Урок "Разряды наречий", 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Канафьева Татьяна Михайловна

Формирование умения находить в тексте наречия и определять их значение, определение роли наречий как средства более точного и образного выражения мысли, знать слова категории состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_narechie_7_klass.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «РАЗРЯДЫ  НАРЕЧИЙ».

Цели урока: формирование умения находить в тексте наречия и определять их значение, определение роли наречий как средства более точного и образного выражения мысли, знать слова категории состояния.

Оборудование

Выставка книг по теме урока.

Карточки  заданий.

На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

Структура урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Всесторонняя проверка  знаний.

Контроль знаний

Подведение итогов.

Информация учащихся о домашнем задании.

Методы контроля учебной деятельности на уроке:

Устный и письменный.

Фронтальный, групповой, индивидуальный.

                             Ход урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

 - Мы сегодня продолжим работу по теме «Разряды наречий».

  -Как бы вы определили цель нашего урока?

                                      (Дети отвечают).

  -Верно, цели урока – формирование умения находить в тексте  наречия и определять их значения; распознавать слова категории состояния. Поговорим мы и роли наречия как средства более точного выражения мыслей.

      2.Проверка домашнего задания.

-Начнем с проверки домашнего задания. Какие вопросы возникли у вас при выполнении домашнего задания?

                                            Упражнение№182.

- Что обозначают слова категории состояния ?

                                        (Состояние человека, состояние природы, окружающей среды).

-Чем слова категории состояния отличаются от наречия?

                         ( 1. Употребляются только в безличном предложении .

                           2. Выступают в роли сказуемого, наречие же обычно - обстоятельство.

                            3. Часто употребляется со связкой ).

- Прочитайте  предложение, где есть слова категории состояния, вставьте пропущенные буквы, поясните правописание слов.

       

      - Назовите грамматическую основу этого предложения .

       -В чем синтаксическая особенность таких предложений?

                           (Это безличное предложение, в нем нет подлежащего)

          -Какие словосочетания с наречиями выписали?

   А). Было грустно (грусть) и в весеннем (каком?) воздухе, и на темневшем (каком?) небе, и в вагоне (запомнить).

  Б). Лениво тронулся (образ действия);  промелькнули сначала (времени); задаю машинально (образ действия); очень короткий (степени);  сидит недалеко (места); изредка задаю (времени).

3.Объяснительный диктант.

1.Запишем текст. (  У доски по одному предложению).

   Вот солнце коснулось тихой воды у берега. Восходя все выше, оно, радостное, благословляет, греет оголенную, озябшую землю.

    Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда (передо)мною рождается новый мир, по-новому красивый.

    Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них.

                                                                       ( М.Горький)

   2. Поясните правописание слов:

 а)  коснулось, оголенную,

 б) видел, передо мною,

 в) нравится, сладкие.

            Объясните знаки препинания, графически обозначьте условия их выбора.

3. Какова его главная мысль? ( Солнце – это жизнь)  Как можно озаглавить текст?

4.Какая часть речи в этом тексте «живописует» глаголы и поясняет прилагательные?

    Что такое наречие?

5.  От каких частей речи зависит наречие?  

(Наречия сочетаются с глаголами, с причастиями и деепричастиями, а также с прилагательными и другими наречиями)

Наречия могут сочетаться с именем существительным: взгляд исподлобья, яйца всмятку, кофе по-турецки

6.Что обычно обозначает наречие?

(Наречие обозначает время, место, причину, цель, образ действия)

    7.Какова синтаксическая роль наречий?

( Наречие является обычно обстоятельством.)

Может быть определением: взгляд (какой?) исподлобья.

Может быть сказуемым: сегодня (каково?) холодно (это слово категории состояния)

     4.Распределительный диктант.

Этимологически большинство наречий – это застывшая форма той или иной части речи. Поэтому их можно спутать с другими частями речи. Будьте внимательны,

       распределяя словосочетания по колонкам, укажите значение наречий:

Волосы ежиком, играть с ежиком, свалиться на голову, разбить наголову, по летнему пути, одет по-летнему; во-вторых, хочется отметить; во вторых классах.

С наречиями

С другими частями речи

  5. Работа по карточкам.

       Наречие -  коварная часть речи, но несмотря на это, обойтись без нее невозможно.

Наречие характеризует действие (таинственно мерцают звезды) или уточняет значение имен прилагательных (ослепительно белый), причастий (неожиданно прозвучавший), самих наречий (совсем тихо). Для лучшего понимания роли наречий в речи обратимся к тексту с опущенными наречиями.

Задание:1. Прочитайте текст без наречий.

   А ночью лес принял ( неописуемо) жуткий, сказочный вид: стена его выросла (выше), и в глубине ее, между черных стволов, (безумно) заметались, запрыгали красные мохнатые звери.

    (Бесконечно разнообразно) струились фигуры огня между черных стволов, и была неутомима пляска этих фигур.  

                                                            (М.Горький)

Слова для справок: неописуемо, выше, безумно, бесконечно разнообразно.

_______________                                                                            

   

2.  Восстановите опущенные наречия.

 Что-то изменилось в восприятии вами текста?

Выпишите словосочетания с наречиями, определите разряд наречия по значению.

Неописуемо жуткий (в какой мере?)-значение меры

Выросла выше  (как?)-значение образа действия

Безумно заметались (как?) значение образа действия

Бесконечно разнообразно (в какой степени?)-значение степени.

5.КОНТРОЛЬ   ЗНАНИЙ.

Заполни таблицу:

Вопросы наречий

Значения наречий

Примеры

Образа

действия

Меры и

степени

Места

Времени

Причины

Цели

6. Сочинение – миниатюра.

« Мой домашний любимец», « Покормите птиц».

( С использованием наречий)

6. ПОДВЕДЕНИЕ       ИТОГОВ.

       

7. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.

                               Упражнение№186  или

                                сочинение « Наши братья меньшие»

                          (с использованием наречий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Радуга наречий" (урок систематизации знаний по теме "Наречие" в 7 классе)

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме "Наречие" в 7 классе по русскому языку. Включает индивидуальную и групповую деятельность, разные виды заданий (найди слово, написанное неверн...