Зачеты. 12 класс. Русский язык.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Зачеты. 12 класс. Русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Зачет № 133.5 КБ
Microsoft Office document icon Зачет № 267.5 КБ
Microsoft Office document icon Зачет № 361 КБ
Microsoft Office document icon Зачет № 466.5 КБ

Предварительный просмотр:

12 класс

Зачет № 1

1.Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Раскрывая скобки, расставьте знаки препинания.

(1) Когда человек с..знательно или интуитивно выб..рает себе в жизн.. какую(то) цель жизне(н,нн)ую задачу он вместе с тем даёт себе оценку.

(2) По т..му ради чего человек ж..вёт можно судить и о его сам..оценке - ни..кой или высокой:

(3):Стремит..ся к высокой цел.. ни..кими сре..ствами нельзя.

(4) Надо быть одинаков.. чес..ными как в больш..м так и в малом:

(5):А в чём самая б..льшая цель в жизн..?

(6) Я думаю - ув..личивать добро в окружающ..м нас.

(7) Добро сл..гается из много..о и каждый раз жизнь став..т перед человеком задачу которую нужно уметь р..шать.

(8):Если человек став..т перед собой задачу пр..обрести все эл..ментарные мат..риальные блага он и оценива..т себя на ур..вне этих мат..риальных благ.

(9) Если человек ж..вёт что(бы) пр..носить людям добро обл..гчать их стр..дания д..вать людям рад..сть то он оценива..т себя на ур..вне этой св..ей человеч..ности:

(10):Если жить только для себя св..ими мелкими заботами о собстве(н,нн)ом благ..получии то от переж..того (не)останет..ся и следа.

(11) Если(же) жить для других то другие сб..регут то чему ты служил чему о..давал силы.

(12) Замет..ли ли вы что всё дурное и мелкое в жизн.. быстро забывает..ся?..

(13) Люди ни(о)ком (не)заботящ..ся как(бы) вып..дают из пам..ти.

(14) А люди служившие другим имевшие в жизн.. добрую и зн..чительную цель запом..нают..ся (на)долго.

(15) Счаст..я дост..гает тот кто стремит..ся ..делать счас..ливыми других и способ..н хоть на время забыть о своих инт..ресах о себе:

(Д. Лихачёв.)

2. Выполните задания.

Определите стиль текста.

Определите тему, основную мысль текста. Есть ли в тексте слова, употреблённые в переносном значении?

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

В каком слове все согласные мягкие?
а) время;
б) себе;
в) жизнь;
г) память.

В 1 - 4 предложениях найдите антонимы.

В 1 предложении укажите все слова, образованные суффиксальным способом.

В 9 - 12 предложениях укажите возвратное местоимение.

В предложениях с 3 по 8 найдите слово с чередованием гласной в корне.

В предложениях со 2 по 4 укажите все союзы.

В 12 и 13 предложениях найдите все частицы.

В 12 - 14 предложениях определите разряды прилагательных.

Из 15 предложения выпишите все местоимения.

Выпишите из 1 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.

Замените обособленное определение (предложение 13) синонимичной конструкцией.

Среди 6 - 8 предложений укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным условия.

Среди 13 - 15 предложений найдите сложноподчинённое с однородными придаточными и укажите его номер.

Как связаны между собой 10 и 11 предложения?

Среди 8 - 10 предложений укажите осложнённое однородными членами.

Среди 6 - 8 предложений найдите сложносочинённое и укажите его номер.



Предварительный просмотр:

12 класс

Зачет № 2

Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы. Определите стиль текста.

     

Олеся

       Весна наступила в этом году ра(н,нн)яя дружная и  - как всегда на Полесье – (н..)ожида(н,нн)ая… Воробьи стаями обсыпавш..е пр..дорожные ветлы кричали так громко и возбужде(н,нн)о что (н..)чего нельзя было ра(с,сс)лышать за их криком.  Везде чу..ствовалась радос..ная  тор..пливая тревога жизни…

В эти весе(н,нн)ие дни образ Олеси (н..)выходил из моей головы. Мне нравилось оставшись одному леч.. зажмурить глаза и беспреста(н,нн)о вызывать в своём во..бражении её то суровое то лукавое то сияющ..е нежной улыбкой лицо её молодое тело выр..сшее в пр..волье старого бора так(же) стройно и так(же) могуче как растут молодые ёлочки её свеж..й голос с (н..)ожиданными низк..ми бархатн..ми нотками. «Во всех её движениях в её словах  думал я есть что-то благ..родное какая(то) врожде(н,нн)ая изящная умере(н,нн)ость…

 (Н..)одна красота Олеси меня в ней оч..ров..вала но так(же) и её цельная сам..бытная свободная натура её ум одн..време(н,нн)о ясный и окута(н,нн)ый (н..)покол..бимым наследств..(н,нн)ым суевер..ем детский н..ви(н,нн)ый но и (н..) лише(н,нн)ый лукавого кокетства красивой женщины.

