мастер-класс по теме "Репортаж"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Конспект открытого мероприятия для работы школьного пресс-центра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_shkolnogo_press.docx43.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия школьного пресс-центра по теме «Репортаж»

Дата проведения 07 марта 2012

Учителя:       Л.В. Гаврилова, И.В. Васильева

Тип занятия  - мастер-класс

Цель: расширить знания учащихся об особенностях публицистического жанра «Репортаж».

Задачи занятия

Образовательные:

-познакомить учащихся со структурой репортажа, помочь усвоить такие понятия, как : репортаж, репортер, очевидец, участник событий;

- познакомить учащихся с различными типами репортажа;

- формировать у учащихся умение различать виды репортажа, анализировать и создавать самостоятельно различные виды репортажа.

Развивающие:

-развивать творческий потенциал учащихся;

-развивать умение учащихся структурировать полученную информацию;

-развивать творческие способности и творческое мышление учащихся.

Воспитательные:

-формировать коммуникативную и культурологическую компетентности учащихся;

-познакомить учащихся с профессией репортера (предпрофильная подготовка).

Оборудование урока:

мультимедийная поддержка, проектор,  ноутбук, карточки с заданием, подготовленные материалы для выполнения творческой работы.

Деятельность учащихся на занятии:

сравнительный анализ текстов, создание собственного текста, создание творческого проекта.

Форма работы учащихся — групповая.

Технологии обучения:

частично поисковый метод, технология проблемного обучения, технология «Шесть шляп», ИКТ-технология.                                                            

Ход занятия

Этап 1. Организационный момент: объявление темы и целей занятия.

Цель: подготовка учащихся к работе, активизация внимания школьников.

Учитель:
   СМИ в нашей жизни играют большую роль, благодаря им мы знакомимся с происходящими событиями. В нашей школе средством массовой коммуникации является школьный пресс-центр, куда может обратиться любой: задать вопрос, высказать свое мнение, принести интересный материал, рассказывающий об общественной жизни школы, класса.

      Но чтобы выпустить интересный номер школьной газеты, вам, корреспондентам, нужно многое знать и уметь. Поэтому мы продолжаем знакомство с публицистическими жанрами журналистики. Тема нашего занятия сегодня «Особенности жанра репортаж». Основная цель данного занятия – научиться создавать репортажи разных типов, а практическая: творческий проект – гранки очередного номера (№ 3) газеты школьного пресс-центра.  

Этап 2.  Введение в тему. Этап актуализации знаний и творческих умений.

Цель: мотивировать деятельность учащихся на уроке, стимулировать их  познавательную активность, сформировать представление о репортаже выявить и скорректировать уровень знаний школьников по данной теме.

Учитель:
  Вспомните, какие публицистические  жанры журналистики вы знаете? (Показ слайдов).

- В чем особенность жанра репортаж? (Показ слайдов).

(Возможна работа со словарями.)

  После ответов учащихся учитель знакомит их с определением репортажа, его композицией, отличием репортажа от заметки.
(Показ слайдов).

Учитель: (работа с информацией на слайдах презентации)

  Репортаж — это:

1. Информация, рассказ о текущих событиях, публикуемый в периодической печати или передаваемый по радио или телевидению.

2. События дня, работа корреспондента, пишущего такие сообщения.  

Репортер – это

сотрудник СМИ, посланный на место событий и сообщающий в редакцию информацию «с места событий».  

Репортаж состоит из зачина, центральной части и концовки.

ЗАЧИН

Основная особенность — динамичность.

Достигается путем использования:

  1. односоставных предложений,
  2. безглагольных конструкций,
  3. может начинаться с прямого обращения к читателю.

ПРИМЕРЫ ЗАЧИНА

 1) Прохладное утро. Пахнет свежестью альпийских лугов...

2)  Двенадцать часов дня. Мы на самой оживленной магистрали города...

3) Задумывались ли вы, как ведет себя современный человек в условиях тесноты людского круговорота? Спустимся сначала в московское метро...

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕПОРТАЖА

Основная особенность — создание впечатления «сиюминутности» происходящего.

Достигается путем использования:

  1. глаголов настоящего времени,
  2. глаголов прошедшего времени совершенного вида,
  3. кратких страдательных причастий прошедшего времени.

ПРИМЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ

1) ..Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвется к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть...

2)...Экскурсовод подводит нас к одной из витрин и говорит: «Наш музей построен совершенно особенно. Мы не хотим вам показывать просто разные сорта камня. Мы хотим в музее доказать, что у камня тоже есть какая-то своя жизнь, может быть, даже более интересная, чем жизнь живых существ»...

КОНЦОВКА

Основная особенность — наличие оценки события или краткого вывода.

Достигается путем использования:

  1. вопросительных предложений различного характера,
  2. цепи риторических вопросов,
  3. восклицательных предложений,
  4. обращений,
  5. вводных конструкций.

ПРИМЕРЫ КОНЦОВОК

1)...Воспитанность в наши дни - это прежде всего не безупречность манер, а внимание к окружающим. Чем их больше, чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

2)...Где бы ни находился камень - в небесных ли телах, в горах или на заводах, - везде он живет и изменяется, растет и гибнет. И совсем не скучна та наука, минералогия, которая должна отыскать и исследовать законы его истории.

