Программы 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа учителя по русскому языку в 5 классе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.6 КБ | |
| 32.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
- Закона «Об образовании от 10.02.1992г. № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996г. №12-ФЗс изменении. Внесённым постановлением Конституционного суда РФ от 24.10.2000г.№13-П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами, 27.12.2000г. № 150 – ФЗ, от 30.12.2001 – 194 ФФ., 24.12.2002 № 176 ФЗ от 23.12.2003г., № 186 – ФЗ от 17.12.2009г., №313 – ФЗ)».
- Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004г.№1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Приказ МОРФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования»
- САНПиН2,4,2 №2821-10, зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г. регистрационный номер №19993.
- Учебного плана МБОУ Таганская СОШ им. П.Г.Яценко на 2012-2013 учебный год, утверждённого 27.08.2012.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. (Просвещение 2008г.) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, каледарно-тематическое планирование и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ Таганская СОШ им.П.Г. Яценко. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 210 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | 3 | 1 | |
Повторение изученного в начальных классах | 21 | 1 | 2 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 36 | 1 | 4 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 18 | 1 | 2 |
Лексика. Культура речи. | 11 | 1 | 2 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 23 | 1 | 4 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 71 | 4 | 9 |
Повторение и систематизация изученного. | 9 | 1 | |
ИТОГО | 192 | 11 | 24 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
5 класс
(210 ч)
Язык - важнейшее средство общения (2 ч + 1 ч)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (21 ч + 2 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (36 ч + 4 ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (18 ч + 2ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (11 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (23 ч + 4 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (25 ч + 3 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (13 ч + 1 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (З2 ч + 5 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (9 ч)
Раздел IV. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыка- ми (здесь и далее указываются лишь те умения и навыки, которые приобретаются в данном классе в дополнение к усвоенным в предыдущих классах и владение которыми требуется от каждого ученика): разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов; разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
ПО ОРФОГРАФИИ.
Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
ПО ПУНКТУАЦИИ.
Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Литература для учителя.
- Программа по русскому языку для образовательных школ, гимназий, лицеев. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2009.
- Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2003.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2005
- Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. – М.: Просвещение, 1999.
- Соловьева З.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Вербум, 2001.
- Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 класс: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
- Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2002.
- Словари (по всем разделам русского языка).
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
- Научно-методический журнал «Русский язык в школе» и др.
Литература для ученика.
- Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2009.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2002.
- Словари (по всем разделам русского языка), справочники.
Раздел VI. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен пред ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон кретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не достатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятстви ем к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен ный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определен ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащего ся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак тике.
Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть дос тупными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 клас са – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по опре деленной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобре тенных навыков. И т о г о в ы е
д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать та кие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представ лены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунк тограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфо грамм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непрове ряемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полуго дия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего клас са.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографи ческие и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не про водилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо рабо тает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенно го значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименова ниях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречи ях, образованных от существительных с предлогами, правописание кото рых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательны ми и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращал ся! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен дру гой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в на рушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать дру гое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следую щая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а так же при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунк туационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфо графических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфо графических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфогра фических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутст вии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отмет ки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографиче ских и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуацион ных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) зада ния, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется ру ководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно вы полнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекоменду ется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
- описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
- ошибка на правило, не изучаемое в школе;
- ошибка в переносе слова;
- ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
- ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
• в исключениях из правил;
- в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
- в написании ы и и после приставок;
- в случаях трудного различения не и ни;
- в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
- при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну
Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы провер ки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение рас крывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по ли тературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитыва ется: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое един ство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки кон трольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нор мативам:
Оценка | Основные критерии оценки | ||
Содержание и речь | Грамотность | ||
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребле ния слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка | |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: • 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4» | |
«3» | 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов | Допускаются: • 0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых); • 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки | |
«2» | 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических. | |
«1» | Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок |
Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригиналь ность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. На личие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повы сить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного на писания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
- употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
- неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
- нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
- употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
- пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
- стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
- неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
- неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
- смешение лексики разных исторических эпох;
- употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
- бедность и однообразие синтаксических конструкций;
- нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
- стилистически неоправданное повторение слов;
- неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
- неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
- Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
ошибки нельзя воспринимать как орфографические. - Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
- Синтаксические
а)ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б)ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.
Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладе ние умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуаци онной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе нии следует считать фактическую подготовку ученика по всем показате лям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стиму лировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение при дается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от метка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложе ний за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками оцени вались.
Предварительный просмотр:
Раздел VII.Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс.
№ | Дата | Тема урока | Лексический круг | Организация самостоятельной работы | Формы контроля знаний, умений, навыков | Домашнее задание | Примечание | |
план. | факт. | |||||||
Язык – важнейшее средство общения | ||||||||
1 | Язык и речь | Вспомнить пословицы. | ||||||
2 | Язык и речь. Язык и его единицы. | Лингвистика | Упр.7, 8 | |||||
3 | Развитие речи. Стили речи. | Метафора, эпитет, всегда, никогда | Работа с текстами | Работа по карточкам | Подобрать заметку | |||
Повторение пройденного в 1-4 классах | ||||||||
4 | Части слова | Диво, дивный, удивительный. | Морфемный разбор слова, упр. 20 | П. 5, упр.22 | ||||
5 | Орфограмма | Орфограмма, | П.6, упр.24 | |||||
6 | Место орфограмм в словах | Транскрипция | Упр. 18 | Фонетический разбор слова | Упр.19 | |||
7 | Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. | Преподаватель, продавец, задавать, раздаваться. | Упр.26, 28, 30 | Работа по карточкам | П. 7, упр. 33 | |||
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Футбол, хоккей, матч | Тренировочные упражнения | Работа по карточкам | П. 8, упр.44 | |||
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Честный, известный, местный, счастливый, устный, вкусный, чудесный. | Тренировочные упражнения | Словарный диктант | П. 10, упр.48 | |||
10 | Буквы и, у, а после шипящих. | Парашют, жюри, брошюра. | Упр.50, составление предложений | Работа с тестом | П. 11, упр.51 | |||
11 | Разделительные ъ и ь. | Лить, разливать, ливень, вьюга, серьёзный, барьер. | Тренировочные упражнения | Игра «Кто больше придумает слов» | П. 12, упр. 55 | |||
12 | Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. | Из-за, из-под | Тренировочные упражнения | Работа с тестом. | П. 13 упр.59. | |||
13 | Текст. | Основная мысль, основная тема, заголовок | Работа по карточкам. | Упр.64 | Подобрать отрывок, доказать, что текст. | |||
14 | Части речи. | Свято, посвятить, дрожь, дрожать. Вправо, влево, впереди, справа, слева, вскоре. | Работа по карточкам | Выборочный диктант | П. 15, упр.67 | |||
15 | Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени). | Развитие, развивать. | Тренировочные упражнения. | Работа по карточкам. | П.15. упр74 | |||
16 | Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов Iи II спряжения; буква ь во 2-ом лице единственного числа глаголов. | Исчезать, исчезнуть | Тренировочные упражнения. | П.16, упр 78 | ||||
17 | Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами. | Тренировочные упражнения. | Словарный диктант. | П. 18, упр.83 | ||||
18 | Тема текста | Работа над сочинением | Закончить сочинение. | |||||
19 | Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. | Невинный, обвинять, провинность. | Объяснительный диктант. | Работа по карточкам | П.20, упр. 94. | |||
20 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. | Тренировочные упражнения. | П. 20, упр.96 | |||||
21 | Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Объяснительный диктант. | Словарный диктант. | П. 21, упр. 105 | ||||
22 | Устное сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» | Яркий, ослепительный, зелёный, изумрудный. | Упр.106 | |||||
