Зачеты. 11 класс. Русский язык.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Зачеты .11 класс. Русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Зачет № 1. 65.5 КБ
Microsoft Office document icon Зачет № 263.5 КБ
Microsoft Office document icon Зачет № 362.5 КБ
Microsoft Office document icon Зачет № 461 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс

Зачет № 1

1.Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания,  раскрывая скобки.

Самый противоречивый русский писатель

В лит…ратурном мире и по сей день идут споры о Фёдоре Михайловиче Достоевском. На западе многие доказывают Достоевский  открыл подполье   души   каждого   человека   он   тайн…видец   эгоистических и преступных и в то (же) время каждому пр...сущих качеств.

Одни говорят что он великий христианин.

Другие помнят  что Достоевский сам был революционером участвовал в заговоре петрашевцев был приговорен к казн...4

В белом халате и в колпаке смертника в жестокий мороз стоял он на Семёновском плацу слушая пр...говор ждал расстрела и как писал об этом через несколько десятилетий на эш...фоте сч...тал себя правым и (н..) в чем не раскаивался.53

Достоевский всегда видел камен...ую стену стоящую1 поперёк дороги людей и  (не) обходимость2 новых основ для морали.4

Его Раскольников заблудился2 на путях отр...цания добра но отр...цая добро во имя добра спрашивал2 себя почему не все счастливы? Он хотел золотого1 века.

Достоевский очень сложно относился2 к миру в котором ему довелось жить и к собствен...ой своей бедности к обидам и удачам в которые он не верил и к суду грозного будущег...  Он знал что этот мир надо преодолеть а как не знал. Он боялся террористического акта но и помоч.. предотвратить его не хотел. До последнего часа Достоевский не верил в (не) обходимость тер..ора но он не верил и в правомерность существования старого мира.

Имя Достоевского носится над миром. Вот почему в университетах на кафедрах одновременно два-три человека читают о Достоевском (по) разному раскрывая его.

Зло осталось запеч...тлён...ым в сомнениях великого писателя а творчество его зап...ч...тлело трудность решения трудность борьбы и необходимость не только художествен...ого но и научного анал...за конфликтов истории.

По Виктору Шкловскому

2. Выполнить тест.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)    цЕмент      2)    прибылА         3)    налИла            4)    клеИть
А2. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить слово ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?
1)    Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.
2)    Литература — ВЕЛИКОЕ достояние народа.
3)    Народу было ВЕЛИКОЕ множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать его удивительный голос.
4)    Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)    шестьюстами учебниками    2)    едь вперёд    3)    спелых абрикосов          4)    жёстче дерева
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Создавая экологический прогноз,
1)    учитывается состояние окружающей среды нашего города.
2)    оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.
3)    требуются специальные знания.
4)    учёными обработан большой статистический материал.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1)    На картине И. И. Фирсова «Юный живописец» изображена домашняя мастерская художника.
2)    Среди домов, построенный на этой улице, было несколько многоэтажных.
3)    Не только способности, но и трудолюбие поможет достичь успеха в работе.
4)    Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1) … (2) Он экспериментально определил коэффициенты трения и прошёл к идее шарикового подшипника. (3) В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4) Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5) Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов — пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. (6) … оно послужило фундаментом, на котором спустя века выросла классическая инженерная механика.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1)    Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике.
2)    Занимаясь вопросами гидравлики, учёные впервые исследовали течение жидкости, наблюдая за поведением зёрнышек проса.
3)    В эпоху Возрождения были попытки получить вакуум в опрокинутых колбах, вставленных в чаши с водой.
4)    Как известно, «золотым сечением» считают гармоничное соотношение пропорций предмета.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ШЕСТОМ предложении?
1)    Потому что       2)    Именно        3)    Наоборот,            4)    Вопреки этому
А8. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)    он определил (предложение 2)                 2)    представлены варианты (предложение 3)
3)    цепь применяется (предложение 4)         4)    привело Леонардо (предложение 5)
А9. Укажите верную характеристику четвертого (4) предложения текста.
1)   сложносочинённое         2)    сложное бессоюзное    

3)    сложноподчинённое      4)    простое осложнённое
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАТЕЛЬНОЕ (предложение 4).
1)    прилагательное    2)    глагол    3)    причастие         4)    деепричастие

