Урок русского языка 6 класс Танец снежных хлопьев
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Зиатдинова Татьяна Александровна

Интегрированный урок русского языка (развитие речи) и музыки "Танец снежных хлопьев". Дан самоанализ урока. На уроке используется презентация, музыка Свиридова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.rar1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Танец снежных хлопьев.

Цели урока. 

1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к составлению высказывания на тему «танец снежных хлопьев».

2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи имён прилагательных.

3. Воспитательный аспект: привитие  эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе. 

Тип урока.

Интегрированный / урок развития речи/. 

Оборудование урока: Чайковский П.И. «Танец снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» / звучание 5 мин/. Мультимедийный проектор, постеры с зимними зарисовками, раздаточный материал /распечатанные тексты/

Ход урока.

1. а)  «Снег кружится..» ( исп  учитель музыки)+ презентация «Зимний лес» ( 7 слайдов)

Б)-  Ребята, вы, конечно, уже догадались, о каком времени года пойдёт речь на нашем уроке.

- О каком?

Верно, о зиме. Обратите внимание на оформление кабинета. Куда мы с вами отправимся? Верно, в лес.

- Чтобы угадать, кто будет героем нашего разговора, надо

послушать стихотворения двух поэтов Бальмонта и Граубина.

Светло-пушистая

      Снежинка белая,

Какая чистая,

      Какая  смелая!


Дорогой бурною

      Легко проносится,

Не в высь лазурную -

      На землю просится.


Но вот кончается

      Дорога дальняя,

Земли касается

      Звезда кристальная.


Летит пушистая

       Снежинка смелая,

Какая чистая,

       Какая белая!


                                 Бальмонт

Засыпав тропки и тропинки,

Стирая свежие следы,

На землю тихие снежинки

Ложатся блестками слюды.


Они хрупки и музыкальны,

Когда на них ни наступи,

Скрипят то нежно, то печально,

Как коростель в ночной тиши.

                                Граубин


Слюда - прозрачный слоистый минерал. В старину делали слюдяные окна.

Коростель - небольшая быстро бегущая птичка, живущая в траве.



 


               

- Ребята, вам понравились стихи? О чём они?

Постарайтесь сравнить эти стихотворения: чем они похожи и чем различны?

2. Тема урока:

- Вы верно подметили, что оба эти стихотворения о снеге, вернее, о снежинках.

Наш урок я назвала Танец снежных хлопьев.

(делаем запись в тетрадь)

Цель урока: опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения, подготовиться к составлению высказывания на тему «Танец снежных хлопьев».

Обратимся к стихам.

 У Бальмонта снежинка какая? белая, смелая, чистая, пушистая. Поэт называет ее звездой кристальной.

Снежинки Граубина музыкальны, хрупки, они тихие, блестящие. И поют, то есть «скрипят» нежно и печально.

 Итак, авторы рисуют их признаки по цвету, по звуку, по форме и даже по характеру. Какую часть речи они используют?

                                                

3. Отправимся и мы в поход за прилагательными. Победит тот, у кого признаки /прилагательные/ будут самые неожиданные, образные.

Пишу на доске ответы ребят

Какой бывает снег по цвету?

         Белый, голубой, серебристый, румяный

По форме: звездочки, стая, хлопья, бабочки.

Почему нельзя встретить одинаковых снежинок?

                    Кристаллы воды замерзают по-разному.

4. Обратимся к стихотворению Сергея Острового «Зимнее».

А я все гладил снег рукой,

А он все звездами отсвечивал…

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

Живет он в белом шалаше,

Колдует там необычайно,

Ах, этот снег… В его душе

Всегда какая-нибудь тайна.

То станет жестким, будто лед,

То все затянет суровой пряжей,

А то вдруг крыльями взмахнет,

И - вот он - легкий да лебяжий.

Летит… летит… Лови его

Губами. Горстью. Без оглядки.

Гляди на это волшебство -

Как он с землей играет в прятки.

Как затаится  вдруг, немой,

Скрипеть начнет. А то засвищет.

Ни по кривой, ни по прямой

Никто и следа не отыщет.

И снова добрый… И простой.

И просветленный весь. И новый.

Омою душу чистотой

И прямотой его суровой.

                          

Он весь как музыка. Он - весть.

Его безудержность бескрайна.

Ах, этот снег… Не зря в нем есть

Всегда какая-нибудь тайна.

- Вам понравилось стихотворение?