Каждый раз когда я пр..ходил Олеся встречала меня с своим пр..вычным сдерж..(н,нн)ым досто..нством. Но всегда, по первому н..вольному движению, которое она делала увидев меня я зам..чал что она радуе(т,ть)ся моему приходу… Мы всё сильнее и крепче пр..вяз..вались друг к другу.

Иногда я  возмущался против собств..(н,нн)ого б..ссилия и против привычки тянувш..й меня каждый день к Олесе. Я и сам (н..)подозревал какими тонкими крепкими н..зрим..ми нитями было пр..вязано моё сердце к этой оч..ровательной (н..)понятной для меня девушке. Я ещё (н..)думал о любви но уже пер..живал тревожный пр..дшествующий любви период полный смутных томительно грус..ных ощущений.                                                                            

 ( По А.И.Куприну)                                                                                                          

Выполните тест.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)    на тОрте       2)    премИровать       3)    просвЕрлит            4)    шАсси
А2. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить слово ПРАКТИЧНЫЙ?
1)    Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.
2)    Вихрев в ПРАКТИЧЕКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
3)    Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
4)    Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)    поезжай                          2)    свыше четырёх тысяч метров
3)    несколько яблок           4)    обгрызанный
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Отогнав акул далеко в море,
1)    спасателей уже ничто не волновало.
2)    дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.
3)    на рыбацких суднах воцарилось спокойствие.
4)    жителей посёлка ожидала другая напасть.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1)    На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.
2)    Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.
3)    Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
4)    Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1) … (2) Это открытие произвело настоящую революцию в римской архитектуре. (3) Новые храмы теперь освещались естественным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла. (4) В Древнем Риме стекольщики служили даже в армии: учёные предполагают, что в солдатских казармах окна были застеклены. (5) А один специалист по сельскому хозяйству рекомендовал защищать растения весной от плохой погоды с помощью листового стекла. (6) …римляне додумались до теплицы!
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1)    В I веке до н. э. новые стеклодувные мастерские широко распространились даже в отдалённых римских провинциях.
2)    Техника выдувания стекла позволила удешевить процесс изготовления бокалов.
3)    Изобрели оконное стекло в Древнем Риме в I веке до н. э.
4)    Лучшие римские стеклодувы использовали кварцевый песок из Египта.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ШЕСТОМ предложении?
1)    В отличие от него     2)    Поэтому         3)    И ещё          4)    Следовательно,
А8. Какое слово  или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)    это открытие (предложение 2)                     2)    освещались стёкла (предложение 3)
3)    окна были застеклены (предложение 4)     4)    специалист рекомендовал защищать (предложение 5)
А9. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1)    сложноподчинённое         2)    сложное бессоюзное
3)    сложносочинённое           4)    простое, осложнённое
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАСТЕКЛЕНЫ (предложение 4).
1)    прилагательное      2)    страдательное причастие
3)    деепричастие         4)    действительное причастие

