята, поиграем. Представьте, что вы первобытный человек и вам необходимо передать такую информацию: «У горячего ключа пасётся стадо бизонов. Нужно подкрепление – 10 воинов с копьями».

(Обсуждение писем)

Учитель. С возникновением письменности люди получили возможность писать чаще, расширялась география их общения. Правда, грамота была доступна только царям, знатным боярам и церковнослужителям.

Вот как начиналось письмо протопопа Аввакума, жившего в 17 веке.

«Списокъ з грамотки страдальца Христова Аввакума отца. Дътямъ моим благословение и дому моему миръ»

И в заключение:

«Писано в темницъ лучинкою кое-как, майя въ 30 день».

- Скажите, чем отличается построение современного письма от того, что я вам прочла?

- С чего оно обычно начинается? Какавы его компоненты?

(Да, конечно,  с обращения. Необходимым компонентом начала письма  является дата и место ).

Послушайте отрывок из рассказа А. Алексина:

«Я почти никогда еще не получал писем по почте. Вернее сказать, я не получал «личных» писем, где бы на конвертах было написано: «Севе Котлову». А так-то вообще мне писали: и дедушка (мамин папа), и бабушка (папина мама), и сами мама с папой, кода они в доме отдыха бывали. Письма бабушки и дедушки всегда были адресованы маме, и только внутри конверта один из листков начинался словами: «Дорогой Всеволод!» (так писал дедушка) или «Родненький мой внучек» (так писала бабушка).

- О чем говорят обращения, которые использовали по отношению к внуку дедушка и бабушка? А какие обращения приняты в вашей семье?

- А как надо оформить обращение в письме?

А теперь вновь конкурс.

Ну-ка, посоревнуемся, кто придумает как можно больше обращений, с которых можно начать письмо.

(Учитывается оригинальность) Письмо 18 века: милостивый государь, сударыня, голубушка, почтеннейший А. П. , уважаемый Н. В.и т. д.

Письмо 20 века:

Здравствуй, доченька, сыночек.

Солнышко мое, внученька.

Дорогие бабушка, дедушка.

(Дополнительный вопрос) -А как заканчивали письма наши предки? (Искренне ваш…Совершенно преданный вам… и.т.д.)

Практикум. Ребятам раздаются письма А.П.Чехова, А Блока, А.М. Горького, Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского. Задание: определить, какие средства языка характерны для дружеской переписки (обращения, глаголы в повелительном наклонении, которые создают ощущение диалога, вопросительные предложения, неполные и эллептические предложения и т.д.)

3.. Страничка литературная.

Учитель. А знаете ли вы, почему так хорошо писали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н. А. Некрасов? Мне кажется, все дело в том, что они тренировали свой стиль, когда писали письма. Д. С.Лихачёв даже придумал систему, следуя которой можно хорошо научиться писать: «Во-первых, чтобы язык мой был богатым, я читал книги, с моей точки зрения, хорошо написанные, написанные хорошей прозой, и делал из них выписки…

Во-вторых, я решил писать каждый день особым образом - «без отрыва пера от бумаги», т. е. не останавливаясь. Я решил ( и решил правильно), что главный источник богатой письменной речи- речь устная .Поэтому я старался записывать свою собственную внутреннюю устную речь, старался пером догнать внутренний монолог, обращённый к конкретному читателю, адресату письма или просто читателю. И как-то быстро стало получаться».

Учитель демонстрирует тома переписки писателей-классиков

Наверное,  потому форма письма стала литературным приемом, которым пользовались многие крупнейшие писатели. Вспомним «Новую Элоизу» Руссо или «Евгения Онегина» А. Пушкина, «Бедных людей» Ф. М. Достоевского или  «Двух капитанов»  В. Каверина.

Эпистолярный жанр-это произведение, написанное в форме письма.

Почтальон Печкин. А знаете ли вы, что все письма по своему назначению делятся на личные и официально-деловые. И если вы не любите писать личные письма, то деловые вы должны уметь оформлять. От этого будет зависеть ваша успешность на работе, имидж делового человека. Разновидностей деловых писем много: письма-запросы, письма-предложения, письма-презентации (рекламации, письма-ответы. И чтобы правильно написать такое  письмо, необходимо знать правила их оформления, языковые модели.

Почтальон Печкин демонстрирует книгу под редакцией Л.А.Введенской «Русский язык и культура речи», где ребята могут найти не только образцы заполнения официальных писем, но и почерпнуть много полезной информации по культуре общения.

Раздает бланки писем, и ребята пробуют оформить письмо-приглашение ветерану войны на урок Мужества.

4. Страничка театральная.