- Каким поэт рисует снег? Запишите самые интересные эпитеты и сравнения.

Вспомните сказки, героями которых были  снежинки.

            «Госпожа Метелица», «Снежная королева» Андерсена, «Два мороза»,             «Морозко», «Снегурочка».

Прочитайте отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева»

           Как описывает сказочник снежинки и их Королеву?

            Запишите определения-признаки.

        Из сказки  шестой «Лапландка и финка».

Бедная девочка осталась одна, на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала вперед что было мочи. Навстречу ей мчался целый полк снежных хлопьев, но они падали не с неба, - небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние, - нет, они неслись по земле прямо на Герду и казались тем крупнее, чем ближе подлетали. Герда вспомнила большие красивые снежинки под увеличительным стеклом, но эти хлопья были гораздо больше и страшнее; а кроме того, вид у них был самый диковинный, и двигались они сами, как живые. Это были передовые отряды Снежной Королевы. Некоторые хлопья напоминали больших безобразных ежей, другие походили на клубок змей, вытянувших головы, третьи - на  толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, и все были живые.

- Какие чувства испытывает читатель, увидев Снежную Королеву?

                Это холодная красота, без души. В ней нет ни тепла, ни мира.                                                

                                             

- А снежинки?

                Страх. Снежинки похожи на безобразных медвежат и ежей.

                Автор употребляет лексику военных: отряды, полк.

                Снежинки напоминают о холодном взгляде Королевы.

Введение в музыкальную пьесу.

Учитель музыки:

- Можно ли сказать, что снежинки можно изобразить звуками?

                Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» рассказывает о событиях новогодней ночи. Маша и Щелкунчик победили мышиного короля и отправляются сначала в сладкое царство. Но что это?

                Перед ними еловый лес. Лесная поляна. Тишина. Лес спит. Но вот снежинки потихоньку спускаются с ветвей и начинают танцевать. И все меняется: лес, поляна, луна, наблюдающие за снежинками.

Вопрос: послушайте отрывок из балета Чайковского «Щелкунчик», который называется «Вальс снежных хлопьев», и попытайтесь словесно нарисовать картину, которую изобразил нам композитор с помощью волшебных звуков.

Слушание музыки ( 2  мин)

Беседа после слушания музыки.

- Понравилась ли вам эта музыка? Какая она по характеру?

        -  Какой это жанр?        Вальс - веселый, порхающий.

- Какие картины возникли в вашем воображении, когда вы слушали музыку?

Д:        Лес - сказочный, серебристый, волшебный, необычный, пушистый, заколдованный, голубоватый, мохнатый.

        Поляна - заснеженная, с причудливыми льдинками, сказочно сверкающая, покрытая кружевным ковром.

        Луна - ослепительно белая, безмятежная.

        Небо - бездонное.

        Снежинки:  - на что похожи (обратиться к рисункам)

                        - как движутся,

                        / взлетают, взмывают, опускаются, кружатся, парят/.

10. Ребята, мы с вами послушали стихи, поработали с отрывком из сказки Андерсена, окунулись в волшебный мир музыки, настало время самим создать небольшой текст. Предлагаю вам написать мини-сочинение  «Танец снежных хлопьев», используя сравнения, метафоры, эпитеты.

Как начать высказывание? (на Д)

        а/ «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского позвал меня в сказочный

                лес.

        б/ Когда я слушаю «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского, я как

              будто попадаю…

 Написание сочинения под музыку.

 Чтение сочинений (2-3)

 Обобщающее слово У.:

Ребята, каждый из вас услышал в музыке Чайковского что-то своё. И каждый из вас прав.

 

В заключении нашего урока предлагаю вновь вернуться в зимний лес. (Презентация под музыку Вивальди)

Итог урока: Рефлексия (обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе урока).

Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

С каким  настроением вы работали?

 

Если вы считаете, что вам всё удалось на уроке, то возьмите  снежинки и украсьте ими ёлочку, а если что-то не получилось, положите снежинку под ёлку.

Заполните, пожалуйста, выданные вам карты.

               Карта отслеживания эффективности урока.

1.Твоё отношение к уроку (подчеркнуть).

1) Отличный, интересный, захватывающий

2) Хороший, содержательный, заставляющий работать

3) Нормальный, обычный

4) Скучный, работал без интереса

5) Бесполезный, совсем не интересный

2. Какая цель стояла перед тобой на уроке:

_______________________________________________________________________

3. Чему новому ты научился на уроке:

____________________________________________________________________

4. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке:

______________________________________________________________________

    Всем спасибо за работу! Наш урок окончен.