А11. Какое слово в третьем (3) предложении имеет значение «пропускающий сквозь себя свет»?
1)    естественный       2)    льющийся        3)    прозрачный        4)    мозаичный
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?
Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.
1)    1          2)    2, 3         3)    3         4)    1, 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)    х_рактеристика, ч_стотный, вн_мание                2)    осл_жнённый, к_рректный, выск_зать
3)    п_лноценный, зал_вать, ум_лять (значение)       4)    к_лючий, разл_чать, выт_рать
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1)    чре_мерный, и_подтишка, не_говорчивый      2)    пр_градить, пр_страстный, пр_следователь
3)    не_правданный, п_становка, под_зрение         4)    об_явление, раз_ехаться, сер_ёзный
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1)    крестьянин кос_т, непередава_мые ощущения       2)    лесоруб пил_т, мысл_мый отвлечённо
3)    прачка мыл_т, предполага_мый результат              4)    печка топ_тся, наруша_мый всеми
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. окле_вать           Б. глянц_вый              В. проста_вать          Г. верхуш_чный
1)    А, Б, Г              2)    А, Б, В                  3)    А, В, Г                  4)    Б, Г
А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте который пишется буква Е?
Я н(1) верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2) дающие никакой пищи н(3) глазу, н(4) слуху.
1)    1, 3, 4           2)    1, 2, 3, 4           3)    3, 4            4)    1, 2
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)    (ОТ)ТОГО места, где они распрощались с Бруком, их отделяли теперь по меньшей мере пять километров, (ПО)ЭТОМУ возвращаться назад не было уже никакого смысла.
2)    И бледная поганка ТО(ЖЕ) нужна, (ПО)ЭТОМУ её создала природа.
3)    ТУТ(ЖЕ) потребовалось просить малознакомых людей, ЧТО(БЫ) позвонили маме.
4)    Хозяйка не могла понять, (ПО)ЧЕМУ я так долго, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут, разглядываю фотографии на стене.
А19. Укажите правильное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении.
Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён ___ и ронял свои листья в маленький садик.
1)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Уже в наше время исследователи творчества Э. А. По (1) получив в своё распоряжение (2) скрывавшиеся прежде (3) материалы (4) смогли установить связь между жизнью и творчеством американского писателя.
1)    1, 4         2)    2, 3           3)    1, 2, 3, 4         4)    4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Несомненно (1) есть великие люди, рядом с которыми все кажутся мелкими (2) однако (3) поистине (4) велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.
1)    1, 2, 3, 4       2)    2, 3          3)    3           4)    1, 2
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)    Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2)    Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3)    Столярный клей выпускается в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4)    Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, которая служит людям.
1)    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3)    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
4)    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.
1)    2, 3           2)    2            3)    3         4)    1, 3
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.
1)    1, 4, 5        2)    2, 3, 5         3)    3, 4, 5           4)    1, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)    Главный источник загрязнения окружающие среды — возвращение в природу огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления.
2)    Значения, которые образовались в многозначном слове путём переноса наименования, вторичны.
3)    Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо.
4)    Геоэкология изучает процессы и явления, которые возникают в окружающей природной среде в результате антропогенного вмешательства.
А27. Прочитайте текст.
В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, и может создаться впечатление, что современный человек не зависит от природы, но это глубокое заблуждение. Человек по-прежнему является частью природы. Как и любое другое живое существо, человек нуждается в незагрязнённом воздухе для дыхания, в чистой воде для питья, в экологически чистых продуктах сельскохозяйственного производства, для выращивания которых требуются плодородные почвы и богатые пастбища.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Глубоким заблуждением является представление о том, что человек, проживающий сегодня в городе, по-прежнему является такой же частью природы, как и любое другое живое существо.
2)    Современный человек — по-прежнему часть природы, он нуждается в чистом воздухе, воде и экологически чистых сельскохозяйственных продуктах.
3)    Сельскохозяйственные продукты, необходимые человеку, нужно выращивать на плодородных почвах.
4)    В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, поэтому можно утверждать, что современный человек не зависит от природы.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
   (1) Наукой заниматься трудно. (2) Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3) Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённые терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4) Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5) Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.
   (6) Наукой заниматься не только трудно. (7) Наукой заниматься необходимо. (8) Исследовательская деятельность — мудрый педагог — воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. (9) По-моему, чем больше людей получает навыки исследования, тем лучше обществу. (10) При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.
     (11) Наукой заниматься не только необходимо. (12) Наукой заниматься […]. (13) Во-первых, потому, что преодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14) Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придаёт смысл повседневности. (15) В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.
    (16) Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств. (17) «Почему вы всю жизнь занимается червями?» — спросили одного учёного. (18) «Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», — ответил он. (19) Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20) Вы хотели бы посетить этот музей? (21) Хотели бы сводить туда своих детей? (22) Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23) А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей-одиночек к своим предметам исследования.
    (24) Труд и любовь. (25) Труд и удовольствие. (26) Труд и радость от труда, сразу же — радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.
    (27) Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28) Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное недомогание — любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29) Даже самый искусный мозг не способен одновременно классифицировать накопленный материал и накопленные неприятности. (30) В этом плане наука целебна для здоровья. (31) Наука помогает пережить даже беду, поскольку хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.                            
(По В. Харченко)
А28. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 12?
1)    легко             2)    тщетно             3)    трудно            4)    приятно
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 11—15?
1)    описание                                                  2)    рассуждение
3)    повествование и рассуждение               4)    повествование и описание
А30. Укажите, в каком значении употребляется слово ИСКУСНЫЙ (предложение 29).
1)    обладающий высоким мастерством
2)    выполненный с большим умением и тонкостью
3)    сделанный наподобие настоящего, природного
4)    хорошо развитый, способный выполнять сложные задачи
В1. Укажите способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ (предложение 4).
В2. Из предложений 16—18 выпишите все союзы.
В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЖЕЛАНИЕ ПОВТОРИТЬ (предложение 13).
В4. Среди предложений 18—23 найдите сложное, часть которого является (-ются) односоставное (-ые) неопределённо-личное(-ые) предложение(-я). Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 4—10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 26—31 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным причины. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 4—8 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Автор статьи широко употребляет разнообразные синтаксические средства выразительности: такой приём, как _____ (предложения 20—23), и _____ (предложения 8, 27). Желая убедить читателя, В. Харченко использует такие средства выразительности, как _____ (предложения 1, 6, 7, 11, 12) и _____ («испытать сладость победы», «не позволять властвовать» и т.п.).
Список терминов:
1)    ряды однородных членов             2)    литота                         3)    синтаксический параллелизм
4)    ирония                                            5)    парцелляция               6)    диалектизм
7)    книжная лексика                           8)    диалог с читателем     9)    восклицательные предложения



