Урок на тему "Правописание приставок"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Дубинина Анна Витальевна

Урок разработан для 6-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_pristavok_6_klass.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок .  Правописание приставок.

Цель урока: 1) проверить умение использовать правила написания слов с орфограммами в корне; 2) повторить и обобщить сведения о группировке приставок в зависимости от особенностей их написания; 3) отрабатывать умение применять правила написания приставок.

I. Правописание гласных и согласных в корне (проверка домашнего задания, словарный диктант).

Словарный диктант

        Энциклопедия, горизонт, календарь, водоросли, зарница, поджигать, искусство, чувствительный, участвовать, кроссворд, просьба, смириться, замирать, измерять, поссориться, пировать, отпереть, отыскать, дезинфекция, ровесник, отворить дверь, отварить мясо.

Дополнительное задание

1 вариант


Выпишите слова с орфограммой «Безударная проверяемая гласная в корне».

2 вариант


Выпишите слова с орфограммой «Гласная в корне с чередованием».

 

II. Правописание приставок. Приставки на з-с (вопросы (с. 20)), упр. 40).

Анализируя особенности приставок каждой группы (см. вопросы на с. 20), поможем ребятам понять, что каждая приставка второй группы (на з-(с-)) представлена парой вариантов, и правописание этих приставок нарушает правило единообразного написания морфем, так как одна и та же приставка в зависимости от позиции в слове может быть представлена на письме одним из вариантов, то есть, одна и та же приставка в разных словах может выглядеть по-разному. Обратим также внимание шестиклассников на то, что правописание приставок пре-, при- основного закона не нарушает, поскольку эти приставки имеют разное значение, следовательно, являются разными морфемами, а не вариантами одной приставки.

III. Правописание приставок пре- и при- (упр. 41, 42).

Организуя повторение сведений о выборе написания приставок пре- и при-, ещё раз убедимся, что учащиеся различают эти приставки и постараемся исключить высказывания типа «в приставке пишем и (е)» (правильно: в этом слове приставка при- (пре-)).

        Знакомя ребят с заданием упр. 42, выясним, всем ли хорошо понятен термин «морфемная модель» (модель построения слов), и ещё раз напомним, что в такой модели указываются все морфемы, за исключением корневой.

        Можно предложить учащимся выполнить упр. 42 по вариантам: 1 вариант работает с первой схемой, 2 вариант – со второй.

IV. Подготовка к выполнению домашнего задания (упр. 38 (1, 2)).

 наблюдение над художественными особенностями текста, предложим ребятам подумать над вопросами: 1) Глаголы в форме какого времени использованы в тексте? С какой целью автор использует глаголы в настоящем времени? 2) К какому стилю относится текст? Докажите. 3) Назовите те изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор для создания яркого образа разгорающейся утренней зари.

{ф}        По усмотрению учителя для тренировки синтаксических и пунктуационных умений попросим шестиклассников провести пунктуационный и синтаксический разборы последнего предложения текста.

Д. з.: упр. 38 (3), 39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-, до-, пере-и приставок на з/с)».

«Правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-, до-, пере-и приставок на з/с)»....

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

разработка урока про провописанию приставок ПРИ- и ПРЕ-

формирование провописание приставок...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...