                       

Самоанализ урока.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 6-го А класса и конструирование проектируемого урока

     В классе 16 человек, 8 мальчиков и 8 девочек.  Качество знаний по русскому языку – 87, 5%, по литературе –  81%.

 Основная масса учеников обладает сильными темпераментами: флегматики – сангвиники - 2 человека (Белецкий, Строева), сангвиники – холерик - 11 человек, холерик – 3 человека (Иливахина, Изместьев, Брылёв)

     Исследование функциональной асимметрии мозга проведено у 16 человек, все они с преобладанием правых признаков,  т.е левополушарные.

    Ведущий канал восприятия учащихся - визуальный (6 человек), аудиал – 5 человек, смешанный (4 человека): визуал/кинестетик (1 человек), визуал/аудиал (1 человек), аудиал/кинестетик (3 человека).

 Класс очень работоспособный, если на уроке нет какой-нибудь изюминки, им будет неинтересно, на уроке можно ставить крест.

      У класса нет проблем с умениями первичной обработки текстов: читать и понимать, выделять главное, составлять план, пересказывать текст устно и излагать его письменно, создавать текст по образцу, использовать знания в стандартной ситуации.

    Урок «Вальс снежных хлопьев» - это урок развития речи по теме «Описание природы. Зима». В данный момент мы изучаем имя прилагательное, поэтому на уроке дети могли использовать полученные ранее знания.

    На предыдущих уроках дети создавали тексты – описания по репродукциям. Обратила внимание, что не все могут удачно подобрать определения, нагромождают изобразительно-выразительные средства.

   Исходя из психолого-педагогической характеристики учащихся, одной из важных целей урока будет развитие речи и ассоциативного мышления, способности к речетворчеству в нестандартной для них ситуации.

Цели урока. 

1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к составлению высказывания на тему «танец снежных хлопьев».

2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи имён прилагательных.

3. Воспитательный аспект: привитие  эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе. 

Считаю, что урок достиг поставленной цели, все поставленные задачи удалось реализовать.

      Выбор формы урока – “Интегрированный” - соответствует темпераменту учащихся, а также  левополушарной ассиметрии. Наконец, ведущий канал восприятия учащихся – визуалу и кинестетику не годятся долгие эмоциональные повествования. Погружаясь в художественные миры писателей, музыкантов, они учатся сами искусству видеть, слышать, чувствовать живое поэтическое дыхание природы.

     Речетворская деятельность учащихся организуется с учетом трехступенчатости данного процесса:

Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика. В качестве индуктора выступают слово, текст, мелодия, рисунок – все, что может разбудить.

Рождение замысла и начало его разработки.

Создание текста.

    Время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально. Каждый последующий этап урока вытекал из предыдущего. Например, после работы с образцовыми текстами перешли к прослушиванию музыкального произведения.

     На уроке звучало живое исполнение песни «Снег кружится..», музыка П.И.Чайковского, чтение наизусть, были предложены презентации «Зимний лес» под музыку Вивальди. Всё это вызвало эмоциональный отклик у детей.

     На уроке царила доброжелательная атмосфера; дети работали с желанием и интересом.

Анализ рефлексии.

Все учащиеся украсили ёлочку снежинками.

Все учащиеся отметили, что урок был «отличный, интересный, захватывающий, содержательный, заставляющий работать». Дети научились «слушать музыку снежинок», «новым сравнениям», «фантазировать под музыку», «узнали, что есть такое свойство в физике, объясняющее, почему снежинки бывают разные».

Наиболее удачные моменты урока, на мой взгляд,  - это необычное начало урока, рассуждения детей, их фантазии, ну и самое главное – это когда дети читали свои работы.

При проектировании урока опиралась на алгоритм технологии интегрированного урока как средства создания комфортных условий для успешного взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии, методические статьи в журнале “Русский язык в школе”:

Речетворчество учащихся… Л. Д. Пономарева - РЯШ, №6, 2002, с. 3.

Речетворческие тренинги. Л. Д. Пономарева – РЯШ, №3, 2004, с. 62.

Творческие мастерские.Л. А. Музиянова – РЯШ, №6, 2003, с. 19,

а также книгу “ Детское слово о музыке” Г. Б. Вершининой (Теория и практика обучения на уроке развития речи) – Новокузнецк, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...