Предварительный просмотр:

12 класс

Зачет № 3

1. 1.Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Раскрывая скобки, расставьте знаки препинания.

Мелодии            

Самая первая в мире мелодия была наверное колыбельная. С той поры люди соч..нили столько мелодий что если каждый день с утра до ночи их слушать то жизни не хват..т чтобы познакоми(т,ть)ся хотя(бы) с половиной из них.

Мелодия создаё(т,ть)ся по определё(н,нн)ым законам которые уст..навл..вает музыкальный слух человека. Звуки в мелодии должны ладить между собой как(бы) выт..кая друг из друга прод..лжая друг друга.

Мелодии песен и танцев нам как правило понятны. Но иногда слуш..я сер..ёзную музыку мы встр..чаемся с мелодиями которые нам кажу(т,ть)ся стра(н,нн)ыми и (не)мелодичными. А знатоки и любители музыки слушают их с удовольств..ем.  Почему это происход..т?

Композитор С.Прокофьев говорил что когда великий Бетховен соч..нял свои мелодии они были новы поэтому многие совреме(н,нн)ики злослов..ли будто глухой старик (н..)слыш..т что он сочиняет. Между тем можно утверждать что Бетховен правильно угадал будущ..е и что его мелодии дост..вляют нам и сейчас исти(н,нн)ое насл..ждение. То(же) самое было с Вагнером Листом и многими другими замечательными композиторами.

Давно извес..но что если человек часто слушает самую разную музыку то его слух станови(т,ть)ся гибким послушным и способным пон..мать самые разные музыкальные языки.

                                                                                             (По А.С. Кленову)

2. Выполните тест.

