Тема: «Готовим праздничный обед»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Цель: Повторение и закрепление знаний, полученных учащимися при изучении темы «Глагол». Задачи:  Закрепить умения определять грамматические признаки глаголов, их синтаксическую роль в тексте и морфемный состав, правильно писать глаголы с орфограммами;  Развивать учебно-организационные умения (организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности) и творческие способности учащихся;  Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха. Тип урока: повторение и закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний по теме «Глагол».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc53.5 КБ
Файл kartochkadesert.docx26.03 КБ
Файл kartochkapuding_iz_ovoshchey.docx23.03 КБ
Файл kartochkasup_s_limonom.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока объяснения нового                материала по русскому языку на тему:

«Понятие о сложноподчиненном предложении»

                                               

                                                                               

  Мурзакова Е.В.

                                                                                 

                                     

Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении.

Класс: 9

                         

Цели:

 1) Образовательная: дать понятие «сложноподчиненное предложение»; формировать умение находить главное и придаточные предложения; закрепить умение определять средства связи частей сложноподчиненного предложения; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях;

2) Развивающая: развить учебно-языковые умения (выделять в тексте сложноподчиненные предложения);

3) Воспитательная: воспитать бережное отношение к природе; воспитать культуру умственного труда на основе логических операций.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Средства обучения: Сабаткоев Р.Б. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобр. Учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения – СПб, 2006

Школьная доска.

                         План урока

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала.
  1. Запись числа и темы урока

2.       Работа с материалом упражнения 69 устно.

3.        Беседа о сложноподчиненных предложениях на основе упражнения

4.        Чтение § 9  (с.41 – 42).

  1. Закрепление изученного материала.

Работа с материалом упражнения 70.

1.Прочитайте.

2. Найдите сложноподчиненные предложения. Выделите главную и придаточную части.

3.Выясните, к чему относится придаточная – к отдельному члену главной части или ко всей главной части.

4.Объясните пунктуацию.

Работа с материалом упражнения 72.

1.Прочитайте.

2.Найдите сложноподчиненные предложения.

3.Выделите в них главные и придаточные части.

4.Объясните постановку знаков препинания.

IV.  Подведение итогов урока.

Оценивание ответов.

V.Задание на дом

               

                        Ход урока

  1. Организационный момент.

           Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует?

           Ученик: Сегодня в классе все.

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению еще одного вида сложного предложения – сложноподчиненного предложения. Откройте тетради. Напишите число и тему урока «Понятие о сложноподчиненном предложении». Откройте учебник на страницу 40. Найдите упражнение 69. Прочитайте задание.

Ученик: Прочитайте. Найдите сложные предложения. Укажите главные члены в каждой части этих предложений. Укажите союзы и союзные слова, которые служат для связи частей.

Учитель: Выполняем по заданию.

Ученик:

Природа и мы

I.        Когда мы преобразуем природу, мы как бы извлекаем человека из этой природы. А если я живу на берегу реки — это моя река. Если же ко мне придут домой и скажут, что мой стол стоит не так, а вот эту вещь надо вынести, а вот эту переставить ещё как-то, —я буду возражать. Я этого не хочу. Вот так же я не хочу, чтобы подобным образом поступали и с моей рекой. Это тоже мой дом. Не потому, что это мои претензии, а потому, что
я тот человек, который вырос в определённой среде, и я не знаю, кем я буду, если меня лишить этой окружающей среды. (С.
Залыгин)

II.        Всё. что окружает нас,— от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, таёжного зверька, хлебного поля, неба, дающего нам возможность дышать, солнца, согревающего нас,— всё-всё есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек — дитя природы и,
как дитя родное, должен относиться к своей матери — Земле, ибо мы её сердце живое и она в нашем сердце жива и вечна, без неё нам не прожить.

