методическая разработка урока по теме:"Лексика", 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Мастер-класс по теме: «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель мастер-класса – продемонстрировать способы работы с основной структурной единицей языка – словом. 

Моя задача, как учителя литературы, научить понимать и чувствовать слово, а как учителя русского языка – научить писать сочинение.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексика 

(Реализация метапредметного подхода как основа для формирования

ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы)

Орехова Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Цели урока:

1. Образовательные:

повторение и углубление сведений о лексики русского языка и слове, как основной единицы лексики

проверка понимания и степени усвоения материала по теме

написание сочинений

2. Развивающие:

развитие мыслительной и коммуникативной деятельности учащихся

развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников

3. Воспитательные:

воспитание сознательного интереса к родному языку, бережного отношения к слову

воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей

воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи

Оборудование: мультимедийный проектор,  словарь Д.Н.Ушакова, текст стихотворения К.Бальмонта «Снежинка», листы цветной бумаги, ножницы, альбомные листы-шаблоны

Эпиграф:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

                                       (Тютчев Ф.И.)

Ход урока

I. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя после объявления темы.

Наступила зима. И сегодня я предлагаю просто чуть-чуть посмотреть на это крохотное чудо – снег, снежинка – и открыть некоторые тайны, проникнуть в «душу» этого слова. (Чтение стихотворения К.Бальмонта «Снежинка»)

Светло-пушистая,
            Снежинка белая,
Какая чистая,
            Какая смелая!

Дорогой бурною
            Легко проносится,
Не в высь лазурную,
           На землю просится…

Под ветром веющим

            Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
           Светло качается.

Но вот кончается
          Дорога дальняя,
Земли касается
          Звезда кристальная

Лежит пушистая 
        Снежинка смелая.
Какая чистая,
        Какая белая!

3. Учащиеся вместе с учителем анализируют стихотворение

- Красиво?

- А теперь я прошу вас нарисовать то, как вы чувствуете это стихотворение. Совсем неважно уметь хорошо рисовать, можете не волноваться. Это могут быть любые цветовые пятна, любые движения, любой рисунок, который возникнет сейчас в вашем сознании. Итак, пожалуйста, нарисуйте, как вы почувствовали это стихотворение.

Пока Вы рисуете,  я объясню, почему этот прием так важен и чем интересен: мы на самом деле очень многие слова воспринимаем исключительно на эмоциональном уровне. Мы их просто чувствуем.

- Я прошу поднять свои рисунки. (Все разные. Это хорошо.)

Сейчас  я попрошу выбрать любой понравившийся рисунок. (Закон игры таков: говорят все, кроме автора, он пока не имеет права добавить более ничего. Он все сказал рисунком.) Итак, вот оно наше стихотворение. Объясните, пожалуйста, вы, зрители картинной галереи,  каким образом художник здесь это отобразил? (учащиеся высказываются)

- А теперь послушаем автора (учащийся высказывает собственное мнение)

(Учащиеся вступают в диалог с учителем и друг с другом, причем они не просто разговаривают, они говорят, заглядывая в текст произведения)

- Таким образом, мы почувствовали текст, прикоснулись к нему. А теперь вычленим из него слово, с которым будем работать, которое будем исследовать. Определим, о чем сказал автор, какова тема текста? (Снежинка)

- Каково лексическое значение слова? (работа со словарём Д.Н.Ушакова)

- Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?  (Кристалл. Узор. Кружево. Звёздочка. Пушинка. Метель. Снегопад и т.д.)

- Все верно: и кристаллы, и узоры, и звездочки – все разные. Одинаковых нет. Так и должно быть. Природа создает разные явления, и мы с вами видим, воспринимаем и чувствуем тоже все по-разному. И это правильно. Так должно быть.(СЛАЙДЫ 9-16)

- А теперь давайте попробуем определить перцептивное значение слова. Напомню, это значение, связанное с чувственным восприятием. Давайте представим, что у нас в руках снежинка. Потрогаем её. Что чувствуем? Какие возникают ощущения? (Холод, тепло, свежесть и т.д.) С чем сравним эти ощущения? Подберите сравнения, метафоры.

