ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А10.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Здесь приведен материал, который поможет учащимся успешно справиться с выполнением этого задания. Детально разобраны виды сложных предложений, приведены способы их нахождения в тексте, дан алгоритм действий. Кроме этого, учащиеся найдут матераил, касающийся умения различать союзы и союзные слова, сочинительные и подчинительные союзы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_a10.docx15.4 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ А10

Что требуется от учеников: знать, что такое сложное предложение, какие виды сложных предложений существуют (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное), уметь отличать их друг от друга. Подробнее освещение этих вопросов смотрите в заданиях В4, В6.

Алгоритм выполнения задания:

Определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

- если две и более, то предложение будет сложным.

    2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.

    3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

        - если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире), значит, предложение бессоюзное сложное;

        - если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение сложносочиненное;

        - если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное.

Сочинительные союзы

Соединительные

Разделительные

Противительные

И, ДА, НИ – НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ

ИЛИ, ИЛЬ, ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ

А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ

Солнце светит за окном, и мы пойдем гулять.

Ты либо разберешься в происходящем, либо я тебя уволю.

Великий человек совершает великие дела, зато хороший человек делает дела на века.

Помните, что только если сочинительные союзы соединяют простые предложения в составе, тогда мы определяем данную конструкцию, как сложносочиненное предложение.

Надо помнить, что в сложноподчиненном предложении придаточное предложение может стоять перед главным, в середине и в конце его.

Если вы стремитесь стать хорошим собеседником, станьте прежде всего хорошим слушателем ( перед главным).

Запомните, что говорящий с вами человек в сотни раз более интересуется самим собой, нежели вашими делами (после главного).

Мир, в котором мы живем, может быть понят как результат неразберихи (в середине главного).

Придаточное предложение может присоединяться к главному при помощи союзов и союзных слов.

Разграничить их позволяет следующий прием:

- подчинительный союз можно убрать из предложения без искажения его смысла;

- союзное слово без изменения смысла всей синтаксической конструкции убрать из предложения нельзя.

- союзное слово является членом предложения.

Среди союзных средств выделяются три группы.

Слова, которые являются всегда союзными словами

Слова, которые всегда являются союзами

Слова, которые выступают то как союз, то как союзное слово

Кто, какой, который, чей, где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, насколько

Пока, пока не, с тех пор как, до тех пор как, чтобы. С тем чтобы, для того чтобы, если, если бы, раз, хотя, несмотря на, пускай, как ни, невзирая на, так как, потому что, вследствие того что, ибо, будто, словно, как будто, так что и др.

Что, когда, как

Думали о том, когда начнется прием апелляций (когда – союзное слово).

Они уехали, когда все разошлись (когда – подчинительный союз).

Мы знаем, как подготовиться к экзаменам (как – союзное слово).

Все видели, как к зданию пошли люди (когда – подчинительный союз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

EГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А3.

Большую трудность у учащихся вызывает задание А3, в котором необходимо найти слово с нарушением морфологических норм. Трудность вызывает как объем запоминаемых слов, так и умение воплотить свои ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А4, А5.

Здесь можно найти рекомендации к вфыполнению заданий А4, А5. А4 - это умение правильно использовать деепричастный оборот. В рекомендации приведен алгоритм действий при выполнении этого задания. А5 - э...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А9

Здесь размещен материал, который поможет учащимся справиться с заданием А9. Перечислены способы выражения подлежащего и сказуемого, отмечены сложные случаи, приведен алгоритм действий....

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А11.

Здесь размещен материал для успешного выполнения этого задания. Подробно расписаны разряды частиц, местоимений, приведены примеры. Кроме этого, есть очень важный материал, позволяющий научиться различ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А13, А14, А15

В этих рекомендациях даны правила правописания приставок, Н и НН в разных частях речи, гласных в корнях слов. Кроме этого, есть материал, касающийся слов-исключений. дан алгоритм дейсвий при выполнени...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А16,А17,А18

Здесь размещен материал для успешного выполнения заданий А16, А17, А18. Задания связаны с правилами орфографии: правописание суффиксов глаголов и причастий, правописание суффиксов прилагательных и сущ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А19.

Здесь размещен материал для успешного выполнения задания А19, связанного с правильным написанием предлогов, союзов, наречий, местоимений. Этот материал вызывает большое количество трудностей для учащи...