Земля уже нуждается в нашей помощи. Нам, людям, уже пора не только рубить, а и садить, нам уже не надо хвастаться тем, что мы — покорители природы, нам пора называться хозяевами своей земли. (В. Астафьев)

Учитель: Найдите сложные предложения. Укажите главные члены в каждой части этих предложений. Укажите союзы и союзные слова, которые служат для связи частей.

Ученик: Когда мы преобразуем природу, мы как бы извлекаем человека из этой природы. В этом предложении две грамматические основы. Первая – мы преобразуем, вторая – мы извлекаем. Следовательно, это сложное предложение, которое состоит из двух частей. Части связаны союзом когда.

А если я живу на берегу реки – это моя река. В данном предложении две грамматические основы. Первая – я живу, вторая – это река. Следовательно, это сложное предложение, которое состоит из двух частей. Части связаны при помощи союза если.

Учитель: Ребята вы знаете, что союзы бывают двух видов. В предложениях, которые вы прочитали, части связаны какими видом союзов?

Ученик: В данных предложениях части сложного предложения связаны подчинительными союзами.

Учитель: Сложное предложение, части которого связаны друг с другом подчинительными союзами или союзными словами – это сложноподчиненное предложение.

В сложносочиненных предложениях невозможно задать вопрос от одной части предложения к другой.  Подумайте и скажите можно ли задать вопрос от одной части сложноподчиненного предложения к другой?

Ученик: В сложноподчиненных предложениях одна часть предложения зависит от другой. Мы можем задать вопрос от одной части к другой. Например,  мы как бы извлекаем человека из этой природы когда? Когда мы преобразуем природу. Или: это моя река при каком условии? А  если я живу на берегу реки.

Учитель: Сложноподчиненное предложение состоит из главной и придаточной части. Главная часть та от которой мы задаем вопрос. Придаточная часть служит для пояснения какого-либо члена главной части или всей главной части.

Прочитайте §9 на странице 41-42.

Ученик: Сложноподчинённое предложение — это такое сложное предложение, части которого связаны друг с другом подчинительными союзами или союзными словами (относительными местоимениями и наречиями). Например: Счастье мыслящего человека состоит в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей. (Д. Писарев) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл, изгнанником два года незаметных. (А. Пушкин)

Сложноподчинённое предложение состоит из главной и придаточной частей. Придаточная часть служит для пояснения какого-либо члена главной или всей главной части. Например: Понадобился проводник (какой?), который хорошо знал бы лесные тропы. (Б. Полевой) Пурга не страшна (при каком условии?), если человек не будет её бояться. (Т. Сё мушкин)

Придаточная часть может стоять перед главной, в середине главной и после главной части.

Придаточная часть отделяется от главной запятой. Например: Есть святые чувства, которых не должна касаться чужая рука. (Д. Мамин-Сибиряк)
Если придаточная часть стоит внутри главной части, то она выделяется запятыми с обеих сторон. Например: В начале зимы, когда снег неглубок, сой-
ка роется под дубами. (П. Козлов)

По значению придаточных частей сложноподчиненные предложения делятся на три группы: с придаточными изъяснительными, определительными и обстоятельственными.

Схематически сложноподчинённое предложение можно представить так: 1) [    ], что (    );  2) (Если), [    ].

  1. Закрепление изученного материала.

Учитель: Выполним упражнение 70. Прочитайте задание.

Ученик: Прочитайте. Найдите сложноподчиненные предложения. выделите главную и придаточную части. Выясните, к чему относится придаточная – к отдельному члену главной частили ко всей главной части. Объясните пунктуацию.

Учитель: Выполняем по заданию.

Ученик: Я знал, что в Саратове есть аэроклуб. Среди ребят о нем шла добрая слава. Чтобы поступить туда, надо было иметь среднее образование. Но вот как-то прибегает один из студентов нашего техникума и возбужденно кричит: «Ребята, отличная новость! В аэроклуб принимает четверокурсников техникумов…» В тот же вечер мы отправились в аэроклуб.