А1. В каком слове ударение на первом слоге?
1)    гражданство        2)    гналась        3)    черпать         4)    понявший
А2. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
1)    Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.
2)    Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.
3)    Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.
4)    В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)    в две тысячи двадцать втором году         2)    старые пропуска
3)    совсем озяб                                                4)    несколько огурец
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начав заниматься музыкой,
1)    у вас остаётся мало времени для развлечений.
2)    в значительной степени развиваются творческие способности.
3)    у меня появилось много интересных знакомых.
4)    я познакомился с нотной грамотой.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1)    В деревне Ольховке было три десятка домов.
2)    Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.
3)    Из всех, кто играл в спектакле, мне запомнился только Михаил Царёв.
4)    Участникам первого Парада Победы, приехавшим в Москву, вручили памятные подарки.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1) … (2) Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов. (3) Со временем многие латинские слова, претерпев ряд изменений, были включены в общенародную лексику разных языков. (4) Особенно ярко это проявилось в языках романской группы, сформировавшихся после распада Римской империи. (5) С развитием национальных языков в европейских странах латынь уступила им своё место и в науке. (6) …латинская терминология и по настоящее время имеет чрезвычайно важное значение.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1)    Научный стиль обслуживает сферу науки, научного общения.
2)    До XV—XVI вв. во многих европейских странах общепризнанным научным языком была латынь.
3)    Научным трудам античности и средних веков была свойственна образность.
4)    Форма речи, преимущественно реализуемая в научном тексте, письменная, реже — устная.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ШЕСТОМ предложении?
1)    Ведь       2)    Прежде всего,      3)    Поэтому         4)    Однако
А8. Какое сочетание слов не является грамматической основой в одной из частей сложного предложения текста?
1)    все написаны (предложение 2)            2)    это проявилось (предложение 4)
3)    уступила место (предложение 5)        4)    имеет значение (предложение 6)
А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1)    сложноподчинённое  2)    простое осложнённое 3)    сложносочинённое  4)    сложное бессоюзное
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВКЛЮЧЕНЫ (предложение 3).
1)    краткое прилагательное   2)    страдательное причастие
3)    деепричастие                    4)    действительное причастие
А11. Какое слово является синонимом к слову СОЧИНЕНИЕ (предложение 2)?
1)    фантазии       2)    выдумки         3)    басни       4)    труды
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Старший лесник, дли(1)ый и неуклюжий, в галифе из домотка(2)ого сукина, в стира(3)ой сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.
1)    1        2)    2, 3          3)    3             4)    1, 2, 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)    обозн_чение, задр_жать, т_инственный
2)    обог_щаться, к_ричневый, прик_сновение
3)    зап_х, г_реть, раск_лённый
4)    обл_котиться, б_гровый, прил_жение
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)    пр_вередливый, пр_тендент, пр_клонный (возраст)
2)    поз_прошлый, р_справить, об_брать
3)    ин_екция, грузопод_ёмник, необ_ятный
4)    не_давленный, бе_полезный, ра_грызть
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?
1)    таможенники провер_т, крас_щий пигмент
2)    пастухи гон_т, внемл_щий всему
3)    грешники ка_тся, люб_щий читать
4)    друзья дел_тся всем, стел_щийся туман
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. прицел_вающийся       Б. засушл_вый      В. понаде_вшись               Г. щавел_вый
1)    А, Б, Г       2)    А, Б         3)    В, Г           4)    А, В, Г
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1)    Люди, (не) бывавшие на экваторе, не могут представить себе зимний тропический дождь.
2)    Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.
3)    В детстве Чехов был (не) истощим на выдумки.
4)    Андрей вошёл в ещё (не) освещённый холл гостиницы.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1)    Рыжики можно собирать как осенью, так и (В) ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ) ТОГО, какое лето.
2)    (НА) КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ) ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.
3)    Точно ТАК (ЖЕ), как детство человека кажется ему (В) ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.
4)    Он владел языком ТАК (ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО) ТОМУ что учился языку у простых людей.
А19. Укажите правильное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении.
Блеснула огненная нить ___ и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко-красного пламени.
1)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похоже на жёлтые розы.
1)    1, 3        2)    2            3)    3           4)    1, 2, 3
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По словам французского писателя Проспера Мериме (1) русский язык, богатый, живой и звучный, наделён способностью к передаче тончайших оттенков мысли и чувства и отличается (2) кроме того (3) гибкостью ударений и разнообразием звукоподражаний.
1)    1          2)    2, 3           3)    1, 3               4)    1, 2, 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)    В роще невысокой липа да орешник разрослись высоко.
2)    Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
3)    Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
4)    Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Речная вода обладает удивительным свойством: трудно отличить настоящие берега и заросли от их отражения в воде.
1)    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3)    Первая часть бессоюзного сложного предложения содержи условие того, о чём говорится во второй части.
4)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.
1)    1, 2, 4        2)    2, 4           3)    1, 4         4)    1, 3
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
1)    1, 3            2)    2, 3          3)    3, 4       4)    1, 2, 3, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)    При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.
2)    Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, тонкой струйкой выбегала вода.
3)    Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.
4)    Утром за всполохом ромашек не видно ни телёнка, который пасётся на лугу, ни гусей.
А27. Прочитайте текст.
Почти все используемые нами материалы производятся в основном из других, например, пластик получают из нефти, бумагу — из дерева. Материалы, которые без переработки поступают на фабрики для производства других материалов, называются первичной материей. Первичной материей являются все материалы, имеющие природное происхождение: дерево, используемое для изготовления мебели, хлопок, собираемый с растений и применяемый для производства тканей, и многие другие материалы.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Материалы, используемые человеком, производятся в основном из других материалов.
2)    Нефть, дерево, хлопок и многие другие материалы имеют природное происхождение и могут использоваться без переработки.
3)    Первичная материя — это непереработанные материалы природного происхождения, используемые для производства других материалов.
4)    Пластик получают из нефти, бумагу — из дерева, ткани — из хлопка, собираемого с растений.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
   (1) Идёшь по улице, и друг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2) Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (3) Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4) Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5) Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6) В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.
   (7) Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям — вопрос непростой и неоднозначный. (8) Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9) Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.
   (10) Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11) Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12) Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжёлое.
   (13) Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14) Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15) Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. (16) Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17) На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное — становится банальным.
   (18) Варианты Zемфира (равно как и Глюк’OZA) и «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19) Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20) Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.
  (21) Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».
(По С. Казначееву)

