Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов
рабочая программа по русскому языку по теме

Осипова Мария Юрьевна

Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка в    5-9 классах .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5-9_klassy.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка в    5-9 классах с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор контрольных диктантов, изложений, сочинений, выполняемых учащимися.

        Рабочая программа по русскому языку  включает следующие разделы:

  1. пояснительную записку;
  2. основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
  3. учебно-тематический план;
  4. требования к уровню подготовки обучающихся;
  5. литературу и средства обучения;
  6. календарно-тематический план

Цели и задачи преподавания русского языка:

        Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

        Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

        Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

        Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

        Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются:

  1. воспитание учащихся средствами данного предмета;
  2. развитие логического мышления школьников;
  3. обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  4. формирование общепринятых умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Примерная программа основного общего образования;

- Обязательный минимум содержания основного общего образования;

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2011-2012 учебный год;

- Приказ УО и науки Тамбовской области от 05.06.2009 г. №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».

-Приказ ОО администрации Ржаксинского района от 18.09.2009 №62 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»

-Приказ МОУ Ржаксинской СОШ №2 от__________№____ «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ Ржаксинской СОШ №2 Ржаксинского района Тамбовской области»

Место и роль предмета в учебном плане.

Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Согласно учебному плану школы изучение русского языка в 5 классе предусматривается в объеме 204 часа, 6 часов в неделю, в том числе:

- 9 контрольных диктантов;

- 9 изложения;

- 9 сочинений.

Изучение русского языка в 6 классе предусматривается в объеме 204 часов, 6 часов в неделю, в том числе:

- 14 контрольных диктантов;

- 4 изложения;

- 8 сочинений.

Изучение русского языка в 7 классе предусматривается в объеме 136 часов, 4 часa в неделю, в том числе:

- 9 контрольных диктантов;

- 2 изложения;

- 5 сочинений.

Изучение русского языка в 8 классе предусматривается в объеме 136 часов,4 часа в неделю, в том числе:

- 9 контрольных диктантов;

- 3 изложения;

- 4 сочинения.

Изучение русского языка в 9 классе предусматривается в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, в том числе:

- 6 контрольных диктантов;

- 3 изложения;

- 2 сочинения.

Формы организации образовательного процесса:

- уроки изучения новой темы;

- уроки-закрепления;

- уроки-обобщения;

- уроки проверки и оценки знаний;

- уроки-практикумы;

- уроки развития речи.

Формы промежуточной аттестации:

-самостоятельные и проверочные работы;

-контрольные диктанты, изложения, сочинения;

-устные ответы на уроках;

-тестовые задания.

Формы итоговой аттестации:

-итоговый контрольный диктант;

-тестовые задания.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки, задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Программа соответствует учебникам:

-Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009г.

-Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений. Ладыженская Т.А. Баранов М.Т. Тростенцова Л.А., М.: Просвещение, 2009  год.

- Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009г.

-Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков – М.: Просвещение, 2009г.

-Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др. М.: Просвещение, 2007 год.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Русский язык  5 класс  (204 часа, 6 часов в неделю)

1. Язык – важнейшее средство общения.

Требования к уровню подготовки:

Знать/понимать:разделы учебника «Русский язык»; значение языка как средства общения.

Уметь: разграничивать язык и его единицы.

Применять: в повседневной жизни.

2. Повторение пройденного в 1-4 классах.

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения  1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Текст. Тема текста. Стили.

Требования к уровню подготовки:

Знать/понимать: морфема – значимая часть слова, что такое орфограмма, виды орфограмм, части речи.

Уметь: находить морфемы в слове, определять виды орфограмм.

Применять:  навык правильного употребления на письме разделительного ъ и ь.

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи .

 Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.         Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные  диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Требования к уровню подготовки:

Знать/понимать: что изучает фонетика, орфоэпия, графика и орфография.

Уметь: интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

Применять: правила постановки знаков препинания

4. Лексика. Культура речи.