- А какого цвета представляется вам снежинка? Почему? А какая она у Бальмонта?

- Какой формы представляется вам снежинка? А у автора?

- Давайте сами попробуем создать это произведение природы, свою неповторимую, необыкновенную непохожую снежинку.  (Вырезаем снежинки из разного цвета бумаги, цвет выбирает каждый сам).

- Если кто-то забыл, обратитесь к подсказке. (СЛАЙД 17)

- Вот готовы и снежинки, покажите их.  Какие замечательные они у нас получились. Они все разные, как и в природе. Вы никогда не встретите двух одинаковых снежинок, как и двух одинаковых людей. Объясните, почему они разного цвета, разной формы? Поднимите свои снежинки, посмотрите, какой получился снегопад.

- Кто слышал, как падает снег?  Закройте глаза и послушайте. Представьте, как тихо идет снег, и миллионы снежинок покрывают землю пушистым ковром. Как коротка их чистая жизнь! И как много увидел великолепный композитор Александр Цфасман в одном мгновении! (Музыкальный фрагмент А. Цфасмана «Снежинки».) 

4. Учащиеся вместе с учителем анализируют музыкальный фрагмент

- Что услышали? (Смелая, дрожит, взметается, проносится, торопится, на землю просится). 

- Давайте попробуем воспроизвести звук падающих снежинок. (Пропеть, простучать, проскрипеть, прошелестеть и т.д.). Передайте звук любыми средствами.

5. Учащиеся составляют акростих

 - А теперь нам предстоит выяснить индивидуально – авторское, образное значение слова снежинка. Оно выявляется благодаря перцептивному. Итак, кем или чем, какой представляется вам снежинка.  

Я предлагаю составить акростих  (стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово).

Итак,

Счастливая

Нежная

Ершистая

Живая

Искристая

Новая

Кружевная

Ажурная

- Таким образом, мы  наполнили слово смыслом, содержанием.

6. Написание учащимися мини-текстов

- Я прошу вас, используя рабочий материал урока, создать свой мини-текст от лица снежинки, ответив на следующие вопросы:

Какая я, снежинка?

О чем хочу вам рассказать?

О чем я думаю, когда лечу?

Какие ощущения возникают, ведь я лечу из дома в гости?

Как меня встретят?

Что меня ждет?

(Чтение текстов)

7. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Приложение

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Слово является и «исходным ростком возникновения текста»,

и материалом для создания текста.

Н.Мусхелишвили, Ю. Шрейдер.

Заполните каждый пункт рабочими материалами для своего сочинения.

Лексическое значение слова: _____________________________________________________________

Ассоциации: __________________________________________________________________________________________________________________________

Перцептивное значение:

- ощущения: _____________________________________________________

- цвет: __________________________________________________________

- форма: ________________________________________________________

- звук: __________________________________________________________

4. Индивидуально – авторское, образное значение (кем или чем и какой представляется Вам снежинка): ________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Мой текст. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орехова Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» города Старый Оскол Белгородской области Мастер – класс От СЛОВА – к СЛОВУ…

Слайд 2

Тема педагогического опыта : «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы». Основу деятельности составляют : теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающие основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности обучающихся; - использование метапредметного подхода в обучении.

Слайд 3

Цель мастер-класса – продемонстрировать способы работы с основной структурной единицей языка – словом. В способе выражается модель формирования ключевых компетентностей обучающихся (читательских и языковых).

Слайд 4

Для реализации данной цели необходимо: создать условия для исследования слова (универсального знака) на различных структурных уровнях языка; освоить понятие слова как знака дуальной природы, который имеет познавательные и мировоззренческие стороны; дать возможность продемонстрировать коммуникативные действия участников.

Слайд 5

Для эффективного решения задач необходимы методические приёмы: Моделирование Письменная дискуссия Сопоставление, анализ, синтез Интерпретация Создание атмосферы сотворчества Включение эмоциональной сферы

Слайд 6

Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся, — И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать... Ф.И. Тютчев

Слайд 7

К. Бальмонт. «Снежинка» Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится… Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная Лежит пушистая Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая!