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1)    Сегодня на наших глазах происходит нарушение функционирования языка, размывание веками устанавливавшихся норм.
2)    Реальная жизнь убеждает нас в том, что русский алфавит жив и будет жить вечно.
3)    Аномальные шрифтовые комбинации служат для привлечения внимания потенциальных потребителей.
4)    Формирование имиджа за счёт «порчи языка» — банальный, примитивный рекламный трюк.
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 13—17?
1)    рассуждение    2)    описание       3)    описание и повествование         4)    повествование
А30. Укажите предложение, в котором не используется фразеологизм.
1)    1           2)    9         3)    19             4)    20
В1. Укажите способ образования слова ОТДАЧА (предложение 16).
В2. Из предложений 12—14 выпишите наречие в превосходной степени.     
В3. Из предложения 14 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 1—8 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 15—21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 1—5 найдите сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 7—12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
_____ («выпендрёж», «раскрутка»), ___ («языковая стихия… выбрасывает на берег лишнее» в предложении 8), а также ____ («обогащается — портится» в предложении 7) воздействуют на эмоции читателя, убеждая его в правильности точки зрения автора. Такое синтаксическое средство, как ____ («поверхностным, примитивным, … банальным» в предложении 17), помогает более полно выразить позицию автора текста.
Список терминов:
1)    развёрнутая метафора              2)    гипербола
3)    парцелляция                             4)    ряд однородных членов
5)    сравнительный оборот            6)    контекстные антонимы
7)    просторечные слова                8)    вопросно-ответная форма изложения  

9)    диалектизмы



Предварительный просмотр:

12 класс

Зачет № 4

1.  Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы. Определите стиль текста.

Венчание Александра Блока

Это время было луч..шим в его (н..)пр..должит..льной жизни. На наших глазах разв..валась поэма любви сильной как стихия. В моей памят..  впеч..тления того врем..ни сказочная картина. Белый конь с юн..ым прекрас..ым всадником показ..вае(т,ть)ся из  Дубровок и направляе(т,ть)ся к нашему дому. Александра сюда постоя(н,нн)о тянуло  здесь жила его суже(н,нн)ая его Любовь.

В конце зимы он  ..делался женихом. Свадьбу решено было  ..делать летом в деревне. Люба жила в родной семье последни.. дни.

Настал день свадьбы. Венчались в стари(н,нн)ой церкви близ Шахматова. Церковь эта  постро..(н,нн)а  далеко от деревн.. . Стоит она одиноко белая производя  таинств..(н,нн)ое  и  мистич..ское  впеч..тлен..е.  

 В подв..нечном наряд.. невеста была хороша: белое платье вуаль цветы ещё более отт..няли её нежность и свеж..сть. Александр Александрович   очень бледный взв..лнов..(н,нн)ый. Вдвоём они долго молились. Торопились нач..нать обря..  но Дмитрий Иванович остановил сказав: (Н..)мешайте им.  

Когда молодые выходили из церкви крестьяне  подн..сли им пару белых гусей украш..ных розовыми лентами. Гуси эти долго потом жили в Шахматове пользуясь особыми  правами ходили в цветник, к чайному столу, на балкон и вообще везде где хотели.

После венца молодые и гости на разукраш..(н,нн)ых дубовыми гирляндами тройках пр..ехали в Боблово. Старая няня и крестьяне знавш..е Любу с детских лет непр..ме(н,нн)о хотели выполнить  русский обычай  и только что молодые вошли на ступеньки крыльца как были осып..(н,нн)ы хмелем. Крестьяне ближних деревень собрались во дворе и  пели  подх..дящ..е к случаю песни.  

После обеда молодых усадили в экипаж ямщик гикнул лошади тронулись звеня колокольч..ками. Александр Блок увозил  Любу (из)под родительского крова в новую жизнь.