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Требования к уровню подготовки:

Знать/понимать: слово как единицу языка, слово и его лексическое значение, прямое и переносное значение, омонимы, синонимы, антонимы.

Уметь: пользоваться словарями.

Применять: правило правописания гласных и согласных в корне слова

5. Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов.
Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных
словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень,
суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор
слов. Морфемные словари.

Орфография  как  раздел  науки  о  языке.  Орфографическое

правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с
на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а
в корнях -лож        лаг-, -рос        раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы мим после ц.

 Требования к уровню подготовки:

Знать/понимать: морфемику как минимальную значимую часть слова, изменение и образование слов, орфографию как раздел науки о языке.

Уметь: употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Применять: усвоенные знания на письме.

6. Морфология. Орфография. Культура речи.

Самостоятельные и служебные части речи. Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи. Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая
роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Требования к уровню подготовки:

Знать/понимать: имя существительное как часть речи, его синтаксическую роль    в предложении.

Уметь:

  1. согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
  2. правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д.).
  3. использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

Применять: усвоенные знания на письме.

7. Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на   конце   кратких   прилагательных   с   основой   на   шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам. Описание животного. Структура текста данного жанра.
Стилистические разновидности этого жанра.

Требования к уровню подготовки:

Знать/понимать: роль прилагательного в тексте, его морфологические признаки, синтаксическую функцию в предложении.

Уметь:Правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно), пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

Применять: изученные правила на практике.

8. Глагол как часть речи.

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в
предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов  -бер-        бир-,   -дер-дир-,  -мер-мир-,  -пер-пир-,

-тер-тир-,  -стел-стил-.   Правописание   не  с   глаголами. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Не
выдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки {начать, понять; начал, понял; нача
ла, поняла; повторит, облегчит и др.).

Требования к уровню подготовки:

Знать/понимать: морфологические признаки глагола, правила написания глаголов

Уметь: Согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже, использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.        

Применять: изученные правила на практике.

9. Повторение и систематизация пройденного вV классе.

Требования к уровню подготовки:

Знать/понимать: определения основных языковых явлений; орфографические и пунктуационные правила.

Уметь: находить в словах изученные орфограммы, правильно писать их.

Применять: изученные правила на практике.

Русский язык 6 класс (204 часа , 6 часов в неделю)

1.Русский язык — один из развитых языков мира. Повторение изученного в v классе.

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое и сложное предложение. Запятые в сложном предложении

Текст. Официально-деловой стиль речи.  

Требования к уровню подготовки:

Знать: сведения о языке, полученные в 5 классе,  орфограммы, изученные в 5 классе.

Уметь: показывать особенности развития языка, делать различные виды разборов.

Применять: орфограммы и различные виды разборов на практике.

2. Лексика и фразеология.

Повторение изученного по лексике в V классе. Словари        

Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы

Эмоционально окрашенные слова. Устаревшие и новые слова. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы.

Требования к уровню подготовки:

Знать: основные понятия разделов «Лексика» и «Фразеология».

Уметь: пользоваться различными видами словарей, употреблять слова в соответствии со сферой их применения.

Применять: употребление различных пластов слов для развития речевой культуры, бережного и осознанного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

3. Словообразование и орфография.

Повторение изученного в V классе. Развитие речи. Описание помещения.

Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов.      

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы о — а в корне -кос-------кас-. Буквы о — а в корне -гор-------гар. Буквы и и ы после приставок      

Гласные в приставках пре- и при-.  Соединительные о и е в сложных словах

Сложносокращенные слова. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова .

 Требования к уровню подготовки:

 Знать: виды морфем, что морфема – минимальная значимая единица языка, основные способы образования слов, правила написания букв в корнях и приставках.

Уметь: определять способ образования слов.

Применять: правила правописания, проводить различные виды разбора.

4. Морфология и орфография.

