Главные вкладки

    Как пополняется словарный состав языка
    план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

    Козлова Ирина Петровна

    Технологическая карта хода урока русского языка в 5 классе на тему:

    «Как пополняется словарный состав русского языка»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            Тема футбола на сегодняшний день очень актуальна, поэтому учебное занятие согласно ТРО (технология развивающего обучения)  можно провести в классе или спортзале, также на свежем воздухе в летнем лагере  или на школьной площадке,  дома с детьми, посвятив его нашей сборной!  

     Если занятие проводится не в учебное время по расписанию, то время на игру в футбол можно добавить и играть под судейством физрука.

    -    « #спасибосборная» ! Молодцы!!!

    Технологическая карта хода урока русского языка в 5 классе на тему:

    «Как пополняется словарный состав русского языка»

    Деятельность учителя

    Деятельность уч-ся

    ПОР

    I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)

    Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку. Психологический настрой:

    -Высокообразованная культурная личность – национальное достояние и фактор успеха.

    Хороший ученик тот, кто хочет, любит и умеет учиться!

    Стоя, дежурный,  словарь, тетрадь, дневник, ручка.

    II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 мин.)

    -Разгадайте синквейн:

    *можно пользоваться Словарем иностранных слов

    ОФСАЙД

    ЛЕГИОНЕРСКИЙ, ШТРАФНОЙ, УГЛОВОЙ

    ПАСОВАТЬ, АТАКОВАТЬ, ПРОСТРЕЛИТЬ

    ЗАБИТЬ МЯЧ В ВОРОТА

    ФУТБОЛ

    ГОЛКИПЕР
    ДИНАМИЧНЫЙ, ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ, ФОРВАРДСКИЙ

    БОМБАРДИРОВАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ, ТРЕНИРОВАТЬ

    ЗАБИТЬ УДАЧНО ПЕНАЛЬТИ

    ФУТБОЛ

    Вводная беседа:

    -Сформулируйте  тему?

    На что обратили внимание? На какие слова?

    Почему среди русских слов есть английские?

    С чем это связано?

    Все ли слова понятны?

    О чем пойдет речь на уроке?

    Объясните иностранные слова. Работа со словарем.

    Проверка.

    Какие слова  вы еще  знаете \не знаете, связанные с темой футбола? Приведите примеры.

    Можно ли в жизни обойтись без этих слов?  Почему?

    Любите играть в футбол?

    Раздаточный материал –

    работа в группах

    Запись темы в тетрадь,

    Фронтальная работа(групповая)

    Объясняют значение слов (словарь)

    Фронтально

    ЛР-2

    ПУД-1

    ЛР-1

    КУД-1

    РУД-3

    III.  ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)

    Предлагаю познакомиться с иностранными словами, которые употребляются в футбольной теме.

    Соотнесите понятия:

    Вратарь – голкипер

    Судья – рефери

    Нападающий – бомбардир

    Передача – пас

    За чертой – аут

    Состязание – матч

    СПРАВКА:

    Слово «вратарь» происходит от слова «врата», а суффикс «арь» - это архаизм, т.е. устаревшее языковое явление. «Вратарем» когда-то называли монаха, стоявшего стражем у входа в монастырь. Уже в XVI-XVII веках эта должность стала называться другим словом - привратник (тот, кто стоит при вратах). И вот, много времени спустя, слово неожиданно обрело новую жизнь, заменив иностранное слово голкипер. И благодаря такой интересной замене среди иностранных футбольных терминов появилось торжественное церковнославянское слово — хранитель врат — вратарь.

      Предлагаю продолжить группы слов, связанных с названием игроков в футбол и правилами игры. Запишите их и объясните значение.

    Составьте с ними словосочетания.

    Слова каких частей речи употребляются часто? Почему?

    Найдите несклоняемые существительные.

     В чем их особенность? (пенальти, рефери)

    -Назовите игроков сборной России по футболу?

    Какова их роль на футбольном поле?

    Кто капитан футбольной команды?

    Про команду какой страны после ЧМ -2018 говорят, что у них есть время настоящее, прошедшее, будущее и дополнительное? (Хорватия)

    Что вы  узнали нового? С чем вы познакомились?

    Таблица

    Фронтальная работа (групповая)

    Устно

    Работа в тетради

    ЛР-2

    ПУД-2

    ПУД-3

    ПУД-4

    ПУД-5

    ПР-1

    КУД-1

    ПУД-6

    ПУД-7

    ПР-3

    IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (10 мин.)

    Практико-ориентированная работа.

    Назначаем игроков, проговариваем их названия и начинаем  импровизированную игру в футбол с объяснением слов и понятий.

    Можно играть в настольный футбол\ в спортзале.

    Применение на практике новых знаний. Игра.

    ЛР-2

    ПР-2

    ПР-3

    ПУД-8

    V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

    Рефлексия:

    -Какой был главный вопрос  на занятии?

    Так КАК пополняется словарный состав русского яыка? За счет чего?

    Что дал вам новый урок? Что вызвало затруднение? Что понравилось? Сделайте вывод.

    Какую отметку поставите себе за работу на уроке?

    -Молодцы!            

    Д\З: Составить словарик, связанных данной темой

    Отвечают на вопросы, анализируют.

    Записывают Д/З

    РУД-2

    ЛР-1

    РУД-5

                     

                    ПОР - планируемые образовательные результаты:

    ПУД-1:выделяет основную мысль, формулирует выводы

    ПУД-2: умение создавать обобщения, устанавливать аналогии

    ПУД-3: выделяет признаки двух или более предметов и явлений

    ПУД-4:  умение устанавливать причинно-следственные связи

    ЛР-1:ценностно-смысловое отношение к себе, окружающему миру

    ЛР-2: устойчивая познавательная активность

    РУД-1: умение осуществлять целеполагание предстоящей деятельности

    РУД-2: умение планировать пути достижения целей

    КУД-1:выполняет задание в сотрудничестве с одноклассниками

    РУД-5: умение адекватно оценивать  правильность выполнения действий и  вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу  его реализации

    РУД-3: планирует деятельность

    ПР-1: дает определение понятия

    ПУД-6: извлекает необходимую информацию

    ПУД-7: переводит информацию из одной знаковой системы в другую

    ПР-3: выбирает

    ПР-2: объясняет

    ПУД-8: выводит алгоритм действий


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по теме:"Лексика. Как пополняется словарный состав языка"

    Разработка урока содержит много заданий творческого характера, способствующих развитию мышления учащихся....

    Конспект урока на тему "Как пополняется словарный состав языка"

    Класс - 5Тип  урока – изучение  нового  материала.Цель  урока – знакомство учеников с языковыми явлениями, которые лежат в основе классификации лексических единиц языка.Разработка ...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

    Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

    Урок по русскому языку в 5 классе "Как пополняется словарный состав языка"

    Урок по технологии критического мышления.Соответствует требованиям ФГОС....

    "Как пополняется словарный состав русского языка"

    Урок русского языка в 5 классе по учебнику М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., под ред.Разумовской М.М., П.А.Лексанта. «Русский язык» 5 класс – М., Дрофа, 2015. ФГОС...

    Консультация для родителей "Как пополнять словарный запас у детей"

    В данной консультации для родителей  даны  игры и упражнения на подбор  смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов и игр на словообразование и словоизменение....

    Презентация к уроку "Как пополняется словарный запас языка"

    Данный материал поможет провести урок русского языка....