Календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по русскому языку _______________________________________________________________ «10» класса

Программа: __________________________________________________________________________________________________________________

Учебник: Н.Г. Гольцова и И.В. Шамшин __________________________________________________________________________________________

Всего часов по программе: 68__(1 раз в неделю) + 1 час

Дополнительная литература: Н.Г. Гольцова и М.А. Мищерина Русский язык 10-11 класс и др. М. «Русское слово»

 

 

 

 

п/п

 

 

Тема урока

(формы

проведения)

 

 

Основные понятия темы

 

 

Требование    к уровню подготовки

 

 

Сопутствующее

повторение

 

 

Работа      по

развитию речи

Контроль

ЗУН

Межпредметные

связи

Применяемые

технологии

 

Дата

 План

Факт

 

Слово о

русском языке

Эпиграф, стили русского языка.

Нормированность литературного языка. Части текста. Тип текста, план.

Должны уметь: рассказать об основных функциях языка в современном мире; аргументировано  охарактеризовать основные стили русского языка.

Эпиграф, типы речи, стили речи.

Эпиграф, текст, тема, идея текста.

 

Литература

 

 

 

2

Слово и его

значение

Слово, его значение, прямое и переносное значение. Единицы языка.

Толковый словарь.

Должны уметь: употребить в речи нужные по смыслу значение многозначного слова.

Дать толкование

лексического значения слова.

Словарные слова, словосочетания, безударные гласные.

План текста.

 

 

 

 

 

3

Однозначность    и

Многозначность

Слов

Работа с толковыми словарями.

Многозначность слова.

Лексикография, фразеология.

Определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить словои его лесическое значение.

Монологическая речь, безударные гласные.

Типы и стили речи.

 

 

 

 

 

4

Изобразительно-выразительные

Средства

Русского языка.

Лексические изюбразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, сравнение, метонимия.)

Должны уметь находить в художественной речи тропы и объяснять их роль; употреблять в своей речи.

Словарные слова, безударные гласные, синтаксический разбор предложения.

Изобразительные

средства

русского языка.

Сочинение – миниатюра

Литература

 

 

 

5

Омонимы  и 

Их употребление

Работа  со

словарями Омонимов.

Омонимы, омоформы, омофоны,
омографы

Должны знать определения омонимов, омографов, омофонов, омоформ и их различать.

Чередующиеся гласные, синтаксический разбор предложения.

Работа с художественным текстом, наблюдение за изобразительными средствами

русского языка.

 

 

 

 

 

6

Паронимы  и 

Их употребление

Работа  со

словарями паронимов.

Определения паронимов

Должны правильно употреблять паронимы в речи, работать со словарем.

Чередующиеся гласные, план простой и сложный, разбор слова по составу.

Работа с художественным текстом, наблюдение за изобразительными средствами

русского языка.

 

 

 

 

 

7

Синонимы  и 

Их употребление

Работа  со

словарями синонимов.

Синонимы, их основные типы.

Находить в предложенных текстах синонимы и определять их роль.

Чередующиеся гласные, разбор слова по составу.

Работа с художественным текстом, наблюдение за изобразительными средствами

русского языка.

 

 

 

 

 

8

Антонимы  и 

Их употребление

Работа  со

словарями антонимов

Антонимы, их основные типы.

Находить в предложенных текстах антонимы и определять их роль.

Окончания существительных, стили литературного языка.

Композиция построения сочинения–   рассуждения

 

 

 

 

 

9

Р/Р Сочинение – рассуждение.

 

Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Закрепить навык построение сочинение-рассуждение.

 

 

Сочинение

 

 

 

 

10

Происхождение лексики современного русского языка. Роль старославянизмов в создании текстов высокого стиля. Лингвинистический анализ текста: А.С.Пушкин «Пророк» или  «Воспоминания в Царском Селе».

Лексика исконно русская и заимствованная, старославянизмы, диалектизмы, жаргонизмы.

Должны знать происхождение исконно русской лексики, пути появления в языке заимствованных слов.

Окончания прилагательных, стили литературного языка.

Выразительное чтение с соблюдением интонации обособления.

 

Стихи

 

 

 

11

Лексика общеупотребитель-ная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Употребление устаревшей лексики неологизмов. Окказиональные слова.

