Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Предлагаемый конспект содержит объяснение нового материала по теме "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных", а также серию упражнений для закрепления. Материал урока предназначен для всех учителей, независимо от того, по какому УМК они работают, так как задания не привязаны в учебнику. В приложении содержится 5 карточек с заданиями, которые учитель может распечатать для каждого учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -n-_i_-nn-_v_prilagatelnyh._konspekt_uroka_v_6_klasse.odt20.98 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа I и II видов»

Конспект урока по русскому языку (6 класс)

учителя Титовой Татьяны Александровны

 

Тема урока: «Правописание  Н и НН в суффиксах прилагательных».

Интегрирующая дидактическая цель: изучить правило «Правописание  Н и НН в суффиксах прилагательных», сформировать у учащихся умение дифференцировать суффиксы прилагательных.

Целевой план действий для учащихся:

  1. знать, в каких случаях в суффиксе прилагательных пишется одна буква Н, а в каких — две; знать исключения из изученного правила;
  2. уметь применять изученную орфограмму на письме;
  3. развивать орфографическую зоркость;
  4. воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование урока: дидактический раздаточный материал.      

Методы и формы работы на уроке: При объяснении нового материала используется таблица «Написание -Н- и -НН- в прилагательных». Материал для закрепления рекомендуется распечатать на карточках каждому учащемуся. Задание 1-3 выполняются на доске. Задание 4 (для выходного контроля) выполняет каждый учащийся самостоятельно.

План урока:

  1. Оргмомент ( 1 мин.)
  2. Входной контроль (проверка степени усвоения материала, изученного на предыдущем уроке) (5 минут);
  3.  Ход урока:

а) Постановка целей урока (2 мин.)

б) Объяснение нового материала ( 8 мин.)

в) Закрепление нового материала (15 мин.).

  1.  Выходной контроль (5 мин.).
  2.  Подведение итогов, рефлексия (2 мин.)
  3.  Мотивирование и объяснение оценок за урок (1 мин.)
  4.  Задание на дом (1 мин.)
  1. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ:

Назовите основные способы образования имён прилагательных.

Задание на доске: Определите, каким способом образованы данные прилагательные:

пригородный

водяной

неблизкий

синий-синий

сине-зелёный

В каком случае прилагательные, образованные способом сложения, пишутся через дефис, а в каком — слитно?

III. ХОД УРОКА.

а) Постановка целей урока:

      Сегодня мы поговорим о суффиксах прилагательных, в которых встречается одна или две буквы Н. Вы узнаете, в каких случаях нужно писать одну букву Н, а в каких — две, потренируетесь применять это правило на письме.

б) объяснение нового материала:

На доске таблица:

Написание -Н- и -НН- в прилагательных

-Н-

-НН-

-ИН- (куриный)

-АН- (кожаный)

-ЯН- (серебряный)

Исключение: ветреный (день, человек), но безветренный.

основа на -Н- + суффикс –Н-

(длина — длинный)

-ОНН- (традиционный)

-ЕНН- (жизненный)

Слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный

ФОРМУЛИРУЕМ ПРАВИЛО:

Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных:
 - при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на Н;
 - от существительных при помощи суффикса -ОНН-, -ЕНН-.
 Исключение: ветреный.


Одна буква Н пишется:
- в суффиксе -ИН-;
- в суффиксах -
АН-, -ЯН- прилагательных, образованных от существительных.
Исключения:
 стеклянный, оловянный, деревянный.

в) закрепление нового материала

        З а д а н и е 1.

Цель: научиться применять изученное правило на практике.

Твоя задача: объясни, почему в одних прилагательных пишутся две буквы Н, а в других – одна (выполняем в электронной тетради).

Деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, искусственный, сонный, лиственный, равнинный, серебряный, ветреный.

        Задание 2.

Цель: закрепление изучаемой орфограммы, тренировка умения образовывать имена прилагательные от существительных.

Твоя задача: образуй прилагательные от существительных, объясни выбор –Н- и –НН- (учащийся выполняет в рабочей тетради, учитель дублирует его работу на электронной доске).

а) чугун, глина, клюква, утро, кожа, олово.

б) лимон, кость, кухня, телефон, длина;

в) журавль, петух, мышь, дерево, серебро.

Задание 3.

Цель: закрепление изучаемой орфограммы.

Твоя задача: вставь вместо пропуска -н- или -нн-. Выдели суффикс и основу в прилагательных (учащийся выполняет в рабочей тетради).

1) ржа..ой, муравьи..ый,  безветре..ый, тыкве..ый;

2) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый;

  1.         3) пчели..ый, сон..ый, оловя..ый, лебеди..ый.
  1. IV. Выходной контроль:

Расскажите своими словами правило о правописании одной и двух букв Н в именах прилагательных.

Задание для выходного контроля:

Цель: работа с текстом (вспомнить, что такое тема текста и основная мысль), проверить степень усвоения материала урока.

Твоя задача: прочитай текст, озаглавь его, определи его тему и основную мысль. Вставь вместо пропусков -Н- или -НН-.

Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сон..ыми прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старин..ая дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревян..ый мост со следами масля..ой краски, пересечешь речонку с песча..ыми берегами – так сразу и начинается главная городская улица.

Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водя..ыми гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчислен..ые ути..ые семейства.

Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанцион..ом городке.

  1. V. Подведение итогов, рефлексия. (1 мин.)

Дополните предложения, высказав своё отношение к сегодняшнему уроку:

  1. Сегодня мы изучили ...
  2. Для меня самым интересным показалось …
  3. Самую большую трудность вызвало …
  4. Для меня осталось непонятным ...

VI. Мотивирование и объяснение оценки за урок (1 мин.)

VII. Домашнее задание (1 мин.)

Цель: проверить усвоение материала урока.

Твоя задача: вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Составь с выделенными прилагательными предложения.

1) Весен..ий, камен..ый, карман..ый, чугун..ый, длин..ый, цен..ый, туман..ый, сон..ый.

2) Болезнен..ый, утрен..ий, бесчувствен..ый, внутрен..ий, соломен..ый, родствен..ый, ветрен..ый, безветрен..ый , подветрен..ая.

3) Курин..ый, гусин..ый, соловьин..ый, лошадин..ый, голубин..ый.

  1. Песчан..ый, ржан..ой, стеклян..ый, серебрян..ый, глинян..ый, ледян..ой, шерстян..ой, деревян..ый, оловян..ый.

Использованная литература:

  1. О.В. Беляева, О.А. Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2008.
  2. Ю.Н. Гостева. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс.» / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2004.

 

Интернет-ресурсы:

  1. http://biometrica.tomsk.ru/ftp/dict/cult/gramm.htm#0020

http://www.yamal.org/ook/doc/ook-suff.htm

  1. Приложение (задания на карточках):

Карточка 1.

        Объясни, почему в одних прилагательных пишутся две буквы Н, а в других – одна.

Деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, искусственный, сонный, лиственный, равнинный, серебряный, ветреный.

Карточка 2.

       Образуй прилагательные от существительных, объясни выбор –Н- и –НН- .

а) чугун, глина, клюква, утро, кожа, олово.

б) лимон, кость, кухня, телефон, длина;

в) журавль, петух, мышь, дерево, серебро.

Карточка 3.

Вставь вместо пропуска -н- или -нн-. Выдели суффикс и основу в прилагательных.

1) ржа..ой, муравьи..ый,  безветре..ый, тыкве..ый;

2) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый;

  1.         3) пчели..ый, сон..ый, оловя..ый, лебеди..ый.

Карточка 4.

     Прочитай текст, озаглавь его, определи его тему и основную мысль. Вставь вместо пропусков -Н- или -НН-.

Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сон..ыми прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старин..ая дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревян..ый мост со следами масля..ой краски, пересечешь речонку с песча..ыми берегами – так сразу и начинается главная городская улица.

Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водя..ыми гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчислен..ые ути..ые семейства.

Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанцион..ом городке.

Карточка 5.

Вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Составь с выделенными прилагательными предложения.

1) Весен..ий, камен..ый, карман..ый, чугун..ый, длин..ый, цен..ый, туман..ый, сон..ый.

2) Болезнен..ый, утрен..ий, бесчувствен..ый, внутрен..ий, соломен..ый, родствен..ый, ветрен..ый, безветрен..ый , подветрен..ая.

3) Курин..ый, гусин..ый, соловьин..ый, лошадин..ый, голубин..ый.

  1. Песчан..ый, ржан..ой, стеклян..ый, серебрян..ый, глинян..ый, ледян..ой, шерстян..ой, деревян..ый, оловян..ый.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Степени сравнения имён прилагательных"

В данном конпекте урока предлагаются  такие виды работ:  распределительный диктант,самостоятельная работа дифференцированным заданием, работа по исправлению грамматических ошибок,...

Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК"

Урок овладения новым знанием. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, актуализация знаний, формулирование темы и цели урока, мотивация учебной д...

Конспект урока по русскому языку (ФГОС) на тему: «Повторение темы «Имя прилагательное»», (ФГОС)

Материал данного урока рассчитан на два учебных часа и  предполагает повторение изученного  по теме «Имя прилагательное»...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Сравнительная степень имен прилагательных"

Конспект урока по предмету "Русский язык" 6 класс по теме "Сравнительная степень имен прилагательных" (по программе Ладыженской)...