ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А9
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Здесь размещен материал, который поможет учащимся справиться с заданием А9. Перечислены способы выражения подлежащего и сказуемого, отмечены сложные случаи, приведен алгоритм действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_a9.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ А9.

Что требуется от учеников: помня о возможных способах выражения подлежащего и сказуемого в русском языке, правильно выделит грамматическую основу в указанных предложениях.

Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что

- подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопрос кто? Что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ. ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, но отвечающие на вопрос КОМУ?, подлежащими не являются.

- в придаточной части сложноподчиненного предложения в роли подлежащего нередко выступают союзные слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.

- в придаточной части сложноподчиненного предложения в роли подлежащего нередко выступает союзное слово ЧТО. (Она ненавидела все, что связано с футболом).

- подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев существительным или местоимением в именительном падеже. Однако надо учитывать, что подлежащее может быть выражено словосочетанием:

а) слово с количественным значением + имя существительное в родительном падеже (Пример: В вазе лежат шесть груш.)

б) слово в именительном падеже + предлог ИЗ + слово в родительном падеже (Пример: Каждый из нас любит получать комплименты. Одна из сестер получила подарок).

в) слово в именительном падеже + предлог С + слово в творительном падеже (если сказуемое стоит в форме множественного числа). (Пример: Сестра с братом учатся в разных школах).

Чтобы правильно выделить сказуемое в предложении, надо помнить о том, что

- сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает? Каков предмет? Что с ним происходит? Кто такой этот предмет? Что такое этот предмет?

- сказуемые бывают простыми и составными

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

- глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Она поет. Она будет петь. Она споет. Пусть она споет! Давай спой! Спела бы!

- инфинитивом: Жить – Родине служить.

- фразеологизмом: Он принял участие в конференции (= участвовал).

Примечание:

Простое глагольное сказуемое чаще всего выражается одним словом, но может состоять из двух слов, если глагол употреблен в форме будущего сложного времени (будут читать) или в форме повелительного наклонения (пусть читают).

Следуют избегать распространенных ошибок при выделении простого глагольного сказуемого:

- в состав сказуемого входят частицы ПУСТЬ, ДАВАЙ, БЫ, ПУСКАЙ;

- не входят второстепенные члены (семена созревают в плодах. Слово «плоды» не входит в состав сказуемого).

Составное глагольное сказуемое:

1) Вспомогательный глагол + инфинитив (Он стал говорить взволнованно).

А) вспомогательный глагол со значением начала, конца или продолжения действия + инфинитив: Он начал кашлять. Она продолжает смеяться.

Б) вспомогательный глагол со значением склонности, привычности к действию + инфинитив: Мы стараемся хорошо учиться. Я хочу много путешествовать.

В) вспомогательный глагол со значением мысли, чувства + инфинитив: Он боялся опоздать на экзамен.

2) краткое имя прилагательное (РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН) + инфинитив: Я рад побывать на конференции.

3) НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив (Надо мыть руки перед едой).

Составное именное сказуемое

Галгол-связка + именная часть (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие, наречие).

А) глагол-связка БЫТЬ в форме одного из наклонений (БЫЛ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ) + именная часть: Пусть добрым будем ум у вас.

В настоящем времени глагол-связка БЫТЬ выступает в нулевой форме: Он студент.

Б) глагол-связка ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СИЧТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ + именная часть: Сюжет романа оказался оригинальным.

В) глагол-связка со значением движения, положения в пространстве + именная часть: Осень пришла дождливая.

Способы выражения именной части

Чем выражена именная часть составного именного сказуемого

Примеры

Имя существительное

Мой брат стал экономистом. Снег как сахар.

Имя прилагательное (полное, краткое, в форме сравнительной степени)

Иллюминация была великолепной. Этот процесс интенсивен. Одно веское слово дороже тысячи легковесных.

Имя числительное

Дважды два – четыре. Изба была третьей с краю.

Местоимение

Твои слова – ничто. Кто же он на самом деле?

Причастие

Идея «Ревизора» была подсказана Пушкину Гоголем. Воздух сегодня опьяняющий. 

Наречие

Как некстати было это воспоминание!

Алгоритм выполнения задания:

Выделите грамматические основы в предложении.

Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:

- РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН

- ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ

- НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО

Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение (еще одно слово), тогда вы правильно определите границы составного именного сказуемого: Я рад побывать на празднике.

Соотнесите их с предлагаемыми вариантами ответов.

Выберите правильный ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

EГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А3.

Большую трудность у учащихся вызывает задание А3, в котором необходимо найти слово с нарушением морфологических норм. Трудность вызывает как объем запоминаемых слов, так и умение воплотить свои ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А4, А5.

Здесь можно найти рекомендации к вфыполнению заданий А4, А5. А4 - это умение правильно использовать деепричастный оборот. В рекомендации приведен алгоритм действий при выполнении этого задания. А5 - э...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А10.

Здесь приведен материал, который поможет учащимся успешно справиться с выполнением этого задания. Детально разобраны виды сложных предложений, приведены способы их нахождения в тексте, дан алгоритм де...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А11.

Здесь размещен материал для успешного выполнения этого задания. Подробно расписаны разряды частиц, местоимений, приведены примеры. Кроме этого, есть очень важный материал, позволяющий научиться различ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А13, А14, А15

В этих рекомендациях даны правила правописания приставок, Н и НН в разных частях речи, гласных в корнях слов. Кроме этого, есть материал, касающийся слов-исключений. дан алгоритм дейсвий при выполнени...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А16,А17,А18

Здесь размещен материал для успешного выполнения заданий А16, А17, А18. Задания связаны с правилами орфографии: правописание суффиксов глаголов и причастий, правописание суффиксов прилагательных и сущ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А19.

Здесь размещен материал для успешного выполнения задания А19, связанного с правильным написанием предлогов, союзов, наречий, местоимений. Этот материал вызывает большое количество трудностей для учащи...