А11. Укажите значение слова ФУНДАМЕНТ в предложении 6.
1)    основание из какого-либо прочного материала         2)    база, основа чего-либо
3)    значение, роль                                                               4)    место, участок
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.
1)    3, 4         2)    2, 4           3)    1, 3, 5         4)    3, 5
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)    бл_годенствие, прин_ровиться, пол_гаться           2)    мот_вировать, блгосл_вение, б_зироваться
3)    оз_боченный, раск_лоть, р_сточек                         4)    заб_левание, обр_зцовый, уд_стоен
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1)    пр_амурский, пр_толстый, пр_командировать     2)    п_едестал, ш_ют, с_ехидничать
3)    и_кажённый, бе_жалостный, ни_послать             4)    по_веска, пре_посылка, по_зарядка
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1)    рокоч_шь, немысл_мый              2)    точ_шь, налаж_нный
3)    движ_шься, реша_мый               4)    тревож_шься, законч_нный
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. толщ_на       Б. одол_вать         В. кра_шек        Г. подраг_вать
1)    А, В, Г        2)    А, В         3)    А, Г          4)    Б, Г
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)    Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
2)    Закрытые шлюза высоко подняли воды (не) большой, но быстрой речки.
3)    Оседает пыль, и взору открываются (не) высокие пирамидальные тополя.
4)    Солнце, ещё (не) скрытой облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)    Эксперимент был проведён удачно, ПРИ (ЧЁМ) впервые, (ПО) ЭТОУ все были очень довольны.
2)    (В) НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА) ТО дни стоят тёплые, безветренные.
3)    Баржа двигалась (ПО) ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА) СТОЛЬКО медленно, что казалось неподвижной.
4)    Пелагея была человеком (НА) РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА) ТО её и любили в деревне.
А19. Укажите правильное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении.
Три раза зимовал он в Мирном ___ и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
1)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
1)    1, 2            2)    1, 2, 4        3)    1, 2, 3, 4          4)    3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В прошлом многим был (1) конечно (2) известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме душой и телом от житейских дрязг и треволнений.
1)    1, 2, 3, 4       2)    1, 2         3)    3, 4          4)    1, 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)    Индивидуальность писателя проявляется и в предпочтении того или иного цветового эпитета.
2)    Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
3)    Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4)    Лес шумел то убаюкивающее и певуче то порывисто и тревожно.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Бестужев вставал, отодвигал занавеску и видел знакомую и милую картину: снег лежал на крышах пухлыми пластами, как на еловых ветках.
1)    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.
1)    1, 3            2)    2, 4             3)    1, 3, 4           4)    1, 4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.
1)    1            2)    2, 3             3)    1, 3, 4           4)    1, 2, 3, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)    Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.
2)    Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
3)    В конце XIX  века имение приобрёл курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.
4)    Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С. Т. Морозову.
А27. Прочитайте текст.
В наши дни сохранение природного окружения стало одной из самых главных задач общества. Ненарушенные ландшафты становятся огромной ценностью, и о них заговорили как о величайшем достоянии, как о природном наследии человечества. Важно помнить, что вступление в права наследования предполагает не только обладание этим достоянием, но и заботу о его сохранении.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Человек забывает, что вступление в права наследования предполагает не только обладание каким-либо достоянием.
2)    В наши дни о ненарушенных ландшафтах заговорили как о наследстве, передающемся из поколения в поколение.
3)    Сохранение ландшафтов — природного наследия человечества — одна из самых главных задач современного общества.
4)    Вступление в права наследования предполагает не только обладание определённым достоянием: полученное наследство необходимо сохранять и приумножать.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
        (1) Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2) Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3) Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4) Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, — идеал образованного человека. (5) Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долго и упорного изучения наук. (6) Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7) Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.
     (8) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9) Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10) В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11) Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12) Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования. (13) Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14) Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования.
      (15) Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

(16) Грустно думать, что напрасно
      Была нам молодость дана!

(17) Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18) Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19) Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.

                                                                                                                                                   (По А. Ф. Лосеву)
А28. В каком предложении текста выражена мысль автора о том, что полноценная личность может сформироваться только в процессе изучения наук?
1)    5       2)    8            3)    9            4)    11
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 5—10?
1)    описание и повествование         2)    повествование
3)    описание                                     4)    рассуждение
А30. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?
1)    7         2)    9          3)    13        4)    19
В1. Укажите способ образования слова БЛИЗОРУКОСТИ (предложение 8).
В2. Из предложений 17—19 выпишите производный предлог.
В3. Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В4. Среди предложений 8—14 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 1—7 найдите предложения, которые осложнены обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 9—14 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным неоднородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 12—15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7.
 Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Убедительность и эмоциональность речи учёного-философа А. Ф. Лосева придают тропы, например, _____ («сладкий плод» учения» в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как _____ («формирование в нас личности, именно личности» в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности ____ («в отношении к людям, обществу, государству» в предложении 6), а также ____ («погубив много жизни на разные забавы» в предложениях 15, 16).
Список терминов:
1)    метафора
2)    диалектика
3)    лексический повтор
4)    ряд однородных членов
5)    литота
6)    парцелляция
7)    просторечное слово
8)    цитирование9)    риторическое обращение



Предварительный просмотр:

11 класс

Зачет № 2

1. 1.Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Раскрывая скобки, расставьте знаки препинания.

 О воспита(н,нн)ости

(1) Луч..ше всего про..вляет свою воспита(н,нн)ость человек когда он ведёт диску(с,сс)ию спор..т отста..вая свои уб..ждения:

(2) Прежде всего он вн..мательно выслуш..вает св..его пр..тивника человека который (не)согласен с его мнением.

(3) Больше того если ему что(либо) (не)яс..но в позиц..ях его пр..тивника он з..даёт ему доп..лнительные вопросы:

(4) Если даже все позиц..и пр..тивника яс..ны он выб..рет самые слабые пункты в утв..рждениях пр..тивника и переспрос..т это ли утв..ржда..т пр..тивник.

(5) Помн..те нет (н..)чего красивее в споре как сп..койно в случае (не)обходимости пр..знать полную или частич..ную пр..воту пр..тивника.

(6) Этим вы доказ..ваете как дор..га вам истина:

(7)Конеч..но пр..знавать пр..воту пр..тивника можно только тогда когда дело к..сает..ся (не)ваших общих уб..ждений (не)ваших нравстве(н,нн)ых принц..пов:

(8) Человек должен уметь с достоинством пр..нять св..ю победу (не)злорадствуя над побеждё(н,нн)ым в споре (не)торжествуя (не)оскорбляя самолюбие о(п,пп)онента:

       

                                                                                               (Д. Лихачёв.)

2.Выполните тест.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)    лгАла            2)    клАла             3)    пролИла          4)    прорвАла
А2. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНИСТЫЙ?
1)    На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.
2)    Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.
3)    Незнакомец подарил мен букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.
4)    ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)    много облаков              2)    хорошо проповедовает
3)    поезжай                         4)    с двумястами бойцами
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Используя языковые средства выразительности,
1)    речь наполняется яркими красками.
2)    писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.
3)    подчёркивается индивидуальность стиля.
4)    мысль автора выглядит более убедительно.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1)    График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.
2)    Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.
3)    Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.
4)    Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1) … (2) Однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (3) До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветным зрением. (4) Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (5) Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (6) … для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает находить своё применение в волоконно-оптических кабелях нового поколения.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1)    Одномерные фотонные структуры обнаружили и на теле мерцающей медузы.
2)    Для большинства людей мышь — это небольшой вредный грызун, который частенько докучает жителям частных домов и первых этажей.
3)    Медуза искусно управляет своими щупальцами.
4)    Сложно строение волосков меха морской мыши, конечно, не было создано природой случайно.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ШЕСТОМ предложении?
1)    Впрочем,        2)    Потому что         3)    Во-первых,         4)    Если
А8. Какое слово  или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)    зоологи пока не могут (предложение 2)             2)    нет (предложение 4)
3)    морская мышь способна (предложение 5)          4)    важнее то (предложение 6)
А9. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1)    сложноподчинённое                                               2)    сложносочинённое
3)    сложное с сочинительной и подчинительной     4)    бессоюзное сложное
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОКА (предложение 2).
1)    частица       2)    союз         3)    наречие        4)    предлог
А11. Укажите значение слова ЭВОЛЮЦИЯ в предложении 6.
1)    учение о постепенном развитии жизни
2)    внезапный скачок, резкий переход от одного качественного состояния к другому
3)    изменение нормального положения элементов
4)    постепенный переход от одного качественного состояния к другому
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?
Разработа(1)ые катиайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.
1)    1, 3       2)    2        3)    3        4)    2, 4
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)    экз_менатор, парад_ксальный, пол_скать (кошку)     2)    ав_нгард, утр_мбовать, возг_рание
3)    фил_рмония, рест_врировать, безотл_гательный      4)    ц_ремония, заг_релый, неприк_сновенность
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1)    под_брать, пр_образ, н_илучший             2)    пр_обретение, пр_светлый, пр_рост
3)    в_лелеять, обе_доленный, ра_грести       4)    под_ёмник, суб_ективно, выл_ешь
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?
1)    люб_щие разговаривать, пассажиры дремл_т             2)    стро_щийся дом, иголки кол_тся
3)    крас_щие вещества, травы стел_тся                             4)    пен_щиеся волны, соседи разбуд_т
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. успока_ваться         Б. отрасл_вой            В. скле_вающий           Г. ткан_вый
1)    А, Б, Г        2)    А, Б, В         3)    В, Г        4)    А, В
А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте который пишется буква И?
Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.
1)    2, 4, 5      2)    2          3)    1, 2, 3           4)    4, 5
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1)    Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ (ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В) ТЕЧЕНИЕ целого года.
2)    По некоторым мелочам, ПО (ТОМУ), например, как оба они (В) МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
3)    Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ) ЧАС заплакать, (НЕ) СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.
4)    (В) СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК (ЖЕ) продукты.
А19. Укажите правильное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении.
Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами ____ и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.
1)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне.
1)    1, 4       2)    1, 2, 3         3)    3, 4           4)    4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.
1)    3, 4          2)    1, 3              3)    1, 2            4)    1, 2, 3, 4
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)    В древней Индии умело использовали медь и бронзу и отливали металлические изделия.
2)    В XVIII веке казачьи атаманы порой отправляли в столицы детей — пленников войн — в качестве подарков императорской семье или знатному вельможе.
3)    Я немного испугался однако вошёл в дом.
4)    За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.
1)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2)    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
3)    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого (3) производится подразделение стран на развитые и развивающиеся.
1)    1        2)    1, 2          3)    1, 3           4)    2, 3
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.
1)    1, 3        2)    2, 3          3)    1, 4          4)    1, 2, 3, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)    В одиннадцатом классе мы после уроков заходили в кафе, которое находилось на площади у Дворца культуры.
2)    Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой-то отпечаток избранности.
3)    Так как мы не смогли отменить встречу в Лондоне, которая состоится завтра, было принято решение обменять билеты.
4)    По слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стал первоклассным военным врачом.
А27. Прочитайте текст.
Бурный рост экономики в ХХ веке вызвал грандиозные и во многом необратимые изменения в биосфере, хотя начало им положила вся предыдущая история освоения планеты. Такое массированное воздействие на биосферу долго не осознавалось обществом как губительное для всего человечества, и, более того, человек долго ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение», «совершенствование», «управление». Но, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение к природе.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Начало грандиозных и во многом необратимых изменений в биосфере было положено всей предшествующей ХХ веку историей освоения планеты.
2)    В течение всего времени своего существования человек ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение», «совершенствование», «управление».
3)    Массированно воздействуя на биосферу, можно остановить грандиозные и во многом необратимые изменения, происходящие в ней вследствие бурного роста экономики в ХХ веке.
4)    Чтобы остановить вызванные ростом экономики в ХХ веке необратимые изменения в биосфере, ведущие к гибели человечества, люди должны радикально пересмотреть своё отношение к природе.
                   
