Имя существительное как часть речи.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Цели урока:
1. Учить детей доказывать, что данные слова являются именами существительными
2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.
3. Закреплять навык группировки слов по значению.
Задачи урока:
Образовательная: систематизировать знания и умения нахождения существительных по вопросам;
Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы со словами, ребусов, дидактических игр, обогащение активного словаря учащихся;
Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности (планирующая функция мышления через упражнения со словами - ребусами), коррекция личностных качеств учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, терпения; Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.
Воспитывать вежливость, культуру диалога, воспитывать интерес к учёбе, предмету.
Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.
Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.
Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам; работа со слайдами.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, картинки, конверты с заданиями, музыкальное сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 96.5 КБ |
samoanaliz.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
- Фомина Олеся Павловна
- Учитель русского языка и чтения
- Русский язык
- 5 класс
- Имя существительное – часть речи. 1 урок.
- Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В.Воронковой.
Цели урока:
1. Учить детей доказывать, что данные слова являются именами существительными
2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.
3. Закреплять навык группировки слов по значению.
Задачи урока:
Образовательная: систематизировать знания и умения нахождения существительных по вопросам;
Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы со словами, ребусов, дидактических игр, обогащение активного словаря учащихся;
Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности (планирующая функция мышления через упражнения со словами - ребусами), коррекция личностных качеств учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, терпения; Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.
Воспитывать вежливость, культуру диалога, воспитывать интерес к учёбе, предмету.
Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.
Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.
Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам; работа со слайдами.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, картинки, конверты с заданиями, музыкальное сопровождение.
Используемые компоненты УМК:
- Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида; - Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В.Воронковой.
Интернет ресурсы:
- www.1september.ru
- www.school-collection.edu.ru
- http.//skolakras.narod.ru
- ribalov2002@mail.ru
- http.//ucitelskoli.ucoz.ru/load/animacionnye_fizminutki
- Электронный диск «Фестиваль педагогических идей. Открытые уроки 2006»
Методическая литература:
- Н.М.Барская, Л.А.Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы»;
- Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова «Справочное пособие по русскому языку»;
- Н.А.Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе»;
- В.И.Круковер, Л.И.Шелестова «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс»
Ход урока
Этап урока: | Содержание этапов урока: (деятельность учителя и ученика) | Время |
Орг. Момент Слайд 1 | Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А лучше руку подними. | 1 мин. |
Проверка домашнего задания Слайд 2 | Ребята, на прошлом уроке вам было задано упражнение 191. Давайте проверим его, а сделаем мы вот это как. Я называю слова, а вы поднимаете карточку с данной частью речи. | 2 мин |
Вступительное слово Слайд 3 | - сегодня у нас в гостях. Встречайте - этого мальчишку, вы, конечно, узнали его; он частый гость на наших уроках. Кто это? -незнайка -он опять принёс нам вопросы и задания, которые не смог решить сам, Незнайка просит нас о помощи. Давайте ему поможем. А кто этот мальчик? Вы с ним ещё незнакомы, он пришёл к нам впервые. Догадались кто это? -Знайка. -Да это он. Знайка принёс с собой советы, подсказки, справки из научных книг. Он нам будет помогать. | 1 мин |
Мотивация учебной деятельности Работа по закреплению темы «Части речи» Слайд 6 Устно, по 1 ученику у доски, остальные проверяют. Слайд 4,5 |
Незнайка выполнял дома своё домашнее задание, но не смог его выполнить до конца. Ребята, определите в предложениях все части и речи и подскажите Незнайки, как их нужно правильно подчеркнуть. Гл. Прил. Сущ. Стоит красивый диван. Маленькая девочка рисует. Летит сизый голубь. | 3 мин. |
Физминутка Слайд 7 | С физминуткой я дружу, Свою спинку разогну, Ножками потопаю, Ручками похлопаю, А теперь попрыгаю, Ножками подрыгаю. Сяду я за парту стройно, чтоб вести себя достойно! | 2 мин. |
Новый материал Работа в тетради Слайд 8 | Я тетрадочку возьму, - Запишем число в тетрадях. Две строчки вниз, в третьей строке посередине запишем Седьмое декабря. Классная работа. Имя существительное как часть речи.. Давно живу я в мире этом, Даю название предметам. | 2 мин. |
Сообщение цели и темы урока Упражнения на размышление Слайд 9 Работа в тетради Слайд 10 Вывод: Слайд 11 Индивидуальная работа по карточкам Слайд 12 1 ученик у доски, остальные в тетради. Проверка. (сигнальные карточки) Вывод: Слайд 13 | Цель нашего урока уметь различать и доказывать, что данные слова являются именем существительным. Заглянем в первый конверт Незнайки. Что это за загадочные рисунки, как вы думаете? -Это ребусы. -Какие слова получились? 1. Уши, столб, дятел, бабочка. - Что вы можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод? Чем они могут отличаться друг от друга? Что общего в этих словах? Поразмышляйте! (ответ учащихся) Запись слов в тетрадь. -Да! Это вопрос трудный. Давайте обратимся за помощью к Знайке. Он даст нам совет. ( Ученик читает записку) Поставьте к словам вопрос - Воспользуемся советом и поставим вверху над словами вопрос Уши, столб – что? Дятел, бабочка – кто? - Что вы теперь можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод! -Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет. 2. лиса, играть, шумный, стол, жара, весна, зелёный, смеяться, ведьма, еж, лисий, лес.
Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предмет называются именами существительными. Сегодня мы будем знакомиться с этой частью речи и даже построим для неё дом. | 6 мин. |
Работа с учебником Стр.84 правило 1 Слайд 14 | В нашем учебнике тоже есть правило, которое подтверждает наши слова (чтение правила) - А вот и крыша нашего дома | 3 мин. |
-Что вы знаете о словах этой части речи? - отвечают на вопрос кто? что? Обозначают предмет - это будет первый этаж нашего дома. |
Самостоятельная работа в тетрадях Слайд 15 Проверка (сигнальные карточки) Упражнение на размышление Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Вывод: Слайд 19 | Знайка предлагает вам письменно задание. Допишите в тетрадях свои три существительных. -Какие слова вы записали(спросить 2 учеников) - А сейчас я попробую угадать слово, которое вы не записали. Воздух -походит оно? -подходит -докажите -отвечает на вопрос что? _Незнайка тоже принёс свои слова. Откроем второй конверт. (читаем хором слова) Холод. Встреча. Радость. -подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома? (Учащиеся размышляют, ставят вопрос) -да и нет. -мнения могут быть разными, так как вопрос что? а обозначают не предметы. А вот, что думает об этих словах Знайка. (открываем конверт, читаем подсказку) Сушествительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, событие, состояние человека. -ребята, оказывается слова Незнайки тоже существительные. Давайте прочитаем ещё одно правило на стр. 84. Оказывается, ребята существительные могут обозначать события, состояние человека, явления природы.. это и будет второй этаж нашего дома. | 7 мин. |
Интересное событие Вывод: | У Знайки есть интересное событие из научных книг о существительном (открываем конверт, ученик читает) Имя существительное- самая большая часть речи. Почти каждое слово в ней – имя существительное. И это понятно человек с рождения жадно смотрит и хочет знать и называть всё, что окружает его, что существует вокруг него. -значит, существительные есть в каждом предложении, а в рассказах и стихотворениях их прячется великое множество. |
Физкульт- Минутка Слайд 20 | 2. Для глаз. | 2 мин.30 сек. |
Закрепление изученного Слайд 21 | I группа – стр. 85 Упражнение 214 II группа – стр. 84 Упражнение 213 III группа- Работа по карточкам Проверка. Оценивание. - Давайте проверим ребят, выполнявших задание | 10 мин. |
Итог урока Слайд 22 | - Итак, что нового, узнали сегодня о предложении? | 3 мин. |
Домашнее задание |
2. Стр. 85 упр. 216 (Вова, Алсу)
| 1 мин. |
Рефлексия Слайд 24 Слайд 25
| - Что понравилось на уроке? Прозвени-ка, дружок, | 1мин. |
07.12.2011
Явления природы
События
Состояние человека
Кто? Что?
Предмет
Имя существительное
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока.
Урок русского языка. 5 класс.
- Тема урока: Имя существительное – как часть речи.
- Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.
- Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.
- Данный урок по теме «Имя существительное как часть речи» - 1й в этом году. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение данной части речи.
- В ходе урока были учтены возможности данного класса.
- Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
- Цели урока:
- Учить детей уметь доказывать, что данные слова являются именем существительным.
- Закреплять навык группировки слов по значению.
- Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.
- Воспитывать вежливость, культуру диалога.
- Для психолого-педагогической поддержки урок начинаем с
мобилизирующего этапа, способствующие созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.
- Для развития познавательной сферы уч-ся была произведена
работа по развитию психологических процессов:
Речи:
- Актуализация знаний (определение частей речи).
- Физкультминутка.
- Изучение нового материала (умение различать и доказывать, что данные слова являются именами существительными).
- Закрепление изученного (выписывать и дописывать имена существительные).
- Рефлексия (умение давать оценку своей работе, товарищей).
Памяти:
- Развитие мелкой моторики рук.
- Работа в тетради (запись числа, положение тетради при письме, посадка).
- Актуализация знаний (правила работы с учебником, повторение знаний о частях речи, «группировка слов»).
- Физкультминутка.
- Рефлексия (воспроизведение этапов урока, цели).
Мышления:
- Чистописание (сравнение букв, обобщение, выделение общего).
- Остановка темы, целей урока. Повторение изученного.
- Актуализация знаний (сравнение группы слов, группировка, «шифрование» слов, ребусы).
- Физкультминутка.
- Изучение нового материала (обобщение, логичность, самостоятельность).
- Закрепление изученного материала ( работа с заданиями учебника русского языка, работа по индивидуальным карточкам)
- Подведение итогов урока (обобщение, выделение главного, систематизация знаний).
- Рефлексия.
В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности уч-ся.
II. По развитию мотивационно- потребностной сферы уч-ся учила навыкам рефлексии и на каждом этапе урока и в конце урока, учила ставить цель и планировать свою деятельность.
- Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.
IV. По коммуникативному развитию уч-ся использовала приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы уч-ся в течение всего урока общались друг с другом, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала уч-ся к активному выражению собственного мнения, умения доказывать его. На уроке было реализовано право уч-ся на ошибку и право на творчество. Постоянно работаю в зоне ближайшего развития ребёнка.
Считаю, что психолого-педагогическая поддержка на уроке была реализована.
07.12.2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя существительное как часть речи
На уроке в игровой форме можно обобщить знания об имени существительном. Используются разные формы групповой, индивидуальной и фронтальной работы. ...
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"
Представлен подробный конспект вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...
Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс
"Имя существительное как чать речи". Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...
Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....