. Но какое бы вы письмо ни написали, каждому надо помнить правила,  которые необходимо знать каждому культурному человеку.

Почтальон Печкин предлагает для просмотра  фрагмента известного мультфильма «Зима в Простоквашино» (по сценарию Э.Успенского), где кот Матроскин и Шарик ведут между собой переписку.

 Обсуждение.

Почему послания, которыми обменивались Матроскин и Шарик, не помогли им помириться? ( Они оскорбляют друг друга, а письмо должно быть выдержано в дружеском тоне).

Почему Печкин не принимает такое послание: «Поздравляю тебя, Шарик! Шарик, ты балбес!»(Взаимоисключающие речевые акты).

Учитель: Поссориться легко, а вот помириться трудно. И порой людям при общении бывает из-за сильных эмоций очень трудно добиться понимания. Я знаю женщину, которая после ссоры с дочерью  ночью писала ей письма, а утром клала их спящей девочке на подушку. Письма явились для неё спасением, не давшим разрушить дружбу.

А ещё есть письма…к себе.

5.Страничка психологическая.  В наш очень напряжённый и стремительный век   человек часто попадает в очень непростые ситуации, оказывается в состоянии стресса, очень сильной обиды, тревоги. Психологи советуют:

Возьмите 5 разноцветных страничек.

На белой вы описываете ситуацию формально, как протокол.

На коричневой вы выражаете все негативные эмоции по поводу случившегося.

На жёлтой вы излагаете  весь позитив.

На зелёной  вы творчески осмысливаете произошедшее( стихотворение, рассказ, рисунок)

На синей вы играете роль мудреца, который делает выводы и даёт советы. Он-и есть решение вашей проблемы. Все остальные помогли взглянуть на проблему со стороны.

Важно! Письмо не должно быть для вас тяжёлой повинностью. Пишите от души, иначе терапевтического эффекта не будет.

6.Страничка эстетическая. Почтальон Печкин показывает образцы писем и просит сформулировать правила для пишущего.

  1. Письмо неряхи (помятый, грязный лист, небрежный почерк)

    Правило №1  Любое письмо должно быть написано чисто и аккуратно.

  1. Письмо необязательного человека

    Правило№2 Ответ на любое письмо должен быть дан в течение недели.

  1. Письмо невыдержанного человека

     Правило№3  Никогда не следует писать письма в гневе, который скоро проходит, а упреки и оскорбления остаются.

  1. Письмо анонимщика

    Правило№4 Анонимные письма - явление отвратительное и не имеющие себе оправдания.

Почтальон Печкин.  И еще об одном запрете я хотел бы вам напомнить- о тайне переписки. Как вы понимаете это выражение?

Вывод: воспитанный человек никогда не интересуется чужими письмами и не дает адресованных ему писем для прочтения другим людям.

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и ещё-

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

В. Высоцкий.

Читать чужие письма нельзя.

Поэтому и хранить их нужно в специальной коробке, предназначенной для этих целей.

Учащиеся записывают правила, комментируя орфограммы.

7.. Страничка поэтическая.

Письма тесно связаны с человеческими чувствами, переживаниями. Любовь, дружба, память, дом, детство, отец, мать, Родина … Тематика писем может быть бесконечной. Сейчас  эти письма «заговорят» с вами.

Демонстрируются обожженное письмо и читается стихотворение ТютчеваФ. И.

«Она сидела на полу и груды писем разбирала…»

Письма - это память. Во многих семьях хранятся необычные письма, ставшие семейными реликвиями. Демонстрируется письмо - солдатский треугольник.

Ученик читает стихотворение  Ю. Друниной «Зинка». (Можно предложить для прослушивания стихотворения-письма С. Есенина  и т. д.).

8.. Страничка творческая.

Старая мудрость гласит: много говорить и много сказать - не одно и то же.

«Когда человек не знает, до какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека)

Главное в письмах – знать, что ты хочешь написать, и уметь сказать это эмоционально, просто, лаконично.  Золотое правило пишущего:

«Писать надо так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно».

Я предлагаю вам несколько тем для писем:

«Письмо человечеству, или Поговорим об экологии».

«Прости меня, мама».

«Письмо себе».

«Письмо фаната».

К последней теме комментарий:

- Какой подход  в письме вы будете использовать? ( « Я-подход» или «Мы- подход»)

В чём их отличие?

Как вы выразите своё уважение к адресату?( Через обращение, местоимение Вы, общий уважительный тон письма).

Подумайте, о чём будет ваше письмо? Помните, что известные люди очень заняты. Ваше письмо должно быть оригинальным и интересным, чтобы вам захотелось ответить.

Это Д/З.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...