Материалы для работы с учащимися по теме «Синтаксис и культура речи».
тест по русскому языку (10 класс) на тему

Дранкина Татьяна Николаевна

Материалы для работы с учащимися по теме «Синтаксис и культура речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy.docx45.25 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для работы с учащимися по теме «Синтаксис и культура речи».

  1. Выпишите только словосочетания. 

1. А. Возле леса; Б. Хвойный лес; В. лес шумит; Г. лес да поле,

2. А.  в течение часа; Б. настольные часы; В. часы приёма; Г. часы остановились.

3.  А. засушливое лето; Б. от засухи и зноя; В.  вследствие засухи; Г. следствие закончено;

4. А. виртуозно играть; Б. играю на компьютере; В. игры нужны; Г. горячий утюг;

5. А.  горячий от солнца; Б. бежать по тропинке; В. две сосны; Г. около дома;

6. А.  четвертый из туристов; Б. дом рыбака; В. разговаривал улыбаясь; Г. шли и пели

№ задания

1

2

3

4

5

6

ответы

Б

Б,В

А

А,Б,Г

А,Б,В

А,Б,В

Определить способ связи в словосочетании:


1) Строго наказать.
2) Решительное действие.
3) Остаться без денег.
4) Во всех уголках.
5) Общемировое значение.
6) Качественно новый.
7) Гулять днем.
8) Жить с родителями.
9) Совсем рядом.
10) Работать вдвоем.
11) Предложить приехать.
12) Истинная храбрость.
13) Подлинно бесстрашный.
14) Преданность делу.
15) Стремление к истине.
16) Подлинное бесстрашие.
17)   Опустевшая аллея.
18)  Наш коллектив.
19)  Поступить справедливо.
20)  В туристическом походе.
21) Беседовать с друзьями.
22) Читать книгу
23) Улыбающаяся девочка
24) Очень славный
25) Бегло читать
26) Думая о друге.
27) Спеть песню.
28) Идти напевая.
29) Полный сил.
30) Первый ученик.
31) Бежать за собакой.
32) Прийти вдвоем.
33) Внимательно читать.

согласование

управление

примыкание

2,4,5,12,16,17,18,20,23,30.

3,8,14,15,21,22,27,29,31.

1,6,7,9,10,11,13,19,24,25,26,28,32,33.

 


  1. Укажите тип односоставного предложения:
    A) Неопределенно-личное.
    Б) Определенно-личное.
    В) Безличное.
    Г) Назывное.
    Д) Обобщенно-личное.
  1. В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки.
  2.  Радостно видеть дружные всходы.  
  3.  В лесу легко дышится.
  4.  Подали государеву коляску.
  5.  Поздняя осень.
  6.  Хотите сорвать один на память?
  7. Страшный треск… Крики…
  8.  Каких только цветов не увидишь на Бурабае!
  9.  Волной опрокинуло лодку.
  10.  Вот и весна.
  11.  Мне хотелось  посмотреть новый спектакль.
  12.  Люблю грозу в начале мая.
  13. Завтра идешь на концерт?
  14.  Тише едешь - дальше будешь.
  15. В студенческой столовой готовят вкусные обеды.
  16.  Берегите и хольте эти деревца. 
  17. После драки кулаками не машут.
  18. Любишь кататься - люби и саночки возить. 
  19. Киоск открывают в восемь часов утра. 
  20. Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня. 
  21. Смеркалось.
  22.  В это время позвонили в дверь.
  23.  И снова по-домашнему уютно, спокойно.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

ответ

А

В

В

А

Г

В

Г

Б

В

Г

В

Б

Б

Д

А

Б

Д

Д

А

А

В

А

В

  1. Определите тип сложноподчиненного предложения:

1) Я хочу рассказать тебе, что солнце встало, что весна пришла.
2) Работа будет выполнена в срок, если  никто не станет  отвлекать секретаря от работы.

3) Чтобы колеса не раскатывались, под них вместо тормозов подложили цепи.
4) На другой день, чуть только заалел восток, мы отправились в путь.
5) Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.
6) Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
7) Все было готово, когда в конце коридора появилась знакомая фигура учителя.
8) Благодаря тому что в долине Такемы хорошие леса, сохранились и звери.
9) Природу надо беречь, как мы бережем жизнь человека.

10) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

11) Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
12) Я знал, что отец почтет за счастье и вменит себе в обязанность принять дочь заслуженного
воина, погибшего за Отечество.

13) Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
14)  Хотя солнце ярко светило,  в лесу было прохладно.

15) Как летом мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме.