23 | Местоимение 1,2 и 3-го лица. Наречия (ознакомление) | Вдвоём, втроём | Упр.112 | Контрольный словарный диктант | Упр.111 | |||
24 | Контрольный диктант и его анализ | |||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | ||||||||
25 | Пунктуация как раздел науки о языке. | Пунктуация. | Упр.118 | Работа с текстом | П.25, упр.119 | |||
26-27 | Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. | Герой, героизм | Составление таблицы, индивидуальная работа по карточкам. | Упр. 122,125 | П.25, упр.123,128 | |||
28 | Простое предложение | Багровый, багряный, багрец. | Тренировочные упражнения. | Работа по карточкам. | П.28, упр.134,136 | |||
29 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. | Составление таблицы. | Работа по карточкам. | П.29, упр.145 | ||||
30 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | Восклицательное | Работа с текстом | Работа по карточкам | П.30, упр.151 | |||
31 | Сочинение на тему «Памятный день» | Работа с текстами | Упр. 154 | |||||
32 | Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Подлежащее. | Работа с текстом. | Проверочная работа. | П.32, упр.157 | |||
33 | Сказуемое | Сказуемое | Работа с текстом | Работа по карточкам | П. 33, упр. 167 | |||
34-35 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Явиться, явление, явка, проявиться. | Работа с толковым словарём. | Упр.167 | П.34, упр. 168 | |||
36 | Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами) | Синтаксический разбор предложения. | Игра «Цепочка предложений» | П. 35, упр.172 | ||||
37 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Дополнение, определение | Составить предложение по схеме. | Работа по карточкам. | П.36-37, упр. 176. | |||
38 | Сочинение по картине И.И.Машкова «Натюрморт с маками и васильками» | Работа с планом. | Закончить работу. | |||||
39 | Определение | Работа с предложениями | Тестирование | П. 38, упр. 182 | ||||
40 | Обстоятельство | Отовсюду | Индивидуальная работа по карточкам | П. 39, упр.185 | ||||
41 | Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и. | Заботливо, внимательно, вежливо, компьютер. | Составление схем предложений. | Работа по карточкам | П. 40, упр.193 | |||
42-43 | Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. | Составление схем предложений. | Словарный диктант | П. 41, упр. 202 | ||||
44 | Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. | Тренировочные упражнения | Работа по карточкам. | П.41 , упр. 203 | ||||
45 | Обращение, знаки препинания при обращении. | Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините. | Тренировочные упражнения | Тестирование | П 42, упр.209,210 | |||
46 | Вводные слова и словосочетания. | Тренировочные упражнения | ||||||
47 | Развитие речи. Письмо. | Написание письма. | Закончить работу | |||||
48 | Синтаксический разбор простого предложения. | Огорчить, опечалить, расстроить. | Работа по карточкам. | Индивидуальные задания. | П 43, упр. 217 | |||
49 | Развитие речи. Сочинение по картине. | Упр. 218 | ||||||
50 | Пунктуационный разбор простого предложения. | Синтаксический разбор предложения. | П. 45, упр. 220 | |||||
51-53 | Сложные предложения. | Упр. Учебника | Проверочная работа | П. 46, упр.222 | ||||
52 | Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. | Тренировочные упражнения. | П.46, упр.224 | |||||
53 | ||||||||
54 | Синтаксический разбор сложного предложения. | Упр. учебника | Работа по карточкам | П. 47, упр.234 | ||||
55-56 | Прямая речь. | Пожалуйста, будьте любезны. | Тренировочные упражнения. | Словарный диктант | П.48, упр.239,237 | |||
57 | Диалог | Диалог, | Упр.244, 247 | П. 49, упр.246 | ||||
58 | Развитие речи (упр.248) | |||||||
59-60 | Контрольный диктант и его анализ. | |||||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. | ||||||||
