Разработка урока по теме:"Лексика. Как пополняется словарный состав языка"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка урока содержит много заданий творческого характера, способствующих развитию мышления учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ Закрепление умения различать разные виды лексики, использовать их в своей речи Упражнение в различных видах разбора Воспитание бережного отношения к родному языку Обогащение словарного запаса
Домашнее задание
Наши работы
Угадай фразеологизм !
Синтаксическая минутка Белые цв..точки веч..ром расцв..тают а утром проп..дают.
Определите, о чем идет речь. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написа- нию, но разные по лексическому значению, называются Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению называются омонимами фразеологизмы
Слова, имеющие несколько лекси- ческих значений, называются Синонимы - это слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся Слова одной и той же части речи, но с противоположным лексическим значением называются многозначными оттенком лексического значения антонимами
Как называются такие слова? Гранат - южное дерево, а так же его круглый темно-красный плод кисло-сладкого вкуса. Гранат – драгоценный камень, преимущественно темно-красного цвета
Поэтическая минутка Кто вы? Мы лисички, Дружные сестрички. Ну а вы-то кто же? Мы лисички тоже. Как, с одной-то лапкой? Нет, еще со шляпкой. О каком лексическом явлении идет речь в стихотворении?
Укажите словосочетания с переносным значением Золотые руки, золотые серьги; Болтать языком, болтать ногами; Глубокое озеро, глубокое раздумье; Медвежья берлога, медвежья услуга; Тесная дружба, тесная обувь.
Выпишите антонимы У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко Висело. Только конь сказал, Что низко, А мышонок- Высоко, Воробей сказал, Что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, Что очень Велико и тяжело, А котёнку всё равно: Кислое, зачем оно? Что вы? – Шепчет червячок, - Сладкий у него бочок.
Устно подберите к глаголам разговорной речи синонимы литературного языка Болтать, глазеть, скинуть (пальто), сообразить, стибрить, тащиться Слова для справок: Говорить, догадаться, идти медленно, смотреть, снять, украсть
В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно. Замените его. Прочитайте фразеологизм в исправленном виде . в мешке. Как с вода. доля. услуга. песня. Стреляный . Подложить . Крокодил совы Тигриная Барсучья Утиная петух барана Кот гуся Львиная Медвежья Лебединая воробей свинью
В стихотворении С.А.Есенина есть такие строки: «Пахнет рыхлыми дрочёнами , У порога в дёжке квас…» Как называются выделенные слова? Каково их лексическое значение?
Работа с учебником стр.88-89 Назовите два основных способа пополнения словарного запаса языка Какие слова называют иноязычными? По каким признакам можно отличить заимствованные слова?
Отличительные признаки заимствованных слов Начальные А,Э Исключения: ах, ахнуть, авось, это, этот Ф БЮ ВЮ НЮ КЮ СОЧЕТАНИЯ В КОРНЕ ДВЕ И БОЛЕЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ ПОЭТ, ДУЭЛЬ, ТЕАТР
Найдите в тексте заимствованные слова А из Англии футбол Прямо в бутсах к нам пришел, Вслед за ним пришел хоккей, А до этого жокей, Теннис, яхта, бокс, рекорд, Чемпион, тайм-аут, спорт. ( Я.Козловский) Выпишите заимствованные слова в тетрадь
Проверка самостоятельной работы Англии, футбол, в бутсах, хоккей, жокей, теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт.
Творческая работа (закончи предложение) 1 ряд Ум определяется не возрастом, а … 2 ряд Звание героя дают не за красоту, а за… 3 ряд Хорошего человека узнают не по лицу, а по …
Много ещё надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова. В. И. Даль .
Домашнее задание упражнение № 274
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по теме:"Лексика", 5 класс
Мастер-класс по теме: «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы»Цель мастер-класса – продемонстрировать с...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/04/picture-123463-1354640259.jpg)
Разработка урока по теме «Спорт» в 8 классе (французский язык - второй иностранный)
Урок вторичного закрепления знаний лексики по теме урока, активизации ее употребления в новой ситуации.Тип урока: комплексный....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/28/picture-575001-1422397498.jpg)
Методическая разработка уроков по теме «Животные» для 5 класса (английский язык, УМК "Английский в фокусе")
Данные уроки разработаны в рамках темы “World Animals“ («Животные со всего света»), изучаемой в 5 модуле УМК “Spotlight“ («Английский в фокусе») для 5 класса. Детям всегда интересно выходить за рамки ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-645912-1435781391.jpg)
Конспект урока на тему "Как пополняется словарный состав языка"
Класс - 5Тип урока – изучение нового материала.Цель урока – знакомство учеников с языковыми явлениями, которые лежат в основе классификации лексических единиц языка.Разработка ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-377876-1389207069.jpg)
Урок по русскому языку в 5 классе "Как пополняется словарный состав языка"
Урок по технологии критического мышления.Соответствует требованиям ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-518022-1415300071.jpg)
Методическая разработка урока по теме: "Лексика исконная и заимствованная."
Проследить историю проникновения иноязычной лексики в русский язык...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-526450-1415892963.jpg)
Как пополняется словарный состав языка
Технологическая карта хода урока русского языка в 5 классе на тему:«Как пополняется словарный состав русского языка»...