Дорога на аэродром к самолётам оказалась куда длиннее, чем мы представляли себе.

Очень напряжённое это было время. Приходилось днём заниматься в техникуме, вечером — в аэроклубе. Уставали смертельно, и я, едва добравшись до койки, за сыпал моментально, без сновидений. Очень хотелось по скорее начать учебные полёты. Ведь я до сих пор ни разу, даже в качестве пассажира, не поднимался в воздух.

Но, прежде чем начать учебные полёты, полагалось совершить хотя бы один прыжок с парашютом.

Наконец назначены парашютные прыжки. Дважды ночами мы выезжали на аэродром и, переживая, ждали, когда нас поднимут в воздух. (По Ю. Гагарину)

Учитель: Найдите сложноподчиненные предложения

Ученик: Я знал, что в Саратове есть аэроклуб. В предложении две грамматические основы. Первая – я знал, вторая – есть аэроклуб. Следовательно, это сложное предложение. Части связаны подчинительным союзом что. Это сложноподчиненное предложение. Я знал что? Что в Саратове есть аэроклуб. Придаточная часть относится ко всей главной части. Придаточная часть отделяется то главной запятой, поэтому перед союзом что ставится запятая.

Чтобы поступить туда, надо было иметь среднее образование. В предложении две грамматические основы. Первая – чтобы поступить, вторая – надо было иметь. Следовательно, это сложное предложение. Части связаны подчинительным союзом чтобы. Это сложноподчиненное предложение. Надо было иметь среднее образование для чего? Чтобы поступить туда. Придаточная часть относится ко всей главной части. Придаточная часть отделяется то главной запятой.

Учитель: Выполняем упражнение 72. Прочитайте задание.

Ученик: Прочитайте. Найдите сложноподчиненные предложения. Выделите в них главные и придаточные части. Объясните расстановку знаков препинания.

           Учитель: Прочитайте текст.

                               Слово о Ломоносове

                                         (Сказ)

Для России было счастьем, что гениальный ум Ломо носова оказался направлен в сторону наук, наиболее нужных в то время стране и народу.

Отец, бывало, доказывал сыну:

— Твоя наука от житья-бытья отводит. Моя наука, что ложка у обеда, что игла у портного. Хожу в море и промышляю, руководствуясь собственным опытом и вековыми дедовскими приметами.

Сын  устраивал лабораторию, отправлял научные эк спедиции и тем как бы с отцом беседовал, отцу доказы вал:

—Вот,  тятенька, и я в моем  деле опыты и приметы применяю. Ежели поэзия и философия—это суть соловьи в небе, то физика моя и  химия — это синицы в руках… Еще и то ведай, тятенька, что и твой опыт, морской и промысловый, в  свою многополезную сокровищ ницу наука прибрала.

Живой творческий ум и ученая любознательность Ломоносова не имела границ. По монастырским кни гохранилищам разыскивал он древнерусские летописи. По ним составили «Историю Российскую». За этой рабо той следил граф Шувалов. Он ценил Ломоносова прежде всего как поэта, который «чистый слог стихов и прозы ввёл в Россию».

Горячность, страстность, вспыльчивость, готовность ежечасно умереть за свою правду, праведный гнев, дви жимый на всех, кто мешает и не заботится об умноже нии наук в России,— эти свойства создавали Ломоносо ву врагов.

— Мужик! Грубиян! — дразнили Михаила Василье вича из-за угла.

Однако гений архангельского мужика сиял столь светло, что загородить этот свет уже было не под силу никому... (По Б. Шергину)

Учитель: Найдите сложноподчиненные предложения. Выделите в них главные и придаточные части. Объясните расстановку знаков препинания.