Имя существительное. Повторение изученного в V классе. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными

Буквы ч и щ в суффиксах существительных -чик и -щик      Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик        Гласные  о е  после  шипящих  в суффиксах существительных  Описание   помещения   по личным впечатлениям в сочинении повествовательного характера. Повторение изученного об имени существительном.   Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе        

Степени сравнения прилагательных. Разряды прилагательных. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного      

Не с именами прилагательными. Буквы о е после шипящих.  И ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.  Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Глагол. Повторение изученного в V классе      Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение.  Различение повелительного наклонения и формы будушего времени. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Правописание гласных в суффиксах глаголов   Систематизация и обобщение изученного о глаголе. Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные и собирательные числительные      Порядковые числительные. Морфологический разбор числительного        

Систематизация и обобщение изученного о числительном. Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения      

Возвратное местоимение себя. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Морфологический разбор местоимения

Требования к уровню подготовки:

Знать: грамматические признаки имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, их синтаксическую роль в предложении.

Уметь: определять морфологические признаки имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, правильно употреблять их.

Применять: способы действия для правильного написания имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.

   

5. Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

Требования к уровню подготовки:

Знать: основные правила и понятия за курс 5 и 6 классов.

Уметь:  использовать правила при письме, проводить различные виды разборов.

Применять: навыки грамотного письма и правильной речи.

Русский язык 7 класс (136 часов, 4 часа в неделю)

I. Русский язык как развивающееся явление.

Особенности развития русского языка.

Требования к уровню подготовки:

Знать: сведения о языке, полученные в 5-6 кл.

Уметь: показать особенности развития русского языка.

Применять: выступления по плану.

II. Повторение изученного в 5-6 классах.

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор. Текст. Стили литературного языка.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».

        

Требования к уровню подготовки:

Знать: понятия из основных разделов русского языка за курс 5-6 кл.

Уметь: делать синтаксический и пунктуационный разборы, фонетический и словообразовательный разборы, разбор слова по составу, морфологический разбор.

Применять: основные правила и понятия из изученных разделов.

III. Причастие.

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Действительные и страдательные причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Морфологический разбор причастия.

Публицистический стиль.

Описание внешности человека.

Изложение с использованием причастий.

Контрольный диктант по теме «Причастие».

Контрольный диктант по теме «Правописание причастий».

Выборочное изложение с использованием описания внешности.

Требования к уровню подготовки:

Знать6 грамматически признаки причастия, синтаксическую роль причастий, условия выбора окончаний в причастиях, понятие о причастном обороте, значение действительных и страдательных причастий, способы образования действительных и страдательных причастий; особенности публицистического стиля.

Уметь: выделять запятыми причастный оборот, когда нужно; видеть определяемое слово, причастие и его зависимые слова, правильно писать окончания причастий.

Применять: навыки правописания не с причастиями, правописания е и ё в суффиксах страдательных причастий, н и нн в суффиксах страдательных причастий и в отглагольных прилагательных; выборочный пересказ, описание внешности человека.

IV. Деепричастие.

        Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

Практическая работа «Выделение деепричастных оборотов на письме».

Сочинение – описание внешности человека.

Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

Требования к уровню подготовки:

 Знать: понятие о деепричастии, его грамматические особенности, место и роль деепричастных оборотов в предложении; правило правописания не с деепричастиями.

Уметь: находить в тексте и выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты, писать сочинения.

 Применять: навык правописания не с деепричастиями, морфологический разбор деепричастия.

V. Наречие.

        Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на  и -е. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на  и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в рачениях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Контрольный диктант по теме «Наречие».

Контрольный диктант по теме «Правописание наречий».

Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

Требования к уровню подготовки:

Знать: определение наречия, его значения, морфологические признаки и синтаксическую роль; роль наречий в тексте, образование сравнительной и превосходной степеней сравнения; порядок морфологического разбора наречий.

Уметь: находить наречия в тексте, определять их принадлежность к той или иной смысловой группе, различать сравнительную степень прилагательного и наречия; делать морфологический разбор наречия, выбирать правильное написание наречия.

