урок по теме: "Правописание приставок при- и пре-"
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Абдреева Марина Павловна

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Орг. Момент.

Слайд 1.

— Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами.

    Привет, сосед,

Улыбнись мне в ответ

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил.

И в таком хорошем настроении мы начнём наш урок.

 II. Повторение.

    Слайд 2.

К.И.Чуковский сказал: «Приставки придают русской речи столько богатейших

оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла…» Что о написании приставок вам известно?

Распределите слова в два столбика в зависимости от правила написания приставок.

Неизменное написание                                  Приставки на з-,с-.

Карточка 1.

Бе.звёздная ночь, .бросить пиджак, отдохнувший табун, тотчас ра.ступились, на ра.чищенном стадионе, запечатанная брошюра, и.чезнувший корабль.

III. Определение темы и целей урока.

  1. Посмотрите на слова и определите в какой части слова подчёркнута буква?
  2. Какие буквы подчёркнуты?
  3. Можете вы сказать, почему в одних приставках пишется буква и, а в других — е?
  4. Чему мы будем учиться сегодня на уроке?Попробуйте сформулировать тему урока.

   Слайд 3.

 IV. Знакомство с новым материалом.

   Слайд 4.

  1. Распределите эти слова на две группы: в одну с приставкой при-, в другую с приставкой пре-.
  2. Одинаковое лексическое значение придают словам приставки?
  3. Что вы можете сказать о словах первой группы, какое значение придаёт им приставка?
  4. А словам второй группы?

Вывод: (дети делают вывод о значении слов с приставками при- и пре-)

Чтение правила в учебнике стр. 140,141, 142.

 V. Закрепление.

          Слайд 5.

Карточка 2.

Приставки при-, пре-

  1. пере-, через, по-иному.                      1.Пространственная близость

     2.очень,весьма                                           2. Приближение

  1.                 3. Присоединение

                                   

  1.                 4. Неполнота действия

Заполнить таблицу примерами из карточки.

Карточка 3.

Придорожная территория, премилый ребёнок, пригородный поезд, престранный случай, придорожная территория, предобрый человек, преодолеть себя, присесть на минуту, привстать со стула, пришить рукав, прибыл на станцию, благополучно приземлился.

Выполнить упражнение 321. ( 1 ученик работает у доски).

Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.

Карточка 4.

1 группа (сильные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.

2. Определить тип речи . Доказать.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

2. Определить тему текста.

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (слабые, карточки синего цвета)

1.   Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.

Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.

2. Озаглавить текст.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Проверка выполнения задания.

Слайд 7

Кароточка 5

Тест.

I вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИшить – «присоединение»

2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»

3) ПРИморский – «близость к чему-либо»

4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить

2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит

3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить

4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный

2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный

3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный

4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИпаять – «присоединение»

2) ПРИсесть – «приближение»

3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»

4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать

2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить

3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть

4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить

2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать

3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать

4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

   

Ответы:

I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2)

II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2)

Самопроверка Слайд 8.

VI. Рефлексия

  1. Всё ли вам было понятно сегодня на уроке.
  2. Какие задания вызвали у вас затруднение, почему?
  3. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  4. Почему вы поставили такую оценку?

Домашнее задание: (слайд 9)подобрать 10 слов с приставками при- и пре-, написание приставок в которых нельзя объяснить правилом.

Составить словарный диктант со словами с приставками при-, пре-.(20 слов)Цели урока:

создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;

повторить ранее изученный материал о правописании приставок;

усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;

различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;

закрепить словообразовательные модели; совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.

Задачи:

Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения

Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации

Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.

Ученики должны:

Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к  слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.

Оборудование урока: компьютер; программа «Power Point», проектор.МБОУ  «Благовещенская СОШ»

Конспект открытого урока

 русского языка в 6 классе по теме:

«Правописание приставок

при- и пре-.»

                                                                                              Учитель русского языка

                                                                                             и литературы Абдреева

                                                                                    Марина Павловна

2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Правописание приставок"

Презентация по теме "Правописание приставок". Данный материал можно использовать частично (по несколько слайдов) при изучении нового материала. При обобщении изученного или повторении темы и...

Методическая разработка урока по теме:"Правописание приставок на з- и с-"

Методическая разработка урока  по теме: «Правописание приставок на -з,  -с». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....

Урок на тему "Правописание приставок"

Урок разработан для 6-х классов....

Урок на тему "Правописание приставок"

Материал презентации может быть использован при подготовке к ОГЭ (задания А5, А6)...

Конспект урока по теме "Правописание приставок пре- и при-", 6 класс

Тезисы Урок по теме  «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе разработан по модульной технологии. Минимальной единицей учебного процесса в модульной технологии является не урок, а цик...

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...