Рабочая программа по русскому языку 11 класс (профиль)
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Нестерова Наталия Валериановна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_11_klass.doc427 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и  программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля (автор программы В.В. Бабайцева) и рассчитана на изучение русского языка на профильном уровне по учебникам для 10-11 кл. В.В. Бабайцевой  и А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся;  перечень учебно-методического обеспечения, приложение (календарно-тематический план)

Общая характеристика учебного предмета

         Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

         Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Цели обучения русскому языку на профильном уровне

 Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «Краснооктябрьская СОШ». 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 10 классе профильного уровня – 105 часов.

Раздел II. Учебно-тематический план

Темы по основным разделам

Количество часов

Из них контрольных работ

Из них на развитие речи

1

Введение в науку о языке

10

1

1

2

Система языка

4

2

Морфология

9

2

1

Синтаксис и пунктуация

29

2

3

3

Стилистика

9

1

4

Речь и речевая деятельность

14

2

5

Культура речи

10

2

6

Взаимосвязь языка и культуры

7

2

7

Подготовка к ЕГЭ

10

Итого

102

7

12

Раздел III. Содержание тем учебного курса

(профильный уровень)

Введение в науку о языке

Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).

Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго).

Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Языковая норма и ее динамика. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике.

Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.

Языковая система

Понятие о системе и структуре языка

Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. Синонимия в системе языка.

Морфология  

Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.

Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.

Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксис

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.

Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

Нормативное   построение   словосочетаний   по   типу   согласования,   управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.

Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.

Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).

Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.

Пунктуация

Пунктуационные нормы. Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

Речевое общение. Культура речи

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.

Правила успешного речевого общения.

Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.

Особенности монологической речи в различных сферах общения.

Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим

учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма,

объявления, инструкции. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Взаимосвязь языка и культуры. 

Взаимосвязь языка и культуры.

Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.

Русский язык в контексте русской культуры.

Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.

Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка.  

Раздел IV. Требования к уровню подготовки

учащихся Х класса (профильный уровень)

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Раздел V.   Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература:

Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля/авт. программы В.В.Бабайцева // Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы /сост. Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2009

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений  филологического профиля. –М.: Дрофа, 2004.

Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб, для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2003.

Дополнительная литература:

В.В.Бабайцева. Методические рекомендации к учебнику / В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, О.А.Сальникова. – М.: Дрофа, 2007.

Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: Программы 34 и 68 часов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2004. – (В помощь школьному учителю).

Русский язык. 10 класс: Поурочные планы (по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы») / Авт.-сост. Л.А. Тропкина. – Волгоград: Учитель, 2003.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Кн.для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.

Барсукова Н.В. Подробный разбор знаний из учебника по русскому языку (Грамматика. Текст. Стили речи) для 10-11 классов. А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. – М.: ВАКО, 2007.

Журналы «Русский язык в школе»

Малюшкин. А.Б. Комплексный анализ текста: рабочая тетрадь. 10-11 классы / А.Б.Малюшкин. –М.: Сфера, 2009

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь», М., 1990.

Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. «Школьный толковый словарь русского языка», М., 1998.

Мультимедийные пособия:

Компьютерный тренажёр по русскому языку.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.

Репетитор. Тесты по пунктуации.

Репетитор. Тесты по орфографии.

Приложение                                                Календарно-тематическое планирование 

№ п/п

Наименование раздела, тема урока

Кол-во час

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид деятельности учащихся

Вид контроля

Дата проведения урока

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ  (9+1ч)

1

Язык как общественное явление

1

Урок изучения нового материала

Отражение коммуникативных целей в структуре языка. Язык и общество. Язык и культура. Социальная стратификация языка.

Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка.

Уметь работать с текстами научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение.

Запись тезисов лекции, беседа по вопросам, работа с учебником

Текущий, УО

01.09

2

Язык как знаковая система.

1

Урок изучения нового материала

Знаковая природа языка. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа

Запись тезисов лекции, беседа по вопросам, работа с учебником

Беседа, проблемные задания

03.09

3

Язык и история народа

1

Урок изучения нового материала

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).

Знать о взаимосвязи языка и истории народа. Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить устное сообщение на их основе; анализировать тексты с точки зрения богатства и выразительности русского языка

Работа с учебником, творческое задание

Мини сочинение

07.09

4

Формы существования русского национального языка.