Применять: навык правописания не с наречиями на -о и -е в сравнении с правописанием других наречий с не и других частей речи с не; умение правильно выбирать н и нн в наречиях и других частях речи; умение выбирать о или ё после шипящих на конце наречий.

VI. Категория состояния.

Категория состояния как часть речи. Категория состояния и другие части речи. Употребление слов категории состояния в художественной речи. Морфологический разбор категории состояния.

Требования к уровню подготовки:

Знать: особую группу слов, выражающих душевное и физическое состояние человека, их отличие от наречия.

Уметь: находить слова категории состояния в тексте, делать их морфологический разбор.

Применять: слова категории состояния в речи устной и письменной.

VII. Служебные части речи. Предлог.

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Употребление производных предлогов в речи. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Требования к уровню подготовки:

Знать: отличия служебных и самостоятельных частей речи; понятие о предлоге, его функциях, многозначные и однозначные предлоги, производные и однозначные предлоги.

Уметь: находить предлоги в тексте, различать предлоги и самостоятельные синонимичные части речи; делать морфологический разбор предлогов; уметь правильно писать предлоги с различными частями речи.

Применять: навыки правописания предлогов.

VIII. Союз.

        Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Сочинение-рассуждение.

Контрольный диктант.

Требования к уровню подготовки:

Знать: понятие о союзе, его роли в предложении, группы сочинительных и подчинительных союзов, порядок морфологического разбора союзов, правописание союзов тоже, также, чтобы, зато.

Уметь: определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах, правильно выполнять морфологический разбор союзов, различать союзы, местоимения и наречия с частицей же.

Применять: практические навыки по темам «Предлог» и «Союз».

IX. Частица (22 ч.)

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и  приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни.

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Сочинение-рассказ по данному сюжету.

Контрольный диктант по теме «Частица».

Требования к уровню подготовки:

Знать: понятие о частице, особенности частицы как служебной части речи, разряды частиц, порядок морфологического разбора частицы, случаи употребления отрицательных частиц не и ни.

Уметь: отличать частицы от других частей речи, находить частицы в предложениях, определять их значение, употреблять частицы в устной и письменной речи, делать морфологический разбор частицы.

 Применять: знания и умения. Полученные при изучении темы «Частица».

X. Междометие.

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Производные междометия. Междометия и другие части речи.

Междометия в художественной речи.

Сочинение – повествование.

Требования к уровню подготовки:

Знать: понятие о междометии, отличие звукоподражательных слов от междометий.

Уметь: ставить знаки препинания при междометиях, находить междометия в тексте.

Применять: правило дефисного написания междометий.

XI. Повторение.

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология, Орфография. Синтаксис и пунктуация.

Контрольный диктант (итоговый).

Требования к уровню подготовки:

Знать: основные понятия по повторяемым разделам.

Уметь: ориентироваться в изученном материале, выбирать нужные орфографические и пунктуационные правила.

Применять: изученные орфографические и пунктуационные навыки на практике.

Русский язык 8 класс (136 часов, 4 часа в неделю)

I. Функции русского языка в современном мире.

Особенности развития русского языка.

Требования к уровню подготовки:

Знат: функции русского языка в современном мире.

Уметь: показать совершенствование и развития русского языка как отражение изменений в жизни.

Применять: выступления по плану.

II. Повторение пройденного.

Фонетика и графика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи.

Контрольный диктант.

Требования к уровню подготовки:

Знать: основные правила и понятия по данным разделам.

Уметь: ориентироваться в учебнике, делать различные виды разборов.

Применять: основные правила и понятия данных разделов.

III. Словосочетание.

Словосочетание. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Выработка умения правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.

Требования к уровню подготовки:

Знать: понятие словосочетания, типы словосочетаний и способы связи в словосочетаниях.

Уметь: делать синтаксический разбор словосочетаний.

