Урок по русскому языку в 10 классе "Правописание н и нн в причастия и отглагольных прилагательных
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Калашникова Любовь Николаевна

На уроке рассмотрены трудные случаи правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_v_10.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 10 «в» классе.

Тема: Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Цели урока:

1.Систематизировать знание учащихся по данной теме.

2.Обогащать синтаксический строй речи путем использования причастий и прилагательных.

3.Формировать умения составлять высказывания на грамматическую тему.

4.Повторить написание Н и НН в отыменных прилагательных.

5.Готовить к ЕГЭ ( по данной теме ).

Ход урока:

I. Работа с перфокартой. Проверка домашнего задания.

Цель работы: повторить правила написания Н и НН в отыменных прилагательных.

-Вспомните, какую орфограмму мы повторяли на предыдущем уроке?

( Н и НН в отыменных прилагательных )

-Проверю условие этой орфограммы через перфокарту, работу оценю.

1.багряный закат                                     румяные щеки                бесчисленное множество

2.ветреная погода                                   туманное утро                 дискуссионный вопрос

3.глиняная посуда                                   очередь длинна              длинная очередь

4.ценное изобретение                           оловянный солдатик      ледяной покров

5.вещь ценна                                            воробьиные бои              дно песчано

6.чугунная ограда                                    монотонные звуки          полотняная скатерть

7.соломенная подстилка                       клюквенное варенье      свиная туша

8.земляной пол                                        кожаное пальто                серебряная ложка

9.осенняя погода                                     карманные часы               безветренный день

II.Повторение знаний о причастиях и отглагольных прилагательных ( Н и НН ).

Фронтальная беседа:

-Какой вид прилагательных был включен в диктовку? (именные)

-А еще от какой части речи могут быть образованы прилагательные? (от глаголов)

Это отглагольные прилагательные.

-А как отличить отглагольное прилагательное от причастия?

(наличие приставки, зависимого слова – причастие)

-А как это влияет на правописание Н и НН?

(причастие – НН; отглагольное прилагательное – Н)

-Приведите примеры, когда одно и то же слово пишется с Н и НН, т. е. прилагательное переходит в разряд страдательных причастий прошедшего времени. Например: сушеный лук – высушенный лук -сушенный на солнце лук.

-А всегда ли у причастия есть приставка и зависимое слово?

(В каких случаях у причастия нет приставки и зависимого слова, но пишется НН?)

Если причастие образовано от глагола совершенного вида:

(решить – решенная; купить – купленный; поймать – пойманный)

Это причастие, следовательно, пишется  НН.

-Всегда ли в причастиях пишется НН?

( краткие причастия -  Н)

-А в отглагольных прилагательных всегда пишется Н?

( слова на -ованный-  организованный

                    -еванный-  корчеванный

                    -ированный-  асфальтированный)

-Мы с вами вспомнили отличие причастий от отглагольных прилагательных, правописание в них Н и НН.

-Посмотрите на доску. Всё ,о чем мы говорили, отображено на этой таблице. Точно такие же таблички лежит у вас на партах. Работаем с ними.

III.(Учитель диктует предложения, учащиеся заполняют таблички примерами).

1.Гостям на обед подали маринованные огурцы, жареный картофель, зажаренного карпа, жаренного в масле цыпленка.

2.Помимо этого на столе, ножки которого были позолочены, стояли блюда с печеными пирожками.

3.Мороженая рыба, замороженные лангусты, моченые яблоки, толченые орехи находились ещё на кухне.

4.Лишенный возможности выбирать, гость с обиженным видом ел копченую колбасу и тушеное мясо.

5.Сквозь закопченные стекла окон еле пробивался свет.

6.А на улице дамы с цветами разъезжали в золоченых каретах по дорожкам, мощенным шлифованными камнями.

7.Скоро все было закончено.

1V.Проверка :фронтально.

а) какие слова, словосочетания записали в данные колонки.

V.А сейчас небольшая самостоятельная работа. Составить и записать два предложения:

1- отглагольное прилагательное;

2- причастие.

I ученик - ломать; II ученик - морозить; класс - сушить.

Проверка. Согласны ли?

VI.А сейчас выполним несколько заданий, включенных в ЕГЭ.