Учитель:
На столах у вас два текста. Попробуйте определить жанр каждого из них.

Время на выполнение задания – 1-3 минуты.

(Работа учащихся в группах).

Аргументированные ответы учащихся.

Учитель знакомит учащихся с типами репортажа: фоторепортажем, сюжетным репортажем, текстовым репортажем и видеорепортажем.

(Показ слайдов).

Учитель:
  Репортаж бывает 3 типов: фоторепортаж, сюжетный репортаж и текстовый репортаж.

Фоторепортаж – особый вид репортажа, использующий фотографию в качестве основного средства выражения. Фоторепортаж состоит из заголовка, вреза, фотографий (с подписью или без нее; главное, чтобы подпись не дублировала информацию), комментария.

Требования к фотографии: динамичность, эстетичность, наличие/отсутствие подписи.

Сюжетный репортаж - фотография и текст несут равноценную нагрузку (интервью, путевые заметки и т. д.).

Текстовый репортаж - текст может быть как с фотографией, так и без нее, необходим контрастный заголовок.

Структура текстового репортажа:

1. Деление текста на тематические блоки,

2. Использование хронологических рамок;

3. Описание окружающей обстановки.

Учитель:

    Прежде чем каждая  группа приступит к созданию своего творческого проекта, мы хотели бы дать вам несколько советов, которые смогли бы сориентировать вас в профессии журналиста.

 

Советы начинающим репортерам:

1. Помни: журналистика – удел любопытных.

2. Любое событие – материал для журналиста.

3. Репортаж – это ваше видение, анализ и оценка мероприятия, вы  должны ощущать себя участником рассматриваемых событий.

4. Репортер должен заставить читающего представить события наяву: пиши так, чтобы каждый думал, что и он «там» был.

5 . Репортер должен обладать талантом рассказчика и наблюдателя одновременно.

6. Твоя «работа» должна побуждать остальных думать.

Этап 3. Этап закрепления учебного материала.

Цель: закрепить полученные знания и приобретенные умения в форме творческого проекта, развить навык публичного выступления.

Учитель:
  10 февраля День памяти А. С. Пушкина. По традиции в этот день в нашей школе проходят Пушкинские чтения: на каждой перемене учащиеся нашей школы читают стихи великого русского поэта. Посмотрите видеосюжет о проведении Пушкинских чтений. ( Показ слайда).

Учитель:   
 Каждая группа получила материал для создания различных типов репортажа: 1 группа создает фоторепортаж, 2 группа – сюжетный репортаж, 3 группа – текстовый репортаж.
Каждая группа по окончании работы выбирает своих представителей, которые будут защищать созданный вами творческий проект.

Время на выполнение данного задания – 10 минут

 Учащиеся  делятся на группы и выполняют творческие работы.

Учитель:

Слово предоставляется представителям групп. Участники других творческих коллективов внимательно слушают выступающих, задают по необходимости вопросы и дают оценку созданным по заданным критериям репортажам.

(Критерии прилагаются для каждой группы независимо от того,  какой вид задания выполняет та или иная группа.)

Представление и обсуждение творческих работ учащихся. Время – 5-8 минут.

Этап 4. Рефлексивно-оценочный этап.

Цель: помочь учащимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Учитель: 
 А сейчас я хочу познакомить вас с одной притчей (рассказывает 1 часть притчи о 6 шляпах).

Текст притчи прилагается (в сокращенном и интерпретированном варианте.)

Учитель:

  На столах у вас лежат по 2 шляпы, с обратной стороны которых написаны задания. Переверните шляпы, прочитайте задания и разделитесь на группы в зависимости от того, какое задание вам показалось наиболее интересным.

Время на выполнения задания – 2 минуты.

Учащиеся делятся на группы и выполняют задания.

Учитель:

Проверяем готовность групп.

Время для выступления – 2 минуты.

Учитель:

Так что же в конце концов случилось с нашими братьями? Получили ли они то, о чем мечтали, выбирая для себя шляпу?

Учитель рассказывает 2 часть притчи (см. Приложение.)

Как вы думаете, что решили сделать братья и почему?

Ответ: братья решили поменяться шляпами, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.

Учитель:

Мы предлагаем вам тоже поменяться шляпами и увидеть наше занятие, ак братья мир, с другой стороны.

Выступление учащихся – 4 минуты.

Этап 5. Подведение итогов занятия.

Цель: проанализировать и дать оценку достижения поставленной в начале занятия цели, определить план работы на последующие занятия.

Итоги занятия подводятся по следующим вопросам:

 - Руководители групп, оцените, пожалуйста, работу каждого члена своей группы и дайте общую оценку работы группы.

-   Повлияли ли на вашу работу возрастные особенности участников группы?

-   Если есть желающие высказаться, помимо руководителей, вам слово.

-  Каким образом в дальнейшем  вы сможете использовать полученные сегодня на занятии знания и сформированные умения?

Учитель:

На доске представлены гранки будущей газеты. У вас есть время что-то додумать, дописать, внести изменения, то есть обобщить полученные сегодня на занятии знания по теме «Репортаж» и выпустить очередной номер газеты школьного пресс-центра в его окончательном варианте.

Учитель:

И в конце нашего занятия мы просим еще раз обратить ваше внимание на экран. Выдающимися мастерами репортажа были Владимир Гиляровский («Москва и москвичи»), американский публицист Джон Рид и чех Юлиус Фучик («Репортаж с петлей на шее»).

Знайте, что любой талантливый репортер – кандидат в мастера классической литературы.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ТЕКСТ № 1

Центр Москвы вздрогнул от залпов артиллерийского салюта, которым было обозначено начало военного парада, посвященного 65-й годовщине Победы над фашистской Германией.
   Юбилейный День Победы в Москве прошел в торжественной обстановке, согласно планам, регламентам и почти без каких-либо изменений. Присутствовали делегации и воинские подразделения всех стран – участниц антигитлеровской коалиции. Самое
необычное – то, что им было предложено пройти в одном парадном строю вместе с воинами российских Вооруженных сил. Представители стран СНГ, чьи солдаты воевали с фашистами в составе Красной армии, также прошествовали парадным строем. Как сказал президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в своем приветственном выступлении, историю нельзя изменить, тем более – переписать.

Подвиг старшего поколения нужно не просто помнить, но и сделать эту память достоянием народа, так же, как и традиции, опыт коллективного противостояния
народов разных стран смертельной опасности.

                                                                                                        

ТЕКСТ № 2

Парад Победы на Красной площади начался в 10:00 по московскому времени в понедельник, 9 мая. В нем приняли участие около 20 тысяч военнослужащих российской армии и флота. По брусчатке главной площади страны прошли военнослужащие воинских частей и курсанты военных учебных заведений России.
Традиционно по брусчатке прошла и военная техника, находящаяся на вооружении российской армии. В этом году зрителями парада впервые представили зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь», которые предназначены для защиты гражданских и военных объектов. Зрители увидели  реактивные системы залпового огня «Смерч», военные автомобили «Тигр», танки Т-90 и другую современную технику, находящуюся на вооружении. Пять транспортно-боевых вертолетов Ми-8 ВВС РФ пронесли над Красной площадью флаг России, а также флаги Вооруженных сил и родов войск — сухопутных, военно-воздушных и военно-морских.  

Типы репортажа:

  1. Фоторепортаж
  1.  Сюжетный репортаж
  1.  Текстовый репортаж

Фоторепортаж

Особый вид репортажа, использующий фотографию в качестве основного средства выражения.

Структура фоторепортажа:

  1. заголовок
  1.  «врез»
  1.  фотографии
  1.  комментарии

Требования к фотографии:

  1. динамичность
  1.  эстетичность
  1.  наличие/отсутствие подписи

Сюжетный репортаж

Фото и текст несут равноценную нагрузку.

Пример сюжетного      

репортажа: интервью, путевые заметки и т. д.

Используется, когда необходимо показать фото, однако требует текстового сопровождения.

Текстовый репортаж

Текст может быть как с фотографиями, так и без них.

Чем привлечь внимание, если фотографии отсутствуют: контрастными заголовками

(например: Египет – страна золота и голодающих детей).

После заголовка точку не ставим.

Структура текстового репортажа:

  1. деление на тематические блоки
  1.  использование хронологических рамок
  1.  описание окружающей обстановки

Притча о старом шляпнике.

      Жил-был старый мудрый Шляпник. Ничего не имел он из земных богатств, кроме разноцветного фетра. Но заказов у него всегда было много, так как люди верили, что его шляпы приносят счастье.

       Пришло время, и Шляпник ушел в мир иной. Стали тогда шестеро его сыновей искать оставленное им наследство, однако нашли только шесть разноцветных шляп. Ничего им не оставалось, как разделить эти шляпы по себе.

       «Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. —В ней я буду красоваться на балах и приемах». 

       «А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. —Она уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг и изыскан».

        «Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, — промолвил третий. — Желтый цвет — цвет солнца, радости и богатства».

         «Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул четвертый. — Я всегда мечтал выделяться из толпы, хотел быть в центре внимания».

         «Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», —произнес пятый сын.

         «Мне же достается синяя шляпа. Синий цвет — цвет бескрайних просторов. Постичь их глубину и высоту — вот мое призвание»,— решил шестой из сыновей Шляпника.

         Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны.

       Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали?

         Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда.

         Хозяин черной шляпы все происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике; часто эта черта спасала его от поражения и краха в делах, но именно она лишила его радости.

          Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, не знал, как их проявлять, и тем более не мог ими управлять. Окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и себя самого.

         Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало и не останавливало его, не могло повергнуть в уныние.            А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Его талантом восторгались, но, живя в мире своих творений, он оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности.

         Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем, он выбирал лишь то, что было важным для достижения поставленной цели.

         Настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера провели они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер. И тогда решили братья…

_ Что решили братья?

… поменяться шляпами, для того чтобы взглянуть на мир с другой стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...