"Путешествие в страну русского алфавита"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок - знакомство с с русским алфавитом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_russkogo_alfavita.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе .
Тема: «Путешествие в страну русского алфавита».
Обучающая цель урока: углубить знания учащихся о русском алфавите.
Развивающая и познавательная цели урока: воспитывать уважение к языку как наследию, которое досталось нам от наших предков; развивать познавательный интерес кучащихся к русскому языку.
Задачи: познакомить учащихся с историей русского алфавита; показать изменения, произошедшие в нем с момента появления до наших дней; дать возможность сравнить образцы современного письма с древнерусским текстом.
Оборудование:
- Графическое изображение русского алфавита и кириллицы.
- Портреты реформаторов русского языка: Петра Первого, М.В. Ломоносова,
Н.М.Карамзина.
- Портреты создателей русской азбуки Кирилла и Мефодия.
- Изображение иероглифов.
- Иллюстрации к «Песне о вещем Олеге» А.С.Пушкина.
- «Толковый словарь русского языка» С.И Ожегова.
Ход урока.
Слово учителя: Сегодня я пришла к вам на урок русского языка, чтобы пригласить вас в увлекательное путешествие в необычную страну, которую невозможно найти ни на одной географической карте. А называется эта страна «Русский алфавит». Во время путешествия мы узнаем много нового и интересного.
Начнем наше путешествие.
- Кто из вас, ребята, знает, что такое алфавит?
(Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке, при котором за каждой буквой закреплено свое место).
Посмотрите, пожалуйста, в карточку, которая лежит перед вами. В предложении под цифрой один дано определение алфавита. По-моему, здесь не хватает одного знака препинания. Скажите, какого и почему?
(Работа в карточке).
- Алфавит есть в каждом языке. А знаете ли вы, когда появился самый первый в мире алфавит? Об этом мы можем узнать из текста №1 в ваших карточках.
(Учащийся читает текст).
«Около 3 тыс. лет назад на восточном побережье Средиземного моря жили финикийцы. Главным занятием этого народа была торговля. Финикийцы продавали рыбу, пряности и украшения. Требовалось вести быстрые записи. Финикийцы использовали для этого иероглифы, своеобразные рисунки, под каждым из которых скрывалось целое слово или даже фраза. Иероглифов насчитывалось около 750, и их количество постоянно увеличивалось. Такое письмо было очень трудным, и выучить его торговцу из другой страны было практически невозможно, поэтому финикийцы придумали такую систему письма, которой можно было легко овладеть. Эту систему знаков назвали алфавит ».
(Е.В.Саплина. А.И.Саплин. «Введение в историю»).
Учащиеся рассматривают изображение иероглифов
- Знаете ли вы ребята, почему алфавит так называется? Откуда пришло это название?
(Это название происходит от греческих букв «альфа» и «вита».)
- Сколько букв в русском алфавите?
(В русском алфавите 33 буквы).
Слово учителя: Вот послушайте, что написал о них в своем стихотворении Борис Заходер.
Я буду читать, а вы мне помогайте.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,-
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н,О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха.-
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я-
Вот и все они, друзья.
Слово учителя: Посмотрим, хорошо ли вы знаете алфавит. У некоторых из вас есть карточки, на которых напечатаны слова. Пожалуйста, возьмите их и выйдите к доске. Ваша задача - построиться так, чтобы эти слова расположить по алфавиту.
Арбуз, берёза, вечер, гнездо, дорога, заяц, лопата, машина.
Слово учителя: Первый алфавит придумали финикийцы в 10 веке до новой эры. А когда же появился русский алфавит? Кому мы обязаны его появлением?
(Ответы учащихся).
Алфавит, которым мы с вами сейчас пользуемся, был создан братьями Кириллом и Мефодием в 9 веке до новой эры в 988 году. Они родились в Византии в семье военачальника. Кирилл получил образование при дворе императора Михаила. Хорошо знал пять языков: славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский. Был императорским библиотекарем.
Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населенных славянских областей.
В 863 году братья были направлены в Моравию с целью проповеди христианства на славянском языке. Именно в это время Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел на славянский несколько богослужебных книг. Так славяне получили свой алфавит.
- Закрепим услышанное. Обратимся к заданию в карточке №2. Ваша задача - восстановить текст, дополнить предложения.
Братья Кирилл и Мефодий были направлены в Моравию с целью проповеди христианства на_______________языке. Они родились в______________________. Кирилл получил образование при дворе императора___________________. Он знал _____________языков. Был императорским ______________________________. Мефодий рано поступил на________________ службу. Он помогал брату _____________ богослужебные книги.
( Повторить правила: «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» (переводить), « Правописание имен собственных» ( Византии, Михаила). Обратить внимание учащихся на правописание слова «библиотекарь».)
Слово учителя: В основу русского алфавита бал положен греческий алфавит. Он получил название Кириллица.
- Кто объяснит, почему алфавиту дали именно такое название?
(Он был создан человеком по имени Кирилл).
Иногда алфавит называют глаголицей. Ученые утверждают, что и кириллица, и глаголица представляют собой одно и тоже, разница между ними лишь в форме букв.
Первоначально кириллица бала алфавитом общим для всех славянских народов. И русские, и украинцы, и чехи, и поляки, и болгары, и словаки и многие другие славянские народы говорили на одном языке - славянском.
Язык у всех славянских народов был общим. Назывался общеславянским или праславянским.
Слово учителя: Обратимся к слову «праславянский». Оно очень интересно по своему происхождению и значению. Запишите слово в карточку № 3. Сделайте его словообразовательный разбор, объясните, от какого слова и с помощью чего оно образовано.
(Один ученик выполняет работу у доски).
ПРАСЛАВЯНСКИЙ ---- СЛАВЯНСКИЙ.
Слово образовано с помощью приставки пра. Она очень редко встречается в русском языке. Что же она означает? Об этом нам расскажет карточка №4.
ПРА-…,приставка. Образует прилагательные и существительные со значением древности родственных связей и отношений. Например, пращур, прадед.
Продолжите ряд: (прабабушка, правнук, правнучка, праотец, прародители)
(Учащиеся или учитель объясняют значение слов «прародители» и «пращур»).
Слово учителя: Первоначально в русском алфавите было 43 буквы. Каждая буква имела название.
- С какой буквы начинался алфавит?
(азъ)
- Какая буква была следующей?
(буки)
- Что получится, если первые две буквы сложить вместе?
(азъ + буки =азбуки)
- Как по-другому можно назвать алфавит? Почему?
(азбука, это название складывалось из её первых двух букв).
- Какая буква стояла последней в русском алфавите?
- Проведем исследовательскую работу.
В азбуке было несколько разных букв, обозначающих при чтении одни и те же звуки.
Найдите их и запишите в таблицу №5.
И – иже, ижица, i .
О – он, омега, юс большой.
Ф – ферт, фита.
- Как вы считаете, легко ли было писать в те времена ?
( Нет, п.ч. нужно было знать, где и какая буква пишется).
Слово учителя: Самой «коварной» считалась буква ять, п.ч. употреблялась в некоторых словах, которые нужно было знать наизусть.
- Продолжим исследовательскую работу.
Азбука постоянно менялась. Первую реформу провел Петр Первый, много для русского языка сделали М.В.Ломоносов и Н.М.Карамзин. Современный вид алфавит приобрел после реформы 1917-1918 года. Некоторые буквы утратили свое название, сохранив при этом свое начертание, например, азъ,буки…Некоторые буквы вообще исчезли из алфавита.
- Внимательно рассмотрите алфавит, назовите эти буквы. ( (ижица, юсы, пси, кси, ять, омега, зело, фита)
- Какие буквы появились в современном алфавите?
( Э, Ё, Я, Й)
Слово учителя: Старая азбука давно уже не существует, а меткие выражения, возникшие на её основе, живут в нашем языке до сих пор. Вот, например, пословица: «Сначала аз да буки, а потом все науки».
Обратимся к карточке №6. Объясните, что означают данные выражения.
Дать добро - разрешить
Начать с азов – начать сначала
От аза до ижицы – от начала до конца
Подберите к последнему выражению подобные словосочетания из современного русского языка.
(От А до я, от корки до корки).
- Сейчас предлагаю вам выступить в роли переводчиков. Перед вами древняя летопись, которая повествует о князе Олеге и его коне.
( карточка №7)
И живяше Олегъ миръ имья ко всем странамъ, княжа в Киевь. И приспь осень, и помяну Олег конь свой, иже бь поставилъ кормити и не вседати на нь.
( И жил Олег в мире со всеми странами, был князем в Киеве. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, т.к. поставил его кормить и не седлать его.)
Слово учителя: Знаете ли вы, что буквы первоначально помимо звуков обозначали ещё и цифры. Рассмотрите табличку в карточке №8.
Некоторые буквы имели числовые значения. Чтобы цифру не путали с буквой, над ней ставили знак титла.
- Давайте посчитаем вместе.
единицы |
число | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
обозначение |
десятки |
число | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 70 | 80 | 90 |
обозначение | О | П | Ч |
- Посчитаем вместе.
Слово учителя: Вернемся к современному алфавиту. После всех реформ в нем осталось 33 буквы.
- Сколько согласных букв в русском языке?
(21 буква)
- Сколько гласных букв в русском языке?
(10 букв)
- Как вы считаете, чем буквы Ъ и Ь отличаются от всех остальных? (они не обозначают звука).
Слово учителя: А знаете ли вы, что до 1917 года буква Ъ выполняла своё прямое назначение: обозначала твердость согласных на конце существительных мужского рода.
ЛЕСЪ, СОНЪ, МАГАЗИНЪ.
Оказывается, что есть в русском алфавите согласные буквы, которые иногда не обозначают звука. Это Д, Т, Л, В. Ученые называют их «немыми».
Рассмотрим запись на доске:
СО…НЦЕ, ЧУ…СТВО, ПРАЗ…НИК, ОКРЕС…НОСТЬ.
- Почему в этих словах появились немые согласные? Как их проверить?
(Один ученик работает у доски, остальные – в карточке №9.)
Слово учителя: У меня в руках два словаря. Орфографический и толковый.
- Скажите, пожалуйста, какое отношение они имеют к алфавиту?
( Слова в словаре расположены по алфавиту)
Подведение итогов урока: Сегодня на уроке мы повторили алфавит, узнали историю его создания, вы смогли проявить свою смекалку, показать знания, выступить в роли переводчиков и математиков.
Оценка деятельности учащихся.
Домашнее задание. Составьте в алфавитном порядке список растений, марок автомобилей, названий животных или птиц, стран мира. Один по выбору. Например: астра, барвинок, василек, дельфиниум …
Рабочая карточка ученика.
Карточка №1
Алфавит это буквы, расположенные в определенном порядке, при котором за каждой буквой закреплено свое место.
Текст №1.
«Около 3 тысяч лет назад на восточном побережье Средиземного моря жили финикийцы. Главным занятием этого народа была торговля. Финикийцы продавали рыбу, пряности и украшения. Требовалось вести быстрые записи. Финикийцы использовали для этого иероглифы, своеобразные рисунки, под каждым из которых скрывалось целое слово или даже фраза. Иероглифов насчитывалось около семисот пятидесяти, и их количество постоянно увеличивалось. Такое письмо было очень трудным, и выучить его торговцу из другой страны было практически невозможно, поэтому финикийцы придумали такую систему письма, которой можно было легко овладеть. Эту систему знаков назвали алфавит».
(Е.В.Саплина. А.И.Саплин. «Введение в историю»).
Карточка №2.
Братья Кирилл и Мефодий были направлены в Моравию с целью проповеди христианства на_______________языке. Они родились в______________________. Кирилл получил образование при дворе _________________________________________. Он знал _____________языков. Был императорским ______________________________. Мефодий рано поступил на________________ службу. Он помогал брату _____________ богослужебные книги.
Карточка №3.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №4
ПРА-…,приставка. Образует прилагательные и существительные со значением древности родственных связей и отношений. Например, пращур, прадед.
Продолжите ряд: Пращур, прадед,
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №5
И –иже ,ижица, i
О _______________________________________________________________________
Ф _______________________________________________________________________
Карточка №6.
Дать добро____________________________________________________________
Начать с азов____________________________________________________________
От аза до ижицы_________________________________________________________
Подберите к последнему выражению подобные словосочетания из современного русского языка.
_____________________________________________________________________________
Карточка №7.
Перевод летописи.
И живяше Олегъ миръ имья ко всем странамъ, княжа в Киевь. И приспь осень, и помяну Олег конь свой, иже бь поставилъ кормити и не вседати на нь.
Карточка №8
единицы
число 1 2 3 4 5 6 7 8 9
обозначение
десятки
число 10 20 30 40 50 70 80 90
обозначение О П Ч
Карточка №9.
Со…нце - ________________________________
Чу…ство- ________________________________
Праз…ник- _______________________________
Окрес…ность- ____________________________
Домашнее задание: Составьте алфавитный список по любой из предложенных тем.
Темы: «Растения», «Марки автомобилей», «Животные», «Птицы».
Например: Астра, барвинок, василек, …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"
Тема урока: Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса. Цели: -проверить знания детей по основным разде...
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИЙ ЯЗЫК НА БОРТУ КОРАБЛЯ «БРИГАНТИНА»
Данная методика основывается на игровой деятельности. Она предполагает, что на уроках русского языка учебнывй материал будет изучаться в форме путешествия на борту корабля "Бригантина"....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в Страну Русского Языка"
Данное внеклассное мероприятие по русскому языку предназначено для учащихся 7 класса. его можно провести в рамках Недели русского языка в школе....
Презентация по русскому языку 5 класс "Путешествие по стране Русский язык".
Данную презентацию можно использовать как на уроке русского языка, так и во внеклассной работе....
Разработка мероприятия по русскому языку «Путешествие в Страну Русского Языка».
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. Может быть использованно для проведения массовых мероприятий (утренников,КВН,конкурсов). Задания, используемые в этой разработк...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Путешествие в Страну Русского Языка"
Вводный урок-игра в 5 классе...