Подготовка к ОГЭ. Как писать сочинение -рассуждение?
консультация по русскому языку (9 класс) на тему

Этот материал адресован учащимся 9 класса для подготовки к ОГЭ и учителям, преподающим в 9 -х классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pisat_sochinenie_-_rassuzhdenie.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ОГЭ. Как писать сочинение –рассуждение?

Тема 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту.  Примерная структура сочинения такова:

  1. Дать определение понятию (слову).
  2. Прокомментировать определение.
  3. Привести в доказательство своего мнения 1 аргумент из предложенного текста (указать номера предложений).
  4. Привести аргумент 2 из собственного опыта.
  5. Сделать вывод.

Примерное сочинение-рассуждение по тексту К. Г. Паустовского:

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ.

Что такое настоящее искусство?

Настоящее искусство, по моему мнению, то, которое способно проникнуть в душу человека, взволновать его, вызвать сильные и благородные мысли, может быть, заставить задуматься о своей жизни или даже попытаться что- то изменить в ней.

Настоящее искусство-это, прежде всего, великие произведения, прошедшие проверку временем.  Но настоящим искусством можно считать и произведения неизвестных авторов, если в них отражается правда жизни и душа мастера.

В тексте К. Г. Паустовского рассказывается о творениях художника Пожалостина - гравюрах с портретами людей девятнадцатого столетия и медных досках. Сельчане не понимали ценности этих творений, но рассказчик, когда увидел медные доски с портретом Пугачева, понял, что это и есть настоящее искусство. Взгляд Пугачева был будто живой (предложения 20-25).

В моей жизни было немало встреч с прекрасным. Могу рассказать о том, как впервые увидела балет «Жизель». Это было в Кремлевском Дворце. Музыка, которую я услышала, потом долго звучала в моей душе, а трогательная и трагическая история любви просто потрясла меня. До сих пор «Жизель» - мой самый любимый балет.

Текст К. Паустовского:

  1. На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2) Идти было скучно.

 (3) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

 (4) Чего рассказывать?  ответил Лёнька.  (5) Разве про старушек в нашей деревне. (6) Старушки эти  дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7) Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8) Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9) Небось, видели?

(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11) Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12) То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13) Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.

 (14) Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор,  продолжил Лёня.  (15) Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.

(16) Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни: (17) «У Пожалостиных 
в доме старухи по медным доскам ходят. (18) Что-то на тех досках нацарапано 
 не пойму. (19) Эти доски и пригодятся».

(20) Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21) Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22) Я взглянул и замер. (23) Мать честнáя, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24) Особенно портрет Пугачёва  глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25) «Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят»,  говорю ей.

(26)3аплакала она и говорит: (27) «Что вы! (28) Это народная ценность, я их ни за что не отдам».

(29) В общем, спасли мы эти доски  отправили в Рязань, в музей.

(30) Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31) Я вышел и говорю: (32) «Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33) Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»

 (34 ) Таланта!  повторил Лёня громче.  (35)  Это понимать надо! (36) Это беречь и ценить надо! (37) Ведь правда?                                       (По К.Г. Паустовскому )*

  

 3) 

Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.