1

Урок изучения нового материала

Разнообразие форм русского национального языка  (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго)

Знать основные формы  существования   национального  русского   языка:   русский   литературный язык, территориальные диалекты    (народные    говоры).социальные  диалекты   (жаргоны) и просторечия; уметь объяснять    письменно    и    устно смысл   лингвистических   понятий: диалектизмы, жаргонизмы и др.;

Запись тезисов лекции, беседа по вопросам, работа с учебником

Текущий, УО

08.09

5

Русский литературный язык и  языковая норма.

1

Урок изучения нового материала

Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.

Знать / понимать: смысл понятий: языковая норма, кодификация нормы, нормативность как отличительная особенность русского литературного языка;

Уметь: пользоваться различными словарями грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме, оценивать собственную и чужую речи с точки зрения правильного употребления языковых норм, редактировать предложения в соответствии с литературной нормой, соблюдать нормы литературного языка в речевой практике.

Работа с учебником, выполнение упражнений, ответы на вопросы, составление плана статьи учебника

Тест

10.09

6

Нарушения нормы и речевые ошибки.

1

Урок изучения нового материала

Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.

Понимать причины появления речевых ошибок под влиянием конкурирующих с литературным языком  разновидностей   национального   языка, распознавать речевые ошибки

Работа с деформированным текстом

Беседа, проблемные задания

14.09

7

Активные процессы в русском языке

1

Урок изучения нового материала

Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике

Иметь представление об изменениях в условиях функционирования языка, изменениях в системе языка и построения текста, связанных с активными процессами в русском языке.

Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора.

Запись тезисов лекции, беседа по вопросам, работа с учебником

Текущий контроль, УО

15.09

8

Проблемы экологии языка на современном этапе.

1

Урок изучения нового материала

Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.

Знать/понимать: что понимается под экологией слова, какие проблемы экологии русского языка актуальны на современном этапе, какие уровни языковой системы наиболее чутко реагируют на изменения, происходящие в обществе, какие изменения в русском языке происходят под действием «внешних» стимулов, а какие напрямую не связаны с внешними воздействиями, зависят в основном от внутренних объективных законов развития языка;

Уметь: оценивать качество хорошей речи, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников, применять в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка.

Запись тезисов лекции, беседа по вопросам, работа с учебником

Фронтальный опрос

17.09

9

Контрольная работа по теме «Введение в науку о языке»

1

Урок контроля ЗУН

Культура речи. Основные виды языковых норм.

Знать/ понимать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии

Тестовые задания

Контрольная работа

21.09

10

Р/р. Развитие умений самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста

1

Урок развития речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора

Знать признаки текста, его функционально-смысловые типы

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной, соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Анализ текста

Разбор и анализ текстов

22.09

ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА

11

Понятие  о системе и структуре языка

1

Комбинированный

Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация

языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.

Знать смысл понятий: языковая система, основные единицы языка и речи (звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст), основные уровни языка (фонемный, морфемный, лексический,      синтаксический), уметь аргументировать взаимосвязь   и   отношения   языковых единиц разного уровня

Тренинг, практикум

Практикум. Устный опрос

24.09

12

Синонимия  языка на уровне лексики и морфемики

1

Урок изучения нового материала

Синонимия  языка на уровне лексики и морфемики

Знать о синонимии языка на уровне лексики, морфемики, морфологии и синтаксиса.

Беседа по вопросам. Выполнение тренировочных упражнений

Анализ текста

28.09

13

Синонимия языка на уровне морфологии и синтаксиса

1

Урок изучения нового материала

Синонимия языка на уровне морфологии и синтаксиса

Беседа по вопросам. Выполнение тренировочных упражнений

Анализ текста

29.09

14

Подготовка  к ЕГЭ

1

Урок-практикум

Определение уровня изученности материала, аргументированный анализ текста

Знать особенности текстов по стилю и типу

Уметь отмечать стилевые черты, языковые средства текста, проводить лингвистический анализ текстов различных стилей.

Тренинг, практикум.

Практичес-кая работа

01.10

МОРФОЛОГИ (8+1ч)

15

Морфология как учение о частях речи.

1

Повторите-льно-обобщаю-щий

Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.

Знать / понимать: морфологию как раздел грамматики, изучающий: изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава), формы слов и правила образования этих форм, парадигмы со всеми грамматическими значениями, которые в них заключены, части речи с принадлежащими им грамматическими категориями, а также лексико-грамматические разряды слов, классификацию частей речи в русском языке,

Уметь: определять, к каким частям речи относятся слова, указывать морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи, применять орфографические правила в написании знаменательных слов, производить морфологический анализ знаменательных частей речи.