61 | Фонетика | Фонетика | Разгадывание кроссворда. | П. 50, упр. 255 | ||||
62 | Гласные звуки | Составление таблицы. | Тестирование | П. 51, упр. 258 | ||||
63 | Согласные звуки | Работа с учеником, работа с текстом. | Работа по карточкам. | П. 52, упр. 264 | ||||
64 | Позиционные чередования гласных и согласных. | Работа с учебником | П. 53, упр. 270 | |||||
65 | Согласные твёрдые и мягкие | Музей, тема, текст | Запись под диктовку. | Отгадай слово. | П.54, упр.273 | |||
66 | Повествование. | |||||||
67 | Согласные звонкие и глухие. | Упр. учебника. | Тестирование | П. 55, упр.279 | ||||
68-69 | Графика. Алфавит. | Алфавит, биография, география, фотография | Распределить слова по алфавиту | Упр.283,284 | П. 58, упр.289 | |||
70 | Описание предмета. | |||||||
71 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Тоньше, меньше, раньше, лучше, возьмём, помощник. | Запись под диктовку. | Работа со словами. | П.60, упр.299 | |||
72 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | Упр. учебника | Определить количество букв и звуков в словах. | |||||
73 | Орфоэпия. | Антенна, гантели, интервью, тенор, тема. | Работа по карточкам | Упр.310 | ||||
74 | Фонетический разбор слова. | Указать третье лишнее слово. | Тестирование | П.63, упр.313 | ||||
75 | Описание предметов, изображённых на картине. | |||||||
76 | Повторение изученного в разделе. | Работа с текстом. | Тестирование | Подготовиться к диктанту. | ||||
77-78 | Контрольный диктант и его анализ. | |||||||
Лексика. Культура речи. | ||||||||
79 | Слово и его лексическое значение | Лексика | Тренировочные упр. | Выбрать правильный ответ. | Составить словарик. | |||
80 | Однозначные и многозначные слова. | Упр. 336,335 | Упр.334 | Придумать загадку. | ||||
81 | Прямое и переносное значение слов. | Эпитет. | Работа с текстом. | Тренировочные упр. | Упр.340 | |||
82 | Омонимы | Омонимы | Работа с текстом. | Работа с учебником. | Упр.346 | |||
83-84 | Синонимы | Синонимы, громада, громоздить, громадный. | Составление кроссворда | Правильно расположить синонимические ряды. | П.68, упр.349 | |||
85 | Сочинение по картине. | |||||||
86 | Антонимы. | Упражнения на закрепление. | Упр. 359 | П.69, упр.361 | ||||
87 | Подробное изложение. | |||||||
88-89 | Контрольный диктант и его анализ. | |||||||
Морфемика. Орфография. Культура речи. | ||||||||
90 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. | Тренировочные упражнения. | Самостоятельная работа по вариантам. | |||||
91 | Изменение и образование слов. | Скрипка, скрипеть, скрипач, проскрипеть. | Работа с текстом. | П.71, упр. 369 | ||||
92 | Окончание | Синтаксическая пятиминутка. | Тестирование. | П. 72, упр. 371 | ||||
93 | Основа слова | Фиолетовый, лиловый. | Работа с текстом | Работа по карточкам | П. 73, упр.377 | |||
94 | Сочинение –письмо | |||||||
95 | Корень слова. | Увлечь, увлекать, наслаждаться, сладостный. | Орфографическая диктовка. | Игра «Кто больше?» | П. 74, упр.380 | |||
96 | Рассуждение | |||||||
97-98 | Суффикс. Приставка. | Пианино, гитара, конфета, корзина, костюм. | Отгадывание кроссворда, тренировочные упр. | Составить слово по схеме. | П. 77, упр.406, 404 | |||
99-100 | Чередование звуков. Беглые гласные. | Ремень, чехол, небольшой, крошечный, крохотный. | Тренировочные упр. | Игра «Составь слово». | П.78-79, упр.411, 409 | |||
101 | Варианты морфем. | Тренировочные упр. | Объяснительный диктант. | П. 80, упр.415 | ||||
102 | Морфемный разбор слова. | Тренировочные упр. | Словарный диктант | П.81, упр. 417 | ||||
103 | Правописание гласных и согласных в приставках | Найти ошибки в словах. | Игра «Составь слово» | П.82, упр.422 | ||||