Применять:умения и навыки, полученные при изучении раздела.

IV. Простое предложение.

Строение и грамматическое значение предложения. Простое предложение. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Обобщение по теме «Простое предложение».

Изложение с элементами сочинения.

Требования к уровню подготовки:

Знать: отличие предложения от словосочетания.        

Уметь:определять строение и грамматическое значение предложения, особенности грамматической связи подлежащего и сказуемого.

Применять: синтаксический разбор простого предложения.

V. Главные члены предложения.

Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

Требования к уровню подготовки:

Знать: определения главных членов предложения.        

Уметь: находить главные члены в предложении.

Применять: синтаксический разбор простого предложения.

VI. Составные сказуемые.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Обобщение по теме «Составные сказуемые».        

Контрольный диктант.

Требования к уровню подготовки:

Знать: понятие о составном глагольном сказуемом, о его лексическом и грамматическом значении, о составном именном сказуемом.

Уметь: находить в предложении простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое.

Применять: правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.

VII. Второстепенные члены предложения.

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложения как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения».

Контрольный диктант.

Требования к уровню подготовки:

Знать: определения дополнения, приложения, обстоятельства.

Уметь: находить второстепенные члены в предложении, определять способы их выражения.

Применять: знания о второстепенных членах предложения при анализе предложений.

VIII. Простые односоставные предложения.

Основные группы односоставных предложений. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Безличные предложения. Назывные предложения. Обобщение по теме «Односоставные предложения».

Изложение.

Контрольный диктант.

Требования к уровню подготовки:

Знать: понятие об определенно-личных, неопределенно-личных, безличных, назывных предложениях.

Уметь: видеть основные группы односоставных предложений в тексте, различать односоставные и двусоставные предложения.

Применять: односоставные предложения в речи устной и письменной.

IX. Неполные предложения.

Неполные предложения.        

Требования к уровню подготовки:

Знать: понятие о неполных предложениях.

Уметь: отличать неполные предложения от односоставных.

Применять: полный синтаксический разбор простого предложения и умение определения вида сказуемого.

X. Однородные члены предложения.

Понятие об однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Запятая при однородных членах при отсутствии союза. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова и знаки препинания. Обобщение по теме «Однородные члены предложения».

Сочинение.

Контрольный диктант.

Требования к уровню подготовки:

Знать: понятие однородных членов предложения, понятие об однородных и неоднородных определениях.

Уметь: находить однородные члены в предложении, ставить необходимые знаки препинания; узнавать обобщающие слова в тексте, выделять их.

 Применять: навыки пунктуации при однородных членах и обобщающих словах.

XI. Обобщения, вводные слова и междометия.

Обращение и знаки препинания при нем. Понятие о вводных словах, их группы по значению. Вводные слова в предложении. Выделение вводных слов запятыми. Роль вводных слов в построении текста. Вводные предложения. Междометия и слова-предложения да и нет. Обобщение по теме «Вводные слова и предложения». Обобщение по теме «Обращения, вводные слова и междометия».

Изложение.

Контрольный диктант.

Требования к уровню подготовки:

Знать: понятие о вводных словах и вводных предложениях, об их функции в речи, о синтаксической роли слов - предложений да и нет.

Уметь: видеть вводные слова и предложения в тексте, выделять их знаками препинания на письме.

Применять: пунктуационный навык по данной теме; умение использовать вводные слова и предложения в речи.

XII. Обособленные члены предложения.

Понятие об обособленных членах предложения. Обособление определений и приложений. Обособление определений и приложений с добавочным обстоятельственным значением. Обособление одиночных согласованных приложений и приложений с союзом как. Обобщение по теме «Обособленные  определения и приложения».

Обособленные обстоятельства, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Обобщение по теме «Обособленные  члены предложения».

Сочинение.

Контрольный диктант.

Требования к уровню подготовки:

Знать: понятие об обособлении, условия обособления определений и приложений, обстоятельств и уточняющих членов предложения.

