«Практикум по комплексному анализу текста В. Алексеевой»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Тишкина Елена Александровна

 

Автор предлагает конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Практикум по комплексному анализу текста В. Алексеевой»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_9_kl.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с углублённым изучением отдельных предметов»

Урок русского языка по теме «Практикум по комплексному анализу текста В. Алексеевой»

                                ( 9 класс)

                                                           

                                                   Составитель

                                                   Тишкина Елена Александровна

                                                   учитель  русского языка и литературы

г. Старый Оскол


Цели:

1. Развитие умений:

- осмысленно читать текст;

- определять тему текста, выделять проблематику;

- видеть в тексте автора и его отношение к тому, о чём он пишет;

- видеть в тексте языковые средства выразительности, отмечать их роль;

- создавать свой текст на основе прочитанного.

2. Развитие умений делать лексический разбор слова, синтаксический разбор сложноподчинённого предложения, определять вид придаточного предложения.

3. Воспитание нравственных качеств, духовности.

Оборудование:  работы учащихся (презентация слова), текст, тестовые задания.  

                                Эпиграф

                        Определённый интерес к древнерусской иконе объясняют  

                        тем, что последняя представляет собой род  исторической

                        живописи, в условной мере повествуя о реальных событиях

                        древнерусской жизни.

                                                 В. А. Плугин

                                         Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «Практикум по комплексному анализу текста». Мы  сегодня обратимся к тексту В. Алексеевой.

 - Что значит сделать комплексный анализ текста?

(Определить его тему, проблему (проблематику), поставленную автором, идею; показать  роль стиля и  типа речи в раскрытии основной мысли, выявить своеобразие композиции текста, жанровые особенности, роль художественных средств в создании эмоционального пафоса текста. Указать особенности синтаксиса текста, пунктуации, орфографии)

- Давайте обратимся к тексту и прочитаем первое предложение.

(Что мы знаем об иконе?)

- Как вы думаете,о чём пойдёт речь в тексте?

(Об иконе и древнем искусстве – иконописи)

 А теперь давайте обратимся к слову «икона». Что оно обозначает?

 III. Проверка домашнего задания.

1 Синтаксический разбор предложения

Древнерусскую икону можно без всякого преувеличения причислить к величайшим шедеврам, когда- либо созданным в мире кистью живописца.

                                                                            Лев Любимов

2. Лексический разбор слова икона

1) Икона – у верующих: предмет поклонения – изображение бога, святого или святых в виде портрета в красках.

2) Прямое значение

3) Синонимы: образ

    Антонимы –

    Омонимы –

4) Нейтральное

5) Заимствовано из старославянского языка. В старославянском языке является переоформлением  греч. eikon – «образ»

3 Давай те посмотрим на эти  величайшие шедевры.

 (презентация)

Перед нами Донская икона Божией Матери. Написана в 70 – 80 –е  годы  

XIV в. Признаётся теперь работой Феофана Грека. Хранится в Третьяковской государственной галерее.

Богоматерь держит на руках младенца и склонившись, прижимается к нему щекой. Младенец ласкается к матери, обхватив левой рукой её шею. Глядя на эту икону, как бы читаешь лирическую поэму материнской нежности и детской доверчивости и сам проникаешься тем теплом, что исходит от их неразрывности.

Икона «Троица» написана в 10-20 – е годы XV века Андреем Рублёвым. Шедевр живописи находится в Государственной Третьяковской галерее.

Что же это за мир, в который погружает нас созерцание «Троицы». Это мир согласия и взаимной любви. Посмотрите, как все три ангела расположились по воле Рублёва, чтобы перекликаться друг с другом не взорами, а сокровенной сосредоточенностью, душевной лаской и чистотой. В глазах ангелов мечта, кроткая взаимная преданность, сознание важности и священности их союза. Рублёвская живопись звучит как лирический стих о всеобщей братской привязанности.

IV. Работа с эпиграфом. (Записать в тетрадь )

                        Определённый интерес к древнерусской иконе объясняют  

                        тем, что последняя представляет собой род исторической

                        живописи, в условной мере повествуя о реальных событиях

                        древнерусской жизни.