104 | Буквы з и с на конце приставок. | Безвкусный, рассвет, расцвет, расписание, сбить, сгиб, сдать, сжать, здесь, здание, здоровье. | Орфографический диктант. | Объяснительный диктант. | П.83, упр.429 | |||
105-106 | Буквы о-а в корне –лаг---лож-, -раст---рос-. | Росток, отрасль | Объяснительный диктант. | Проверочная работа | П. 83-84, упр.434, 440 | |||
107-108 | Буквы ё-о после шипящих в корне. | Жёрдочка, крыжовник | Запись предложений под диктовку. | Самостоятельная работа | П. 86, упр. 443 | |||
109 | Буквы и – ы после ц. | Цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках. | Тренировочные упр. | Тестирование | П.87, упр.447 | |||
110-111 | Сочинение по картине. | |||||||
112-113 | Контрольный диктант и его анализ. | |||||||
Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные части речи. | ||||||||
114 | Самостоятельные и служебные части речи. | Морфология | Запись под диктовку. | Тренировочные упр. | П.88. упр.462 | |||
Имя существительное | ||||||||
115-117 | Имя существительное как часть речи. | Желтизна, голубизна, кривизна. | Синтаксическая пятиминутка | Тренировочные упр. | П. 89, упр.471,469 | |||
118 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | Отечество, Отчизна, Родина. | Работа с текстом. | П. 91, упр. 482 | ||||
119 | Доказательства и рассуждения. | |||||||
120-121 | Имена существительные собственные и нарицательные. | Великая Отечественная война. | Объяснительный диктант. | Работа по карточкам | П. 92. упр. 483 | |||
122-123 | Изложение | |||||||
124 | Морфологический разбор имени существительного. | Тренировочные упр. | Работа по карточкам | П. 93. упр.498 | ||||
125 | Род имён существительных. | Рельс, рояль | Объяснительный диктант. | Синтаксическая пятиминутка. | П.94, упр.503 | |||
126 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Библиотека, инструмент, километр, процент, тефтели, договоры. | Выборочный диктант. | Исправить ошибки в предложениях. | П.95, упр.507 | |||
127 | Имена существительные, которые форму только единственного числа. | Простор, ширь, даль, силос, свекла, силос. | Тренировочные упр. | П. 96, упр. 515 | ||||
128-129 | Три склонения имён существительных. Падежи имён существительных. | Объяснительный диктант. | Словарный диктант. | П. 97 520 | ||||
130-134 | Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе. | Республика | Тренировочные упр. | Работа с перфокартами. | П.98, упр.535, 539,543 | |||
135 | Подробное изложение. | |||||||
136-137 | Множественное число существительных. | Носков, чулок, яблок, помидоров. | Объяснительный диктант. | Работа по карточкам. | П. 100, упр. 54,546 | |||
138-139 | Сочинение по картине. | |||||||
140-141 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Объяснительный диктант. | Самостоятельная работа. | П. 101, упр. 558 | ||||
142 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» | Анализ текста. | Диктант «Проверь себя» | |||||
143-144 | Контрольный диктант и его анализ. | |||||||
Имя прилагательное. | ||||||||
145 | Имя прилагательное как часть речи. | Баять, обаятельный, аккуратный, обаятельность. | Работа с таблицей. | Синтаксическая пятиминутка. | П. 102, упр.576,575 | |||
146-147 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Жёлтый, золотой | Объяснительный диктант. | Выборочный диктант. | П. 103, упр.581,584 | |||
148-149 | Описание животного | |||||||
150-151 | Прилагательные полные и краткие. | Экология, юннат, натуралист. | Тренировочные упр. | Предупредительный диктант. | П. 105, упр.590, 591 | |||
152 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Упражнения на закрепление. | П. 106, упр.600 | |||||
153 | Обобщение изученного по теме. | Вопросы стр.239 | ||||||
154 | Урок-зачёт по теме «Имя прилагательное» | Упражнения на закрепление. | ||||||
155-156 | Контрольный диктант и его анализ. | |||||||
Глагол. | ||||||||