Беседа по вопросам. Выполнение тренировочных упражнений

Текущий контроль, УО

05.10

16

Проблема классификации частей речи в русистике

1

Комбинированный

Принципы выделения частей речи и состав частей речи в русском языке. Спорные вопросы определения частеречной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи в другую

Фронтальный опрос, самостоятельная работа

Текущий контроль, ФО

06.10

17

Знаменательные части речи

1

комбинированный

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи.

Знать / понимать  о грамматическом значении всех частей речи, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи

Уметь: указывать морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи, применять орфографические правила в написании знаменательных слов, производить морфологический анализ знаменательных частей речи.

Работа с учебником, тестовые задания, анализ текста

Тест

08.10

18

Служебные части речи

1

Повторите-льно-обобщаю-щий

Служебные части речи и их грамматические признаки

Знать / понимать: служебные части речи как слова, не являющиеся названиями предметов или признаков, не способные функционировать в качестве самостоятельных членов предложения и употребляющиеся для связи слов, предложений или частей предложения,

Уметь: различать служебные части речи и аффиксы знаменательных слов, определять функции служебных частей, производить морфологический анализ служебных частей речи,  применять правила в написании служебных частей речи.

Выполнение тренировочных упражнений

Практическая работа                

12.10

19

Классы слов, не входящие в части речи Грамматическая омонимия.

1

Комбинированный

Принципы выделения частей речи и состав частей речи в русском языке. Спорные вопросы определения частеречной принадлежности слов. переход слов из одной части речи в другую.

Знать классы слов не входящие в части речи

Уметь находить в тексте примеры омонимии частей речи, использовать в речи явление омонимии частей речи

Выполнение тренировочных упражнений. Практическая работа

Самостояте-льная работа

13.10

20

Морфологические средства выразительности речи.

1

Урок систематизации ЗУН

Выразительные возможности морфологических средств. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Знать грамматические и словообразовательные средства языковой выразительности и способы их создания.

Уметь: понимать эстетическую ценность художественного текста, своеобразие языка писателя, авторский замысел, вступать в диалог с писателем, создавать собственный текст-рассуждение на основе анализируемого текста

Анализ текста, тестовые задания

Практичес-кая работа

15.10

21

Р/р. Лингвистический анализ текста.

1

Урок развития речи

Определение уровня изученности материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Уметь: проводить комплексный анализ текста, редактировать тексты функциональных разновидностей с точки зрения лингвистических особенностей.

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Тренинг, практикум

Анализ текста

19.10

22 23

Контрольная работа в формате ЕГЭ

2

Урок контроля

Морфолого-стилистические нормы

Уметь редактировать предложения с морфолого-стилистическими и другими ошибками.

Контрольная работа

20.1022.10

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (26+3ч)

24

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической  связи

1

Системати-зация ЗУН

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.

Знать единицы синтаксиса, типы синтаксических связей, средства выражения синтаксической связи

Беседа по вопросам. Выполнение тренировочных упражнений

Самостоятельная работа

26.10

25

Словосочетание как единица синтаксиса

1

Системати-зация ЗУН

Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.

Знать основные разделы русского языка, особенности подчинительной и сочинительной связи

Уметь вычленять словосочетание из предложения. Определять различие между сочинительной и подчинительной связью. Производить разбор словосочетания

Беседа, проблемные задания

Тест

27.10

26

Предложение как единица синтаксиса.

1

Системати-зация ЗУН

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и

грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Знать основные единицы языка, их признаки

Уметь осознавать предложение как минимальное речевое высказывание, употреблять в речи предложения разные по цели высказывания

Беседа по вопросам. Выполнение тренировочных упражнений

Самостоятельная работа  

29.10

27

Основные типы простого предложения

1

Системати-зация ЗУН

Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения, понятие односоставного предложения.

Уметь вычленять односоставные и двусоставные предложения в тексте, находить главные члены предложения, делать синтаксический разбор простого предложения

Тренировочные упражнения

Практичес-кая работа

02.11

28

Предикативная основа предложения

1

Системати-зация ЗУН

Обобщение сведений о способах выражения подлежащего. Правильное согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого.

Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения, согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу, по способу выражения лексического и грамматического значений

Беседа по вопросам. Выполнение тренировочных упражнений

Комментированное письмо

03.11

29

Р/р. Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.

1

Урок развития речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. Аргумент. Способы аргументации

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение)

Уметь: свободно. Правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Составление плана, подбор аргументов, работа над сочинением.