Слайд 8

Снежинка – сущ. ж.р., ед.ч., 1 скл., Им.п., конкр., нариц. Словарь Ушакова Д.Н. : Один кристаллик снега в виде звездочки.

Слайд 17

Схемы вырезания снежинок : 1. Подготовка бумаги. а) Возьмём альбомный лист, разрежем его пополам и развернём так: б) Свернём бумагу таким образом, как показано на рисунке: в) Обрежьте лишнюю бумагу (по линии отреза), чтобы получилось: г) Теперь нужно развернуть сложенную бумагу длинной стороной вверх и согнуть её по пунктирным линиям, как на рисунке: д) В результате должна получиться такая фигура (на рисунке ниже), которую необходимо ещё раз сложить по пунктирной линии: е) Последние штрихи - обрезаем лишние края у получившейся заготовки и бумага готова для вырезания снежинок:

Слайд 19

Акростих С частливая Н ежная Е ршистая Ж ивая И скристая Н овая К ружевная А журная

Слайд 20

Мини-текст от имени снежинки Какая я, снежинка? О чем хочу вам рассказать? О чем я думаю, когда лечу? Какие ощущения возникают, ведь я лечу из дома в гости? Как меня встретят? Что меня ждет?

Слайд 21

Антон Г ., 5 класс Я снежинка. Я белая и пушистая. Хочу рассказать о себе. Живу далеко-далеко на облаке и раз в год опускаюсь на землю, кружась и танцуя в воздухе. Когда я лечу, думаю о том, что увижу на земле много интересного. Я уверена, что все дети и взрослые ждут меня. Когда нас много, можно лепить снежки. Я лечу в гости и надеюсь, что все будут рады, и меня ждёт увлекательное путешествие. Иван П ., 5 класс Я пушистый белый снег. Родился я высоко в облаках и теперь лечу на землю. Я хочу рассказать, как красиво и холодно там, где я родился. Высоко в небе пар превращается в снег, а потом туча опускается ближе к земле, и идёт снег. Когда я лечу, я думаю о том, как меня ждёт холодная земля, леса, реки, озёра. Возникает ощущение радости из-за того, что всё на земле отдыхает под моим белым одеялом. Встретят меня с радостью все, кто меня любит и ждёт. Зимой дети будут со мной играть в снежки, лепить замки, дворцы, снеговиков. С приходом весны я буду таять, и мои воды дадут всему живому новую жизнь, а затем в виде пара я снова вернусь домой.

Слайд 22

Виктория У., 5 кл. Я белая пушистая снежинка. Мои сестрички-снежинки тоже белые и пушистые, как я. На первый взгляд может показаться, что мы одинаковые. Но это не так: одна из нас крупнее, а другие мельче, и узоры тоже отличаются. Когда я лечу, мне нравится, что ветерок несёт меня то в одну, то в другую сторону. Что ждёт меня, когда я приземлюсь на землю? Может, я стану снегом и останусь лежать на земле, пока не растаю? А может, из меня вылепят снеговика на радость детям? Кирилл Ш., 5 кл. Я красивая белая снежинка. Хочу я вам рассказать о зиме. Зима красивая и белоснежная. Когда лечу, я думаю о том, куда я приземлюсь: на деревце, на ёлочку, на нос мальчишке? Я очень радуюсь, когда лечу из дома в гости, потому что я знаю, что меня ждут. Встретит меня озорная детвора. Я немного покружусь и упаду на землю. А потом из миллионов снежинок слепят снежную бабу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:"Лексика. Как пополняется словарный состав языка"

Разработка урока содержит много заданий творческого характера, способствующих развитию мышления учащихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.

Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Обобщающее повторение по теме "Действия с рациональными и дробными числами"

Методическая разработка урока составлена в виде проекта, в основе которого лежит технологическая карта деятельности учителя и учащихся. Содержание и последовательность этапов урока соответствуеттребов...

Методическая разработка урока по теме: "Лексика исконная и заимствованная."

Проследить историю проникновения иноязычной лексики в русский язык...

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире"  (9 класс)...