Ученик: Для России было счастьем, что гениальный ум Ломо носова оказался направлен в сторону наук, наиболее нужных в то время стране и народу.  Для России было счастьем что? Что гениальный ум Ломоносова оказался направлен в сторону наук, наиболее важных в то втемя стране и народу. Главная часть – для России было счастьем, придаточная –  что гениальный ум Ломо носова оказался направлен в сторону наук, наиболее нужных в то время стране и народу. Придаточная часть отделяется от главной запятой. Наиболее нужных в то время стране и народу – причастный оборот, поэтому выделяется запятой.

Моя наука, что ложка у обеда, что игла у портного. Моя наука какая? Что ложка у обеда, что игла у портного. Главная часть – моя наука, придаточная – что ложка у обеда, что игла у портного. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

  1. Домашнее задание.

Учитель: Дома выполните упражнение71. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите сложноподчиненные предложения. Поставьте вопросы от главных частей к придаточным.

§9, стр. 40-41.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового вы сегодня узнали?

Ученик: Сегодня мы изучили еще один вид сложного предложения – сложноподчиненное предложение.

Учитель: Какие трудности у вас возникли? Что было сложного?

Ученик: Трудностей не возникло. Тема не была для нас сложной.

Оценивание ответов

 



Предварительный просмотр:

ДЕСЕРТ

Задание:

  1. Нарисуйте блюдо, которое вы приготовите на десерт;
  2. Напишите 5 глаголов, которые помогали вам в приготовлении десерта.

На десерт я приготовил (приготовила)

  ________________________________________________________________________

Мне помогали глаголы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Второе блюдо «Пудинг из овощей».

Задание:

  1. Прочитайте рецепт;
  2. Вставьте пропущенные буквы;
  3. Обозначьте и объясните орфограммы, встретившиеся в словах на месте пропусков.

Справочный материал

НАЗВАНИЕ ОРФОГРАММ

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание корней с чередованием Е - И.

Правописание НЕ с глаголами.

Правописание ТЬСЯ - ТСЯ  в глаголах.

Правописание Ь после Ч в неопределенной форме глаголов.



Предварительный просмотр:

Первое блюдо «Суп с лимоном»

Задание:

  1. Прочитайте рецепт;
  2. Найдите все глаголы;
  3. Подчеркните глаголы как члены предложения.

                                                           Суп с лимоном.

Сварите мясо вместе с кореньями. Достаньте мясо, после чего в бульон нужно влить смесь муки с маслом, сметаной с желтками. Когда почувствуете, что суп начинает закипать, то следите, чтобы смесь не булькала. Хорошо было бы положить в суп ломтики лимона.

Грамматические признаки глагола

Вид

Совершенный - несовершенный

Спряжение

  1. (-ать, -ять, -уть)
  2. (-ить, 7 на – еть, 4 на -ать)

Наклонение

Изъявительное, сослагательное, повелительное

время

Настоящее, прошедшее, будущее

число

Единственное - множественное

лицо

1 лицо, 2 лицо, з лицо

Род (в прошедшем  времени)

Мужской, женский, средний

СЕКРЕТ: вкус блюду предает хорошее настроение, поэтому перед подачей блюда на стол не забудьте _____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов.Тема. Танцы на обед, танцы на ужин.

Данный совместный семинар-практикум представлен, как один из цикла программы с педагогами по обучению здоровьесберегающим технологиям. В нем раскрываются вопросы оказания танцев на организм челов...

Презентация урока на тему "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"

В данном уроке системно, в виде презентации показано, как готовить выпускников 9 класса к написанию сочинения на лингвистическую тему....

"Составление меню на праздничный обед"

Данное занятие ознакомит детей  с правилами составления меню праздничного стола, учитывая наличие продуктов питания....

Методическая разработка сценария театральной миниатюры «ПРАЗДНИЧНЫЙ ОБЕД» по рассказу С. Алексеева

Методическая разработка  сценария театральной миниатюры «ПРАЗДНИЧНЫЙ ОБЕД» по рассказу  С. Алексеева. Сценарий написан для литературно-музыкальной композиции , посвященной памяти...