Сочинение

12.11

30

Морфологические способы выражения главных и второстепенных  членов предложения

1

Системати-зация ЗУН

Обобщение сведений о способах выражения главных и второстепенных членах предложения. Атрибутивные, объективные, пространственные, временные. Причинные и другие грамматические отношения в подчинительном словосочетании как основа определения, дополнения  и обстоятельства

Уметь находить главные и второстепенные члены  в предложении, определять способ их выражения, согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу, по способу выражения лексического и грамматического значений

Тренировочные упражнения, тестовые задания

Тест

16.11

31

Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.

1

Комбинированный

Роль интонации в предложении. Восходяще-нисходящая интонация

Знать об интонации и ее роли в предложении

Уметь интонационного правильно произносить предложения.

Тренинг, практикум

Практичес-кая работа

17.11

32

Слова-предложения.

1

Комбинированный

Понятие слов-предложений, способы выражений. Совершенствование умения правильно ставить знаки препинания

Знать понятие слов-предложений

Уметь грамотно пунктуационно оформлять данные конструкции в письменной речи

Тренинг, практикум

Практичес-кая работа

19.11

33

Предложения с однородными членами

1

Системати-зация ЗУН

Совершенствование навыков правильной постановки знаков препинания; составление схем предложения с однородными членами

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах. Связанных союзами, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами

Комментирован-ное письмо. Словарный диктант. Работа с учебником

Самостоятельная работа

23.11

34

Обособленные и уточняющие члены предложения

1

Системати-зация ЗУН

Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач, производить синтаксический и пунктуационный разборы

Работа с учебником. Объяснительный диктант

Текущий контроль, УО

24.11

35

Практическая работа. Пунктуационный анализ текстов

1

Системати-зация ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изучены орфограммы, соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тренинг, практикум

Разбор и анализ текстов

26.11

36

Сложное предложение, его виды. Сложносочиненные предложения

1

Комбинированный

Повторение сведений о сочинительных союзах, расширение знаний учащихся о ССП

Знать основные группы ССП по значению и союзам

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор

Беседа, проблемные задания

Текущий контроль, УО

30.11

37

Сложноподчинен-ные предложения

1

Комбинированный

Углубление понятий о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, строении СПП, способах разграничения союзов и союзных слов

Знать основные группы ССП по значению и союзам

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

Беседа, проблемные задания

Тест

01.12

38

Бессоюзное сложное предложение, его виды.

1

Комбинированный

Основные признаки БСП, условия постановки знаков препинания в БСП

Знать основные виды БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП

Тренировочные упражнения. Конструирование предложений

Самочтояте-льная работа

03.12

39

Способы оформления чужой речи.

1

Комбинированный

Способы оформления чужой речи.

Знать способы оформления чужой речи

Уметь пунктуационно грамотно оформлять чужую речь в письменной форме

Тренировочные упражнения. Конструирование предложений

Практичес-кая работа  

07.12

40

Р/р. Способы определения авторской позиции.

1

Урок развития речи

Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования. Типы аргументов. Выражение собственного отношения к авторской позиции в тексте и его аргументация.

Знать признаки текста, его функционально-смысловые типы. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной, соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Анализ текста

Разбор и анализ текстов

08.12

41

Р/р. Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.

1

Урок развития речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. аргумент. Способы аргументации

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение)

Уметь: свободно. Правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Составление плана, подбор аргументов, работа над сочинением.

Сочинение

10.12

42

Синтаксическая синонимия. Синтаксические средства выразительности

1

Комбинированный

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Знать изобразительно-выразительные средства синтаксиса, средства подкрепляющие смысловые отношения

Уметь при анализе давать интерпретацию языковых явлений и фактов

Анализ текста

Тест

14.12

43

Текст как речевое произведение. Синтаксис текста

1

Комбинированный

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей, жанров

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Тренировочные упражнения

Работа с деформированным текстом

15.12

44

Сложное синтаксическое целое.

1

Комбинированный

Сложное синтаксическое целое.

Тренировочные упражнения

Практичес-кая работа

17.12

45-46

Контрольная работа в формате ЕГЭ

2

Тематический контроль ЗУН

Определение уровня изученности материала

Знать основные нормы  русского литературного языка

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Контрольная работа

21.1222.12

47

Пунктуация как система правил постановки знаков. Разделы русской пунктуации препинания

1

Комбинированный

Три основных направления в истории русской пунктуации: логическое, синтаксическое и интонационное. Три принципа русской пунктуации: формально-грамматический, логически-смысловой, интонационный.