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
     (1) Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2) То есть любите ли вы читать книги?
     (3) Затратное занятие. (4) Но это как посмотреть. (5) Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6) Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей.
   (7) Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.
   (8) Есть и другие. (9) Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10) Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11) После таких книг становишься только глупее.
    (12) Вечная проблема выбора. (13) Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14) Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15) Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16) А в «толстяках» редакционный цикл — полгода, а то и больше. (17) Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18) Так и получается: заходишь в любой книжный — глаза разбегаются. (19) Хочется купить всё. (20) Как голодный перед колбасной витриной. (21) Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22) А что съедобное и что несъедобное? (23) На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. (24) А те, что вытиснены, враньё. (25) Плавали, знаем, успели распробовать.
    (26) Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27) Казалось бы, что за беда? (28) Читают — и пусть себе. (29) Всё лучше, чем пьянствовать. (30) Но не так-то всё просто.
     (31) Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32) Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33) А есть книги, без которых жить трудно. (34) И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35) Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36) И таких читателей становится всё больше.
    (37) Но неужели всё так безнадёжно? (38) Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39) К счастью, нет. (40) Поразительная закономерность. (41) Живая книга чудом пробивается к читателю. (42) И диктат рынка ей не слишком большая помеха.
(По В.   Иванову
А28. Какое утверждение НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?
1)    Вовремя прочитанная книга способна изменить жизнь, увлечь хорошей литературой.
2)    Несмотря на обилие книг, перед современным читателем возникает проблема выбора.
3)    Работа со словом — всегда искусство, в каком бы жанре она ни велась.
4)    Хорошие книги помогают человеку познавать окружающий мир и себя.
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 31—36?
1)    повествование и описание       2)    повествование
3)    описание                                    4)    рассуждение
А30. В каком предложении употреблены контекстные антонимы?
1)    5              2)    18           3)    21         4)    26
В1. Укажите способ образования слова ЗАКОНОМЕРНОСТЬ (предложение 40).
В2. Из предложений 38—42 выпишите все частицы.
В3. Из предложений 7—9 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 7—18 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 6—11 найдите предложение, в котором есть необособленное распространённое определение. Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 18—28 найдите сложноподчинённое предложение, в состав которого входит придаточное изъяснительное. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 37—42 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
 
Автор ведёт диалог с читателем, используя такой приём, как _____ (предложения 27—29, 37—39). Общение автора с читателем эмоционально, полемично, что подчёркивает, например, употреблённое в тексте _____ («враньё»). Такой приём, как _____ («можно спокойно прожить» в предложении 31 — «без которых жить трудно» в предложении 33), и такой троп, как ____ (в предложении 34), позволили автору очень убедительно и образно высказать свою точку зрения.
Список терминов:
1)    метафора
2)    диалектизм
3)    лексический повтор
4)    ряды однородных членов
5)    эпитеты
6)    парцелляция
7)    просторечное слово
8)    вопросно-ответная форма изложения
9)    противопоставление



Предварительный просмотр:

11 класс

Зачет № 3

1. 1.Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Раскрывая скобки, расставьте знаки препинания.

Бунин и Рахманинов

Люди выдающ..еся исти(н,нн)ые таланты угад..вали в Иване Бунине дарован..е и сбл..жались с ним  ещё в то время когда имя его было извес..но (не)многим. И Бунин (н..)сомне(н,нн)о умел сразу оц..нить талант. Вот как он ра(с,сс)казывает о первой своей встреч.. с Сергеем Васильевичем Рахманиновым в Ялте «Произошло между нами нечто подобное тому что бывало пожалуй только в романтические годы молодости Герцена, Тургенева когда люди могли проводить целые ночи в разговорах о пр..красном,  вечном, о высоком иску(с,сс)тве».

Слава Рахманинова уже в то время в России была велика но ещё (не)было той всемирной извес..ности композитора и первого пианиста мира которая пришла к нему спустя годы когда Бунин называл его своим высоким другом. Оба были ещё молоды в Рахманинове ещё (не)было большой сдержа(н,нн)ости они ушли от большого общества на набережную…

«Было уже поздно, нигде ни души,  вспоминает Бунин  – сели на какие(то) канаты дыша их дегтярным запахом и этой какой(то) особой свежестью что пр..суща только черноморской воде и говорили, говорили  всё горячей и радос..ней уже о том чудес..ном что вспоминал..сь нам из Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета…»  

Они оба любили подли(н,нн)ую поэзию были проникнуты  трепетом перед божестве(н,нн)ым.

       Это была одна из тех встреч..  о которых так отрадно было вспом..нать в старост.. Бунину когда уже (н..)стало того чья музыка звучит и будет вечно звучать в концертных залах мира.    

                                                                                                       (По Л.Никулину)

2. Выполните тест.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)    дОлбит   2)    мОгущий       3)    нагналА          4)    нЕдуг
А2. В каком предложении вместо слова ЕДИНИЧНЫЙ нужно употребить слово ЕДИНСТВЕННЫЙ?
1)    ЕДИНИЧНЫЙ случай в эксперименте не подтверждает гипотезу.
2)    Этот случай оказался далеко не ЕДИНИЧНЫМ, и почти ежегодно он повторяется.
3)    Дмитрий оставался самым весёлым, а точнее, ЕДИНИЧНЫМ человеком в группе, который без конца шутил.
4)    Нужно стараться обращать внимание на явление в целом, а не на ЕДИНИЧНЫЕ его проявления.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)    лажу по крышам  2)    часовые пояса  3)    с семьюстами метрами   4)    разожгёт костёр
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Закрыв книгу,
1)    всё сразу забылось.
2)    персонажи остаются в нашей памяти.
3)    попробуйте восстановить в памяти текст стихотворения.
4)    мне вспомнилось вчерашнее утро.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1)    Мои родители хранят и часто перечитывают «Роман-газету».
2)    Мы оплатили за покупки и вышли из универмага.
3)    Студенты с радостью помогали археологам, приехавшим из Санкт-Петербурга.
4)    Мы уже давно выписываем журнал «Природа».
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1) … (2) Нередко его называют буржуазной «революцией сверху», так как в течение столетия произошли беспрецедентные изменения во всех сферах жизни общества. (3) Главным инициатором этих изменений была верховная власть. (4) Реформаторская деятельность, в том или иной степени, была характерна для всех императоров, царствовавших в России в XIX веке. (5) Однако периоды преобразований сменялись более осторожной политикой, нередко сопровождались откатом назад. (6) … проводимые реформы носили противоречивый и непоследовательный характер.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1)    История России XIX века чрезвычайно сложна и противоречива.
2)    История России XIX века — это особый период в развитии нашей страны.
3)    История России XIX века задала массу вопросов.
4)    История России XIX века — ничем не отличающийся по своей сути от других период развития страны.
А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1)    Например,     2)    Поэтому        3)    Несмотря на это,         4)    Кроме того,
А8. Какие слова (слово) являются одной из грамматических основ в предложении 2?
1)    называют его         2)    называют буржуазной «революцией сверху»
3)    называют               4)    называют нередко
А9. Укажите верную характеристику предложения 5.
1)    простое    2)    сложное бессоюзное    3)    сложносочинённое     4)    сложноподчинённое
А10. Укажите правильную характеристику слова В ТЕЧЕНИЕ из предложения 2.
1)    союз                                                     2)    производный предлог
3)    существительное с предлогом          4)    непроизводный предлог
А11. Укажите верное толкование слова БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЕ (изменения) в предложении 2.
1)    не обнаруживающие пристрастия, справедливые    2)    не связанные с какими-либо затруднениями
3)    не имевшие ранее места                                              4)    постоянные, не имеющие замены
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
После завершения аукцио(1)ой продажи на рынке це(2)ых бумаг приватизирова(3)ых предприятий было отмече(4)о значительное расширение спроса на акции предприятий гостиничного бизнеса и торговли.
1)    1, 2          2)    1, 2, 3               3)    3, 4                   4)    4