(индивидуально-авторские неологизмы). Для анализа можно взять произведения Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина,  писателей-символистов.

Общеупотреби-тельная лексика, ограниченная сфера употребления.

Основные группы слов по сфере их употребления в речи, работа с толковым словарем, употреблять в речи заимствованные слова.

Окончания глаголов, стили литературного языка.

Интонация предложения с обособленными членами.

 

 

 

 

 

12

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеоло - гические словари.

Фразеология, фразеологические единицы

Должны уметь определять фразеологические обороты, основные источники появления фразеологизмов, их значение.

Окончания глаголов, стили литературного языка.

 

 

 

 

 

 

13

Лексикография. Обобщающий урок. Сопоставление словарных статей из словарей разного типа: «земля», «слово»,«правда», «ложь», «ключ» и т.д.  –  в толковом словаре синонимов, антонимов и т.д.

Пословицы и поговорки с данными  словами.

Лексикография, основные типы словарей русского языка.

Пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации.

Окончания причастий, морфологический разбор.

 

 

 

 

 

 

14

    

          Диктант

 

Проверка орфографических и пунктуационных навыков.

 

 

 

 

Диктант

 

 

 

 

15-16

Звуки и буквы.

Фонетически разбор слова. Из истории славянской письменности и русского алфавита.

Звук, буква, ударение, редукция, транскрипция, сонорные, шумные, звонкие звуки. Артикуляция.

Должны знать характеристики гласных и согласных звуков, порядок фонетического разбора слова, двойную роль буквы.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, причастий.

Сообщения, размышления на основе текста.

 

 

 

 

 

17

Орфоэпия. Выразительное чтение поэтических и прозаических произведений. Знакомство с орфоэпическими вариантами.

Орфоэпические нормы.

Должны соблюдать орфоэпические нормы в обыденной речи.

Одна и две буквы Н в суффиксах наречий. Словосочетание.

Интонация в предложениях со вставными конструкциями.

 

 

 

 

 

18

Ударение. Типы ударения. Словесные ударения.

Динамическое, разноместное, подвижное ударение, «иканье».

Должны знать нормы произнесения, уметь работать со словарем.

НЕ  слитно и раздельно с существительными.

Интонация в предложениях с междометиями.

 

 

 

 

 

19

Роль ударения в определении значения и формы слова (омографы, омоформы и т.д.)

Омографы, омоформы.

Уметь работать со словарем.

НЕ  слитно и раздельно с причастиями.

Интонация в предложениях с однородными членами.

 

 

 

 

 

20

Состав слова. Морфемный разбор слова. Исторические изменения в морфемном составе слова.

Аффиксы, словообразующие и формообразующее, основа слова.

Должны уметь находить значимые части слова, определять их роль, выполнять морфемный разбор, различать процессы слова и формообразования.

НЕ  слитно и раздельно с глаголами и деепричастиями.

Интонация в предложениях с прямой речью.

 

 

 

 

 

21

Слообразование.

 Слово-

образовательный

разбор слова. Слово-

образовательные модели разных частей речи.

Однокоренные слова, формы одного и того же слова.

Должны знать основные способы образования слов, порядок словообразовательного разбора, пользоваться словообразовательным словарем.

НЕ  слитно и раздельно с местоимениями.

Интонация в предложениях с вводными словами.

 

 

 

 

 

22

Формообразование.

Понятие парадигмы.

Однокоренные слова, формы одного и того же слова.

Должны знать сущность формообразования, пользоваться словарем.

НЕ  слитно и раздельно с наречиями.

Интонация в предложениях с обращениями.

 

 

 

 

 

23

Р/Р Сочинение – рассуждение.

 

Проверка орфографических и пунктуационных навыков .отработать навык написания вступления и заключения в сочинении-рассуждении

 

 

Сочинение – рассуждение

 

 

 

 

24

Принципы  русской орфографии. Урок – семинар.

Орфография, морфология, морфологический принцип орфографии, фонетическое написание, традиционное.

Должны знать, какие вопросы изучаются  в курсе морфологии.

 

Цитирование.

 

 

 

 

 

25

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Ударение, проверяемые, непроверяемые гласные, проверочное слово.

Должны знать правила прописания безударных гласных в корне слова. 