Карточка №398(4)(назвать и доказать)

                  №391(2)

                  №381(2)

                  №382(1)

                  №383(3)

VII.Домашнее задание. Задание по ЕГЭ.

Составить карточку на правописание Н и НН в причастиях и прилагательных ( аналогично классному заданию) из 4 рядов.

Причастие

Отглагольное прилагательное

НН

Н

Н

НН

есть приставка

есть зависимое слово

образовано от глаголов совершенного вида

краткое причастие

нет приставки

нет зависимого слова

-ованный

-еванный

-ированный

зажаренного карпа

замороженные лангусты

закопченные стекла

жаренного в масле цыпленка

мощенным камнями

лишенный возможности

с обиженным видом

позолочено

закопчено

жареный картофель

с печеными пирожками

мороженая рыба

моченые яблоки

толченые орехи

копченую колбасу

тушеное мясо

золоченых каретах

маринованные огурцы

шлифованными камнями

Причастие

Отглагольное прилагательное

НН

Н

Н

НН

есть приставка

есть зависимое слово

Образовано от глаголов совершенного вида

краткое причастие

нет приставки

нет зависимого слова

-ованный

-еванный

-ированный

Карточка 389.  В каком ряду  во всех словах на месте пропуска пишется Н?

  1. ути..ая походка, ошибка исправле..а, высуше..ое белье
  2. суше..ый среднеазиатский чернослив, нефтя..ая скважина, предоставле..ая работа
  3. ледя..ой взгляд, глаже..ый светлый пиджак, скоше..ая трава
  4. чище..ая рязанская картошка, жестя..ая труба, сделка заключе..а

Карточка 391.  В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется  Н?

  1. ледя..ая дорожка, вкусные жаре..ые семечки, заплете..ые косички
  2. ледя..ая корка, багря..ый закат, глаже.. ая скатерть
  3. сделка заключе..а, рва..ая белая рубашка, сформулирова..ое правило
  4. глиня..ый горшок, балова..ый ребенок, вещь прода..а

Карточка 381.  В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН? 

  1. краше..ый высокий забор, руки ухоже..ы, крепле..ое виноградное вино
  2. демобилизова..ый офицер,  подкова..ая лошадб, клюкве..ый сироп
  3. пастеризова..ое молоко, некоше..ый зеленый луг, девушка влюбле..а
  4. избалова..ый подросток, стилизова..ое произведение,  ветря..ой двигатель      

Карточка 382.  В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?       

  1. штампова..ая  продукция,  прочита..ые статьи,  реше..ый вопрос    
  2. маринова..ые  яблоки, ране..ый молодой солдат, охрана усиле..а
  3. вкусная вяле..ая рыба, кипяче..ое коровье молоко, ядро раздробле..о
  4. обоснова..ое  выступление, заявле..ая позиция, овся..ое печенье

Карточка 383. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?

  1. необоснова..ый вывод, доставле..ые вовремя газеты, документы подписа..ы,
  2. разочарова..ый путник, организацио..ые вопросы, кипяче..ое козье молоко
  3. бракова..ый товар, тренирова..ый юноша, скоше..ая вовремя трава
  4. патентова..ые изделия, автоматизирова..ый дезодорант, водя..ая баня

Ключ к перфокарте: 1.   н       н      нн

                                        2.   н       нн    нн

                                        3.   н       нн    нн

                                        4.   нн     нн    н

                                        5.   нн      н      н

                                        6.   нн    нн    н

                                        7.  нн     нн     н

                                        8.  н        н       н

                                        9.  нн     нн     нн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"

урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"...

Разработка урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в причастиях и отглагольных прилагательных»

Цель урока:Закрепить навыки правописания по теме « Н и НН в суффиксах разных частей речи» ;уметь различать прилагательные, образованные от имен существительных( отыменные прилагательные) и образованны...

конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Страдательные причастия и отглагольные прилагательные"

Конспект урока по программе  Никольской Г. для школ с русским (неродным) родным (нерусским) языком обучения. По учебнику Ашуровой Д....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Страдательные причастия и отглагольные прилагательные"

Урок с использованием ИКТ - отличный способ повышения качесвта образования в современной школе....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...