Подготовка к ЕГЭ по теме: "Синтаксис и культура речи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Этот материал может быть полезен для учителей русского языка при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksis_i_kultura_rechi_9_klass.docx21.27 КБ
Office presentation icon sintaksis_i_kultura_rechii.ppt692.5 КБ
Файл sintaksis_11_klass.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Тема:  «Синтаксис и культура речи»

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока: деловая игра.

Цели урока: учащиеся должны знать историю возникновения имён, их происхождение, влияние на этот процесс различных культур; уметь определять виды сложных предложений, виды придаточных предложений в составе сложноподчинённых предложений, определять виды словосочетаний, целенаправленно использовать в речи сложные предложения.

Оборудование: словари: этимологический, толковый; выставка журналов-гороскопов «Я и моё имя», «Влияние имени на жизнь человека», раздаточный материал для синтаксического практикума, интерактивная доска.

Приёмы работы: работа с текстами, устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ «трудных» слов, творческая работа, выборочный диктант.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята, представьте такую ситуацию: в семье родился ребёнок.

О чём мы спрашиваем первым делом после того, как выясняем, мальчик родился в семье или девочка?

Ученик: Как назвали ребёнка.

Учитель: Правильно. А почему это так важно для нас?

Ученик: Да потому, что мы понимаем: имя играет в жизни человека определённую роль.

Учитель: Какую?

Ученик: Прежде  всего имя – это ответ на вопросы: «Кто я» и «Какой я».

Учитель: Попробуйте спросить трёхлетнего малыша: «Кто ты?» – и, скорее всего, он ответит либо: «Я – мальчик», либо: «Я – Толик».

Конечно, имя определяет будущую жизнь человека не в такой степени, как, скажем, пол, но оно позволяет человеку психологически осознавать себя как личность, а это очень важный фактор.

Давайте поближе познакомимся, меня зовут Лариса Александровна, а вас? Представьтесь, пожалуйста.

(Представление учащихся)

Имена, которые сейчас прозвучали, – это личные имена, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе.

(По ходу урока на доске заполняется этимологическая страничка)

Таким образом, вы уже догадались, что разговор наш сегодня пойдёт о чём?

Ученик: Об именах.

(Запись темы урока. В мире имён.)

Учитель: У каждого из вас, наверное, есть множество вопросов, связанных с данной темой, озвучьте их.

Ученик: Зависит ли судьба человека от имени?

Зависит ли характер человека от имени?

Каково происхождение наших имён? Почему наши имена различны по происхождению?

Учитель: На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ во время нашего урока.

Итак, мы живём с вами в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей «Одиссее» писал:

Между живущих людей безымянным
                                                    никто не бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый,
                                                    и низкий и знатный,
Имя своё от родителей в сладостный
                                                    дар получает...

Давайте попытаемся разобраться: влияет ли имя на характер человека?

2. Самостоятельная работа.

Первое задание называется «Автопортрет».

(Этимологическая страничка. Автопортрет – это портрет, написанный с самого себя.)

Учитель: Пусть каждый из вас словесно нарисует себя таким, каким видит.

Предложения  какой структуры помогут вам выполнить наиболее полно это задание?

Ученик: Предложения сложной конструкции.

Учитель: Какой раздел в русском языке изучает простые и сложные предложения?

Ученик: Синтаксис.

Учитель: Что ещё изучает данный раздел?

Ученик: Словосочетания.

Учитель: Для чего нужно изучать правила построения словосочетаний и предложений?

Ученик: Для того, чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.

Учитель: Какой раздел в русском языке тесно связан с синтаксисом?

Ученик: Культура речи.

Учитель: Таким образом, разобраться в нашей теме урока «В мире имен» нам поможет какая тема русского языка?

Ученик: Синтаксис и культура речи.

(Продолжение записи темы урока)

Учитель: Творческая работа по написанию автопортрета займёт 8–10 минут.

(Проверка письменного задания: учащиеся вслух зачитывают свои работы.)

Учитель: Давайте сравним ваш автопортрет со значением вашего имени.

(Ученик-консультант, назначенный учителем, комментирует значение имени читающего ученика.)