16) Зной всё усиливался, так что становилось трудно дышать.

17) Стало так тихо, что со своего балкона я слышал голоса в саду.

ответ

1

Изъяснительное

2

условия

3

цели

4

времени

5

цели

6

Изъяснительное

7

времени

8

причины

9

Образа действия и степени

10

Определительное

11

места

12

Изъяснительное

13

цели

14

уступки

15

сравнения

16

следствия

17

Меры и степени

оценка

Количество правильно выполненных заданий

5 (отлично)

16 -17

4 (хорошо)

14-15

3 (удовлетворительно)

12-13

  1. Определите тип придаточного предложения.
  1. Машина мчалась так быстро, как мы и  ожидали.
    A) Придаточное предложение места.
    Б) Придаточное предложение меры и степени.
    В) Придаточное предложение сравнительное.
    Г) Придаточное предложение условия.
    Д) Придаточное предложение образа действия.
  2. По аллее, где пять минут тому назад были сухие бассейны, вспыхнули хрустальные огни  фонтанов.
    A) Времени.
    Б) Определительное.
    В) Места.
    Г) Изъяснительное.
    Д) Уступки.

  1. Грош цена человеку, который  не сможет сломить дурной привычки.
    A) Места.
    Б) Времени.
    В) Сравнительное.
    Г)  Определительное.
    Д) Изъяснительное.


4.  Зимой мы часто встречались в чайных и кидали медяки в пузо горластых органов, чтобы
музыка заглушала разговоры.
A) Следствия.
Б) Уступительное.
В) Места.
Г) Причины.
Д) Цели

 5. И лишь вечером, когда воздушный океан постепенно успокаивается, в степи становятся
слышны и другие звуки.
A) Определительное
Б) Изъяснительное
В) Сравнительное
Г) Места
Д) Времени

  1. Но в мире, где я жил, было невыносимо тихо.
    A) Места
    Б) Следствия
    В) Изъяснительное
    Г) Определительное
    Д) Причины

1

2

3

4

5

6

ответ

Б

Б

Г

Д

Д

Г

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять
    двоеточие:

    1) Недруг поддакивает друг спорит.
    2) Я наблюдал с берега и увидел синий парус медленно наклонился и исчез.
    3) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.
    4) Тайга нависла стеной далеко над тайгой нависали горы.
    5) Вдали туман мне грустно поневоле.
    6)Пассажиры спешили  до отправления поезда оставалось пять минут.
    7) Предметы теряли свою форму всё сливалось сначала в серую потом в тёмную массу.
    8) В избах и по дворам было пусто все ушли копать картошку.
    9) Одно мне всегда было странно я никогда не делался рабом любимой женщины.
    10) Как все московские ваш батюшка таков желал бы зятя он с звездами и
    чинами.
    11) Погода была ужасная выл ветер снег падал хлопьями.

12) Не оставляйте матерей одних они от одиночества стареют.
13)  Жжет солнце слепит пыль жужжат оводы и мухи.

14)  Надо взять зонт дождь начинается.
15)  Вдруг видим он бежит назад.

Ответы:2,5,6,7,8,9,10,11,12,14,15.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять тире:
    1) Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.
    2) Печален я со мною друга нет.
    3) Надо взять зонт дождь начинается.
    4) Солнце дымное встает будет день горячий.
    5) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало.

    6) Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал.
    7) Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.
    8) Небо очистилось замелькали звезды становилось уже светло.
    9) Тут его осенила мысль люди должны быть где-то поблизости.
    10) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

11) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.
12) Погода была ужасная выл ветер снег падал хлопьями.
13) Хочу от вас одного поторопитесь с выездом.

14) Командир поднимет руку над головой все тотчас останавливались и замирали.
15) Хаджи Мурат остановился загорелое лицо его буро покраснело.
16) Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил ее в руках разбойников.
17) И думал он отсель грозить мы будем шведу.
18) Вот мои условия вы ныне же публично откажетесь от своей клеветы
19) Выйдет солнце из-за облака польются теплые ручьи света.
20) Вдали туман мне грустно поневоле.
21) Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.
22) Мы решили остаться дома на улице сильный ветер.
23) Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
24) Большинство сходилось на том  что старые законы не годятся.
25) Накрапывал дождь ветер стал сильнее море рокотало.
26) Он знал за десять минут отсюда уже начинался бой.

                  Ответы:4,11,14,19,23.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

 1) Благодаря выгодного географического положения Новгород очень быстро вырос до уровня второго после Киева города Руси.

2) В современном мировом сообществе пришли к пониманию того, что от образования зависят перспективы развития страны.

3) Преподаватель спросил у студентов, какие трудности возникли у них при подготовке к экзамену.

4) В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь создал сатирические образы помещиков.

5)  Он уселся на скамью, стоящую в конце бульвара.

6) Почуяв зверя, собака бросилась бежать по его следу.

7) Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.

8) Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены.

9) Вы должны не только прочитать книгу, но и написать рецензию на нее.

10) По приезду в город я обязательно тебе позвоню.

11) Все, кто собирался прийти сегодня, уже сидели в зале.

12) Эта статья была напечатана в «Науке и жизни» в 1998 году.

13) По истечении некоторого времени можно будет вновь вернуться.

14) Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.

15) Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

16) Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущался приход весны.

  1. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов. 

1) Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

2) Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.

3) Вся исследовательская работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.

4) Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов.

5) Ученый сам занимался организацией научной лаборатории и руководил ею все последующие годы.

2. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов. 

1) Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.

2) В этом новом помещении можно будет устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, кинофильмы.

3) Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

4) Сведения об успехе или неудаче быстро разносились по всем фронтам.

5) Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие.

3. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов. 

1) Условия кредитования и валютных операций освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.

2) Сборная панель из кирпича может поспорить с железобетонной и по прочности, и по морозостойкости, и другим показателям.

3) Учащиеся проходят практику на заводах, научно-исследовательских институтах, детских садах.

4) Анис культивируют на больших площадях на Украине, Поволжье, на Северном Кавказе и Средней Азии.

5) Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.

4. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов. 

1) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию.

2) Он думал только об игре в вист и как заработать большие деньги.

3) Студенты проходили практику в одном из цехов завода, изготовлявшего печатные станки и который был недавно реконструирован.

4) Женщины, торопливо собиравшие свои вещи и поглощенные своим занятием, как-то скромно отозвались на эти утешительные известия.

5) На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость.

5. Отметьте предложения, где допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов. 

1) Сидя у костра и ждя приготовления картошки, люди делились своими воспоминаниями, проблемами.

2) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля.

3) Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.

4) Подъезжая к дому, я быстро вытащил ключи и открыл входную дверь.

5) Затем Сергеев назначается директором автобазы, работая в этой должности полтора года.

6. Отметьте предложения, где допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов. 

1) Получив признание широких масс, книгу решено было переиздать.

2) Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.

3) Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

4) Безделье - это понятие относительное, а уж, сидя дома, его не бывает.

5) Перенеся тяжелую операцию, солдат был спасен.

7. Отметьте предложения, где допущена ошибка в форме причастия. 

1) В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии "Мосфильм".

2) Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил.

3) Кажется, что сам становишься участником описуемых событий.

4) Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

5) Воспылавший было жаждой отмщения, гость вел себя более чем тихо.

8. Отметьте предложения, где допущена ошибка в употреблении причастного оборота. 

1) У костра человек впервые задумался о небе и о Боге, ибо с неба молния, упавшая на землю, сожгла первое дерево и явился огонь.

2) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

3) И без этой характеристики Николай понял, что перед ним сидит человек, общительностью не отличающийся.

4) Грибоедов показал, как Чацкий клеймит позором людей, стремящимся любым способом завоевать расположение богатых.

5) Существовавшее до сих пор положение в области использования электропроводов не удовлетворяет уже возросшим требованиям транспорта.

9. Отметьте предложения, где допущена ошибка в построении сложных предложений. 

1) Многие считали, что будто этот завод не может выполнить план.

2) Если бы эти предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения.

3) Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения.

4) Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придает фразе убедительности.

5) Неизменным успехом пользуются книги писателей, которые отражают нашу современность.

10. Отметьте предложения, где допущена ошибка в построении сложных предложений. 

1) Лиза, сама не зная почему, сказала ему, что жизнь не удалась, и все надо перестраивать, и она не в состоянии найти выход.

2) Серафимович писал о своих первых рассказах, что "уже и тогда, правда смутно, я тянулся к классовому принципу".

3) На берегу кто-то развел огромный костер, дым от которого далеко тянулся над лесом, который виднелся вдалеке.

4) Мы ясно слышали отголоски жестокого боя в той стороне, откуда, кажется, что только и могло придти подкрепление.

5) Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего поручения.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

1,2,3,4

1,2,3,5

1,2,3,4

1,2,3,5

1,2,4,5

1,3,4,5

1,2,3,4

1,2,4,5

1,2,3,5

2,3,4,5

  1.  В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом?

1) Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3) Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы.

4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

5)  Илья входил на двор с важным видом, человека, который хорошо поработал.

6) Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем.

7) В крайнем доме, которым кончается деревня, горел свет.

8) Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который был так сильно напуган и превратился в его раба.

9) Возле ветки в сугробе была норка, из которой шел парок.

10) Огромная котловина, вокруг которой шло строительство замка, была окружена горами земли.

11) Концепция, которая была создана им вновь, требовала опытной проверки.

12) Ездовой нерешительно топтался с шапкой в руках, из которой текла вода.

13) В полутьме северной ночи, которая напоминала нам утренний рассвет, поселок казался особенно угрюмым.

14) Мы вышли на дорогу, по которой двигались обозы.

15) Вдоль берега моря тянулись болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными веслами.

16) Какой-то старичок вышел из шалаша, который стоял в углу огорода, и закричал на Герасима.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

А. Поскольку неизвестность была мучительна (1) Василию Андреевичу захотелось встать и предпринять что-нибудь (2) чтобы заглушить поднимающийся в нём страх (3) против которого (4) он чувствовал себя бессильным.

1) 1,2,3,4

2) 2,3

3) 1,4

4) 1,2,3

Б. Благодаря теории Бахтина картина мира (1) неотъемлемой частью (2) которой (3) является литература (4)воспринимается целостно.

1) 1,3                 2) 1,4                              3) 2,3,4                        4) 2,4.

В. Прирученные и специально обученные беркуты ловят на охоте зайцев (1) ломают спину лисицам (2) и (3) если с малолетства приучать (4) даже и волка останавливают.

1) 1, 2;                 2) 2;                        3) 1, 3, 4;                           4) 1, 2, 3, 4.

Г.  Сначала страшно показалось Вакуле (1) когда поднялся он от земли на такую высоту (2) что ничего уже не мог видеть (3) и пролетел под самым месяцем так (4) что (5) если бы не наклонился немного (6) то зацепил бы его шапкою.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6;                  2) 1, 2, 4, 6;                           3) 2, 5, 6;            4) 1, 2, 3, 4, 6.

Д.В конце января (1)овеянные первой оттепелью (2) хорошо пахнут вишневые сады. Я к вам мчался (3) сломя голову (4) весь день.

1) 1, 2, 3, 4;            2) 3, 4;           3) 1, 2, 4;              4) 1, 2.

Е. Темное небо над освещенной улицей (1) казалось (2) черным, тяжелым пологом. Изловить (3) говорят (4) нет никакой возможности.

1) 1, 2, 3, 4;             2) 3, 4;            3) 1, 2;               4) 1, 3, 4.

Ж. У маленького круглого оконца (1) через (2) которое (3) можно было влететь в скворечник (4) устроена была деревянная полочка.

1) 1, 3;                     2) 2;                            3) 1, 4;                         4) 2, 4.

З. Мама расстелила на траве скатерть (1) и сказала (2) что (3) пока мы не поедим (4) она нас никуда не отпустит.

1) 2, 4;                    2) 2, 3, 4;                      3) 1, 2, 4;                       4) 1, 2, 4.

И. Так в слезах и уснула Аксинья (1) лежа ничком (2) схоронив в ладонях заплаканное лицо (3) и (4) прижавшись щекой к скомканному платку.

1) 1, 2, 3, 4;                   2) 1, 2, 3;                     3) 1, 2;                    4) 1, 2, 4

К. Будущее большинства певчих птиц (1) может (2) нас не тревожить при условии (3) конечно (4) что мы не уничтожаем их.

1) 4;                       2) 1, 2, 3, 4;                      3) 1, 2, 4;                    4) 3, 4.

Л. В этих краях (1) нам непременно понадобится проводник (2) с помощью (3) которого (4) мы смогли бы хорошо узнать вес потаенные лесные тропы.

1) 1, 3;                  2) 2;                  3) 3;                         4) 2, 4.

М. Было ясно (1) что (2) если в течение ближайших дней мы не убьем какого-нибудь зверя (3) или не найдем людей (4) мы погибли.

1) 1, 2, 3, 4;                      2) 1, 4;                   3) 1, 3, 4;                  4) 1, 2, 4.

Н.  Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3) поворачивая вправо (4) углублялась в лес.

1) 1,4

2) 2,3

3) 3,4

4) 1,2,3,4

О.  Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

1) 1,2,3,4

2) 1,2

3) 3,4

4) 1,3

П. Из ручейка (1) текущего в мягком и пышном зеленом ложе (2)  мы черпали воду горстями, и она оставляла впечатление совершенно чистой воды.

  1. 1, 2;                        2) 2;                                3) 1;                                      4) 1.2

Р. Автомобиль с аншлагом  «Москва – Владимир»  выбрался  (1)  наконец  (2)  из каменного лабиринта столицы  (3)  и  (4)  прибавив скорости  (5)  устремился  по  прямой  (6)  и  широкой  автостраде.

1), 2, 4, 5 ;                  2) 3,4,5,6;                               3) 4,5;                      4) 1,2,4,5,6.

С. Мальчики схватились за руки (1) и (2)  поминутно спотыкаясь (3)  и (4) набивая себе синяки(5) бросились бежать под защиту огромного дуба (6) стоявшего на берегу. 

А)  2,3,5   Б)  1,5,6                      В)  2,3,4,5                         Г)  2,5,6 

  1.  Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

1.Картина Левитана «Март» снискала себе широкую известность: это один из самых поэтичных русских пейзажей XIX века.

А) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Б) Вторая часть БСП указывает на время совершения действия, о котором говорится в первой части.

В) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Г) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

А) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

В) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

Г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

  1.  Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Ввиду регулярного получения податей и в целях организации хозяйства царям и их чиновникам требовалась письменность.

2) В новом доме и сени и кухня и комната были немного просторнее.

3) Русским князьям приходилось иметь дело и с варяжскими торговцами и с варяжскими воинами.

4) Ольга могла подолгу примерять перед зеркалом новую блузку или новое платье

5). Человек был брит  сухощав и морщинист  а на голове копна не то курчавых  не то непричесанных волос.

6) Но пространство между этими селами было залито ровной зеленой краской  и только тонюсенькая голубая ниточка некой речки Кучебжи прорезала лесной массив.

7) Нам  нечего  было  делать  в  доме  отдыха    и  мы  свернули  на окружную  дорожку.

8) Художник должен быть и художником и поэтом и философом и наблюдателем

9)  Догорает костёр разложенный в снегу и вскоре затухает.
10). По морю шла волна и пена облизывая борта парохода тотчас таяла.

11) Белая пена сверкает и кипит буграми и вздымая косматые волны с грохотом бьёт в громадный чёрный утёс.

12) Море вечно и неумолимо шумит и плещет.

13) На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни.

14) Нередко в рощах находили или ее брошенный венок или клочок персидской шали или заплаканный платок.

15) Вибрирующие звуки моторов то сливались в одно нависающее грозное гудение то распадались на отдельные пронзительные или рокочущие звуки.

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Смотри в оба глаза. Упустишь – семь шкур с тебя сдеру.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Найти ошибки в построении предложений и исправить их:

1. Решаясь на рискованный шаг, подумайте о последствиях.

2. Читая эту книгу, становится грустно.

3. Юноша давно увлекался и любил биологию.

4. Попав на прилавки магазинов, этот журнал заинтересует многих женщин.

5. Я быстро прочитал записанные задания на доске.

6. Тютчев понимал и много писал о природе.

7. Оказавшись в доме Кабанихи, жизнь Катерины изменилась.

8. Я хочу рассказать о зимнем солнце, горах и как я катался на лыжах.

9. Прочитав рассказ, мне показался странным его финал.

10. Он пошел гулять, сделав уроки и когда завершил домашние дела.

Задания

1) Найдите ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами (2, 4, 7, 9).

2) Найдите ошибки в построении предложений с причастными оборотами (5).

3) Найдите ошибки в построении предложений с однородными членами (3, 6, 8, 10).

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 2 – когда читаешь эту книгу, 3 – увлекался биологией и любил ее, 4 – когда журнал попадет на прилавки магазинов, он заинтересует…, 5 – задания, записанные на доске или записанные на доске задания, 6 – понимал природу и много писал о ней, 7 – жизнь Катерины изменилась, когда героиня оказалась в доме Кабанихи, 8 – и о том, как я катался на лыжах, 9 – мне показался странным финал прочитанного рассказа, 10 – сделав уроки и завершив домашние дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Синтаксис и культура речи", 11 класс

Данный материал  поможет учащимся вспомнить и закрепить трудные случаи согласования слов в словосочетаниях и предложениях....

Подготовка к ЕГЭ по теме: "Синтаксис и культура речи"

Этот материал может быть полезен для учителей русского языка при подготовке к ЕГЭ....

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи»

Тест  предназначен  для  проверки  знаний  учащихся  5-го  класса  по  всем  темам  изученного  раздела....

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...