План-конспект урока "Корень слова".
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Тимофеева Татьяна Викторовна

Конспект урока разработан с использованием электронно-образовательных ресурсов по русскому языку и может быть использован в дистанционном обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл корень слова20.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТА УРОКА
_________________
Корень слова_________________________

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Тимофеева Татьяна Викторовна

Место работы

МОУ СОШ № 10 с. Троицкое, Ханкайский район, Приморский край.

Должность

учитель

Предмет

Русский язык и литература

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

Словообразование. № 2

Базовый учебник

М. Т. Баранов

  1. Цель  урока: дать понятие корня слова как о морфеме.

9. Задачи:

– обучающие: формировать умение находить корень через подбор однокоренного слова и разбор лексического значения;

– развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений, работать по развитию творческого воображения учащихся;

– воспитательные: воспитывать гражданское отношение к окружающему.

  1. Тип урока: изучение нового материала
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
  3. Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер
  4. Структура и ход  урока: урок-путешествие

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Ребята, приглашаю вас в путешествие по стране Морфемика

Продолжите предложения:

1. Наука Морфемика изучает….

2. Морфемой называется…

3. Я знаю морфемы…

Дети продолжают предложения:

5 мин.

II. Постановка проблемного вопроса.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

Молодцы! Страна Морфемика открывает двери перед вами. Сегодня мы отправляемся в гости к корню слова, чтобы узнать его секреты и понять образуются ли с помощью  корня новые слова. 

Вы можете сразу ответить на этот вопрос?

Ответы учащихся.

1 мин.

III. Знакомство с новым материалом. (Работа с ЭОР №1).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.Давайте знакомиться!

Корень слова –это…

(нажать на слово корень в ЭОР)

2. Откроем первый секрет! О чем нам рассказывает корень?

(чтение текста в рамочке, в ЭОР)

3. Придумайте свои примеры однокоренных слов, выделите общую часть. Запишите в тетрадь.

4. Назовите свои примеры.

5. Давайте посмотрим на рисунок и откроем следующий секрет. Что общего у всех этих слов?

(нажать на рисунок гнезда в ЭОР)

6. Все ли слова из этого гнезда? Как это узнать?

7. Так что же такое словообразовательное гнездо?

8. Давайте попробуем создать свое словообразовательное гнездо слова РОД.

(проверка)

9.   А теперь мы разделимся, чтобы приблизиться к следующему секрету.  Нужно восстановить словообразовательную цепочку.

Первая группа: мука….мучнистость.

Вторая группа: мороз…размораживание.

(проверка).

10. Итак, у корня есть «общество», которое называется….?

Какие корни входят в это «общество»?

11. Можно ли считать слова ЩУКА и КАРАСЬ родственными, однокоренными?

12. В русском языке есть корни, которые пишутся по определенным правилам.

(нажать на слово омонимичные В ЭОР)

Итак, могут ли эти слова составлять словообразовательное гнездо?

Дети зачитывают определение, зачитывают примеры.

Наблюдения учеников.

Самостоятельная работа учеников.

Приводят примеры.

Дети зачитывают слова: подводник, водица, водяной, водомерка, подводник. Называют корень ВОД.

Дети отвечают, что это можно узнать по лексическому значению.

Ученики зачитывают определение.

Индивидуальная работа учащихся.

Работа в группах.

Ученики делают вывод: слова, происходящие от одного корня составляют словообразовательное гнездо.

Ответы учеников.

Ученики читают об омонимичных корнях.

Учащиеся делают вывод.

3 мин.

2 мин.

7 мин.

1 мин.

2 мин.

1мин.

3 мин.

5 мин.

3 мин.

5 мин.

1 мин.

1 мин.

2 мин.

1 мин.

IV. Рубрика «Это интересно». Работа с ЭОР №1.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

(нажать значок «Это интересно «за кем последнее слово» в ЭОР)

Проверь себя! Сейчас мы поиграем. Один из вас называет слово, следующий называет другое слово с этим же корнем, третий – тоже и т. д.

Коллективная игра

5 мин.

V. Самостоятельная работа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Ребята, корень спрашивает вас: «Все ли  его секреты вы запомнили? »

Проверьте себя.

Ученики выполняют небольшой письменный тест.

Обмениваются работами и проверяют.

5 мин.

VI. Подведение итога урока, домашнее задание.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Итак, какие секреты о корне сегодня мы узнали?

А могут образовываться с помощью корня новые слова?

Дома выполните упражнение по учебнику.

Ответы учеников.

2 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

______________Корень слова____________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Корень слова и аффиксы. И 1.

Открытая образовательная мультимедиа система

Учебно-методический комплекс

http://fcior.edu.ru/card/2814/koren-slova-i-affiksy- i1.html 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

План-конспект урока "Образование слов с помощью суффиксов" 5 класс.

План-конспект урока "Образование слов с помощью суффиксов" 5 класс....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока Этикетные слова (5 класс)

План-конспект урока Этикетные слова (5 класс)...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План-конспект уроку. Дієслово як самостійна частина мови: загальне значення, морфологічні ознаки і синтаксична роль.

Тип уроку: урок вивчення нового матеріалу.Вид уроку: урок-дослідження.Мета  уроку: поглибити знання про дієслово, навчитися знаходити в текстах дієслова, виявляти їх функцію.Завдання:- освітні: п...

План-конспект урока "Корень слова", русский язык 5 класс.

План-конспект урока "Корень слова", русский язык 5 класс.Научиться составлять ряд родственных слов; привить навык определять корни слов с учетом их лексического значения....