Знаки препинания в сложном предложении.

Цитирование.

 

 

 

 

 

26

Чередующиеся гласные в корне слова

Чередование, суффикс, ударение.

Должны знать правила прописания чередующихся гласных в корне слова. 

Знаки препинания в  простом предложении.

Крылатые слова и выражения.

 

 

 

 

 

27

Употребление гласных после шипящих: в корне слова, в окончании, в суффиксе.

Шипящие, ударение, часть речи, часть слова.

Должны уметь определять часть речи, состав слова, знать правила правописания орфограммы.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Введение крылатых слов и выражений в речь.

 

 

 

 

 

28

Употребление гласных после Ц: в корне слова, в окончании, в суффиксе.

Часть речи, состав слова.

Должны уметь определять часть речи, состав слова, знать правила правописания орфограммы.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Использование диалога в речи.

 

 

 

 

 

29

Диагностическая работа.

 

Проверка орфографических и пунктуационных навыков

 

 

Тестирование

 

 

 

 

30

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных.

Звонкие согласные и глухие.

Должны уметь находить в словах звонкие и глухие, непроизносимые  согласные, знать правила.

Синтаксический разбор простого и сложного предложения.

Размышления на основе текста.

 

 

 

 

 

31

Правописание двойных

согласных.

Двойные согласные.

Должны уметь находить в словах двойные согласные, знать правила.

Диалог и прямая речь.

Размышления на основе текста.

 

 

 

 

 

32

Правописание гласных и согласных

в приставках.

Фонетический, морфологический принципы, ударение.

Должны уметь правильно писать приставки в словах.

Предложения с несколькими рядами однородных членов.

Сообщение на заданную тему.

 

 

 

 

 

33

Приставки

Пре-

 и при-

Омофоны, морфологический принцип.

Должны знать правописание приставок, зависящих от  значения.

Обособленные члены предложения, обособленные обстоятельства.

Монологическое высказывание.

 

 

 

 

 

35

Употребление ъ и ь, прописных букв.

Правила переноса слов.

Фонетический принцип, традиционный.

Должны уметь правильно писать приставки в словах.

Обособленные определения.

 

 

 

 

 

 

36

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор.

Лексико-грамматические разряды.

Должны уметь указывать грамматические признаки существительных

Обособление приложений

Монологическое высказывание.

 

 

 

 

 

 

37

Правописание падежных окончаний существительных.

Стилистические нормы ,варианты окончаний.

Должны уметь не ошибаться в написании окончаний существительных , выбирать нужный вариант окончаний в речи.

Текст , тема, основная мысль.

Сообщение на заданную тему.

 

Литература.

 

 

 

 

38

Правописание сложных имён существительных.

 

Правильно писать суффиксы существительных, правила написания сложных существительных.

Микротемы, абзац.

Монологическое высказывание.

 

Литература.

 

 

 

 

39

Диктант.

 

Проверка орфографических и пунктуационных навыков.

 

 

диктант

 

 

 

 

 

40

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного.

Качественные,относительные,притяжательные

Правильно писать окончания прилагательных, определять разряды прилагательных.

Способы связи предложений в тексте.

Монологическое высказывание.

 

Литература.

 

 

 

 

41

Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных.

 

Правильно писать окончания прилагательных, выделять суффиксы прилагательных.

.Сочинение- описание.

Пейзажная зарисовка «Посмотри в окно».

 

Литература.

 

 

 

 

42

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.

Производящая основа, словообразующий суффикс.

Мотивировать свой выбор при написании Н и НН в суффиксах

Сочинение- описание.

Пейзажные зарисовки.

 

Литература.

 

 

 

 

43

Правописание сложных прилагательных.

Сочинительная связь, неоднородные признаки.

Уметь отличать сложные прилагательные от словосочетаний .

Сочинение-повествование.

Сочинение-миниатюра.

 

 

 

 

 

 

44

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор.

Количественные,порядковые.собирательные.

Определять разряды числительных.

Стили речи.

Нахождение в текстах разных стилей речи.

 

Литература.

 

 

 

 

45

Склонение имён числительных. Правописание имён числительных.

Простые,сложные,составные.

Правильно писать имена числительные.

Художественный стиль речи.

