ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А4, А5.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Здесь можно найти рекомендации к вфыполнению заданий А4, А5. А4 - это умение правильно использовать деепричастный оборот. В рекомендации приведен алгоритм действий при выполнении этого задания. А5 - это синтаксическая грамматика. В материале перечислены все синтаксические ошибки, который встречаются в задании, способы их нахождения. Приведен алгоритм действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendacii_k_urovnyu_a._a4_a5.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации к уровню А.

ЗАДАНИЕ А4

Что требуется от учеников: зная правила построения  предложений с деепричастными оборотами, найти грамматически верное  продолжение предложения.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: помнить, что основное и дополнительное действие должны производиться одним лицом или предметом.

Алгоритм для действия:

Выделите грамматическую основу каждого предлагаемого в задании продолжения предложения.

Определите, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием.

Если найденное вами подлежащее выполняет действие, названное глаголом-сказуемым и деепричастием, вы нашли правильный ответ.

ЗАДАНИЕ А5.

От учащихся требуется: найти ошибки в построении предложений

с однородными членами;

с причастными оборотами;

с именами собственными, заключенными в кавычки и являющимися названием газеты, журнала, книги, картины, фильма;

с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки», и непроизводным предлогом «по», употребленным в оборотах речи «по окончании», «по приезде», «по завершении», «по прибытии»;

с двойными союзами «не только…, но и», «как…, так и»;

с использованием цитат;

начинающихся со слов: «все, кто…», «те, кто…», «никто из тех, кто….».

Однородные члены предложения

Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ:

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Союз И может соединять только одинаковые конструкции: либо два причастных оборота, либо два однородных придаточных предложения: 1) Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. 2) Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.

Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение:

Экономисты говорят о снижении цен и что задержки зарплаты больше не будет.

Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И.

Правильными будут следующие варианты: 1) Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате. 2) Экономисты говорят о том, что не предвидится снижения инфляции и что задержки зарплаты не будет.

Нельзя в одном предложении сочетать как однородные члены имя существительное и инфинитив:

Я люблю музыку и кататься на коньках.

Правильным будет: Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.

Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И сказуемые, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них:

Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЕМ?) о природе света.

Слово «природа» отвечает на разные вопросы, поэтому соединять его разными сказуемыми недопустимо. Правильные варианты: Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света. Автор в этой статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает (О ЧЕМ?) о ней.

Недопустимо, чтобы части двойных союзов «не только…, но и», «как…, так и» связывали разные понятия (части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос):

На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены спектакли. Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Правильно сказать: На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены спектакли. Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота.

Правильно сказать: Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливостью, благородством, простотой.

Нельзя при перечислении однородных членов опускать разные предлоги:

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Правильно сказать: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

Причастные обороты

Нельзя помещать определяемое слово внутрь причастного оборота (причастный оборот должен полностью стоять до или после определяемого слова и не должен разрываться им на части):

Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться.

Правильно сказать: Делегат, приехавшие на съезд, должны зарегистрироваться. Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.

Нельзя, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже:

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Не забывайте, что определяемое слово и причастие должны быть согласованы в роде, числе, падеже, что проверяется по вопросу, который задается от определяемого слова к причастию.

Правильный вариант: Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Нельзя употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота:

Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.

Правильно говорить: Лес, состоящий в основном  из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.

Употребление имен собственных

Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, названия литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов, телепередач, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное «роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина», «журнал», «газета», «телепередача» и т.д.

              Неправильный вариант: В журнале «Новом мире» напечатана        

              рецензия на это произведение.

              Правильный вариант: В журнале «Новый мир» напечатана    

              рецензия на      это произведение.

Запомните! 

Название произведения, заключенное в кавычки и данное после родового понятия, должно стоять в именительном падеже.

Название, заключенное в кавычки и данное БЕЗ родового слова, изменяется по падежам. Например: В «Войне и мире» действуют свыше пятисот персонажей.

Предложения с производными предлогами

После предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» имена существительные употребляются только в дательном падеже.

Неправильный вариант: Согласно сложившихся традиций, переход через экватор считается знаменательным событием.

        Правильный вариант: Согласно сложившимся традициям, переход через экватор считается знаменательным событием.