Знать: основные виды пунктограмм

Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Иметь представление о системе правил постановки знаков препинания

Работа с учебником. Выполнение упражнений

Беседа. Проблемные задания

24.12

48

Пунктуация в простом предложении

1

Урок-практикум

Двусоставные и односоставные предложения. Однородные и обособленные члены предложения. Обращения и вводные слова

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями

Уметь выявлять условия обособления. Анализировать предложение

Тренировочные упражнения

Практическая работа

28.12

49

Пунктуация в сложном предложении

1

Урок-практикум

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов, особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью, имеющих общее придаточное предложение.

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями

Уметь выявлять условия обособления. Анализировать предложение

Тестовые задания

Тест

29.12

50

Знаки препинания в связном тексте

1

Комбинированный

Абзац как пунктуационный

знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания.

Знать основные виды пунктограмм

Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Пунктуационный анализ текста

Анализ текста

14.01

51

Трудные случаи пунктуации

1

Комбинированный

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Знать основные виды пунктограмм

Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Тренинг, практикум

Практичес-кая работа

18.01

52

Лингвистический анализ текста

1

Тематический контроль ЗУН

Определение уровня изученности учебного материала. Аргументированный анализ текста

Уметь отмечать стилевые черты. Языковые средства текста, проводить лингвистический анализ текстов различных стилей

Тренинг, практикум

Самостоятельная работа

19.01

СТИЛИСТИКА (8+1ч)

53

Стили речи. Научный стиль

1

Функциональные стили речи. Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля. Лексические, морфологические и синтаксические его особенности. Основные жанры научного стиля.

Знать / понимать: стили русского языка; цель высказывания научного стиля (передача научной информации), сферу применения в устной (доклад, лекция, научное сообщение) и письменной (словари, учебники, энциклопедии, научные книги) речи;

Уметь: анализировать тексты научного стиля с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей. Знать / понимать: основные признаки научного стиля: логичность изложения, точность, строгая аргументированность, отвлеченность и обобщенность, объективность, его отличительные особенности;

Уметь: анализировать тексты научного стиля и создавать по аналогии собственные тексты, соблюдать языковые нормы

Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений

Творческая работа

21.01

54

Особенности официально-делового стиля

1

Повторительно-обобщающий

Официально-деловой стиль, сфера его использования, назначение.

Знать / понимать: основные черты официально-делового стиля – точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текста, предписывающий характер деловых документов, языковые (лексические, морфологические, синтаксические) признаки;

Уметь: опознавать тексты официально-делового стиля, анализировать их с точки зрения языковых и стилевых особенностей.

Работа с учебником, тренировочные упражнения, составление плана статьи учебника

Практическая работа

25.01

55

Особенности публицистического стиля

1

Повторите-льно-обобщаю-щий

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля.

Знать / понимать: цель публицистического высказывания – информирование с одновременным воздействием на слушателя или читателя, сферы применения (общественно-политические, экономические, культурные отношения), основные признаки (логичность, образность), эмоциональная оценочность, языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические);

Уметь: анализировать тексты публицистического стиля.

Беседа, проблемные задания

26.01

56

Лингвистический анализ текста.

1

Тематический контроль ЗУН

Определение уровня изученности учебного материала. Аргументированный анализ текста

Уметь отмечать стилевые черты. Языковые средства текста, проводить лингвистический анализ текстов различных стилей

Тренинг, практикум

Самостоятельная работа

28.01

57

Разговорная речь и ее особенности

1

Повторите-льно-обобщаю-щий

Разговорная речь и ее особенности

Знать основные признаки разговорной речи, ее особенности

Тренинг, практикум

Беседа, проблемные задания

01.02

58

Язык художественной литературы и литературный язык.

1

Повторите-льно-обобщаю-щий

Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи.

Знать / понимать: язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка, основные признаки художественной речи – образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств и других функциональных разновидностей языка;

Уметь: анализировать художественные тексты на разных уровнях (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом), адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый тексты, пересказывать их.

Работа с учебником, выполнение упражнений

Беседа, проблемные задания

02.02

59

Средства словесной образности

1

Повторите-льно-обобщаю-щий

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Использование изобразительно-выразительных средств в художественной речи.

Знать / понимать: изобразительно-выразительные средства и их роль в художественной речи;

Уметь: анализировать художественные тексты, создавать собственные тексты в художественном стиле, используя различные средства выразительности. Определять роль разных стилей речи в художественных произведениях.

Беседа, проблемные задания, выполнение тестовых заданий

Тест  

04.02

60

Р/р. Анализ художественного текста лирического произведения

1

Повторите-льно-обобщаю-щий

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров.

