ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

                            ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   Рожина Марина Николаевна,

                                                                                                                                   учитель русского языка и

                                                                                                                            литературы, СОШ № 2,г. Елабуга              

                            ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ

                     Тема: Обобщение знаний , умений, навыков учащихся за первое полугодие.

Тип урока: обобщение.

Форма урока: игра.

Цель урока:  обобщить полученные знания по теме, закрепить работу по орфоэпии, орфографии синтаксису, фонетике, лексике, повторить типы речи, продолжить отработку навыков внимания, логического мышления, коллективной игры, порекомендовать литературу, раскрывающую красоту русской природы.

Оборудование: елочка с шариками нарисована на ватмане, фигура Деда Мороза и Снегурочки.

На доске: эпиграф к уроку.

                                                                                                           Чародейкою Зимою

                                                                                                             Околдован, лес стоит-

                                                                                                             И под снежной бахромою

                                                                                                             Неподвижной, и  немою

                                                                                                             Чудной жизнью он блестит.

                                                        ХОД УРОКА                                                                               Ф. И. Тютчев

  1. Организационный момент.

     Совсем недавно мы праздновали самый любимый и долгожданный  праздник - какой?  Новый год!

- Ребята, а вы знаете, когда родилась ёлочка?

      В России стали украшать новогодний праздник зелёной нарядной ёлкой только в 18 веке. А раньше наши предки встречали Новый год под цветущей вишней. Вишнёвое дерево выращивали в домах и делали так, что вишня расцветала к новогоднему вечеру. Вырастить вишнёвое деревце зимой было делом нелёгким, поэтому вспомнили о вечнозелёной ёлке.

-А кто приходит в гости к нам в Новый год? (Дед Мороз)

-А сколько лет Деду морозу, ребята, знаете?

        Оказывается, около 190 лет. Он родился.  В 1 половине 19 века. Сначала  Дед Мороз выглядел не таким добрым, как сейчас.  На ёлку приходил злой и страшный дед с розгой в руках. Подарков от него никто не ждал, и родители пугали этим дедом непослушных детей. Потом Дед Мороз подобрел,  а в 20 в. совсем изменился – и характером, и внешним видом. Он весёлый, приносит вам подарки, вы все его любите и ждёте.

Если б я был Дед Морозом

Бородатым, красноносым

Я дарил бы всем ребятам:

Книжки, фотоаппараты

Попугайчиков, барбосов

Лыжи, санки и коньки,

Морковку, чтобы  с носом

Были все снеговики.  

-А вам, ребята, Дед Мороз сегодня подарил эту ёлочку с игрушками, но игрушки не простые. В каждой игрушке скрыто задание. А работать мы будем под девизом

 

У    А   Р  Н   О
К    М   Г  З   Р
И    М  Й  О  О
Т    А   А  Ш  Х                                                   (с правого нижнего по вертикали)

II Обобщение знаний, умений, навыков. (работаем с игрушками Деда Мороза)

1 шарик

«орфоэпия»

Орфоэпия - раздел науки о языке, в котором содержатся «Правила произношения звуков и ударения в словах».

«Произноси правильно». Расставь ударение.

Ателье [тэ], звонить, конечно [шн], столяр, торты, щавель, яичница [шн], цемент.

2 шарик

«орфография»

1.Подтаявшем,  снег, ледовый, мороз, варежка, салазки, шубка, вьюга, съёжиться, из-за туч, чудесный, вскользь, беречься, речка.

Написание слов по правилам называются орфограммами.

2. Найди и объясни орфограммами.

Первый зимний снежок

Белым пухом летит

Первый лёгкий мороз

Веселит и бодрит.

3 шарик

«Синтаксис»

Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучают словосочетания и  предложения, правила их построения.

Снежинки во двор прилетели, и лужицы стынут во льду. (Повествовательное, невосклицательное, ССП, 1) двусоставное, распр. 2) двусоставное, распр.)  [ - =], и [- =].

4 шарик

«Фонетика»

Фонетика – изучает звуки речи.

1.В каких двух словах  букв меньше, чем звуков?

     Мучение,  писательский,  исчезнуть, щемящий, польёт.

2. В каких словах все согласные буквы звонкие?

     Мороз, снег, изморозь, метель.

3. Фонетический разбор  снег [снэк]

5 шарик

«лексика»

Лексика – изучает слово и его лексическое значение.

-Подобрать синоним к слову:

           1 вариант – снег, хлопья, хрупка…

           2 вариант – вьюга, метель, буран, пурга….

-Найди третий лишний

     Холод, стужа, жара

    Пурга, вьюга, тишина

    Злой, жадный, добрый  (волк)

    Трусливый, косой, храбрый   (заяц)

-Придумать слово ….

   Снежница.  1) талая вода,  образующиеся весной на поверхности льда.

                         2) Снежная слепота, болезненное состояние глаз.

6 шарик

Типы речи (описание, повествование, рассуждение)

Сочинение – описание. Текст  Ивана Сергеевича Соколова -Микитова

            Красив, чуден, русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками  кружевными белыми арками согнулись  под тяжестью инея  стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей.

 Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными  ожерельями лиловых шишек.

             С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

                                                                         

                                                             7 шарик

                                                                         Домашнее задание:

                                                    Составить пять предложений о зиме. Одно предложение  разобрать по членам предложения, произвести его анализ, составить схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...