Развитие лингвистической компетентности обучающихся через задания повышенной трудности: презентация
презентация к уроку по русскому языку на тему

Азарова Елена Викторовна

Презентация мастер-класса, проведенного в рамках III Областного форума педагогов-наставников, подготовивших победителей и призеров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников (БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» при поддержке Министерства образования Омской области, 28 сентября 2012 года )

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master-klass.ppt908.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Е.В. Азарова, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «Гимназия № 115»

Слайд 2

Компетентность – это владение соответствующими определенной сфере знаниями, умениями, навыками Лингвистическая компетентность – это системное качество личности, интегрирующее в себе личностные коммуникативные качества, знания о системе языка, владение основными языковыми понятиями и средствами, культурой общения как в социальной жизни, так и в профессиональной сфере, осознание личностью своих потребностей, ценностных ориентаций и мотивов личностной коммуникации и её развития.

Слайд 3

Задания повышенной трудности опираются на межпредметные знания, носят творческий характер, предполагают несколько вариантов решения, выходят за пределы школьного курса русского языка (их используем во внеурочной подготовке к олимпиадам).

Слайд 4

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ, 5 кл. Назовите русские слова, соответствующие данным иностранным, объясните причины сходства: польск. głowa , англ. son , укр. мати , нем. Mann , англ. nose , франц. nuit . Назовите русские фразеологизмы, соответствующие иностранным, поясните их значение, составьте с ними предложения: польск. chodzić na głowie , укр. задерти голову , польск. do góry nogami , англ. hands on hips , укр. махати руками, англ. without a head

Слайд 5

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ, 10-11 кл. Распределите данные слова на группы по происхождению (иконно русские слова и заимствованные), у заимствований выделите признаки и укажите язык-источник. миниатюра, байкер, карандаш, мощь, жюри, смородина, экономия, сын, шлем, осень, восемь, благо, поэзия, канап e , солнце, миля, одинокий, иллюминация, домашний, надежда, миллион, норматив, ладья, айсберг, водолечебница, базис, юродивый, видеоряд, диссертация, сканировать, ягненок, лодка.

Слайд 6

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ, 10-11 кл. Прочитайте буквальные переводы иноязычных фразеологизмов. Каким русским оборотам они соответствуют? + Объясните значение эквивалентных фразеологизмов, сопоставьте их компонентный состав. Почему одно и то же значение выражено в разных языках единицами с разным компонентным составом? Одним камнем дважды ударить. Жить как петух на откорме. Король не кузен. Принять пузыри за фонари. Пока яйцо не снес – не кудахтай.

Слайд 7

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ, 10-11 кл. Прочитайте иностранные фразеологизмы, назовите русские эквиваленты, сформулируйте их значение. Поясните причины наличия в разных языках подобных выражений? Прокомментируйте сходства и различия эквивалентных единиц. англ. аlpha and omega англ. like a bee to honey англ. keep your pecker up англ. heels over head англ. hang up a head нем. de r Beutel fuellen нем . der verlorene Sohn франц. avoir la t ê te sur les é paules

Слайд 8

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ, 10-11 кл. В данных заголовках газетных статей найдите фразеологизмы, переосмысленные авторами. Запишите их в словарной форме, поясните значение каждого. Каким образом и для чего авторы трансформируют фразеологические единицы? Поясните. Как три капли воды. Третья сторона медали. Прыгают в воду многие, немногие выходят сухими из воды. «Короткие» деньги. Большие деньги застилают вам глаза.

Слайд 9

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ, 10-11 кл. Назовите устойчивые сочетания, на основе которых созданы слоганы, определите их тип. Поясните их функции в тексте. Оцените уместность употребления в речи. Купайтесь в роскоши! (оборудование для ванных «Максвелл»); Пусть Ваши волосы не теряют головы! (шампунь Dove ). Divag по осени считают (косметика Divag ) Карл Клару одевает в «Коралле» (бутик «Коралл») Вольному – Вольво! ( автомобили Volvo ).

Слайд 10

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения. Демокрит

Слайд 11

Литература: Пискунова Е. Н. Культура мышления и культура речи как определяющие факторы формирования лингвистической компетентности студентов [Текст] / Е. Н. Пискунова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 119-121. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку. 9-11 классы. Выпуск 2 / Авт.-сост. Г.М. Вялкова. – М.: Планета, 2012. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя по теме "Развитие творческого мышления обучающихся через игровые задания и упражнения в 5-8 классах".

Развитие творческого мышления обучающихся через игровые  задания и упражнения в 5-8 классах в условиях нерусской школы...

Презентация "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"

Цель работы: раскрыть основные направления  развития коммуникативной компетентности учащихся в изучении английского языка....

Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся через личностно-ориентированный подход на уроках информатики и ИКТ

Работа по развитию учебно-познавательной компетенции поднимает учащихся на уровень осознанного и творческого применения знаний, позволяет детям адаптироваться в социальной среде, способствует развитию...

Развитие лингвистической компетентности на уроках русского языка в 8 классе (из опыта работы по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)

Аннотация.В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адапт...

Повышение роли учебно-методического кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности» в создании условий для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.

Повышение роли учебно-методического кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности»  в создании условий для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Математика «Решение заданий повышенной трудности» для учащихся 9 классов (32 часа)

Программа разработана как дополнение к школьной программе по математике 9класса . Актуальность и новизна программы:Концепция программы основывается на принципах овладения приемами решения сложных...

Выявление и развитие литературных способностей обучающихся через домашнее задание

Для выявления  способностей и дальнейшего развития одаренности школьников в последнее время в методической литературе много внимания уделяется моделированию уроков инновационного типа, реализации...