А13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)    одр_хлеть, ог_рчение, инц_дент                    2)    пож_леть, хр_нитель, мот_вировать
3)    разг_вор, зав_щать, ан_малия                        4)    з_рница, возн_кновение, б_зироваться
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1)    под_тожить, дез_нформация, роз_ск          2)    пр_словутый, пр_стижный, пр_чёска
3)    из_ять, двух_ярусный, пред_являть           4)    во_певающий, обе_доленный, не_держанный
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?
1)    тяжело дыш_щий, они бормоч_т                   2)    леч_щий врач, люди меч_тся
3)    дети хохоч_т, колыш_щийся листочек         4)    грохоч_щий поезд, ученики слыш_т
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. прохаж_ваться          Б. неразборч_вый          В. отча_лись           Г. догадл_вый
1)    В, Г        2)    А, Б, В         3)    А, Г         4)    А, Б, Г
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)    Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый.
2)    Река тянулась вдоль (не)выского обрывистого берега.
3)    Наш долг — сберечь блистательны и (не)слыханно богатый язык наших классиков.
4)    Фонари (не)ярко отражались на чёрной поверхности воды.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)    ЧТО(БЫ) ни говорили (НА)СЧЁТ свободы, а я убеждён: главное — это внутренняя свобода человека.
2)    Знать и уметь — это (ВО)ВСЕ не одно и ТО(ЖЕ).
3)    (В)ДАЛИ морской так и не показался катер, хотя его продолжали ждать, (НЕ)СМОТРЯ на непогоду.
4)    Мне (НЕ)ЗДОРОВИЛОСЬ, ЗА(ТО) товарищ мой был бодр и весел.
А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Редкие желтоватые звёзды мелькали между тучами ___ и небо понемногу светлело на горизонте.
1)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ветви деревьев (1) сплетаясь жёсткими застывшими концами (2) печально звенят (3) переживая (4) зимнюю стужу.
1)    1, 2        2)    1, 2, 3, 4            3)    1, 2, 3        4)    1, 3
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Народ и культура народа (1) по существу (2) своему миролюбивы. Необдуманные действия руководителей этой организации (3) по существу (4) свели к нулю усилия строителей.
1)    1, 2       2)    1, 2, 3, 4            3)    3, 4         4)    1, 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)    Туча на востоке росла и захватывала запад и юг.
2)    Было по-осеннему и скучно и грустно и серо.
3)    В журчании ручья слышатся и грустные мелодии расставания с летом и жизнерадостные песнопения о необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.
4)    При входе в это учреждение нужно предъявить паспорт или какой-нибудь другой документ.
А23. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Ольга Ивановна и её друзья были не совсем обыкновенные люди: каждый из них был чем-нибудь замечателен, имел уже имя и считался знаменитостью.
1)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена тому, о чём говорится в первой части.
2)    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывается не следствие того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я устроился (1) под деревом (2) крона (3) которого защитила меня (4) от дождя.
1)    1, 3          2)    2         3)    3          4)    2, 4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на  месте которых в предложении должны стоять запятые?
Кони очень устали (1) и (2) когда с них сняли вьюки (3) они легли на холодную землю (4) которую уже успел покрыть лёгкий снежок.
1)    1, 2, 4           2)    2, 3           3)    1, 3            4)    1, 2, 3, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1)    В музыкально-критических статьях Чайковский неоднократно высказывался против композиторов, которые изгоняли из оперного жанра классические формы (арии, ансамбли, хоры).
2)    Когда мы говорим о милостях, которые подарила судьба, не следует забывать: эти милости часто приходится отвоёвывать у неё.
3)    У каждого человека должны быть свои идеалы, на которые он ориентируется.
4)    По проекту М.В. Ломоносова в 1755 году в Москве был открыт университет, который стал одним из основных центров русского просвещения и науки.
А27. Прочитайте текст.
Из истории и логики развития науки следует, что переворот, который бы изменил все наши научные представления, невозможен. Даже ошеломляющая идея теории относительности не была категорическим переворотом, а возникла как следствие развития науки и опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого. Эта идея коснулась сравнительно узкого круга вопросов и практически не изменила установленных прежде законов механики и электродинамики тел, движущихся с обычными скоростями, т. е. наши знания, таким образом, распространились на не изученную до того область скоростей, сравнимых со скоростью света.
В  каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Ни одно открытие не способно совершить революционный переворот в научных представлениях.
2)    Идея теории относительности коснулась сравнительно узкого круга вопросов и практически не изменила законы механики.
3)    Научное открытие способно совершить революционный переворот в научных представлениях в случае, если оно распространяется на не изученную до того область знания.
4)    История науки доказывает, что теория относительности опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1) Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2) А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря может его сломать. (3) И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.
(4) Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5) Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6) Смешное детство! (7) Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8) Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9) А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний... (10) Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11) Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.
(12) Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13) А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14) В дереве не было впустую прожитых лет. (15) Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16) Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.
(17) Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18) Кольца — это автобиография человека. (19) Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20) Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21) Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22) По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы…»
(По Д. Гранину)
А28. К какому выводу приходит автор текста?
1)    Чем больше дерево, тем проще его сломать.
2)    Вся прожитая жизнь сохраняется в памяти человека.
3)    Надо быть ближе к природе, учиться у неё стойкости.
4)    Чем дольше живёт человек, тем больше он совершает ошибок.
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 17—22?
1)    описание с элементами повествования                2)    рассуждение
3)    повествование                                                         4)    описание с элементами рассуждения
А30. Укажите, в каком предложении текста использованы контекстные синонимы.
1)    2          2)    5          3)    10            4)    15
В1. Укажите способ образования слова СЕРДЦЕВИНА.
В2. Из предложений 16—18 выпишите союз(-ы).
В3. Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 15—19 найдите такие, в которых подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи.
 Напишите номера этих предложений.
В5. Среди предложений 6—11 найдите такие, в которых есть обособленные обстоятельства.
 Напишите номера этих предложений.
В6. В первом и втором абзацах найдите сложноподчинённые предложения.
 Напишите номера этих предложений.
В7. Среди предложений 6—11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7.. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
_____ (предложения 17—20) помогает автору передать основную мысль текста. Сравнивая человеческую жизнь с жизнью дерева, автор в 15-м предложении использует ____ («шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал…»). Жизнь дерева отличается от жизни человека. Такой троп, как _____ («срез, словно картину» в предложении 19), наводит автора на вопрос: «Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях?» Отвечая на этот вопрос, Д. Гранин использует _____.
Список терминов:
1)    сравнительный оборот
2)    литота
3)    фразеологизм
4)    ряд однородных членов
5)    развёрнутая метафора
6)    цитирование
7)    вопросно-ответная форма изложения
8)    диалектизм
9)    риторический вопрос



Предварительный просмотр:

11 класс

Зачет № 4

1. 1.Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Раскрывая скобки, расставьте знаки препинания.

  Наташа Ростова

Наташе как почти всем Ростовым свойств..(н,нн)а душевная открытость ясная искр..(н,нн)ость. У неё, кроме того, есть бесце(н,нн)ый дар пр..надлежащ..й только ей  огромная душевная щедрость и чуткость.

После бородинского сражения Пьер радос..но потр..сё(н,нн)ый думает во сне «Самое трудное состоит в том что(бы) уметь соед..нить в душе своей значен..е всего». Наташа сама того (не)замечая и (не)задум..ваясь умеет это потому что умеет быть счастливой сама и делать счастливыми других.

«Сущность её жизни  – любовь» сказано от автора о Наташе. Любовь не нужда..ща..ся в сам..пожертв..вани.., как у Сони, требу..щ..я  (н..)уста(н,нн)ого про..влен..я удовлетв..рен..я но и дающ..я (не)изм..римо много, пробужда..щая лучшее  «настоящ..е» в душах других людей.