                                                                                                 ( По  А.И. Менделеевой)

2. Выполните тест.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)    созвонИмся       2)    намерЕние         3)    мОлодежь         4)    тортЫ
А2. В каком предложении вместо слова ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ нужно употребить слово ДЕМОКРАТИЧНЫЙ?
1)    В предвыборную борьбу вступила не так давно сформированная ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ партия.
2)    В своих письмах Гоббс оставался противником ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО образа правления.
3)    В пресс-релизе указано на возросшее значение объединения всех прогрессивных и ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ сил.
4)    Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)    к две тысячи пятому году         2)    жгёт костёр
3)    пачка макарон                            4)    фильм интереснее
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Расположившись на земляной насыпи,
1)    зрителям был виден весь стадион.
2)    игра сопровождалась одобрительными или возмущёнными криками зрителей.
3)    у зрителей был прекрасный обзор всего поля.
4)    можно было наблюдать за ходом соревнований.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1)  По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
2) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.
3) Одним из российских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.
4) О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады» А. И. Немировским.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1) … (2) От двигателя к ним идёт гораздо более короткая, а значит лёгкая, передача, чем при классической компоновке автомобиля. (3) Конструкция с передним приводом дешевле в изготовлении, кроме того, она делает автомобиль более безопасным. (4) При задних ведущих колёсах сила тяги на поворотах направлена по касательной к траектории движения машины и стремится сместить заднюю часть автомобиля наружу относительно дуги поворота. (5) А сила тяги передних ведущих колёс постоянно направлена по ходу машины и толкает её по выбранному пути. (6) … некоторые фирмы, выпускающие главным образом представительские и спортивные модели, сохраняют верность схеме с задними ведущими колёсами.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1) При классической компоновке автомобиля двигатель находится впереди, а ведущие колёса — задние.
2)  Большинство современных легковых автомобилей не имеет рамы, их агрегаты крепятся к кузову.
3)  В последние годы принципиальным решением автопроизводителей стал почти всеобщий переход на легковые автомобили с передними ведущими колесами.
4) В подвеске современного автомобиля обычно присутствуют не только амортизаторы, гасящие колебания кузова, но и стабилизаторы поперечной устойчивости, которые противодействуют боковому крену.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ШЕСТОМ предложении?
1)    В частности,        2)    Между тем       3)    Следовательно,         4)    Поэтому
А8. Какое слово  или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)    идёт (предложение 2)                     2)    конструкция дешевле (предложение 3)
3)    она делает (предложение 3)          4)    часть стремится сместить (предложение 4)
А9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1)    сложноподчинённое           2)    сложное бессоюзное
3)    сложносочинённое             4)    простое, осложнённое
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ДЕШЕВЛЕ (предложение 3).
1)    прилагательное в сравнительной степени          2)    прилагательное в превосходной степени
3)    наречие в сравнительной степени                        4)    наречие в превосходной степени

