Публичная речь
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

 

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использова­нии  обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.

Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная  и  эмоциональная   сферы   восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnaya_rech.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная речь

          Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие.

        «Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других»,- говорит Н. Ф. Кошанский в книге «Частная риторика».

          Оратория есть «особое изящное искусство,- пишет далее автор,-которое не довольствуется изобретением, расположением и выражением мыслей, как все роды прозы, но требует еще произношения – языка действий…Оратор действует на разум красноречием ума, силою доказательств, убеждений – движет страсти красноречием сердца, жаром чувств, стремлением души».          

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании  обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.

Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная  и  эмоциональная   сферы   восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.    

Важнейшими условиями ораторского искусства являются знание основ публичной речи и умение пользоваться ими.

 

&1.   Основные особенности и роды публичной речи  

    На трибунах  конференции, совещания, съезда, митинга на площади, на кафедрах в актовом зале, в зале заседаний, в парламенте звучит монолог – проблемный и убеждающий, призывающий к действию и вдохновляющий, приветственный, прощальный, открывающий и закрывающий дискуссию, собрание. Звучит публичная речь. Каковы ее основные особенности?

  1. Публичная речь рассчитана на публику, на группу лиц однородных и неоднородных по таким параметрам, как образование, культура слушания, подготовленность к восприятию, эмоциональный настрой, внутренние установки и т. д.
  2. В ораторских выступлениях ставятся и раскрываются вопросы, имеющие гражданское звучание, социальную значимость. При этом ставятся задачи воздействия на ум, чувства, действия людей, т.е. задачи убедить их в чем-то; вызвать определенные чувства, подъем духа, воодушевить; повлиять на поведение, поступки людей. Эти задачи ораторских выступлений берут свое начало от традиций Древней Греции, где риторика складывалась и развивалась прежде всего как ораторское искусство.
  3. Публичная речь отличается своей особой, нередко приподнятой эмоциональностью, подъемом, пафосом. Аристотель писал, что слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, даже если он не говорит ничего основательного.

В зависимости от места произнесения выделяют следующие роды публичных речей:

      1. Совещательные

       - на собраниях

       - на совещаниях

       - на форумах и т.д.

 Задача: убеждать, т.е. «склонять» к чему-либо или «отклонять» слушателей от правомерности (неправомерности) выдвигаемых положений или решений.

Содержание: польза и вред (война и мир, защита страны, финансы, ввоз и вывоз, законодательство)

      2. Торжественные.

Хвалебные, похвальные (эпидейктические, по терминологии древних риторов)

        - на торжествах

        - на юбилеях

Задача: хвалить что-то или кого-то:

       -  вызывать добрые возвышенные чувства

       -  создавать хороший эмоциональный настрой

Содержание: прекрасное

     3. Судебные

Обвинительные, защитительные и т.д.

       - в суде

Задача: защищать, оправдывать, обвинять кого-то.

Содержание: справедливое и несправедливое

   &2.     Принципы выбора и расположение материала.

       Рассмотрим способы организации содержания публичной речи и основные ее структурные части в связи с назначением каждой из них.

       Общие принципы выбора и расположения материала:

  1. Продолжительность речи. В многовековой риторической практике установлено, что трудно удерживать внимание слушателей дольше, чем на три четверти часа, даже при использовании специальных риторических средств. Называют еще одну временную единицу – 5-10 минут – естественный период, в течение которого человек может слушать не отвлекаясь. Именно поэтому ровно 45 минут продолжается так называемый «академический час».
  2. Если ваше время ограничено по сравнению с обилием проблем, которые вы хотели бы рассмотреть, и если в вашу задачу не входит именно перечисление (как можно полное) этих проблем, то практически гораздо выгоднее не стараться втиснуть в выступление все многообразие вопросов, а выбрать один из них, но зато уж его проанализировать глубоко и всесторонне, а другие только назвать, связав с избранным
  3. Все части лучше подчинить одной конкретной цели. Конкретную цель речи оратор должен определить для себя с самого начала подготовки к выступлению.
  4. Структура речи ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Очевиден должен быть порядок частей, их отдельность и их взаимосвязанность.
  5. На каждой отдельной смысловой позиции в речи нужно «закрепиться» - обосновать ее и подчеркнуть ее важность.
  6. Публичное выступление может располагаться в соответствии с двумя основными способами рассуждения: дедуктивным и индуктвным. При дедуктивном принципе с самого начала дается сформулированный тезис, который затем и доказывается в ходе всей речи. Индуктивный путь обратный: от примеров, наблюдений, частных обоснований  - к общему выводу – тезису.