(Не)посредств..(н,нн)ая сила и радость жизни умение (не)жертв..вать собою а естестве(н,нн)о отдавать другим людям  эти свойства Наташи про..вляю(т,ть)ся в каждом эпизод.. в каждой новой встреч.. и в начал..  и в конце романа.

Наташа в высш..й степен.. обладает тем что поз..нее Чехов назовёт особым человеч..ским талантом – чутьём к чужой боли. Вера в жизнь в насл..ждения жизни чудес..ным образом соед..няе(т,ть)ся у неё с пр..дельной и полной сам..отдач..й. Именно – не с бе..плодным  сам..пожертв..ван..ем а с бе..граничной любовью в которой заключ..н спасительный пр..зыв к жизни.

В образе Наташи вопл..щае(т,ть)ся одна из главных идей романа красоты и счастья нет там где нет добра  простоты и правды.

Наташ..но счастье жизн..(н,нн)о и человечно потому что исключает «возможность зла несчастия и горя» для всех. Её наивный эгоизм (не)расч..тлив, щедр и мудр.     

(По Л.Опульской)

2.Выполните тест.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)    квАртал           2)    прОстыня           3)    местностЕй            4)    оцененА
А2. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?
1)    Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти ЗЛОЙ феи.
2)    Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.
3)    Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступниками и будут непременно наказаны.
4)    Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)    вкусные торта         2)    в аэропорту        3)    моложе брата     4)    в трёхстах метрах
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь советами специалистов,
1)    всё станет простым и понятным.
2)    требуется внимательное отношение к этим рекомендациям.
3)    у меня возникло собственное решение проблемы.
4)    вы можете отремонтироваться свою квартиру самостоятельно.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1)    Лексические повторы — средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино».
2)    Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.
3)    Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное значение.
4)    Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет ими пользоваться.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1) … (2) Металлы, керамика, строительный камень состоят из кристаллических зерён, сцепленных между собой. (3) И от того, насколько велика сила сцепления, зависит прочность материала. (4) Очень важную роль здесь играют размеры зёрен: крупнозернистый материал непрочен, легко разрушается по границам кристаллов; мелкозернистая структура прочнее — мелкие кристаллы плотнее прилегают друг к другу и сцепляются с больше силой. (5) Одними из первых много веков назад это поняли кузнецы. (6) …тогда они ничего не знали о структуре металла, но заметили, что изделие становится более прочным, если его обработать молотом.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1) Обычный металл состоит из кристаллов размером от десяти до ста миллионных долей метра.
2) Нанокристаллические композиты позволяют получать материалы с заданными физическими свойствами.
3) Первобытный человек материл орудия труда и охоты, строил жилища, шил одежду из материалов, уже созданных природой.
4) Подавляющее большинство материалов, с которыми ежедневно приходится сталкиваться, имеют кристаллическое строение.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ШЕСТОМ предложении?
1)    К тому же      2)    Конечно,        3)    И          4)    Поэтому
А8. Какое слово или сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)    велика сила (предложение 3)
2)    размеры играют (предложение 4)
3)    изделие становится более прочным (предложение 6)
4)    обработать (предложение 6)
А9. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1)    сложное бессоюзное           2)    сложноподчинённое
3)    простое осложнённое         4)    сложносочинённое
А10. В каком предложении есть прилагательное в простой форме сравнительной степени?
1)    6         2)    2         3)    3         4)    4
А11. Укажите значение слова МАТЕРИАЛ в предложении 4.
1)    предмет обсуждения        2)    вещество, сырьё      3)    источник     4)    ткань
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.
1)    1, 2        2)    2, 3        3)    1, 2, 3       4)    3, 4
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)    анал_гичный, р_довой, фраз_ологизм
2)    вд_хновлять, об_днённый, эл_мент
3)    ст_листический, педаг_гический, зан_маться
4)    сат_рический, бл_гословение, ок_заться
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)    с_ехал, обез_яний, транс_европейский
2)    пр_небрежение, пр_тендент, пр_скорбное
3)    поз_вчерашний, н_кинутый, пр_родина
4)    об_ск, об_грать, сверх_нициативный
А15. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?
1)    деревья руш_тся, движ_щаяся артиллерия
2)    звуки слыш_тся, щекоч_щий лицо ветер
3)    молнии блещ_т, колыш_щиеся ветки
4)    листья держ_тся, трепещ_щие от восторга
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. изменч_вый     Б. заноч_вать      В. кварц_вый   Г. повизг_вая
1)    А, Б, Г    2)    А, Б, В       3)    В, Г         4)    А, Г
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1)    Нужная книга (не) прочитана.
2)    Клементьев ушёл, (не) ответив на наши вопросы.
3)    Герой оказывается орудием (не) понятой им силы и погибает.
4)    (Не) высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1)    ЧТО (БЫ) ни стряслось у администрации кинокартины, (ВСЁ) РАВНО раздастся команда: «Мотор! Начали!»
2)    Неприятности ТО (ЖЕ) составляют некоторую часть нашей жизни, их надо переживать ТАК (ЖЕ), как и радости.
3)    Собрание затянулось, последний оратора ТО (ЖЕ) хотел домой, (ПО) ЭТОМУ был краток.
4)    Имейте (В) ВИДУ: всякий раз, когда мы идём (НА) ВСТРЕЧУ неприятностям, воля укрепляется.
А19. Укажите правильное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении.
Представители экспрессионизма считали любое бессознательное действие отражением психического состояния художника ____ и в этом видели смысл изображаемого.
1)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2)    Сложноподчинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пушкин (1) воспитанный на «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (2) сказал по поводу русской истории (3) своё собственное слово (4) во многом превзошедшее карамзинское.