А11. Какое значение слова МОДЕЛИ (МОДЕЛЬ) в шестом (6) предложении.
1)    схема, план        2)    марка, тип         3)    миниатюрная копия        4)    форма
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В совреме(1)ом строительстве цементом, смеша(2)ым с песком и водой или водным раствором солей, соединяют кирпичи и бето(3)ые блоки.
1)    1             2)    2        3)    1, 3        4)    1, 2, 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)    пом_гать, д_кумент, безотл_гательный           2)    изл_жение, д_рижировать, д_лёкая
3)    в_новатый, пов_р, вбл_зи                                 4)    акв_рельный, з_ря, ук_ротить
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1)    от_грали, без_скусный, транс_ранский          2)    пр_мечать, пр_ободрился, пр_вратить
3)    из_ян, необ_езженный, раз_ярённый              4)    и_черпать, бе_ропотно, во_требовать
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1)    усво_шь, независ_мый                                     2)    брос_шь, подозрева_мый
3)    встрет_шь, расходу_мый                                 4)    постав_шь, пригрева_мый
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. приветл_вый         Б. обид_ться           В. ноздр_ватый              Г. благоустра_вать
1)    А, Б, Г            2)    А, Б, В             3)    В, Г           4)    А, Г
А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте который пишется буква И?
Ляпишев н(1) во что н(2) верил, н(3) признавал н(4)каких авторитетов и при этом н(5) только не был мрачным и скучающим человеком, но легко увлекался новыми идеями.
1)    1, 4            2)    1, 2, 5              3)    2, 3            4)    4, 5
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)    В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.
2)    (В)ТЕЧЕНИЕ суток М. В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.
3)    (В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
4)    Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.
А19. Укажите правильное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении.
Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски ____ и он остаётся один со своим благополучием.
1)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И запятая не нужна.
2)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.
1)    2, 3          2)    1, 2, 4          3)    2, 4           4)    1, 3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Анатолий Фёдорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был (1) как известно (2) человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости, но (3) по воспоминаниям современников Кони (4) горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.
1)    1, 2, 3, 4           2)    1, 2             3)    3, 4           4)    1, 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)    В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
2)    В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
3)    Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
4)    Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В портрете воссоздаётся облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.
1)    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
4)    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.
1)    1             2)    1, 2         3)    1, 4         4)    2, 3
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.
1)    1, 4       2)    1, 2, 3, 4          3)    3         4)    2, 3, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)    Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы.
2)    Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой.
3)    Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света.
4)    И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
А27. Прочитайте текст.
Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. Такое явление называется обвалом. Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту — по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Обвал — это загромождение долин огромными глыбами пород, которые разбились на более мелкие части.
2)    К обвалу — обрушению скал и загромождению их обломками долин, — обычно приводит появление трещин по слоям осадочных пород, залегающих под углом к горизонту.
3)    Скалы, сложенные слоями осадочных пород, всегда обрушиваются в долины и загромождают их огромными каменными глыбами.
4)    Обвалом называется явление, возникающее вследствие обрушения в долины мелких обломков осадочных пород.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
    (1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью —значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:
                                                   Духовной жаждою томим,
                                                 В пустыне мрачной я влачился…
    (3) Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4) Что это значит — духовная жажда?
    (5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь увлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
    (14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
   (17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…
(С. Соловейчик)

А28. Какое утверждение НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?
1)    Духовность — это воспитанность и образованность.
2)    Искусство бездуховно тогда, когда в нём нет стремления к правде и добру.
3)    Нельзя считать духовным человека, который не хочет выйти за круг бытовых забот.
4)    Стремление к добру, жажда правды, голод по красоте не ослабевают со временем.
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 5—13?
1)    повествование
2)    все типы речи
3)    рассуждение
4)    описание и рассуждение
А30. Укажите предложение, в котором используются контекстные синонимы.
1)    5         2)    9       3)    10         4)    12
В1. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложений 5—10 выпишите прилагательное в форме простой превосходной степени.
В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании СПОСОБНЫЕ ЛЮБИТЬ (предложение 14).
В4. Среди предложений 14—22 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 3—13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 14—22 найдите сложное бессоюзное предложение, состоящее из трёх частей. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 15—22 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и антонимов. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
 
Тон размышлений автора задаёт _____ (предложение 2). Строки высокой поэзии А. С. Пушкина настраивают читателя на участие в серьёзном разговоре, в котором центральными понятиями являются «духовность», «воспитанность». Именно поэтому с особым пафосом звучит _____ («духоподъёмность»). Делясь своими наблюдениями с читателем, автор прибегает к таким приёмам, как _____ (предложения 8, 9) и _____ (предложения 18, 19).
Список терминов:
1)    литота
2)    сравнение
3)    ирония
4)    синтаксический параллелизм
5)    эпитеты
6)    цитирование
7)    индивидуально-авторское слово
8)    вопросно-ответная форма изложения
9)    противопоставление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачеты. 11 класс. Русский язык.

Зачеты .11 класс. Русский язык....

Зачеты. 10 класс. Русский язык.

Зачеты. 10 класс. Русский язык....

Дифференцированный зачет по русскому языку в конце года в формате ГИА, 8 класс

В пакет документов входит 2 варианта тестовой работы, бланки ответов, ключ для проверки, а также список тем, включенных в задание (кодификатор)...

УРОК – ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО ТЕМЕ: “ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”

УРОК – ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО ТЕМЕ: “ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”...

Вопросы к зачету по русскому языку за второе полугодие для 6 класса.

Вопросы к зачету по русскому языку за второе полугодие для 6 класса....

зачет №1 10 класс русский язык

Зачетная работа содержит текст и тестовые задания по теме "История языка","Фонетика. Нормы русского произношения"...

Зачет №1 русский язык 12 класс

Текст и тестовые задания по теме "Синтаксис простого осложненного предложения",исходный текст для создания сочинения-рассуждения...