Обобщающий урок по теме"Морфемика"(урок-путешествие)
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Ребята отправляются в морское путешествие, чтобы спасти свои знания от пиратов по теме "Морфемика". Их ждут необыкновенные приключения,где они повторяют то, что изучали вэтом разделе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_morfemika.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Обобщение изученного по теме   «Морфемика».

Цели и задачи урока:

1.Углубить , а при необходимости и откорректировать знания по морфемике ; закрепить умение морфемного разбора;

2.Воспитывать чувство ответственности за членов классного коллектива , формировать умение сопереживать, сочувствовать товарищам , ответственно относиться к дружбе;

3.Развивать речь, логическое мышление, внимание и память обучаемых.

Тип урока: закрепление и обучение изученного.

Вид урока: урок- путешествие.

Технология урока: на игровой основе ,уровневой дифференциации.

Оборудование: видеотерминал, толковый словарь ,музыка, штурвал.

                      Ход урока.

1.Приветствие,работа над мотивацией, определение целей урока.

Здравствуйте, ребята! Вы слышите шум моря, нам сегодня  предстоит отправиться в морское  путешествие ,потому  что  у нас- неприятность. Пираты похитили у нас весь багаж знаний по теме «Морфемика» и отвезли на  остров .        Мы отправимся в погоню ,постараемся вернуть наш багаж знаний .А знания по этой теме нам нужны ?                                                                                                                                                          Получить эти знания мы сможем ,если правильно выполним все задания по теме «Морфемика»  .Тема нашего урока  «Повторение по теме «Морфемика».                                                                                                                                       Какие цели перед собой поставим?                                                                                                                           Мы проверим, углубим, а при необходимости и отккоректируем знания по морфемике, закрепим умение морфемного разбора ,что в дальнейшем поможет решать орфографические задачи.                                             А для того, чтобы быстро пройти все трудности и препятствия, как мы должны друг к другу относиться, какими качествами характера должны обладать?

-внимательными

-сочувствие

-сопереживание

-соучастие

2.Повторение и закрепление материала в игровой форме.

Мы отправляемся  в морское путешествие.                                                                                                                

                                                                                     

Но что это? На нашем пути препятствие , мне кажется, что это коралловые рифы. А что такое риф?

(лексическое значение слова ,показ слайда)

Риф- ряд подводных или выступающих из воды скал, опасных для судов. А  почему коралловый?(Чтение статьи учебника) .А что такое коралл?(Чтение статьи словаря) .Ребята, если посмотреть на коралловые рифы из космоса ,мы увидим одну из наших морфем- корень .Что такое корень слова?  (сообщение ученика)  А как называются слова  коралл и коралловый. Чтобы избежать столкновения с рифами, нужно выполнить следующие задания.

               Вставить пропущенные буквы , объяснить графически орфограммы.

Росток,предполагать,крыжовник,жёрдочка,цифра,нарцисс,лесник,удивительный,приложение.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте написание друг у друга, объясняя написание слов.

 Какие орфограммы мы повторили?

Что такое корень слова?

Мы справились с заданием ,плывём дальше. Лучший ученик крутит штурвал.

                                                                                                                                                                                 Я вижу какой-то мыс.(лексическое значение слова, показ слайда)                                                                  Мыс-часть суши ,выдающаяся острым углом в море, озеро.

Чтобы обогнуть его ,нужно вспомнить всё , что мы знаем о приставке.

                                     

 Замените развёрнутое понятие одним словом, выделите приставку, укажите значение её.  

 Всё понятно?                                             

1.Тихая погода, полное отсутствие ветра.(безветрие)

2.Ростки хлебных злаков ,показавшиеся из-под земли.(всходы)

3.Сообщение,уведомление о чём –нибудь. (извещение)4.Тревожное состояние, волнение.(беспокойство)5.Промежуток, на  время которого прекращается какая-нибудь деятельность(перерыв)

Ребята, помогите соседу по парте, если ему трудно .Давайте проверим.

Справились с заданием ,плывём дальше. Ребята крутят штурвал.

Внимание ,впереди Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей  .Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны.  Для того чтобы благополучно проплыть, нужно выполнить ряд заданий.

Сначала давайте вспомним ,что такое суффикс?

Сообщение о суффиксе .

1гр.Образуйте однокоренные слова от слова  «  вода» ,используя различные суффиксы.

Водяной, водичка, подводник ,водянистый.(примеры на доске)

2гр.Выделить суффиксы .Морской ,моряк, морячка   ,мореходный  ,мореплавание.(самопроверка)

Есть такие ,кто всё сделал правильно.

Справились ,плывём дальше. Лучший крутит штурвал .

Теперь нам предстоит обогнуть подводную скалу. Для этого нужно рассказать об окончании.

Сообщение об окончании.

Задание  1группе:на какие две группы можно распределить данные слова.

Корабль, кораблик,кораблекрушение,корабля,кораблём.

Задание 2группе:выписать из данного ряда слов однокоренные слова  и выделить корень.

Проверим задание, скажите ,чем отличаются формы слова от однокоренных слов?

Все мы устали, давайте отдохнём. Поиграем в игру, изобразить вы должны какую-то морфему.

Море волнуется раз…

Физкультминутка. Составить фигуры морфем.

Ребята,посмотрите ,уже виден остров. Пиратов не видно. А на берегу собрались жители этого острова. Мы должны объяснить цель визита.Но у них особый язык-они понимают только письменную речь, и если в словах будут выделены морфемы .  Текст уже составлен ,но нужно подобрать несколько слов , используя морфемные схемы. Напишите в тетради эти слова.

Жителей острова приветствуют                 .Совершаем трудное кругосветное                     .На острове наш багаж знаний по                            языку .Хотим                      его.

(Слова для справок: школьники , путешествие, русскому, вернуть)

Жители острова нас поняли и вернули нам весь багаж знаний по теме «Морфемика» , и  прислали какую-то странную ответную телеграмму. Расшифруйте её .

Вы…

Корень как в слове поверье.

Суффикс как в слове проходная.

Окончание как в слове любимые.

Корень как в слове подружка(ж//з).

Окончание как в слове семья.

           Жители острова.

(Вы верные друзья).

Всё, что мы повторили , нам сейчас с вами понадобится.

Творческое задание.

Расшифровать телеграмму, составив из морфем слова.

3.Рефлексия.

-Что же ,ребята ,наше путешествие завершилось . Со всеми заданиями мы справились, багаж знаний по теме « Морфемика» вернули .Для чего мы отправлялись в это путешествие? Что мы повторили? Что нового вы узнали на уроке? Какие личные качества особенно нужны в трудном и опасном путешествии? Путешествие вам понравилось?

Тетради соберу, оценки выставлю.

4.Домашнее задание:

1.Записать пословицы и поговорки о дружбе.

2.Сочинить рассказ о  нашем путешествии. А лучший рассказ  буду рекомендовать в газету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Морфемике" 5 класс

Урок с использованием интерактивной доски с презентацией...

Урок по теме "Морфемика"

Урок -повторение  с использованием презентации...

Урок по теме "Морфемика. Закрепление изученного"

В разработке данного урока содержится материал для повторения изученного пот теме "Морфемика" для 6 класса. ...

Обобщающий урок по теме: Действия с натуральными числами. Урок – путешествие « Сколько красы на Руси»

Методическая разработка представляет собой  урок по теме: « Действия с натуральными числами». Рекомендуется  учителям математики, работающим в 5-х классах.Урок обобщения и систематизации зна...

Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие). 5 класс

материал  урока способствует повторению и обобщению знаний по теме "Синтаксас и пунктуация" в 5 классе по программе С.И.Львовой....

Обобщающий урок по теме: "Решение квадратных уравнений и действия с рациональными числами". Урок - путешествие по озеру Байкал.

Форма проведения урока: путешествие по Байкалу.Учебно-наглядный комплекс: "Физическая карта России",  презентация о Байкале; таблицы; атласы....