157 | Глагол как часть речи. | Словарно-орфографическая диктовка. | Проверочный диктант. | П. 107, упр.609. | ||||
158 | Не с глаголами. | Ненавидеть, недоумевать, негодовать. | Словарный диктант. | П. 108, упр.612 | ||||
159 | Рассказ | |||||||
160-161 | Неопределённая форма глагола. | Тренировочные упр. | Самодиктант | П. 110, упр 631,630 | ||||
162-163 | Правописание –тся и –ться в глаголах | Гимнастика, баскетбол, соревноваться, состязаться, тренер. | Тренировочные упр. | Объяснительный диктант. | П. 111, упр. 639,637 | |||
164-165 | Контрольный диктант и его анализ. | |||||||
166-167 | Вид глагола. | Класть, клал, кладу, положить, положил, положу. | Тренировочные упр. | Тестирование. | П. 112, упр. 644,646 | |||
168 | Сочинение по рисунку | |||||||
169-170 | Буквы е-и в корнях с чередованием. | Выборочный диктант. | Проверочная работа. | П. 113, упр. 654,655 | ||||
171 | Невыдуманный рассказ о себе. | |||||||
172 | Время глагола. | Орфографическая диктовка. | Предупредительный диктант | П. 114, упр. 661 | ||||
173 | Прошедшее время. | Понимал, создавал | Выборочный диктант. | П. 116, упр. 663 | ||||
174 | Настоящее время | Звонить, руководить. | Предупредительный диктант | Исправить ошибки в предложении. | П. 117, упр. 669 | |||
175 | Будущее время. | Положу | Объяснительный диктант | П. 118, упр. 672 | ||||
176-177 | Спряжение глагола | Мечта, космонавт, стадион, арена, спартакиада. | Работа с таблицей. | Объяснительный диктант. | П. 119, упр. 677 | |||
178-182 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Вагон, платформа, канал | Выборочный диктант | Проверочная работа, тестирование. | П.120, упр. 687,689,692 | |||
183 | Морфологический разбор глагола. | П.121, упр.698 | ||||||
184-185 | Изложение. | |||||||
186 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | Фотоаппарат, бинокль. | Диктант «Проверь себя» | П. 122, упр.702 | ||||
187-188 | Употребление времён. | Тренировочные упражнения. | Исправь предложение. | П. 123, упр 705 | ||||
189-190 | Спортивный репортаж. | |||||||
191 | Повторение изученного о глаголе. | Объяснительный диктант. | Работа по карточкам. | Упр.709 | ||||
192-193 | Контрольный диктант и его анализ. | |||||||
194-195 | Сочинение-рассказ по картине. | |||||||
Повторение и систематизация изученного. | ||||||||
196-197 | Разделы науки о языке. | Упражнения на закрепление. | Тестирование | Упр.718 | ||||
198-199 | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | Упражнения на закрепление. | Работа по карточкам | Упр.731 | ||||
200-201 | Орфограммы в окончаниях слов | Упражнения на закрепление. | Тестирование | Упр.739 | ||||
202-203 | Употребление букв ъ и ь. | Упражнения на закрепление. | Упр.743 | |||||
204-205 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Упражнения на закрепление. | Объяснительный диктант | Упр.746 | ||||
206-207 | Контрольный диктант и его анализ. | |||||||
208-210 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Класс гитары"
Программа модифицированная, художественно-эстетическая, ориентированая на овладение музыкальным инструментом, развитие музыкального слуха. Программа рассчитана на 2 года обу...
Воспитательная программа класса"Мы вместе"
Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...

Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"
Программа представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....

Воспитательная программа класса "Я - среди людй"
Программа деятельности классного руководителя "Я - среди людей" на районный конкурс "Самый классный "классный"....

Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"
Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....

Воспитательна программа класса "Содружество"
Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...
