Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Степени сравнения имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Купянская Вера Николаевна

В данном конпекте урока предлагаются  такие виды работ:  распределительный диктант,самостоятельная работа дифференцированным заданием, работа по исправлению грамматических ошибок, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степени сравнения имен прилагательных.

Цель: усвоить образование  прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.

Ход урока.

I. Организационный  момент.

II. Актуализация знаний учащихся

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу. Этот эпиграф не случаен: он связан  с нашей темой урока, в нём спрятаны новые сведения об имени прилагательном. Посмотрите на экран и прочитайте.(Слайд 3)

Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды, но человек сильнее всех.

-  Вы согласны с этим утверждением?

- А всегда ли человек сильнее природы? Каким он должен быть, чтобы по праву считаться самым сильным?  (Умным, добрым, образованным, справедливым)

- Хорошо, я думаю, каждый из вас хочет, чтобы его уважали и ценили, поэтому давайте сделаем ещё один шаг в этом направлении. Договорились?

- Какие прилагательные встретились вам в этой пословице? (силён, сильнее,   сильнее всех).  

- А на что указывает прилагательное сильнее? (На то, что один предмет сравнивается с другим по признаку силы.)

- А форма сильнее всех? (Показывает, что человек по признаку силы превосходит остальные предметы.)

- Какие формы бывают у прилагательного? (полная, краткая, простая и составная сравнительная, простая и составная превосходная)

- Распределительный диктант: выписать прилагательные в три столбика – полные, краткие, в степени сравнения. ( Слайд 4)

Большой, больше, самый веселый, весел, страшен, утренний, огромнейший, глубока, суровый.

- Дополнить каждую колонку своим примером.

 - Некоторые прилагательные образуют необычные формы сравнительной степени. Попробуйте образовать простую сравнительную степень от слов: малый, плохой, хороший. Такие формы называются супплетивные. ( Слайд 5)

- На слайде представлены прилагательные: огромный, громадный, колоссальный…. Как называются слова, близкие по значению? (синонимы) (Слайд 6)

III. Наблюдение над чередованием гласных при образовании сравнительной степени. Самостоятельная работа с дифференцированным заданием.

1.Более сильные учащиеся выполняют упр.  286

2. Более слабые – по карточкам: форма сравнительной степени уже образована, указать суффиксы, окончания, чередования.(Слайд 7)

Удачный – удачнее, лёгкий – легче, мелкий – мельче, человечный – человечнее, высокий – выше, тихий – тише, грубый – грубее, тяжёлый – тяжелее. (Малий Д.,Малий Д.,Агаев Р.,Левченко Д.,Ходарев А., Исмайлова Х., Озерянская А., Рыбченко К.,Тарица Д.)

IV. Работа по исправлению грамматических ошибок. (Слайд 8-9)

- (Устно) Из двух моих братьев самый талантливый Петя. Обед сегодня был менее вкуснее, чем вчера. В прошлом году погода в это время была более прохладнее, чем в этом. Из двух кандидатов победит тот, который наберёт наибольшее число голосов.

V.Закрепление

- Ребята, мы переходим к следующему этапу – закреплению. Тест, в котором надо  сгруппировать слова. (Слайд 10 -11)

- Попробуйте справиться с ним.

Слова: лучше, красивше,   шире, спокойнее, спокойный, более сладкий, лёгкий, глубже, мягче, более глубокий, менее внимательный, слаще.

  1. Найдите слово в простой сравнительной степени:

Шире, лёгкий, менее внимательный, более сладкий.

  1. Найдите слово в составной сравнительной степени:

Слаще, спокойный, более глубокий, мягче.

  1. Найдите ошибку в образовании сравнительной степени:

Лучше, красивше, спокойнее, глубже.

- Работа с предложением.

Зима  у нас  длинная1, затяжная,  лето гораздо короче зимы,  а осень проходит2 мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

- Синтаксический разбор предложения. Грамматическая основа, схема.

- Выписать словосочетания «прилаг.+ сущ.», определить морфологические признаки.

- Выполнить разборы, отмеченные цифровыми индексами.

VI. Итоги урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились на уроке?

- От чего образуются формы сравнения имен прилагательных?

- При помощи каких суффиксов образуется простая сравнительная степень?

- Простая превосходная?

- Какие слова помогают образовать составные формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных? (Слайд 12)

Сравнительная степень

Начальная форма имени прилагательного  

Суффиксы и слова для образования степеней сравнения

Пример

Простая

-ее-. -е-, -ше-

Составная

Более, менее

Превосходная степень

Суффиксы   и слова для образования степеней

Пример

Простая

-ейш-, -айш-

Составная

наиболее, наименее, самый

Составная

Всех + ср.ст.

VII. Домашнее задание. (Слайд  13)

- параграф 49

- упражнение 287


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку в 7 классе "Имя прилагательное.Повторение"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное. Повторение"Составлен  с использованием блочного метода , опорного конспекта по теме, с опорой на фраменты текста из книги "Каникулы в...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Имена прилагательные в тексте"

Данный конспект урока является обобщением материала по разделу "Имена прилагательные". Конспект урока запланирован на два часа обучения по данной теме, поэтому каждый педагог сможет найти какие-либо п...

Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи...

Конспект урока по русскому языку "Полные и краткие имена прилагательные"

Конспект урока разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Урок предполагает формирование лингвистической и коммуникативной компете...