        Запомните! Предлог «благодаря» употребляется только тогда, когда речь идет о причине, вызвавших положительный результат. Нельзя сказать: Благодаря крушению поезда люди пострадали. Надо сказать: Вследствие крушения поезда пострадали люди.

Непроизводный предлог «по» в значении «после чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа: по прибытиИ, по завершениИ, по окончаниИ, по приездЕ.

Употребление предложений с двойными союзами

Неправильное построение предложений с двойными союзами «не только.., но и», «как…, так и»: части двойных союзов являются неизменными. Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов. Неправильное построение предложения: Созданы благоприятные условия не только для опубликования работ, а также для внедрения их в практику. Правильное построение: Созданы благоприятные условия не только для опубликования работ, но и для внедрения их в практику.

Цитирование

Недопустимо, чтобы при использовании цитат в качестве придаточных изъяснительных предложений в них употреблялось личное местоимение «Я»:

В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность.

Правильный вариант: Короленко писал, что он всегда видел в лице Чехова несомненную интеллигентность.

Сложноподчиненное предложение, начинающееся со слов

«те, кто…», «все, кто…»

В сложноподчиненных предложениях при подлежащем кто глагол-сказуемое ставится в единственном числе, при те (все) – во множественном.

Неправильное построение: Те, кто бывал в Кижах, видел…  Все, кто бывали на Черном море, знают…

Правильное построение: Те, кто бывал в Кижах, видели… Все, кто бывал на Черном море, знают…

Нормы согласования

Глагол

Задаваемый вопрос от глагола к имени существительному

Правильная падежная форма имени существительного после этого глагола

ОПЛАТИТЬ

Что?

Оплатить проезд

УКАЗЫВАТЬ

На что?

Указывать на недостатки

ПРИЗНАТЬСЯ

В чем?

Признаться во всем

УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ

Чему?

Уделять внимание изучению

ОТЧИТАТЬСЯ

В чем?

Отчитаться в проделанной работе

СКУЧАТЬ, ГРУСТИТЬ

По ком?

Грустить, скучать по вас, по нас

ПОРАЖАТЬСЯ

Чему?

Поражаться терпению

УПРЕКАТЬ

В чем?

Упрекать в бессердечии

УДИВЛЯТЬСЯ

Чему?

Удивляться рассказам

Следует запомнить!

Заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией

Управляющий (чем?) банком, фирмой

Отзыв (о чем?) о книге

Рецензия (на что?) на книгу, на публикацию

Алгоритм выполнения задания А5.

Прочитайте все предложения, входящие в выборку ответов.

Вспомните, какие типичные грамматические ошибки существуют при построении предложений.

Определите, какая из типичных грамматических ошибок была допущена при построении одного из предложений в выборке ответов.

Выберите правильный ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

EГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А3.

Большую трудность у учащихся вызывает задание А3, в котором необходимо найти слово с нарушением морфологических норм. Трудность вызывает как объем запоминаемых слов, так и умение воплотить свои ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А9

Здесь размещен материал, который поможет учащимся справиться с заданием А9. Перечислены способы выражения подлежащего и сказуемого, отмечены сложные случаи, приведен алгоритм действий....

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А10.

Здесь приведен материал, который поможет учащимся успешно справиться с выполнением этого задания. Детально разобраны виды сложных предложений, приведены способы их нахождения в тексте, дан алгоритм де...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А11.

Здесь размещен материал для успешного выполнения этого задания. Подробно расписаны разряды частиц, местоимений, приведены примеры. Кроме этого, есть очень важный материал, позволяющий научиться различ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А13, А14, А15

В этих рекомендациях даны правила правописания приставок, Н и НН в разных частях речи, гласных в корнях слов. Кроме этого, есть материал, касающийся слов-исключений. дан алгоритм дейсвий при выполнени...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А16,А17,А18

Здесь размещен материал для успешного выполнения заданий А16, А17, А18. Задания связаны с правилами орфографии: правописание суффиксов глаголов и причастий, правописание суффиксов прилагательных и сущ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А19.

Здесь размещен материал для успешного выполнения задания А19, связанного с правильным написанием предлогов, союзов, наречий, местоимений. Этот материал вызывает большое количество трудностей для учащи...