1)    1, 2         2)    1, 2, 4      3)    1, 3, 4         4)    3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) многие диалектные слова относятся к сельским реалиям: словом «голбец» (2) например (3) в северных областях называют пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов.
1)    1, 2, 3, 4        2)    1, 2, 3      3)    3, 4           4)    1, 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)    В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2)    Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3)    Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4)    Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лет синюю ночь или светлое утро.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
С природой Алексей жил одной жизнью: он понимал и журчанье ручья, и говор листвы, и шёпот трав.
1)    Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2)    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3)    Первая часть сложного предложения содержит условие того, о чем говорится во второй части.
4)    Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.
1)    1                 2)    2                3)    2, 3           4)    1, 3
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидал (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.
1)    1, 3, 4        2)    1, 2, 3, 4       3)    2, 4         4)    1, 3
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)    В 80-е военные готовили к первым испытаниям лазерную пушку, которая могла сбивать объекты на околоземной орбите.
2)    И в XXI  веке мы не перестаём удивляться мощи человеческого разума, который проникает в глубочайшие тайны природы.
3)    Ученик, который просто вызубрил параграф, может запнуться во время своего ответа и не вспомнить продолжение.
4)    В приёмную министра вошёл человек, которого я видел ещё в Лондоне, и сразу направился в кабинет.
А27. Прочитайте текст.
Археологи находят в славянских землях много кладов. Ценность клада состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). Но самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Археологи находят много кладов, ценность которых определяется прежде всего качеством ювелирных изделий.
2)    Самым ценным для археологов является не количество найденных ювелирных изделий, а их качество.
3)    Для археологов найденные в славянских землях ювелирные изделия важны прежде всего тем, что они дают представление о жизни древних славян.
4)    Среди найденных в славянских землях ювелирных изделий попадаются настоящие шедевры, и археологи уделяют большое внимание их изучению.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1) В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове ЧЕСТЬ.
(4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести… Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с частью… Знал бы ты честь… После чести… Честь моя требует крови…».
(7) Дуэль! (8) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10) Самое позднее — завтра утром. (11) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель…
(16) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17) Да, «невольник чести», но ведь чести!
(18) За го до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20) Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21) Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.
(По Д. Шеварову)
А28. Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?
1)    Человек должен уметь защищать свою честь.
2)    Гибель Пушкина на дуэли бесполезна и бессмысленна.
3)    Потомкам достаётся имя и честь отцов, всё остальное неважно.
4)    Дуэль была способом восстановить нравственное равновесие.
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 7—13?
1)    описание и повествование     2)    рассуждение
3)    описание и рассуждение         4)    повествование
А30. В каком предложении употребляется фразеологизм?
1)    9         2)    13        3)    3       4)    4
В1. Из предложений 13—15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложений 1—3 выпишите все частицы.     
В3. Из предложения 13 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 1—5 найдите сложное, в которое входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 10—21 найдите предложение, в котором есть обособленное приложение. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 2—8 найдите сложные предложения, в которых есть придаточное изъяснительное. Напишите номера этих сложных предложений.
В7. Среди предложений 1—9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы, указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Каждая строчка, каждое слово Дмитрия Шеварова пронизаны искренним уважением к личности Пушкина. Эмоциональное, неравнодушное отношение автора выражено с помощью такого синтаксического средства, как _____ (предложения 7, 17), а также лексических — _____ («подлец», «пошляк», «сплетник») и ______ («честь и имя» в предложениях 18—19). _____ («звон… стали в слове… отливалось в свинец» в предложении 13) придают особую образность тексту Д. Шеварова.
Список терминов:
1)    риторический вопрос
2)    лексический повтор
3)    эмоционально-оценочные слова
4)    гипербола
5)    эпитеты
6)    метафоры
7)    вопросно-ответная форма изложения
8)    сравнительный оборот
9)    риторическое восклицание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачеты. 12 класс. Русский язык.

Зачеты. 12 класс. Русский язык....

Зачеты. 10 класс. Русский язык.

Зачеты. 10 класс. Русский язык....

Дифференцированный зачет по русскому языку в конце года в формате ГИА, 8 класс

В пакет документов входит 2 варианта тестовой работы, бланки ответов, ключ для проверки, а также список тем, включенных в задание (кодификатор)...

УРОК – ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО ТЕМЕ: “ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”

УРОК – ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО ТЕМЕ: “ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”...

Вопросы к зачету по русскому языку за второе полугодие для 6 класса.

Вопросы к зачету по русскому языку за второе полугодие для 6 класса....

зачет №1 10 класс русский язык

Зачетная работа содержит текст и тестовые задания по теме "История языка","Фонетика. Нормы русского произношения"...

Зачет №1 русский язык 12 класс

Текст и тестовые задания по теме "Синтаксис простого осложненного предложения",исходный текст для создания сочинения-рассуждения...