Так зависит ли характер человека от имени?

Ученик: Нет. Так как при сопоставлении автопортрета и значения имени единства не обнаружилось.

3. Учитель: Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражается быт, верования, чаяния, фантазия и творчество народа.

Кто из вас знает что-либо о происхождении своего имени?

Ученик: Меня зовут Наталья, мне ничего неизвестно о происхождении своего имени.

Учитель: А я знаю, что моё имя Ольга – скандинавского происхождения (хейла – святая). Имя Наталья – латинского происхождения (значение имени – природная).

Почему наши имена настолько различны по происхождению?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы выполним следующее задание (групповая работа)

1-я группа

Прочитайте текст, найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставных предложений.

(Приложение № 1)

2-я группа

Прочитайте текст, найдите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений.

(Приложение № 2)

3-я группа

Прочитайте текст, найдите обособленное распространённое определение. Составьте схему данного предложения.

(Приложение № 3)

 (Проверка заданий по группам)

Учитель: Кто знает, как называется наука, изучающая собственные имена?

(Этимологическая страничка. Антропонимика – наука о собственных именах.)

4. Работа у доски.

Подберите однокоренные слова к слову имя.

Имя, именинник, именной, именины, именитый, именовать, одноименный.

Учитель: Ребята, а кто скажет, что такое именины?

Ученик: Именины – день ангела.

(Этимологическая страничка. Именины – личный праздник в день, когда церковь отмечает память одноименного святого.)

5. Работа с текстом (проецирование текста на интерактивную доску ).

Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы Святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким,
Но если в день Иеронима,
То хошь – не хошь – Иероним!
(Ю. Ливеровский)

(Этимологическая страничка. Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке.)

Задание: Выписать из стихотворения словосочетания, определить тип подчинительной связи.

Учитель: День рождения и именины у людей часто не совпадают. Почему?

Ученик: Согласно обычаю, имя ребёнку выбирает священник при крещении. В этот день он открывает Святцы и смотрит – у каких святых сегодня праздник. Не каждое имя святого нравится родителям, поэтому они и называют ребёнка так, как хочется им.

Учитель: У кого из присутствующих сегодня именины?

(У Анны, Анастасии именины 22 декабря)

Мне бы от всей души хотелось поздравить наших именинников и подарить им на память стихотворение великого поэта А.С. Пушкина «Что в имени тебе моём», где, на мой взгляд, содержатся глубокие мысли о воплощённом имени.

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

6. Рефлексия.

Учитель: На столе лежат карточки с именами. Пусть каждый подойдёт и прикрепит одно из имён к определённой группе:

Древнерусские                    Христианские                         «Красные»
Пискун                                Андрей                                   Идея
Новосёл                              Ирина                                     Ревмир
Беляй                                  Анна                                      Диамат
Малыш                                Мария                                    Октябрина
Продан                                Ольга                                     Ким
Любим                                 Сергей

Учитель: Подходит к завершению наш урок. Какие темы из раздела «Синтаксис и культура речи» мы с вами сегодня повторили?

Ученик: Виды сложных предложений, виды придаточных предложений в составе сложноподчинённых предложений, типы подчинительной связи в словосочетаниях, предложения с однородными членами.

Учитель: Я надеюсь, что эта встреча оставит след в вашей душе. Спасибо всем за работу и приятное общение. Я с вами не прощаюсь, до новых встреч.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

Сейчас в моде стали гадалки, прорицатели. Можно встретить различные книги об именах, где можно прочитать о том, что тебя ожидает на жизненном пути, согласно твоему имени.

Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Связана ли судьба человека с его именем?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цели урока – совершенствование синтаксической, пунктуационной и речевой грамотности; – повторение сложных вопросов синтаксиса; – формирование навыков культуры речи; – умение использовать теоретические знания по синтаксису для грамотного письма

Слайд 3

Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств. Р.А.Будагов

Слайд 4

1.Расскажите , что изучает синтаксис? 2.Объясните, в чем различие словосочетания и предложения как единиц синтаксиса. 3.Приведите примеры словосочетаний и предложений разных типов.

Слайд 5

Основное содержание раздела «Синтаксис» 1.Словосочетание как единица синтаксиса 2.Предложение как единица синтаксиса 3.Простое предложение: двусоставное и односоставное; распространенное и нераспространенное; осложненное ( однородными, обособленными Членами, сравнительными оборотами, обращениями, вводными конструкциями 4.Сложное предложение(ССП,СПП,БСП)

Слайд 6

Виды словосочетаний Именные глагольные наречные

Слайд 8

1) Что входит в понятие «синтаксической нормы»? 2) Какую роль играет порядок слов в русском языке? 3) Что такое нормы управления? 4) Каковы особенности употребления деепричастных оборотов в современном русском языке? 5) Каковы особенности употребления причастных оборотов в современном русском языке?

Слайд 9

Смешение конструкций Оплатить за что-либо ↔ Оплата за что-либо возникло под влиянием сочетаний Платить за что-либо ↔ Плата за что-либо Глагол « оплатить » управляет формой винительного падежа существительного без предлога. Оплатить проезд (расходы, билет)

Слайд 10

Вариант 1 2) Ученые хотели вникнуть ( во что? ) в тайны природы и познать ( что? ) их. Вариант 2 3) Одному из героев ( каких? ) романа, ищущих смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Слайд 11

Типичные ошибки устной и письменной речи 1) Те, кто не набрали нужное количество голосов, не прошли на выборах. 2) Он действовал вопреки предписания . 3) По истечению депутатского срока назначаются новые выбору. 4) Работы заключаются сразу по заключению договора. Предлог « по » употребляется в конструкциях №3, №4 в значении « после чего-либо » в предложном падеже.

Слайд 12

Особенности управления слов Отчитываться → за что? Указать → на кого/что? Благодаря → чему? Согласно → чему? Вопреки → чему? Вследствие → чего? В случае → чего?

Слайд 13

Особенности управления слов Надеть → что на что? Отзыв → о чем? Уверенность → в чем? Уплатить → за что? Идентичный → чему? Беспокоиться → о ком? Одеть → кого во что? Рецензия → на что? Вера → во что? Оплатить → что? Сходный → с чем? Тревожиться → за кого?

Слайд 14

Беспокоиться о ребенке, тормозить развитие, пойти на факультет, доступ в Интернет, оплатить проезд, потребность в знаниях, скучать по вас, осудить казнь, удивляться результатам, контроль за выполнением, контролировать ход лечения, участвовать в выборах, заплатить за квартиру, уверенность в завтрашнем дне, рецензия на сочинение.

Слайд 16

Деепричастный оборот не употребляется 1) если деепричастие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится к разными лицам; 2) если в безличном предложении нет инфинитива; 3) в пассивной конструкции Уходя домой, оборудование проверяется рабочими

Слайд 17

Употребление причастных оборотов в речи Замена придаточной части причастным оборотом с действительным причастием возможно в том случае, если только союзное слово стоит в именительном падеже и выполняет функцию подлежащего. Уважаю людей, которые предпочитают не говорить, а делать. Уважаю людей, предпочитающих не говорить, а делать.

Слайд 18

Употребление причастных оборотов в речи Заменить придаточное определительное причастным оборотом со страдательным причастием можно, если союзное слово стоит в винительном падеже. Я вижу человека, которого обвиняют во всех смертных грехах. Я вижу человека, обвиняемого во всех смертных грехах.

Слайд 19

Употребление причастных оборотов в речи В остальных случаях замена невозможна, например: Женщина, о которой ты говоришь, живет в нашем доме. Замена невозможна, если придаточная часть присоединяется союзным словом « где »: Трудно забыть места, где прошло твое детство.

Слайд 20

Вариант 1 1) Надя повела ребят светлым коридором, окна которого выходили в город. Вариант 2 2) Мне знакомы эти дворы, где весною так сладко пахнет сиренью.



Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 11 классе

  Тема: Синтаксис и культура речи.

(Подготовка к ЕГЭ. Задание В. )

Цели:

  1. Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме.
  2. Развивающая: совершенствование синтаксических навыков.
  3. Воспитывающая: установка на серьезную работу по подготовке к экзамену.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (Приложение, слайд 1)

II. Сообщение темы и целей урока

III. Слово учителя

Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), они являются заданиями повышенной сложности.

– Прочитайте формулировки заданий части В.
– Сформулируйте материал, который нам необходимо повторить.
– Начинайте с В3.

Блоки для повторения. 

  1. Типы связи слов в словосочетаниях.
  2. Простое осложненное предложение.
  3. Односоставное предложение.
  4. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.
  5. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

Рассмотрим важнейшее из них.

IV. Обобщающее повторение

Класс разделен на группы. Каждая группа получает задание по одному из блоков. Один из группы по презентации выступает с повторением теории.

Группа №1 В3 (сл.2-11)

1) Типы связи слов в словосочетаниях.

2) Тестирование.

1. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование

Я должен был понять быков, чтобы вытащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица. (мою тележку)

2. Выпишите из предложения со связью управление.

Вечерами, когда гасли фонари и стрекотали кузнечики, мы мечтали о будущем. (мечтали о будущем)

3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

А однажды показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе. (показалось однажды)

4. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление, согласование.

Кто узнает, какая сила разрушила древние постройки. (разрушила постройки, древние постройки)

Группа №2 В4 (сл.12-18)

1) Односоставное предложение 

2) Тестирование

Определите тип односоставного предложения:

О/л – определенно-личное
н/л – неопределенно-личное
об/л – обобщенно-личное
б – безличное
н – назывное

Тестирование (сл.19)

  1. С самого утра окна залепило снегом.
  2. Проводите меня сегодня с работы.
  3. За одного битого двух небитых дают.
  4. Страшный треск. Крики.
  5. Хочу записаться в секцию плавания.
  6. Ночью холодом веет с земли.
  7. Привези мне что-нибудь в подарок.
  8. Туман сырого сада.
  9. В дверь громко и настойчиво постучали.
  10. Слезами горю не поможешь.

Ключ: 1) – б;   2) – н/л;  3) – об/л;  4) – н;  5) – о/л;  6) – б;  7) – о/л;   8) – н;   9) – н/л;  10)

Группа №3  В6 (сл.20)

1) Сложноподчиненные предложения.
Типы придаточных.

2) Тестирование.

Определите тип придаточных.

  1. Одно из противоречий, какими живо творчество Мандельштама, касается собственной природы этого творчества.
  2. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.
  3. Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.
  4. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне…
  5. Он работал всюду, где заставала его жажда творческого труда.
  6. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда дает его в переносном значении.
  7. Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться.
  8. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловно подлинность многих произведений Куприна.
  9. Благодаря тому  что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался.
  10. В степи было тихо, несмотря на то что солнце поднялось.
  11. Зной все усиливался, так что  становилось трудно дышать.
  12. Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод.
  13. Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки.
  14. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.
  15. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

Ответы:

  1. Определительное
  2. Уступки
  3. Сравнения
  4. Изъяснительное
  5. Места
  6. Времени
  7. Изъяснительное
  8. Цели
  9. Причины
  10. Уступки
  11. Следствия
  12. Времени
  13. Образ действия
  14. Изъяснительное
  15. Определительное

Группа №4  В7 (сл.21-23)1) Средства связи между предложениями в тексте.2) Работа с текстом.

V. Итог урока – Итак, мы на уроке повторили и закрепили ряд заданий (В3, В4, В6, В7)
Задания соответствуют экзаменационным. Следующее повторение и закрепление заданий В5, В8

VI. Домашнее задание: В5, В8, тесты 8,9 (сл.24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Синтаксис и культура речи", 11 класс

Данный материал  поможет учащимся вспомнить и закрепить трудные случаи согласования слов в словосочетаниях и предложениях....

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи»

Тест  предназначен  для  проверки  знаний  учащихся  5-го  класса  по  всем  темам  изученного  раздела....

Материалы для работы с учащимися по теме «Синтаксис и культура речи».

Материалы для работы с учащимися по теме «Синтаксис и культура речи»....

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...