Готовимся к ЕГЭ по русскому языку и литературе
материал по русскому языку (11 класс) на тему

Васенина Тамара Александровна

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку и литературе программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов анализа. Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и дома правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии. Для активизации познавательной деятельности в программу включены такие разделы, как "Стилистика", "Анализ текста", и т.д., которые предполагают  самостоятельное освоение материала, анализ текстов ражных функциональных стилей.. В предложенном материале подобраны основные средства выразительности речи с примерами. Материал предлагается использовать как памятку-распечатку на каждого ученика. Поможет учащимся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovimsya_k_ege_po_russkomu_yazyku_i_literature.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области 

          ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ по русскому языку и     литературе.

    СРЕДСТВА     ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск, 2012 год.

Средства выразительности речи.

 Памятка для учащихся.

   Тропы: (троп – это оборот речи, в котором слово  употреблено в переносном смысле для усиления художественной выразительности)

Эпитет – образное определение: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.

Сравнение – сопоставление одного понятия с другим. она тревожна , как листы; как гусли многострунна

Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке.

Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству. Пустых небес прозрачное стекло, лунный серп, густеет облаков волнистое руно.

Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.

 Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом («Парус»)

Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи: Я три тарелки съел.

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит.

Синекдоха – разновидность метонимии. Основанная на переносном значении с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Все спит – и человек, и зверь, и птица.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

Олицетворение – перенос свойств живого явления на неживое.

 Уж небо осенью дышало.

 Здесь даже камни плачут.

Россия вспрянет ото сна.

Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.

Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков.

Автор «Героя нашего времени» ( вместо М.Лермонтов)

Северная Пальмира или Северная Венеция – Петербург;

Мать городов русских – Киев;

Черное золото вместо нефть;

Царь зверей вместо лев.

Гипербола – преувеличение: не видел я тебя целую вечность, слезы в три ручья.

В шар земной упираясь ногами,

Солнца шар я держу на руках…

Гротеск – очень сильное преувеличение: сидят половины людей..

Литота – преуменьшение: ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мужичок с ноготок, осиная талия.

Ирония – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Стилистические средства изобразительности

( фигуры речи)

 Антитеза – противопоставление:

 что ищет он в стране …, ты и убогая, ты и обильная…, мне нравилась девушка в белом, теперь я люблю в голубом.

Черный вечер, белый снег.

Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. (Сказка о рыбаке и рыбке)

Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.

Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, мертвые души, горячий снег, грустная радость, траурный наряд.

Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, выражений.

 Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало..

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания: казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

Анафора – единоначалие: Вынес достаточно  русский народ, вынес и эту дорогу железную…

Клянусь я первым днем творенья,                      Это утро, радость эта,

Клянусь его последним днем.                             Эта мощь и дня и света,

Клянусь позором преступленья                          Этот крик и вереницы,

И вечной правды торжеством.                            Эти стаи, эти птицы…( А. Фет)

                       М. Лерионтов)

Эпифора – одинаковое завершение:

 « Не станет нас!» А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

Ряды однородных членов: Были это веселые, сильные и смелые люди.

Бессоюзие – придает фразе динамику:

 Швед, русский – рубит, колет режет.

 Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри…

Многосоюзие – придает предложению плавность, замедленность.

 И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.

Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно.

Инверсия – необычный порядок слов.( Белеет парус одинокий.)

Умолчание – это оборот речи, когда автор сознательно не до конца выражает мысль.

Нет, я хотел…  быть может, вы…

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске к-л подразумеваемого члена предложения.

 Мы села – в пепел, грады – в прах…

 Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.

Знаете ли вы украинскую ночь?

Кто не проклинал станционных смотрителей,

Кто с ними не бранился?

Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к к-л или ч-л для усиления выразительности речи.

Цветы, любовь, деревья, праздность
Поля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин)

Восклицание – Мечты, мечты! Где ваша сладость!

Фонетические изобразительно-выразительные средства.

        

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.

Пора, перо покоя просит. (А.С.Пушкин)

Ассонанс-  повторение гласных звуков в слове:

думаю думу свою.

Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней.

Багровое взметнулось полымя

Над рокотом аэродрома,

А голуби, как будто голые,

Неслись на сизом фоне грома. (Л.Мартынов)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ -  прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.

 Полночной порою в болотной глуши

 Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…

Литература:

1.Н.Б.Егорова и др. «Поурочные разработки по русскому языку» 11 класс, М., Вако 2005 год.

2. Марина Мещерякова «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.» М., Айрис пресс, 2002г.

3. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовим к ЕГЭ по русскому языку на литературе

Методы работы с текстовой информацией на уроках литературы и русского языка для успешной подготовки к части С ЕГЭ...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.

Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...


 

Комментарии

Васенина Тамара Александровна

Памятка-рекомендация поможет учащимся находить в художественном произведении изобразительно-выразительные средства языка, обеспечит расширение лингвистического кругозора, углубление знаний о языке.

Сенчукова  Юлия Сергеевна

Очень полезный материал ученикам, спасибо Вам огромное!

Журавишкина Любовь Ипполитовна

Возьму себе на заметку.