      Выбор ведущего принципа организации содержания отнюдь небезразличен для тактики речи и определяется речевой ситуацией. Образец дедуктивный, так называемый «аристотелевский», хорош при положительном отношении аудитории к оратору (или к его тезису). Если же аудитория настроена недоброжелательно, то тогда рекомендуют прибегать к индуктивному, «сократовскому», пути рассуждений. При информировании и спокойном рассуждении перед доброжелательной  аудиторией употребителен «аристотелевский» образец.

          &3.    Части речи, их функции и задачи оратора.

       При построении публичной речи по дедуктивному образцу в начале речи формулируется ее тезис, который затем на всем протяжении речи и доказывается. В соответствии с оправданной веками античной традицией речь состоит из четырех или пяти главных частей. Аристотелевский образец четырехчастен – предисловие, изложение, доказательство, заключение. Пятичленная речь (Квинтилиан, Цицерон) включает еще возражения, которые рассматриваются перед заключением.  

     Три важнейшие части речи – вступление, основная часть, заключение. Функции каждой из частей и задачи говорящего на каждом этапе:

  1. Вступление (введение, начало, или, по Сократу и Платону, «голова» речи).

Основные задачи оратора на этом этапе:

А) установить контакт со слушателями, вызвать их расположение и доверие

Б) привлечь их внимание к своей теме, заинтересовать аудиторию не только интеллектуально, но и эмоционально, показать, что предмет речи актуален для всех присутствующих и лично для каждого.

Относительный объем введения не может при этом быть большим – не более 1/8 всей речи. Все, что говорится, должно быть прямо связано с темой.

    Введение при подготовке речи надо обдумать в последнюю очередь, когда оратор уже хорошо представляет себе все свое выступление.

2. Основная часть (середина, «тело») речи не должна включать более пяти основных положений (иначе внимание слушателей и память самого оратора не  смогут выдержать).

    Позиции речи должны быть связаны логически и вытекать одна из другой.

     Должны быть соблюдены общие принципы доказательности речи и способы доказательства: обосновывая свое мнение, рассмотрите возможные возражения сами, не дожидаясь, пока вам их выскажут – сравнивайте вашу точку зрения с другими, покажите, чем именно она выгодно отличается от других; тактика расположения доказательств определяется ситуацией речи.

3.  Заключение  (или, по Сократу, «ноги» речи).

Цель этой последней части речи – «генеральный штурм» аудитории.

Задачи:

  1. Дать возможность слушателям припомнить, о чем и что вы говорили (поэтому здесь нужно повторить самое главное, причем с усилением).
  2.  «Закруглить речь, активизировать аудиторию. В подавляющем большинстве случаев уместно не просто оборвать речь, а закончить чем-то вроде призыва к слушателям, конечно, не всегда прямым. Косвенный итог выступления можно подвести, воспользовавшись цитатой или образом, отражающим главную идею всего, что было сказано. Заключение должно заканчиваться бодро, внушать слушателям надежду и оптимизм, даже если речь посвящена трудным вопросам.

                &4.   Основные виды публичных речей.

      В зависимости от целей произнесения выделяют следующие виды публичных речей:

     Эпидейктическая речь – это так называемая «речь на случай», речь торжественная, произносимая в речевых ситуациях особого рода: на юбилеях, других торжественных актах, на съездах партии или просто на вечеринках, - тогда, когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников, - или просто приятно провести время вместе, среди друзей.

         Поэтому главная функция и общая цель эпидейктической речи – воодушевление и сплочение аудитории. Ее задача – хвала всему тому, что делает данную общность коллективом или хула всему тому, что противостоит интересам данной общности или ценностям, принятым ею.