                                                 В. А. Плугин

-Как вы понимаете слова В.А. Плугина

-Устный  синтаксический разбор  предложения.

V. Работа над текстом В. Алексеевой

1. Чтение текста про себя

2. Выразительное чтение текста вслух

(1)Что мы знаем об иконе? (2) Разве только то, что всё в ней – особое: и изображение, и сам художник, и само создание иконы.

(3) Монахи! (4) Чаще всего не знающие, что такое личное желание, воля, свобода, живущие только религиозной жизнью…(5) А ведь именно они на Руси святой были художниками-иконописцами, передающими свои умения из поколения в поколение. (6) Многие ли из нас знают о том, как готовили себя эти мастера к великому таинству – созданию иконы?

(7) Знаменитый Андрей Рублёв, великий живописец в иконописи, полностью уединялся, чтобы говорить только с Богом, принимал длительный пост: душа и тело должны быть чисты перед великой работой – изображением священных божеств.

(8) И на свет появлялась икона… (9) Святыня. (10) Св..щенный предмет, почти само Божество. (11) С каким см..рением, вел..чайшей почтительностью обращались с ней!

(12) Кто осмелился бы разгл..дывать её с праз..ным любопытством и тем более – упаси Господь! – рассуждать – хороша ли,  плоха ли живопись иконы? (13) Кто взял бы на себя грех узнавать «почём стоит»? (14) Кому пришло бы в голову искать в св..щенных изображениях сходство с жизнью, а (не) найдя, выражать своё неудовольствие художнику? (15) В старину просто м..лились на эти произведения, (ни)чего (не)зная ни о художниках, ни о живописи. (16) Верующий довольствовался сознанием, что Бог изображё(н,нн) в облике человека, дабы не забыли люди о своём божестве(н,нн)ом происхождении и предназначении – творить добро…

(17) А помнит ли об этом совреме(н,нн)ый человек, когда выпрашивает иконы или скупает их за бе(з,с)ценок в самых удалее(н, нн)ых деревнях России? (18) Когда продаёт, цинично смеясь над ловко проведё(н,нн)ыми им людьми? (19) Когда бе(з,с)церемонно спорит на совреме(н,нн)ых выставках о художестве(н,нн)ых и прочих недостатках икон? (20) Неразумны дети твои, Господи…

(21) Говоря с Христом, его матерью Марией, со св..тыми, попросим и мы, как наши предки, ут..шения, помощи, ума и силы в этой многотрудной жизни…

                                                 (По В. Алексеевой)

3. Определение темы текста

- Вспомните, что такое тема?

(Тема – это то, о чём идет речь в произведении; круг событий, явлений, лежащих в основе произведения)

- Какова тема данного текста?

(Русская икона)

- Определите проблему (проблематику) текста.

(Отношение человека к русским святыням)

- Как можно озаглавить данный текст?

(Русские святыни)

- В заглавии может звучать тема, идея, проблема, заглавие может быть обращено к читателю, и в таком случае представляет собой побудительное или вопросительное предложение. Как вы считаете, что отражено в вашем заглавии?

- Придумайте название,  в котором содержалось бы обращение к читателю.

(Поклонитесь русским святыням!)

4. Самостоятельная работа с тестовыми вопросами

 

                      Задания с выбором ответа

1. В каком предложении выражена основная мысль текста?

 

1) Создание иконы – великое таинство.

2) Монахи были на Руси святой художниками – иконописцами.

3) В старину просто молились на иконы, ничего не зная ни о художниках, ни о живописи.

4) С давних времён на Руси с почтением относились к иконам, и современный человек должен помнить, что «Бог изображён в облике человека,

дабы не забыли люди о своём божественном происхождении и предназначении – творить добро…»

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) публицистический стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение – размышление

3) художественный стиль, повествование

4) художественный столь, рассуждение

3. Какие средства выразительности не используются в тексте?

1) инверсия

2) ряды однородных членов

3) оксюморон

4) риторический вопрос

4. В каком предложении есть вставная конструкция?

1) 10

2) 12

3) 17

4) 20

5. Проверка

1) самопроверка

2) с объяснением

- В каком предложении выражена основная мысль текста?

- Докажите, что данный текст относится к публицистическому стилю.

(Цель данного текста – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в том, что нужно с почтением относиться к русским святыням.

Для текста характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Он рассчитан на широкую аудиторию и должен быть понятен всем. Широкое использование средств художественной выразительности)

- Назовите известные вам жанры публицистики.

(очерк, репортаж, интервью, статья, эссе, )

- Подумайте над жанровой принадлежностью данного текста.

(Эссе – разновидность очерка. В отличие от обычного очерка, где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя, в эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни.

- Какой тип речи использует автор? Докажите.

(Рассуждение – размышление)

- Какие языковые средства помогают автору подтвердить главную мысль текста?

(Инверсия: 5, 8, 20. Помогает выделить главное слово или наиболее значимое для авторского понимания, средство создания эмоциональности речи)

(Риторические вопросы, восклицания:  1, 3, 6, 11, 13, 14, 17, 18, 19. Создают эмоциональный пафос текста, передают взволнованность автора, различные его чувства)

(Оценочная лексика: 9, 10 : Святыня! Божество! Яркое средство передачи авторского отношения к изображаемому)

(Эпитеты : (6, 7, 11 великое таинство, великий художник, великий живописец, величавая почтительность, праздное любопытство. Используются для достижения образности и выразительности. Используя эпитеты, автор выделяет те свойства или признаки, на которые он хочет обратить внимание)

Синтаксис текста

(Ряды однородных членов: ,4, 21. Придают тексту особую экспрессивность)

Предложения с уточнением (6, 7) причастными оборотами (4, 5), обособленными обстоятельствами (14, 15, 18, 21)

Синтаксический параллелизм (18-19;12 -13) (Автор стремится подчеркнуть, выделить высказанную мысль)

- Какова позиция автора в данном тексте?

- Как вы относитесь к проблеме, поднятой автором?

VI. Самостоятельная работа.

 

Задания с кратким ответом

I - вариант

1) Назовите часть речи, к которой относится слово дабы (16)

2) Из пятого абзаца выпишите краткое причастие.

3) Из шестого абзаца выпишите слова с орфограммой «Буквы З и С на конце приставок».

4) Укажите номер предложения, в котором есть обобщающее слово перед однородными членами.

5) Сколько простых предложений в предложении 7?

6) Какой тип связи использован в словосочетании цинично смеясь (18)?

7) Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.

II - вариант

1) Назовите часть речи, к которой относится слово ведь (5)

2) Из пятого абзаца выпишите краткие прилагательные.

3) Из шестого абзаца выпишите слова с орфограммой  «Буквы Н и НН в причастиях».

4) Укажите номер предложения, в котором есть обобщающее слово перед однородными членами.

5) Сколько простых предложений в предложении 16 ?

6) Какой тип связи использован в словосочетании с праздным любопытством (12) ?

7) Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.

V. Проверка самостоятельной работы.

I  вариант                                                              II вариант

1) Союз                                                               1) Частица

2) Изображён                                                     2)  Хороша, плоха

3) Бесценок, бесцеремонно                               3) Удалённых, проведёнными

4) 2                                                                       4) 2

5) 3                                                                       5) 3

6) Примыкание                                                   6) Согласование

7) 14, 15, 18, 21                                                    7) 14, 15, 18, 21

VI. Итог урока

 - Над какими нравственными проблемами заставляет нас задуматься текст В. Алексеевой

Автор статьи заставляет нас задуматься над многими нравственными проблемами и одна из них – наша бездуховность.

VII. Домашнее задание

Напишите небольшое сочинение – рассуждение (не менее 80 слов), взяв за основу основную мысль текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Урок - практикум в 6 классе:"Комплексный анализ текста"

Тема :Урок - практикум: "Комплексный анализ текста" Цели: Образовательная  1)Продолжить работу по обучению комплексному анализу текста;2) Совершенствовать  навыки правописания глаг...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...