Уметь: видеть в тексте, осложненном другими конструкциями, предложения с обособленными членами, выделять их знаками препинания.

Применять: синтаксический разбор предложения, осложненного обособленными членами, пунктуационный навык.

XIII. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них.

Контрольный диктант.

Требования к уровню подготовки:

Знать: понятие о различных способах передачи чужой речи, понятие о прямой и косвенной речи, диалоге, цитатах.

Уметь: оформлять пунктуационно чужую речь и слова автора, заменять прямую речь косвенной и наоборот.

Применять:способы передачи чужой речи.

IV. Повторение пройденного.

Словосочетание. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Знаки препинания в простом предложении.

Сочинение.

Контрольный диктант.

Требования к уровню подготовки:

Знать: понятия и определения, изученные по всем разделам.

Уметь: ориентироваться в изученном материале, свободно выбирать орфографические и пунктуационные правила для грамотного письма.

Применять: полученные умения и навыки в речи устной и письменной.

Основное содержание 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

1.Международное значение русского языка.

В результате изучения темы ученик должен:

Знать/понимать: понятие «мировые языки».

Уметь: видеть роль русского языка среди народов мира.

Применять: в обыденной жизни.

2.Повторение пройденного в 5-8 кл.

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

В результате изучения темы ученик должен:

Знать/понимать: находить в словах изученные орфограммы, в предложении смысловые отрезки.

Уметь: производить синтаксический разбор словосочетаний, предложений.

Применять: на практике.

3.Сложносочиненные предложения.

Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложенные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания:

В результате изучения темы ученик должен:

Знать/понимать: смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Уметь: интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения, расставлять знаки препинания.

Применять: при письме.

4.Сложноподчиненные предложения.

        Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как
средство связи придаточного с главным. Указательные слова в
главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль. Деловые документы (автобиография, заявление).

В результате изучения темы ученик должен:

Знать/понимать: главное и придаточное предложение; основные виды придаточных предложений.

Уметь: использовать в речи сложные предложения и простые с обоснованными второстепенными членами как синтаксические синонимы.        

Применять: при письме

5.Бессоюзные сложные предложения.

        Бессоюзное сложное предложение и его особенности.
Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

В результате изучения темы ученик должен:

Знать/понимать: смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях.

Уметь: передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между членами бессоюзного сложного предложения, пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Применять: при письме

6.Сложные предложения с различными видами связи.

        Различные виды сложных предложений с союзной и бес
союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

В результате изучения темы ученик должен:

Знать/понимать: различные виды сложных предложений с союзной   бессоюзной связью; знаки препинания в них.

Уметь: правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

Применять: при письме.

7.Общие сведения о языке.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык. РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

В результате изучения темы ученик должен:

Знать/понимать: понятие «язык», его роль в жизни общества, место русского языка среди языков мира.

Уметь: определять стили русского литературного языка.

Применять: на практике, в жизни.

Учебно - тематический план

5 класс (204 часа)

Раздел

Время, отведённое на изучение раздела

Из них время, отведённое на проведение контрольных мероприятий

Язык и общение.

4

-

Повторение изученного в начальных классах.

24

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

53

5

Лексика. Культура речи.

10

2

Морфемика. Орфография. Культура речи.

26

4

Морфология. Орфография. Культура речи.

22

2

Имя прилагательное

15

3

Глагол как часть речи

38

3

Повторение и систематизация изученного.