    Разновидности эпидейктической речи:

  1. Похвала лицу по особому случаю. Нередко похвала выполняется как похвала деяниям (делам) этого лица. В античности эта разновидность называлась «энкомий».
  2. Похвала деятельности всего коллектива как целого, его достижениям, чаще всего с выражением надежды на дальнейшие успехи.
  3. Похвала явлению (обычно науке, области знания или другому общему делу, которое связывает, объединяет собравшихся «по случаю» людей). Цель этой речи: воодушевить аудиторию для дальнейшей деятельности, заинтересовать предметом речи.
  4. Хула (осуждение, порицание) «противостоящей» общности людей, или ее представителя, или ее ценностей. Нередко похвала «своим» в одной речи сочетается с хулой «чужим».

       Итак, эпидейктическая речь – это прежде всего призыв к чувствам, апелляция к эмоциональной сфере слушателя. Она должна затрагивать глубоко личные струны человеческой души. путь к ним лежит через обращение к вечным ценностям: к этическим законам и нормам, к добру и злу, к памятным событиям истории народа, к основам его веры, его традиций. Это и есть подлинные темы эпидейктической речи.

  1. Аргументирующая речь. И убеждающая, и агитирующая речь имеет много общего, так что их можно объединить под общим названием «аргументирующая» речь.

     Общая цель оратора в аргументирующей публичной речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказав ей свою правоту.

  1. Информирующая речь – речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование  аудитории.

      Принципы информирующей речи:

  1. Сделать речь интересной для слушателя.
  2. Сделать передачу информации как можно более эффективной (полной и структурированной – расчлененной в смысловом отношении, систематизированной).
  3.  речь должна быть ясной.

&5. Основные  признаки  публицистического стиля  –           стиля публичной речи.

      Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т.д., который определяется содержанием текстов и основными целями – воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщить информацию и т.п.

      Жанры: передовая статья, очерк, интервью, памфлет, хроника, фельетон, репортаж, устное публицистическое выступление, заметка, рецензия, аннотация, дискуссия, диспут.

      Основные стилевые черты:

- лаконичность изложения при информативной насыщенности

- доходчивость изложения

- эмоциональность, обобщенность, а часто непринужденность высказывания

      Характерные особенности публицистического стиля:

- общественно-политическая лексика и фразеология

- использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость

- употребление коротких предложений – рубленая проза.

- эллиптические предложения (безглагольные фразы)

- совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей

- использование изобразительно-выразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, инверсия и т.д.).

        Для лексики публицистического стиля речи характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

        К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

     Устная публицистическая речь должна быть грамотной. Недопустимо нарушение литературных норм произношения, ударения.

      Таким образом, публичная речь – это речь, рассчитанная на публику, в которой ставятся и раскрываются вопросы, имеющие гражданское звучание, социальную значимость.

      Главная задача публичной речи – общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

Поэтому публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлеченности тем, что говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.

      Важно для успешного выступления знать особенности публичной речи, ее структурные части, принципы выбора и расположения материала. Этапы речи – вступление, основная часть, заключение – имеют свои определенные функции, в зависимости от которых меняются задачи говорящего.

     Публичная речь в зависимости от места и целей произнесения имеет следующие роды:

          -  совещательные,

          - торжественные,

          -  судебные;

и виды:

           - эпидейктические,

           -аргументирующие

           -информирующие.

     Знание родов и видов публичной речи избавит говорящего от досадных ошибок.

     Для  публицистического стиля – стиля публичной речи – характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и средства популяризации в публичной речи педагога

В данной статье содержится материал, посвященный способам организации и изложения информации в публичной речи педагога, использование ...

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

Развити речи. Публичное выступление.

Публичное  выступление  Урок  развития  речи  в  8  классе  по  русскому  языку.  Удобно  работать  на  интерактивной  до...

Конспект и презентация по русскому языку на тему: «Публичная речь в защиту полярных медведей», 9 класс

Паспорт урока Учитель: Козачанская Алевтина АндреевнаШкола: МБОУ СОШ №4 г.СальскаПредмет: русский языкКласс:9 «А»Тема урока: «Публичная речь в защиту полярных медведей»Тип урок...

TED Talks - эффективный инструмент для улучшения навыков публичной речи у подростков.

Что такое TED talks, с чем его едят и как подготовить выступление....

Основные проблемы и недостатки современной публичной речи ( на примере литературной гостиной)

О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями. О любви написано мало. Мало, потому что чувство это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано...