разработка урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Басюк Наталия Сергеевна

«Строение текста типа рассуждения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisatelnaya_chast_basyuk.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Описательная часть.

Работа выполнена  Басюк Наталией Сергеевной,

учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории.

Стаж работы  - 32 года.

Место работы – МБОУ СОШ №117 г.Снежинск.

Целью работы является разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Строение текста типа рассуждения».

Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:

  1. обучающие:
  1. дать понятие тезиса, аргумента, вывода в тексте, рассуждения;
  2. сформировать умение находить в рассуждении эти структурные части;
  3. сформировать умение выделять в повествовании элементы рассуждения;
  4. продолжать формировать умения определять тип речи.
  1. развивающие:
  1. развивать мышление и речь;
  1. воспитывающие:
  1. вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;
  2. воспитание культуры общения.

 Тип урока:

 урок объяснения новой темы.

Вид урока:

урок с использованием обучающей программы.

Ход урока:

Этапы урока

Использование карточек, ИКТ

1.

Организационный момент.

2.

Основная часть:

А) - Ребята, мы уже знаем, что в зависимости от содержания высказывания наша речь делится на три типа. Назовите эти типы речи.      

Типы речи.

          Описание                 Повествование           Рассуждение

- А как их отличить? Какие способы различения этих типов    речи мы знаем?

- Какие особенности у типа описание?

- Содержание какого высказывания вообще не удастся сфотографировать?

- Скажите, а часто ли вам приходится пользоваться рассуждением в школьной жизни? Когда?

Об этом типе речи (рассуждении) мы сегодня будем говорить.

- Будьте внимательны, потому что в конце урока каждый из вас  должен суметь   дописать предложение : «Сегодня на уроке я научился…».

Таким образом, цель урока: выяснить, как строится рассуждение, то есть из каких частей состоит, уметь находить эти части.

Слайд 1-2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

3.

Б) Приступаем к работе. Сначала мы должны выяснить, какова структура текста-рассуждения.

Задание 1.

Прочитайте текст (сначала учитель).

К какому типу речи относится этот текст? Докажите известным вам способом.

Есть еще какие-то предположения?    Рассуждение строится по определенной схеме.

Задание 2.

Найдите фразу, в которой выражена главная мысль и она является утверждением. Это тезис, с которого чаще всего начинается рассуждение. Но ведь утверждение, тезис для слушателя, нужно доказать, обосновать. А для этого нужно найти аргументы, примеры.

- Какой вопрос хочется задать для доказательства этой мысли?

- Сколько аргументов в тексте?

- Рассуждение нужно закончить, сделать вывод. Найдите его,  что из этого следует?

Таким образом, сколько частей в рассуждении? Подтвердили мы, что это рассуждение?

Работа в тетрадях

Слайд 8

Слайд 9

4.

А теперь найдем, как связываются между собой эти части.

- Какие мостики мы должны перекинуть между ними?

- Какой союз может соединить тезис и обоснование?

- Какой союз помогает перейти к выводу?

- Доказали мы, что это рассуждение?

Слайд 10

5.

А теперь попробуйте доказать, что следующий текст тоже рассуждение.

- Вы будете работать в парах. Это текст хорошо знакомой вам сказки о «царевне- лягушке». Посоветуйтесь, обсудите и выполните задание. Вам предлагается алгоритм для выполнения.

- А какой части нет?

- Его можно дописать?

Такое бывает в художественной литературе. Это неполное сокращенное рассуждение.

Слайд 11

6.

Закрепление:

Упражнение 852(2) – выписать тезис.

Упражнение 853  - бывают тексты, в которых может быть не одно, а несколько рассуждений, и находиться они могут внутри повествования и описания).

Вернемся к предложению, данному в начале урока.

«Сегодня на уроке я научился…».

7.

Домашнее задание. Схема (109), упражнение 852 (1 часть, дописать недостающую часть).

Слайд 12



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...