Открытый урок в 5 классе "Грамматические орешки"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Уморина Татьяна Анатольевна

Цель урока: систематизация, повторение и закрепление материала по морфемике и морфологии.

Тип урока: обобщающее повторение и систематизация знаний учащихся.

Форма урока: традиционный урок с элементами творчества и игровых технологий.

Оборудование: демонстрационный материал, мяч, методические карточки. доска маркерная, жетоны, учебные комплекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок в 5 классе20.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                Открытый урок в 5 «В» классе

                                     « Грамматические орешки»

Учитель:    Уморина Т.А.

Цель:          систематизировать, повторить и закрепить изученный материал

                     по морфемике и морфологии.

Тип урока:  обобщающее повторение и систематизация знаний.

Форма урока:  традиционный урок  с элементами творчества и игровых технологий.

Оборудование:  демонстрационный материал,  мяч,  методические карточки, учебные комплекты, таблицы-схемы, доска маркерная, доска учебная, жетоны.

Время проведения:  1 урок.

Дата проведения:   23  октября 2010г.

                           

                                        Ход  урока:

     

  1.  Организационный момент:
  1. Приветствие.
  2. Обеспечение благоприятной атмосферы на уроке.
  3. Целеполагание:

4. Сообщение плана урока.

  1. Организация сопутствующего повторения:
  1. Лингвистический футбол

( по 1 человеку от ряда учащиеся выходят к доске и встают на ворота –  остальные учащиеся забивают по 3 гола (вопроса) каждому игроку,

вопросы на повторение по любым тема

  1. Словарно-орфографическая разминка ( с картинками)

    1)   Первый месяц   осени?                      

    2)     Муха съела  гриб

            И ей стало плохо.

            Какой гриб нашу муху  ум

     3)    Доктор, доктор,

       Как нам быть?                                                  

       Уши мыть или не мыть?                                

       Если мыть, то как нам быть?                    

       Часто мыть или пореже?                              

        Отвечает доктор гневно:      ………    

 4)    Бал, балет                                                          

               Любила Зина.                                                            

               Вот и стала     ………..        

       5)   Во мне два к -

              не забывайте!

              Таким, как я, всегда  бывайте!

              Я точный, чистый и  опрятный,

              Иным же слово

       6)   Просыпаюсь утром рано  

              Вместе с солнышком румяным.  

       Заправляю сам кроватку,

               Быстро делаю …….

        7)   Коля копит лекции                                                

              Для своей ……….

        8)   Он растёт вдоль дороги,

               а точнее по дороге                                                  

               Он лечебный наш     помощник,    

               А зовут его …..                                                                                                                                    

             -  проверяем вместе правильность ответов (для оценки –  дополнительный

            вопрос «По щучьему велению»);

             -   орфографическая проверка.

  1.        Актуализация знаний и умений учащихся:
  1. Индивидуальная работа у доски:

А)  Морфология – это ……..

       Части речи делятся  на …….. и ……….

Б)   Морфемика – это ……..

       Морфема – это ………

       Какие морфемы бывают?

  1. Какие части речи  прозвучали в словарно-орфографической работе? Докажите.
  2. Работа с текстом:

Существительное – школа,

Просыпается – глагол.

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное – семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием – отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

НЕ и НИ  у нас частицы,

Нам их надо повторять,

И ни часу не терять.

Здесь особенно уместны

Междометья  ОХ и АХ.

  1. Терминологический диктант:

А)  Часть речи , обозначающая  количество  и порядок предметов ?

Б)   Часть речи, обозначающая признак предмета?

В)   Часть речи, служащая для связи слов  в предложении?

Г)    Часть речи, обозначающая действие предмета?

Д)   Часть речи, способная заменять имя сущ,, прилаг., наречие?

Е)    Часть речи, отвечающая на вопросы Где? Куда? Как?

Ж)     Часть речи, служащая для связи однородных членов  в предложении или простых предложений?

З)   Часть речи, служащая для выражения эмоций, настроения?

И) Часть речи, обозначающая предмет?

/  ПК :   А)  числительное

              Б)  прилагательное

              В)  предлог

              Г)   глагол

              Д)  местоимение

              Е)  наречие

              Ж) союз

               З) частица

               И) существительное /.

5. Диктант на слух «Угадай-ка»:

    А)   Живой                                  

     Б)    жизнь

     В)    живут

     Г)    далеко

      Д)   десятый

      Е)    наш

      Ж)   или

      З)     не

      И)    на

      К)     эх

 / ПК:   Прилагательное

             Существительное

              Глагол

              Наречие

              Числительное

               Местоимение

               Союз

               Частица

                Предлог

                Междометие   /.

           Физминутка  с  мячом.

 

  1. «Помогите Пете Ошибкину»  / работа  на маркерной доске /

- Пете было предложено выписать самостоятельные и служебные части речи из предложения. Вот, что он выписал:

    Я всегда выполняю домашнее задание на пять или четыре.

      Самостоятельные                                          Служебные

       Я                                                                         пять

      Выполняю                                                        задание

       Домашнее                                                       всегда

       Четыре                                                              на

                                                                                   Или

  1. Любая часть речи, а именно слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

 Делать слово из частей.

                  -   Как называются части слова?

                       Какие морфемы могут быть в слове?

  1. Игра в шарады.

А)            как в слове  подруга,

               как в слове игрушка,

               как в слове читал

    Получается  ( поиграл).

Б)            как в слове летчик,

                Как в слове перепрыгнул,

                Как в слове слышать,

     Получается ( перелетать).

В)             мой находится в цене,

    В очерке найди              мне.

                мой в тетрадке мы встречаем,

     Вся же – в дневнике я и в журнале ( оценка).

  1. Составить слова по схемам, указав часть речи:

         I  ряд                        II  ряд                           III  ряд

  1.    Составьте пословицы по парам слов:

          I ряд                           II ряд                        III  ряд

Дело – мастер              дело – смело             язык – Киев

Выпишите из получившихся пословиц слова, соответствующие схемам:

  1.  Физминутка  « Играем в строители»

/ Ученики получают морфемы и выстраиваются в зависимости от строения слова/

Слова:  1) плавает

               2) пригорок

               3) побег

         IV. Обобщение. Итог.

V.Самостоятельная работа

    I вариант                                                              II вариант

На лугу красиво росли белые и                      Вороненок быстро

голубые цветы.                                                    раскопал под собой    

                                                                                  маленькую ямку.

Задания:

  1. Определить части речи.
  2. Разобрать по составу слова, обозначенные  «2».                    

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...