Конспект урока русского языка в 5 классе "Способы словообразования"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Карпенко Наталия Александровна

Урок рассчитан на 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_slovoobrazovaniya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 5 классе

«Способы

словообразования»

Цели:

Познавательные:  выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования;

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

Воспитательные: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентации

ХОД УРОКА

Приветствие учащихся.

II. Слово учителя.

- Сегодня мы с вами продолжаем разговор о словах. Вспомните, какая наука  о языке занимается правописанием слов. (Орфография)

- А почему она так называется?

- Теперь давайте повторим уже изученные вами орфограммы.

     III.  Орфографическая работа.

Ночной, ключ, сказка, речка, каменщик, золотой, вьюн, пахуч, грустный, площадка, подъезд, тишь, дремлешь, молотьба, удивление, скрипишь, замуж, сплошь, концерт, могуч.

     IV. Фонетический разбор слова

- Сделайте фонетический разбор слова «сказка», подберите к нему однокоренные. Чем отличаются друг от друга однокоренные слова?

(составом основы).

    V. Орфоэпическая разминка (слайд№2, 3)

Баловать, клала, жалюзи, свекла, включит, простыня, пуловер, занята, обеспечение, каталог, отрочество, статуя, столяр, торты (кусочек  торта), сливовый, джинсовый, откупорить, кухонный, включит (включишь, включим), вручит.

      VI.  Интрига. (слайд№4)

Эпиграф

 Слово делится на части,

 Ах, какое это счастье!

 Может каждый грамотей

 Делать слово из частей!

Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен  “Пеппи – Длинный чулок”.

— Ребята прочитайте внимательно отрывок из сказки:

— Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника.

— Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.

— Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

— Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

— А какое это слово? – спросил Томми.

— Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете.

— Ну, скажи какое, – попросила Анника.

— Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.

— Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?

— Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос!

Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:

— Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

— В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи.

— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба?

- Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”?

- Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)

– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5)

– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)

VII. Объявление темы урока, целей. (слайд№6)

— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования”, запишем тему урока в тетрадь.

— Какие цели определим для себя?

(Ответы учащихся должны быть сформулированы самостоятельно.).

Учитель должен обобщить ответы учащихся:

Цель нашего занятия 

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

отработать умения определять способ образования слова.

VIII. Объяснение нового материала учителем. (слайд№7-17)

IX.  Игра «Кто больше?» (слайд№18)

X. Распределительный диктант. (слайд№19-21)

XI. Закрепление изученного материала

1.Решение тестовых заданий. (слайд№22-25)

VIII.Итоги урока

IX. Домашнее задание:  П.16.упр.79,

составить тестовые задания по теме «Способы словообразования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе "Словообразование.Орфография".

Конспект  урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Орфография.Культура речи" предлагаю для учителей русского языка....

План конспект урока русского языка по теме "Словообразование"

данная работа направлена на совершенствование системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Словообразование прилагательных способом сложения основ»

Урок проведен с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, элементов технологий проблемного обучения,  игровых технологий. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении....

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Словообразование имён прилагательных»

Тема: «Словообразование имён прилагательных»Класс: 6Цель: учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные ...