"Путешествие в страну русского алфавита"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Кузовлева Ирина Васильевна

Урок - знакомство с с русским алфавитом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_russkogo_alfavita.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе .

 Тема: «Путешествие в страну русского алфавита».

Обучающая цель урока: углубить знания учащихся о русском алфавите.

Развивающая и познавательная цели урока: воспитывать уважение к языку как наследию, которое досталось нам от наших предков; развивать познавательный интерес кучащихся к русскому языку.

Задачи: познакомить учащихся с историей русского алфавита; показать изменения, произошедшие в нем с момента появления до наших дней; дать возможность сравнить образцы современного письма с древнерусским текстом.

 Оборудование:

  1. Графическое изображение русского алфавита и кириллицы.
  2. Портреты реформаторов русского языка: Петра Первого, М.В. Ломоносова,

Н.М.Карамзина.

  1. Портреты создателей русской азбуки Кирилла и Мефодия.
  2. Изображение иероглифов.
  3. Иллюстрации к «Песне о вещем Олеге» А.С.Пушкина.
  4.  «Толковый словарь русского языка» С.И Ожегова.

Ход урока.

Слово учителя: Сегодня я пришла к вам на урок русского языка, чтобы пригласить вас в увлекательное путешествие в необычную страну, которую невозможно найти ни на одной географической карте. А называется эта страна «Русский алфавит». Во время путешествия мы узнаем много нового и интересного.

     

     Начнем наше путешествие.

  1. Кто из вас, ребята, знает, что такое алфавит?

(Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке, при котором  за каждой буквой закреплено свое место).

Посмотрите, пожалуйста, в карточку, которая лежит перед вами. В предложении под цифрой один дано определение алфавита. По-моему, здесь не хватает одного знака препинания. Скажите, какого и почему?

(Работа в карточке).

  1. Алфавит есть в каждом языке. А знаете ли вы, когда появился самый первый в мире алфавит? Об этом мы можем узнать из текста №1 в ваших карточках.

(Учащийся читает текст).

     «Около 3 тыс. лет назад на восточном побережье Средиземного моря жили финикийцы. Главным занятием этого народа была торговля. Финикийцы продавали рыбу, пряности и украшения. Требовалось вести быстрые записи. Финикийцы использовали для этого иероглифы, своеобразные рисунки, под каждым из которых скрывалось целое слово или даже фраза. Иероглифов насчитывалось около 750, и их количество постоянно увеличивалось. Такое письмо было очень трудным, и выучить его торговцу из другой страны было практически невозможно, поэтому финикийцы придумали такую систему письма, которой можно было легко овладеть. Эту систему знаков назвали алфавит ».

                                                   

                                                                (Е.В.Саплина. А.И.Саплин. «Введение в историю»).

Учащиеся рассматривают изображение иероглифов

  1. Знаете ли вы ребята, почему алфавит так называется? Откуда пришло это название?

(Это название  происходит от греческих букв «альфа» и «вита».)

  1. Сколько букв в русском алфавите?

(В русском алфавите 33 буквы).

Слово учителя: Вот послушайте, что написал о них в своем стихотворении Борис Заходер.

Я буду читать, а вы мне помогайте.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,-

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н,О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха.-

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я-

Вот и все они, друзья.

Слово учителя:  Посмотрим, хорошо ли вы знаете алфавит. У некоторых из вас есть карточки, на которых напечатаны слова. Пожалуйста, возьмите их и выйдите к доске. Ваша задача - построиться так, чтобы эти слова расположить по алфавиту.

Арбуз, берёза, вечер, гнездо, дорога,  заяц, лопата, машина.

Слово учителя:  Первый  алфавит придумали финикийцы в 10 веке до новой эры. А когда же появился русский алфавит? Кому мы обязаны его появлением?

(Ответы учащихся).

     Алфавит, которым мы с вами сейчас пользуемся, был создан братьями Кириллом и Мефодием в 9 веке до новой эры в 988 году. Они родились в Византии в семье военачальника. Кирилл получил образование при дворе  императора Михаила. Хорошо знал пять языков: славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский. Был императорским библиотекарем.

     Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населенных славянских областей.

     В 863 году  братья были направлены в Моравию с целью проповеди христианства на славянском языке. Именно в это время Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел на славянский несколько богослужебных книг. Так славяне получили свой алфавит.

  1. Закрепим услышанное. Обратимся к заданию в карточке №2. Ваша задача - восстановить текст, дополнить предложения.

 

 Братья Кирилл и Мефодий  были направлены в Моравию с целью проповеди христианства на_______________языке. Они родились в______________________. Кирилл получил образование при дворе императора___________________. Он знал _____________языков. Был императорским ______________________________. Мефодий рано поступил на________________ службу. Он помогал брату _____________ богослужебные книги.

(  Повторить правила: «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» (переводить), « Правописание  имен собственных» ( Византии, Михаила). Обратить внимание учащихся на правописание слова «библиотекарь».)

Слово учителя:  В основу русского алфавита бал положен греческий алфавит. Он получил название Кириллица.

  1. Кто объяснит, почему алфавиту дали именно такое название?

                    (Он был создан человеком по имени Кирилл).

Иногда алфавит называют глаголицей. Ученые утверждают, что и кириллица, и глаголица представляют собой одно и тоже, разница между ними лишь в форме букв.

      Первоначально кириллица  бала алфавитом общим для всех славянских народов. И русские, и украинцы, и чехи, и поляки, и болгары, и словаки и многие другие славянские народы говорили на одном языке - славянском.

  Язык у всех славянских народов был общим. Назывался общеславянским или праславянским.

Слово учителя:  Обратимся к слову «праславянский». Оно очень интересно по своему происхождению и значению. Запишите  слово в карточку № 3. Сделайте его словообразовательный разбор, объясните, от какого слова и с помощью чего оно образовано.

(Один ученик выполняет работу у доски).

ПРАСЛАВЯНСКИЙ ---- СЛАВЯНСКИЙ.

Слово образовано с помощью приставки пра. Она очень редко встречается в русском языке. Что же она означает?  Об этом нам расскажет карточка №4.

ПРА-…,приставка. Образует прилагательные и существительные со значением древности родственных связей и отношений. Например, пращур, прадед.

Продолжите ряд: (прабабушка, правнук, правнучка, праотец, прародители)

(Учащиеся или учитель объясняют значение слов «прародители» и «пращур»).

Слово учителя:  Первоначально в русском алфавите было 43 буквы. Каждая буква имела название.

  1. С какой буквы начинался алфавит?

                                 (азъ)

  1. Какая буква была следующей?

                                 (буки)

  1. Что получится, если первые две буквы сложить вместе?

                          (азъ + буки =азбуки)

  1. Как по-другому можно назвать алфавит? Почему?

 (азбука, это название складывалось из её  первых двух букв).

  1. Какая буква стояла последней в русском алфавите?

  1. Проведем исследовательскую работу.

В азбуке было несколько разных букв, обозначающих при чтении одни и те же звуки.

Найдите их и запишите в таблицу №5.

И – иже, ижица, i .

О – он, омега, юс большой.

Ф – ферт, фита.

  1. Как вы считаете, легко ли было писать в те времена ?

             ( Нет, п.ч. нужно было знать, где и какая буква пишется).

Слово учителя:   Самой «коварной» считалась буква ять, п.ч. употреблялась в некоторых словах, которые нужно было знать наизусть.

  1. Продолжим исследовательскую работу.

Азбука постоянно менялась. Первую реформу провел Петр Первый, много для русского языка сделали  М.В.Ломоносов и Н.М.Карамзин. Современный вид алфавит приобрел после реформы 1917-1918 года. Некоторые буквы утратили свое название, сохранив при этом свое начертание, например, азъ,буки…Некоторые буквы вообще исчезли из алфавита.

  1. Внимательно рассмотрите алфавит, назовите эти буквы.                              ( (ижица, юсы, пси, кси, ять, омега, зело, фита)
  2. Какие буквы появились в современном алфавите?

                                                   ( Э, Ё, Я, Й)

Слово учителя:  Старая азбука давно уже не существует, а меткие выражения, возникшие на её основе, живут в нашем языке до сих пор. Вот, например, пословица: «Сначала аз да буки, а потом все науки».

     Обратимся к карточке №6. Объясните, что означают данные выражения.

Дать добро - разрешить

Начать с азов – начать сначала

От аза до ижицы – от начала до конца

Подберите к последнему выражению подобные словосочетания из современного русского языка.

(От А до я, от корки до корки).

  1. Сейчас предлагаю вам выступить в роли переводчиков. Перед вами древняя летопись, которая повествует о князе Олеге и его коне.

                                              ( карточка №7)

И живяше Олегъ миръ имья ко всем странамъ, княжа в Киевь. И приспь осень, и помяну Олег конь свой, иже бь поставилъ кормити и не вседати на нь.

( И жил Олег в мире со всеми странами, был князем в Киеве. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, т.к. поставил его кормить и не седлать его.)

Слово учителя:  Знаете ли вы, что буквы первоначально помимо звуков обозначали ещё и цифры. Рассмотрите табличку в карточке №8.

Некоторые буквы имели числовые значения. Чтобы цифру  не путали с буквой, над ней ставили знак титла.

  1. Давайте посчитаем вместе.

единицы

число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

обозначение

десятки

число

10

20

30

40

50

70

80

90

обозначение

О

П

Ч

  1. Посчитаем вместе.

Слово учителя:  Вернемся к современному алфавиту. После всех реформ в нем осталось 33 буквы.

  1. Сколько согласных букв в русском языке?

                          (21  буква)

  1. Сколько гласных букв в русском языке?

                          (10 букв)

  1. Как вы считаете, чем буквы Ъ и Ь отличаются от всех остальных? (они не обозначают звука).

Слово учителя:  А знаете ли вы, что до 1917 года  буква Ъ выполняла своё прямое назначение: обозначала твердость согласных на конце существительных мужского рода.

                                        ЛЕСЪ, СОНЪ, МАГАЗИНЪ.

Оказывается, что есть в русском алфавите согласные буквы, которые иногда не обозначают звука. Это Д, Т, Л, В. Ученые называют их «немыми».

Рассмотрим запись на доске:

    СО…НЦЕ, ЧУ…СТВО, ПРАЗ…НИК, ОКРЕС…НОСТЬ.

  1. Почему в этих словах появились немые согласные? Как их проверить?

(Один ученик работает у доски, остальные – в карточке №9.)

Слово учителя:  У меня в руках два словаря. Орфографический и толковый.

  1. Скажите, пожалуйста, какое отношение они имеют к алфавиту?

                         ( Слова в словаре расположены по алфавиту)

Подведение итогов урока: Сегодня на уроке мы повторили алфавит, узнали историю его создания, вы смогли проявить свою смекалку, показать знания, выступить в роли переводчиков и математиков.

Оценка деятельности учащихся.

Домашнее задание. Составьте в  алфавитном порядке список растений, марок автомобилей, названий животных или птиц, стран мира. Один по выбору. Например: астра, барвинок, василек, дельфиниум …

Рабочая карточка ученика.

Карточка №1

Алфавит это буквы, расположенные в определенном порядке, при котором  за каждой буквой закреплено свое место.

 

Текст №1.

«Около 3 тысяч лет назад на восточном побережье Средиземного моря жили финикийцы. Главным занятием этого народа была торговля. Финикийцы продавали рыбу, пряности и украшения. Требовалось вести быстрые записи. Финикийцы использовали для этого иероглифы, своеобразные рисунки, под каждым из которых скрывалось целое слово или даже фраза. Иероглифов насчитывалось около семисот пятидесяти, и их количество постоянно увеличивалось. Такое письмо было очень трудным, и выучить его торговцу из другой страны было практически невозможно, поэтому финикийцы придумали такую систему письма, которой можно было легко овладеть. Эту систему знаков назвали алфавит».

                                                   

                                                                (Е.В.Саплина. А.И.Саплин. «Введение в историю»).

Карточка №2.

Братья Кирилл и Мефодий  были направлены в Моравию с целью проповеди христианства на_______________языке. Они родились в______________________. Кирилл получил образование при дворе _________________________________________. Он знал _____________языков. Был императорским ______________________________. Мефодий рано поступил на________________ службу. Он помогал брату _____________ богослужебные книги.

Карточка №3.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №4

ПРА-…,приставка. Образует прилагательные и существительные со значением древности родственных связей и отношений. Например, пращур, прадед.

Продолжите ряд: Пращур, прадед,

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №5

 И –иже ,ижица, i

 О _______________________________________________________________________

Ф _______________________________________________________________________

Карточка №6.

Дать добро____________________________________________________________

Начать с азов____________________________________________________________

От аза до ижицы_________________________________________________________

Подберите к последнему выражению подобные словосочетания из современного русского языка.

_____________________________________________________________________________

Карточка №7.

 Перевод летописи.

И живяше Олегъ миръ имья ко всем странамъ, княжа в Киевь. И приспь осень, и помяну Олег конь свой, иже бь поставилъ кормити и не вседати на нь.

Карточка №8

единицы

  число        1        2        3        4        5        6        7        8        9

обозначение                                                                                                       

десятки

число        10        20        30        40        50                70        80        90              

обозначение                                                        О    П    Ч                

                

Карточка №9.

 

Со…нце - ________________________________

Чу…ство- ________________________________

Праз…ник- _______________________________

Окрес…ность- ____________________________

Домашнее задание: Составьте алфавитный список по любой из предложенных тем.

Темы: «Растения», «Марки автомобилей», «Животные», «Птицы».

Например: Астра, барвинок, василек, …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"

Тема урока:     Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса.    Цели:    -проверить знания детей по основным разде...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИЙ ЯЗЫК НА БОРТУ КОРАБЛЯ «БРИГАНТИНА»

Данная методика основывается на игровой деятельности. Она предполагает, что на уроках русского языка  учебнывй материал будет изучаться в форме путешествия на борту корабля "Бригантина"....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в Страну Русского Языка"

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку предназначено для учащихся 7 класса. его можно провести в рамках Недели русского языка в школе....

Презентация по русскому языку 5 класс "Путешествие по стране Русский язык".

Данную презентацию можно использовать как на уроке русского языка, так и во внеклассной работе....

Разработка мероприятия по русскому языку «Путешествие в Страну Русского Языка».

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. Может быть использованно для проведения массовых мероприятий (утренников,КВН,конкурсов). Задания, используемые в этой разработк...