Находить признаки художественного стиля речи.

 

Литература.

 

 

 

 

46

Употребление имён числительных в речи.

Собирательные числительные.

Должны уметь правильно употреблять в речи имена числительные.

Публицистический стиль речи.

Находить признаки публицистического стиля речи в текстах.

 

Литература.

 

 

 

 

47

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений.

Личные, возвратные, отрицательные ,указательные.

Определять разряды местоимений. Правильно писать местоимения.

Разговорный стиль речи.

Находить признаки разговорного стиля в текстах.

 

литература

 

 

 

 

48

Диагностическая работа.

 

Проверка орфографических и пунктуационных навыков.

 

 

Тестирование.

 

 

 

 

 

49

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола.

Инфинитив, переходность, категория времени

Определять грамматические категории глагола.

Научный стиль речи.

Находить признаки научного стиля в текстах.

 

Литература.

 

 

 

 

50

Правописание глаголов.

Алгоритм рассуждения.

Правильно писать окончания глаголов.

Официально-деловой стиль речи.

Находить признаки стиля речи в текстах.

 

Литература.

 

 

 

 

51

Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия.

Действительные, страдательные, возвратность, переходность

Определять признаки глагола и прилагательного.

 

Работа с текстами разных стилей речи.

 

Литература.

 

 

 

 

52

Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Адъективация

Определять разряды по значению, писать суффиксы причастий.

 

Работа с текстами разных стилей речи.

 

Литература.

 

 

 

 

53

Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия.

Совершенный и несовершенный вид. Адвербиализация

Находить деепричастия в тексте, правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.

 

Работа с текстами разных стилей речи.

 

 

 

 

 

 

54

Сочинение-рассуждение.

 

Закрепить навык работы над основной частью сочинения.

 

 

Сочинение.

 

 

 

 

 

55

Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия.

Разряды, степени сравнения.

Образовывать степени сравнения, определять разряд по значению

 

Работа с текстами разных стилей речи.

 

 

 

 

 

 

56

Правописание наречий.

Аналитическое чтение, ударение

Уметь правильно писать наречия.

 

Работа с текстами разных стилей речи.

 

Литература.

 

 

 

 

57

Слова категории состояния. Морфологический разбор.

Лексико-семантические группы.

Уметь употреблять слова данной категории в речи.

Двусоставные и односоставные предложения.

 

 

 

 

 

 

 

58

Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога.

Простые,сложные,проиэводные,непроизводные.

Определять предлоги, грамотно писать предлоги.

Синтаксический разбор предложений.

 

 

 

 

 

 

 

59

Союз как служебная часть речи. Морфологический разбор союза.

Сочинительные,подчинительные,простые,составные.

Определять союзы, правильно писать.

Правописание безударных гласных.

Работа с текстами разных стилей речи.

 

Литература.

 

 

 

 

60

Частицы. Морфологический разбор .Правописание частиц.

Восклицательные.вопросительные..указательные.

Должны определять частицы, правильно писать их.

Правописание чередующихся гласных.

Высказывание на заданный вопрос.

 

 

 

 

 

 

61

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

 

Сделать правильный выбор в пользу слитного и раздельного написания слов.

Правописание согласных в корне слова.

Монологическая речь учащихся.

 

 

 

 

 

 

62

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

 

Уметь находить орфограмму.

НЕ со словами разных частей речи.

 

 

 

 

 

 

 

63

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия.

Интонация,эмоциональность,экспрессивность.

Определять междометия, правильно писать сложные междометия.

Правописание приставок ПРЕ-ПРИ

 

 

 

 

 

 

 

64

Диагностическая работа

 

Проверка орфографических и пунктуационных навыков.

 

 

тестирование

 

 

 

 

 

65-68

Резервные уроки.

Обобщение изученного в 10-ом классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык" для студентов специальности "Ремонтник горного оборудования", рассчитанный на три семестра.Общее количество часов - 154, и...

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" (ОПИ)

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" специальности 21.02.18 "Обогатитель полезных ископаемых" (1 курс)Общее количество часов - 48, из них: 20 ч...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОУД.01 Русский язык

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2021 – 2022 учебный годУД/МДК/ ОУД 01.  Русский языкгруппа ТА-121...