Игры и нестандартные задания при изучении разделов
методическая разработка (русский язык) по теме

Солдатова Ирина Олеговна

Игры и нестандартные задания при изучении разделов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_nestandartnye_zadaniya_pri_izuchenii_razdelov.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и нестандартные задания при изучении разделов «Фонетика».

1) Замените в каждом последующем слове один звук так, чтобы получилось новое  слово.

Например

 бок – сок – док – дом и т.д.

Эту игру можно давать по группам как соревнование «Кто больше?»

2) Преврати одно слово в другое, изменяя в каждом последующем слове только один звук.

реку в море

ночь в день

волка в козу

тесто в булку

В эту игру также можно проводить по группам как соревнование «Кто быстрее?»

             

3) Обгонялки

Записать 10 слов, в которых звуков меньше, чем букв (конь) или больше, чем букв (ёж).  Опять можно играть по группам «Кто быстрее?». Записать как можно больше слов, которые читаются одинаково слева направо и справа налево (дед, око…). П группам «Кто больше?»

4) Фонетическое лото

У ребят карточки с 6 гласными фонемами  [а], [о], [у], [и], [э], [и] и 36 с согласными фонемами  [б], [б,], [в], [в,], [й], [к], [к,], [г] и т.д.

Даются слова или записываются на доске, группа собирает фонетическую запись слова  каюта [к], [а], [й], [у], [т], [а].

5) Перевёртыши

Задание:

Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке:

атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария), автор (товар, отвар).

6) Конкурс знатоков ударения

От каждой команды выходят по одному представителю (правильно расставленное ударение - 1 балл).

Завидно Кватал (ЗавИдно КвартАл)

Звонит Жалюзи (ЗвонИт ЖалюзИ)

Мельком Черпая (МЕльком ЧЕрпая)

Щавель Балую (ЩавЕль БалУю)

Августовский Подростковый (Августовский ПодрОсткОвый)

Кухонный Красивее (КУхонный КрасИвее)

Кулинария Афера (КулинАрИя АфЕра)

7) Произнести скороговорки, четко выговаривая звуки. Повторите несколько раз, постепенно ускоряя темп речи. Кто произнесет скороговорку лучше?

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Везет Сеньку Санька с Сонькой на санках.

Пойду к Лавру, про Фрола Лавру навру.

Жутко жуку жить на суку

Игры и нестандартные задания при изучении разделов «Морфемика и словообразование».

  1. Эстафета восторга.

Задание:

 Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения.

2). Конкурс эрудитов.

Учитель:

На доске записаны и разобраны по составу слова. Докажите, что слова разобраны по составу верно:

1)стекло (стекл – корень, о – окончание)

стекло (с-приставка, тек – корень, л- суффикс, о – окончание)

2)осиной (осин – корень, ой – окончание)

осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание)

3) допили (до- приставка, пил – корень, и – окончание)

Допили (до- приставка, пи - корень, л- суффикс, и – окончание)

3) «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

1. На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.

Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

     На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.                            

2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.

О – облако, осень и т. д.

В – вилка

А – арфа

4) Игра «Найди ошибку»

Задания: какие слова неверно разделены на морфемы? 

Ус-меш-к-а   Без-грамот-н-ая   По-втор-ени-е   Подо-кон-ник   С-лез-инк-а Пре-крас-н-ый   Подо-бр-а-ть

5) «Собери слова» 

Из данных частей слова собрать слово, записать их, разобрать по составу.

1. ник        стакан         под                                     а) подстаканник

    ий          еньк            мал                                     б) маленький

 

    а             ушк            корм                                   в) кормушка

 

    н             ик              гриб                                    г) грибник

     

    А           под           сказ                                      д) подсказка

2. ник        окон         под                                       а) подоконник

    ник        под           снеж                                     б) подснежник

     а       к     по              сад                                    в) посадка

    и            ик              лист                                      г) листики

    ий          еньк           хорош                                  д) хорошенький

3. а     к     вяз             пере                                      а) перевязка

    а           игр             ушк                                        б) игрушка

   и            ик              бант                                        в) бантики

   ник        дорож        по                                           г) подорожник

 

   ушк         зим          а                                              д) зимушка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах)

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода являет...

Использование творческих заданий на уроках русского языка в 5 классе при изучении раздела "Синтаксис".

Вданной статье рассматривается использование творческих заданий, как средство  изучения синтаксиса в пятом классе....

Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"

В данном опыте  представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...

задания для подготовки к самостоятельной работе по итогам изучения раздела 2 для студентов 1 курса специальностей ПС, СП, ТМ

Данный материал предназначен для студентов первого курса специальностей ПС, СП, ТМ. Включает в себя перечень заданий самостотельной работы раздела 2...

Проект " Разработка диагностических заданий по изучению материала в 7 классе, раздел «Технология обработки пищевых продуктов», тема «Тесто»"

В данном проекте представлена разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы....