Подготовка к ЕГЭ. Как писать сочинение?
материал по русскому языку (11 класс) на тему

Талапова Елена Анатольевна

Рекомендации по работе над сочинением-рассуждением на ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения - не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300-400 слов. Больший объем нежелателен по чисто субъективным причинам: проверяющие не любят тратить много времени на проверку одного сочинения.

Для наглядности приведу пример сочинения по достаточно известному тексту Л. Пирожковой:

Жизнь среди других людей неизбежно привела к тому, что человека волнует то, что о нем думают окружающие. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи.

Во введении Ваша главная задача - подвести читателя к проблеме. Лучше всего использовать дедукцию: вести мысль от общего к частному. Первый абзац не должен быть слишком большим, достаточно двух-трех предложений.

Автор предложенного для анализа текста рассуждает о «речевом портрете» личности, то есть как раз о том, насколько важно для нас правильно и выразительно говорить. Л. Пирожкова задается вопросом: как речь характеризует человека, насколько важен так называемый речевой портрет личности?

Во втором абзаце Вы должны сформулировать проблему, по которой пишете сочинение. Она может быть представлена в виде вопроса или следующим образом: "
Автор предложенного для анализа текста затрагивает проблему ..."

Как определить проблему в предложенном тексте? Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор.
Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

Крайне важно отметить, что во втором абзаце
необходимо упомянуть фамилию автора. Без этого будет считаться, что Ваше сочинение написано не по тексту.
И последнее. Проблема должна быть сформулирована
четко и однозначно. В ином случае все сочинение будет оценено в 0 баллов.

В наши дни культура речи стремительно обесценивается. С каждым годом наш язык все сильнее изменяется под влиянием радио, телевидения, Интернета. Об этом говорит и автор текста. Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, что нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих.

В следующем абзаце Вы комментируете поставленную проблему. Комментарий - это описание того, как проблема существует в тексте,
КАК автор преподносит читателю этот актуальный вопрос.
Приведенный в пример комментарий написан не совсем удачно, но это связано со спецификой текста.

Рекомендую Вам обратить самое пристальное внимание именно на комментарий к проблеме, поскольку он хорошо получается у выпускников очень редко.

Здесь также важно употребить фамилию автора. В остальном содержание данного блока варьируется. Рекомендуется рассказать о том, что сделал автор для того, чтобы донести смысл проблемы до читателя, какие литературные приемы он при этом использовал. Возможно сказать несколько слов об актуальности рассматриваемого вопроса.

По мнению Л. Пирожковой, речевые ошибки могут испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону.

В четвертом абзаце Вы рассказываете о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему). Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию. Достаточно одного-двух предложений.

Я полностью согласна с мнением автора данного текста о том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа.

В пятом абзаце Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением автора, т.е. формулируете свою позицию по данной проблеме. Опять же достаточно одного-двух предложений.

Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.

Один из аргументов обязательно должен быть литературным. Важно упомянуть автора произведения и название последнего.

Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.

Думаю, этот абзац не нуждается в комментариях. Вы просто пишете о фактах общественной жизни, приводите фрагменты биографии известных людей и пр., что поможет Вам убедить читателя в правильности Вашей точки зрения. Наверное, нужно еще сказать о том, что Вы аргументируете
собственную позицию, а не позицию автора. Иногда это существенно.

Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом.

В заключении Вы пишете то же самое, что во вступлении, только другими словами.
Важно завершить мысль.


 Начало сочинения

      Вступительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена по-разному. Чаще всего она прямо связывается с определением темы и проблематики исходного текста.
      В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:
      а) собственно определение темы текста;
      б) формулировку его основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;
      в) изложение собственной позиции пишущего по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста;
      г) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;
      д) лирическое размышление, связанное с темой текста.
      Вступительная часть сочинения-рассуждения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала». («...Так завершается статья, очерк, рассказ».)

Помните! Сочинение (особенно по художественному и художественно-публицистическому текстам) нежелательно начинать с фраз типа «Темой текста является...», «В этом тексте говорится...», «Основными проблемами текста являются...» и др.

      В тех случаях, когда уже в самом начале сочинения определяется тема и проблематика исходного текста, можно использовать некоторые стилистические фигуры, например именительный представления, риторические восклицания, риторические вопросы, вопросо-ответную форму изложения и т. д.:
      а) Талант... Как часто люди употребляют это слово, не задумываясь о его истинном смысле! Иногда используют для поощрения приятелей за самые простые действия, часто — в ироническом значении. Пора вернуть слову его истинный смысл! Но как это сделать? Попробуем разобраться в сути понятия «талант» вместе с автором.
      б) Книга... Может ли человечество обойтись без нее в век электроники и компьютеризации? Способны ли другие средства информации заменить живой диалог с писателем, возникающий во время чтения? Ответы на эти вопросы мы найдем в статье...
      в) Детство! Кто не знает фразу «Все мы родом из детства»? Кто не вспоминал с теплым чувством свои первые шаги в мир?
      г) Родная природа... Что она значит для нас? Для кого-то — святыня, которую надо сохранить и передать следующему поколению, а для кого-то — только источник обогащения.

Для характеристики темы текста, его проблематики и актуальности рассматриваемых вопросов можно использовать следующие конструкции:
      В статье (тексте, очерке) раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема...
      Тема... относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)...
      В своей статье автор поднимает (формулирует, решает) проблему (сложную, серьезную, злободневную, животрепещущую, важную, острую)...
      Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос...
      На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)...
      В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста...
      Почему мы не всегда обращаем внимание на...
      Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как...
      Современность темы и проблематики текста не вызывает сомнения, так как...
      Актуальность публикации обусловлена тем, что...

  II этап. Данный этап подготовки текста сочинения предполагает четкое формулирование позиции автора по характеризуемой проблеме и запись соответствующих положений в черновике.

Помните! 
1. Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте.
2. Способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи.
3. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.

Внимание! Позиция автора может быть сформулирована как в сжатом, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.

      Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
      Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)...
      По мнению автора, ...
      Автор считает, что...
      Публицист убежден в том, что...
      Автор заставляет задуматься о...
      Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как...
      Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что...
      Автор всерьез обеспокоен...
      Авторскую позицию нельзя считать отстраненной...
      Авторскую позицию нельзя не увидеть в...

  При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы:
      Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно...
      Я часто задумываюсь над...
      По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как...
      Можно согласиться с автором...
      В целом я согласен с автором текста, однако...
      Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что...
      Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться...
      Не во всем можно согласиться с автором текста...
      Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, ..., с другой стороны...
      Не вызывает сомнения...
      Меня особенно тронуло...
      Меня привлекает в этом тексте...
      Меня взволновало...
      Нельзя остаться равнодушным при...
      Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых... Во-вторых... В-третьих...
      В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства...
      Доказательством этой мысли может служить тот факт...

Завершение сочинения

      Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в ней может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного.
      Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:
      а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например:
      Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что духовность — это качество, которое многие хотели бы в себе развить, нередко даже не зная, в чем оно проявляется. Автор учит нас тому, что духовность нельзя путать с образованностью. Человеку нужно поддерживать в себе стремление к добру, правде, красоте, а не формальные навыки вроде хороших манер. Вероятно, наш идеал окажется недостижимым, но иным образом духовным человеком не стать;
      б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например:
      Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее»;
      в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например:
      Прочитав этот текст, понимаешь, что родная земля — это самое дорогое, что есть у человека. Недаром говорят: «Родная земля — мать, чужая — мачеха»;
      г) концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека, соответствующее основной идее сочинения и подтверждающее справедливость мнения его автора), например:
      «Солнце спрятано в каждом!» — писал известный русский поэт и писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра.

Фактические ошибки

      Неточности в цитатах и неверное указание на их авторов.
      Ошибки в указаниях на исторические факты, географические названия и имена действительных исторических лиц.
      Искажения в названиях литературных произведений, незнание их авторов, ошибки или неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.
      Искажение содержания исходного текста, неправильное его толкование, неудачный выбор примеров.
      Неверная характеристика языковых особенностей исходного текста (тип и стиль речи, виды используемых средств языковой выразительности).

Логические ошибки

      Нарушения в последовательности или соразмерности частей сочинения.
      Отсутствие необходимого абзаца. Неоправданное выделение абзаца.
      Утверждение взаимоисключающих суждений.
      Сопоставление или соединение логически неоднородных понятий.
      Повторение мыслей.
      Излишний лаконизм, пропуск звена в объяснении.

Грамматические ошибки

      Ошибочное образование слова.
      Ошибочное образование формы слова.
      Ошибка в согласовании.
      Ошибка в управлении.
      Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
      Нарушение видовременной связи сказуемых в отдельных конструкциях.
      Ошибки в построении предложений с однородными членами.
      Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.
      Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.
      Ошибки в построении сложного предложения.
      Смешение прямой и косвенной речи.
      Нарушение границ предложения.

Речевые (лексические) ошибки и речевые недочеты

      Неправильное или неудачное употребление слова, фразеологизма (в том числе употребление слова или фразеологизма в несвойственном ему значении, ошибки в употреблении синонимов и паронимов, неудачное и неуместное употребление стилистически окрашенных и эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов: диалектных, просторечных, разговорных).
      Нарушение лексической сочетаемости.
      Употребление лишних слов, в том числе плеоназм.
      Неоправданное использование анахронизмов.
      Неоправданное употребление рядом или близко однокоренного слова.
      Неоправданное повторение слова, выражения.
      Неудачное употребление местоимений (из контекста должно быть ясно, какое существительное заменяется местоимением), приводящее к абсурдности, комизму высказывания.
      Бедность и однообразие синтаксических конструкций.
      Отсутствие связи между предложениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА. Учимся писать письмо. Рекомендации.

Рекомендации по написанию личного письма содержат разделы "Структура письма", "Фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем", "Правила построения личного письма", "Критерии оценивани...

Подготовка к ГИА. Учимся писать письмо. Тренировочные упражнения.

Тренировочные упражнения по написанию личного письма для 6 - 9 классов...

Подготовка к ГИА. Учимся писать письмо. Самостоятельные задания

Самостоятельные задания по написанию личного письма для 6 - 9 классов...

Подготовка к ЕГЭ. Как писать часть "С"

Данный урок можно провести как в 10, так и в 11 классе. Памятка, составленная в ходе урока,  - универсальный помощник для дальнейшей работы по написанию сочинения-рассуждения....

Помощь при подготовке к ЕГЭ. Как писать Opinion Essay (Письменное высказывание с элементами рассуждения)

Помощь при подготовке к  ЕГЭ. Как писать Opinion Essay (Письменное высказывание с элементами рассуждения) Проверяются умения: строить развернутое высказывание в соответствие с  коммуник...

Различные пути в подготовке учащихся к написанию писем (в формате ЕГЭ)

В последнее время многие учителя , используя  различную методическую литературу, ищут пути повышения эффективности  обучения учащихся письму.Если обратиться к формату ЕГЭ, то он включа...

Подготовка к ОГЭ. Как писать сочинение -рассуждение?

Этот материал адресован учащимся 9 класса для подготовки к ОГЭ и учителям, преподающим в 9 -х классах....