8

2

РЕЗЕРВ

4

6 класс (204 часа)

Раздел

Время, отведённое на изучение раздела

Из них время, отведённое на проведение контрольных мероприятий

Русский язык — один из развитых языков мира

1

-

Повторение изученного в v классе

13

1

Лексика и фразеология

14

1

Словообразование и орфография

30

5

 Морфология и орфография

126

18

 Повторение и систематизация изученного в 6классе  

16

1

Резерв

4

7 класс (136часов)

Раздел

Время, отведенное на изучение раздела

Из них время, отведенное на проведение контрольных мероприятий

Русский язык, как развивающееся явление

1

-

Повторение изученного в 5-6 классах

12

1

Причастие

27

5

Деепричастие

11

3

Наречие

19

3

Категория состояния

2

-

Предлог

10

-

Союз

15

3

Частица

16

3

Междометие

6

2

Повторение

11

1

Резерв

6

-

8 класс (136 часов)

Раздел

Время, отведенное на изучение раздела

Из них время, отведенное на проведение контрольных мероприятий

Функции русского языка в современном мире

1

-

Повторение пройденного

9

1

Словосочетание

4

-

Простое предложение

3

1

Главные члены предложения

1

-

Составные сказуемые

13

1

Второстепенные члены предложения

13

1

Простые односоставные предложения

16

1

Неполные предложения

2

-

Однородные члены предложения

16

3

Обращения, вводные слова и междометия

12

3

Обособленные члены предложения

18

3

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

9

1

Повторение пройденного

11

3

Резерв

8

-

9 класс (68 часов)

Раздел

Время, отведённое на изучение раздела

Из них время, отведённое на проведение контрольных мероприятий

Международное значение русского языка.

1

-

Повторение изученного в 5-8 классах.

7

1

Сложносочинённые предложения

10

2

Сложноподчинённые предложения

25

5

Бессоюзные сложные предложения.

11

2

Сложные предложения с различными видами связи.

3

-

Повторение.

7

1

Резерв

4

-

Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны

знать/понимать:

изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

        К концу IX класса учащиеся должны

овладеть следующими умениями    и    навыками:

  1. производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
  2. составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
  1. определять стиль и тип текста;

—        соблюдать   все   основные   нормы   литературного   языка.
По   пунктуации.   Находить  в   предложениях   смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V—IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор; правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические  ошибки,  производить орфографический  разбор  слов.

Правильно писать изученные в V—IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

применять:

  1. языковые средства в текстах разного содержания.
  2. известные лексические и грамматические средства в устной и письменной речи.
  3. для совершенствования содержания и языкового оформления своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
  4. орфографические, орфоэпические, морфемные и толковые словари.

Список используемой литературы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования.
  3. Русский язык. 9 класс. С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др.- М.: Просвещение, 2009г.
  4. Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2008.
  5. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2009.

6. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. Панов Б.Т.. Текучев А.В.  – М.: Просвещение, 1991 г.

7.Русский язык. Учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Савко И.Э. – Минск: «Литература», 1997 г.

8. Орфографический словарь. Ушаков Д.Н.. Крючков С.Е. – М.: Просвещение. 1991 г.

9. Русский язык в школе. Научно-методический журнал.

10. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.  – М.: Просвещение, 2009.

11. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. . Егорова Н.В.  – М.: Вако, 2008.

12.Школьный толковый словарь русского языка. Лапатухин М.С., Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова.  – М.: Просвещении, 1991 г.

13. Русский язык: учебник  для 5 кл. общеобразовательных учреждений. . Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 2009.

14.Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. Егорова Н.В.  – М.: Вако, 2009.

15.Русский язык . 6 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,Тростенцова Л.А.- М. :Просвещение, 2009  г.

16. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2008.

17.Русский язык:учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений С.Г.Бархударов,С.Е.Крючков. – М.: Просвещение, 2009.

18. Русский язык: поурочные планы 8 кл. Сиденко Н.В. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.

Утверждена                                                                           Рассмотрена и

приказ по МОУ  РСОШ  №2                                               рекомендована к утверждению МС

от____________  №______                                                  от_________  № ___________

директор школы

Т.В. Рязанова

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2

Ржаксинского района  Тамбовской области  

Рабочая программа

по русскому языку для 5-9 классов

(базовый уровень)

срок реализации 5 лет

Ржакса 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой

Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения

состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения

содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...