Уметь: использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, адекватно воспринимать информацию, понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, перерабатывать тексты различных стилей и жанров, создавать собственные, высказывать, производить разноаспектный анализ текста.

Разноаспектный анализ текста (смысловой, речеведческий, лингвистический)

Анализ текста

08.02

61

Стилистический анализ текста

1

Комбинированный

Стилистический анализ текста по схеме функционально-стилистического анализа текста.

Уметь проводить стилистический анализ теста, редактировать тексты функциональных разновидностей с точки зрения  лингвистических особенностей

Стилистический анализ текста

Анализ текста

09.02

РЕЧЬ И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (12+2ч)

62

Речевое общение как форма взаимодействия людей

1

Комбинированный

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе

их познавательно-трудовой деятельности.

Знать / понимать: речевое общение как форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, виды и средства речевого общения;

Уметь: использовать основные качества хорошей речи в практике общения, оценивать целесообразность вида и формы общения, соблюдать в речи этические и коммуникативные нормы, определять сферу общения, социальные роли и взаимоотношения партнеров по общению, понимать и воспринимать собеседника, самовыражаться, управлять общением.

Практикум

Тематический диктант

11.02

63

Виды речевого общения.

1

Комбинированный

Виды речевого общения: личное и неличное, официальное и неофициальное, публичное и непубличное.

Практикум

Работа с деформированным текстом

15.02

64

Вербальные и невербальные средства общения

1

Комбинированный

Вербальные и невербальные средства общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления

Знать некоторые вербальные и невербальные средства общения

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления, организовывать совместную учебную деятельность

Тренинг, практикум

Речевой практикум

16.02

65

Речевая ситуация и ее компоненты

1

Комбинированный

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.

Знать / понимать: компоненты речевой ситуации (участники – адресант и адресат), что речь зависит от конкретных условий и обстоятельств;

Уметь: объяснять смысл лингвистических понятий (речевая ситуация и ее компоненты), учитывать речевую ситуацию: социальную роль партнера, характер и условия общения, мотивы и цель, коммуникативную стратегию, выбирать тему общения, собирать материал, обрабатывать и систематизировать его

Выполнение упражнений. Речевой практикум

Текущий контроль

18.02

66

Культура речевого общения

1

Комбинированный

Культура речевого общения как выполнение норм и правил общения с окружающими, основанное на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса

Знать / понимать: основные аспекты культуры речи: нормативный (соблюдение языковых норм), коммуникативный (обеспечение взаимосвязи между адресантом и адресатом), этический (соблюдение устойчивых формул общения), основные цели общения, связанные с направленностью и особенностями взаимодействия.

Работа над интервью общественного деятеля (политика, ученого, артиста и т.п.)

Тематический диктант

22.02

67

Р/р. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту

1

Урок развития речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. аргумент. Способы аргументации

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение)

Уметь: свободно. Правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Составление плана, подбор аргументов, работа над сочинением.

Сочинение

23.02

68

Выбор речевой тактики и языковых средств

1

Комбинированный

Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их

предупреждение и преодоление.

Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.

Знать правила ведения беседы, дискуссии

Уметь соблюдать нормы речевого поведения при обсуждении дискуссионных проблем

Комплексный анализ текста

Текущий контроль

25.02

69

Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

1

Комбинированный

Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике. Монолог

Знать что такое устная и письменная форма речи

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления, правильно оформлять диалог на письме

Работа с деформирован-ным текстом

Творческое задание

01.03

70

Текст как речевое произведение

1

Комбинированный

Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование

умений и навыков создания текстов разных функционально-

смысловых типов, стилей и жанров.

Владеть   основными   нормами построения текста, уметь определять тему, основную мысль текста, способы их выражения, выделять микротему, ключевые слова, способы и средства связи между предложениями в тексте,  лексические,  грамматические  средства   выражения  отношения   и   оценки,   средства выразительности,       создавать письменное высказывание, отбирать     языковые     средства, обеспечивая        правильность, точность    и    выразительность речи

Работа с деформирован-ным текстом

Текущий контроль

02.03

71

Речеведческий анализ текста. Овладение приемами совершенствования и редактирования теста

1

Урок систематизации ЗУН

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность. Уместность употребления языковых средств. Анализ художественного и научно-популярного текста

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности. Находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.

Работа с деформирован-ным текстом

Самостоятельная работа

04.03

72

Культура работы с текстами

1

Комбинированный

Систематизация знаний по культуре работы с текстами разных типов и жанров: смысловое восприятие текста, информационная переработка текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций. Отзывов, рецензий и т.д.

Уметь оценивать высказывание с точки зрения содержания. Языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Изобразительно-выразительные возможности художественного текста и проводить его лингвостилистический анализ

Практическая работа

Тренинг, практикум

08.03

73

Использование различных видов чтения.

1

Комбинированный

Использование различных видов чтения в зависимости от

коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.

Уметь использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.

Тренинг практикум

Самостоятельная работа

09.03

74

Информационная переработка текстов

1

Комбинированный

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Уметь создавать текст заданного стиля. Редактировать текст

Тренинг практикум

Творческая работа

11.03

75

Р/р. Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.

1

Урок развития речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. аргумент. Способы аргументации

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение)

Уметь: свободно. Правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Составление плана, подбор аргументов, работа над сочинением.

Сочинение

15.03

КУЛЬТУРА РЕЧИ (8+2ч)

76

Культура речи и ее основные аспекты

1

Комбинированный

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности,

точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Знать / понимать: основные аспекты культуры речи: нормативный (соблюдение языковых норм), коммуникативный (обеспечение взаимосвязи между адресантом и адресатом), этический (соблюдение устойчивых формул общения), основные цели общения, связанные с направленностью и особенностями взаимодействия.

Тренинг, практикум

Текущий контроль, УО

16.03

77

Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

1

Комбинированный

Разновидности научного стиля. Особенности научно-популярного подстиля. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля.

Знать / понимать: цитату как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля, сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания; использовать языковые средства научного стиля в собственных высказываниях в письменной форме, выделять цитаты знаками препинания разными способами, использовать в устном сообщении специальные средства эмоционального воздействия на слушателей (тон, мимика, жесты; иллюстративный материал, различные стилистические фигуры речи и т.п., а также языковые средства, подчеркивающие логичность, связность изложения.

Тренинг, практикум

Творческая работа

18.03

78

Речевые жанры. Жанры научного стиля

1

Комбинированный

Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.

Знать основные признаки научного стиля

Уметь определять тему, основную мысль текста. Анализировать структуру  и языковые особенности текста, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Тренинг, практикум

Самостоятельная работа

22.03

79

Основные жанры официально-делового стиля

1

Комбинированный

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.

Знать основные жанры и признаки официально-делового  стиля

Уметь определять тему, основную мысль текста. Анализировать структуру  и языковые особенности текста, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Тренинг, практикум

Самостоятельная работа

23.03

80

Формирование культуры публичной речи. Очерк. Эссе.

1

Комбинированный

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Знать признаки публицистического стиля

Уметь определять тему, основную мысль текста. Анализировать структуру  и языковые особенности текста, совершенствовать и редактировать собственные тексты, используя жанр очерка, эссе.

Тренинг, практикум

Творческая работа

01.04

81

Формирование культуры публичной речи. Устное выступление.

1

Комбинированный

Знать признаки публицистического стиля

Уметь определять тему, основную мысль текста. Анализировать структуру  и языковые особенности текста, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Работа с деформирован-ным текстом

Практичес-кая работа

05.04

82

Культура разговорной речи

1

Комбинированный

Совершенствование культуры разговорной речи. Основные

жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей

грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.

Знать  основные жанры разговорной речи

Уметь определять тему, основную мысль текста. Анализировать структуру  и языковые особенности текста, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Тренинг, практикум

Анализ текста

06.04

83

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания

1

Комбинированный

Совершенствование умений оценивать устные и письменные

высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Знать/понимать: основы красноречия - содержательность, точность, ясность, чистота, логичность, последовательность, образность, выразительность речи, целесообразность и уместность коммуникативного общения;

Уметь: оценивать качества хорошей речи, аргументировать собственное высказывание, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка, соблюдать языковые нормы.

Тренинг, практикум

Анализ текста

08.04

84

Р/р. Лингвистический анализ текста.

1

Урок развития речи

Определение уровня изученности материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Уметь: проводить комплексный анализ текста, редактировать тексты функциональных разновидностей с точки зрения лингвистических особенностей.

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Тренинг, практикум

Анализ текста

12.04

85

Р/р. Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.

1

Урок развития речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. аргумент. Способы аргументации

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение)

Уметь: свободно. Правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Составление плана, подбор аргументов, работа над сочинением.

Сочинение

13.04

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ (7ч)

86

Взаимосвязь языка и культуры

1

Урок усвоения нового материала.

Взаимосвязь русского языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур народов России. Отражение в современном русском языке культуры других народов, населяющих Россию.

Знать/понимать: связь русского языка с историей и культурой русского народа и других народов России, как отражаются в нем их материальная и духовная культура; Уметь: извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, справочной литературы, СМИ и Интернета, перерабатывать данный материал, создавать собственное монологическое высказывание на его основе, умело использовать цитирование; составлять вопросы и связно отвечать на них; писать мини-сочинения

Работа  с учебником, составление плана статьи, выполнение упражнений

Устное высказывание-рассуждение

15.04

87

Русский язык в контексте русской культуры

1

Комбинированный  

Взаимоотношения русского языка с языками народов России; роль языка в контекст русской культуры

Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа

Запись тезисов лекции, беседа по вопросам

Фронтальный опрос

19.04

88

Слова с национально-культурным компонентом значения

1

Комбинированный

Взаимоотношения русского языка с языками народов России, роль языка в межнациональном общении

Уметь объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом

Конструирование предложений, комплексный анализ текста

Фронтальный опрос

20.04

89

Взаимообогащение языков

1

Комбинированный

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур

Знать/понимать: связь русского языка с историей и культурой русского народа и других народов России, как отражаются в нем их материальная и духовная культура; Уметь: извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, справочной литературы, СМИ и Интернета, перерабатывать данный материал, создавать собственное монологическое высказывание на его основе, умело использовать цитирование; составлять вопросы и связно отвечать на них; писать мини-сочинения

Творческая работа

Мини-сочинение

22.04

90

Речевой этикет.

1

Комбинированный

Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка.

Знать правила речевого этикета

Тренинг, практикум

Творческая работа

26.04

91-92

Контрольная работа в формате ЕГЭ

2

Уроки контроля

Культура речи. Речевое общение. Текст.

Уметь: анализировать текст, опознавать в нем языковые единицы, оценивать их с точки зрения правильности, точности, уместности, ясности, логичности, анализировать, текст с точки зрения содержания структуры, стилевых особенностей, эффективного достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств.

Лингвистический анализ текста, тестовые задания к нему.

Контрольная работа

27.04

ПОДГОТОВКА К  ЕГЭ (9ч)

93

Разбор заданий ЕГЭ: орфоэпия

1

Урок систематизации ЗУН

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученные орфограммы. Соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тренинг, практикум

Тест

29.04

94

Разбор заданий ЕГЭ: лексика

1

Урок систематизации ЗУН

Лексика. лексические нормы

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков

Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы.

Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы  предложения.

Тренинг, практикум

Тест

03.05

95

Разбор заданий ЕГЭ: словообразование

1

Урок систематизации ЗУН

Словообразование. Нормы словообразования

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков

Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы.

Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы  предложения.

Тренинг, практикум

Тест

04.05

96

Разбор заданий ЕГЭ: морфологи

1

Урок систематизации ЗУН

Морфология. Морфологические нормы

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков

Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы.

Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы  предложения.

Тренинг, практикум

Тест

06.05

97

Разбор заданий ЕГЭ: орфография

1

Урок систематизации ЗУН

Орфография. Орфографические нормы

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков

Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы.

Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы  предложения.

Тренинг, практикум

Тест

10.05

98

Разбор заданий ЕГЭ: анализ текста

1

Урок систематизации ЗУН

Текст. Тема и проблема текста. Основная мысль. Позиция автора. Аргумент

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков

Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы.

Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы  предложения.

Тренинг, практикум

Тест

11.05

99

Разбор заданий ЕГЭ: синтаксис простого предложения

1

Урок систематизации ЗУН

Синтаксис. Синтаксические нормы

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков

Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы.

Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы  предложения.

Тренинг, практикум

Тест

13.05

100

Разбор заданий ЕГЭ: синтаксис сложного предложения

1

Урок систематизации ЗУН

Синтаксис. Синтаксические нормы

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков

Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы.

Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы  предложения.

Тренинг, практикум

Тест

17.05

101

Разбор заданий ЕГЭ: пунктуация

1

Урок систематизации ЗУН

Пунктуация. Пунктуационные нормы

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков

Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы.

Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы  предложения.

Тренинг, практикум

Тест

18.05

102

Итоговый урок

1

Урок контроля ЗУН

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков

Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы.

Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы  предложения.

Тест

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профиль)

Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень)...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля по программе В.В.Бабайцевой

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку (углублённый профиль) для 10 класса к учебнику В.В. Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку (углублённый профиль) для 10 класса к учебнику В.В. Бабайцевой...