Рабочая программа по русскому языку в 8 кл
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Бережная Светлана Митрофановна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.М.Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_8_klass.doc379.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основании:

  1. федерального компонента государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089;
  2. Примерной программы по русскому языку. Сборник нормативных документов. Русский язык./ Сост. Э.Днепров и А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007
  1. Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5—9 кл., 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. — 3-е издание., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. Авторы программы М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов
  2.  методического письма «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году»

 Цель программы:

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.  

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

- формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- вооружение учащихся теоретическим материалом по синтаксису сложного предложения с учётом семантического, функционального и коммуникативного аспектов;

- обогащении речи учащихся изучаемыми синтаксическими конструкциями, обеспечивая их востребованность в прогнозируемой речевой практике;

-формирование пунктуационной грамотности учащихся.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Изменения, внесенные в  программу:

  1. В соответствии со школьным учебным планом и примерной программой (сост.  Э.Днепров и А.Г. Аркадьев ) календарно – тематическое планирование рассчитано на 105 часа (35 учебных недель) вместо 102 часов ( 34 недели), предусмотренных  авторской программой

М.М. Разумовской. (Распределение часов отражено в  календарно-тематическом планировании)

  1. Добавленные 3 часа отведены на проведение уроков развития речи.

Объем количества часов на изучение тем изменен в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками каникул и    

другими особенностями функционирования образовательного учреждения.

         В соответствии с Примерной программой по русскому языку, ИМП «О преподавании русского языка в 2009-10уч.г. в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» с целью актуализации знаний учащихся по теории речевого общения, реализации принципа интеграции лингвистических понятий в планирование включена   тема  «Наблюдение над употреблением предложение с обособленными членами в устных и письменных текстах».

        Преподавание данного предмета осуществляется с использованием учебника по программе 3 часов в неделю (105ч всего).

Учебник: Русский язык. 8 класс; учебник для общеобразовательных учреждений/Под  ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 12 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009г

       В течение учебного года планируется провести 6 контрольных письменных работ, из них 

контрольных диктантов – 1,

 тестов – 1,

сочинений – 2,

 изложений – 2.

Формы организации учебного процесса и формы контроля: классно-урочная

Формы текущего контроля:

устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме,   тестирование, чтение  и анализ текста);

письменные виды контроля (письменный опрос, письменное выполнение тренировочных упражнений, написание диктанта, изложения, сочинения, выполнение самостоятельной работы,  выполнение письменной проверочной работы, выполнение творческой работы).

Формы промежуточного контроля:

тестирование

Требования к уровню подготовки учащихся

                К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

 по словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания

слов разных частей речи;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

по лексике: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;

по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;

по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;

по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;

пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения


Тема учебного занятия


Тип урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Домашнее задание

Подготовка к ГИА

Планируемые сроки

факт

01.09

Русский язык в семье славянских языков

 вводное занятие

Знать роль русского языка как национального языка рус-ского народа, отражение в язы-ке культуры и истории народа.

Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

П.1, упр.4

 

А1 , А2    

 

03.09

Трудные случаи правописания (5ч)

Буквы н –нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий


 комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные признаки частей речи

Уметь анализировать языковой материал

П.2, упр.13


  А12


 А1 , А2    

В4  

07.09

Слитное – раздельное написание не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями, наречиями на о-е

 комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные правила написания не с разными частями речи

Уметь аргументировать выбор написания; Соблюдать в практике письма основные правила орфографии.

П.3, упр.17

   А18

А1 , А2  

В3  

08.09

 Слитное -раздельное написание НЕ и НИ с наречиями и местоимениями

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные правила написания не с разными частями речи

Уметь аргументировать выбор написания; Соблюдать в практике письма основные правила орфографии.

Упр.21

   А18


А1 , А2    

10.09

 Дефисное написание слов.

Употребление в тексте частицы НИ

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.

П.4, 5, упр.27

  А18

А1 , А2    

14.09

Обобщающий урок по теме «Повторение изученного в 7 классе»

 обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.

Упр.29 (2)

 

В2  

15.09

Р/ Р Актуализация изученного по теме «Текст». Проблема  и авторская позиция в тексте.

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные признаки  стилей речи, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.

Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста.

П.40, упр.350

   А6

  А18

  А29,

А1 , А2    

17.09

Р/Р Проблема и авторская позиция в тексте. Изобразительно-выразительные средства

 

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные признаки  стилей речи, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.

Уметь различать стили речи; определять проблему, авторскую позицию  текста; анализировать структуру

и языковые особенности текста.

Выполнить творческую работу

 А3, А4  

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение (5 ч.)

21.09

 

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Понятие о словосочетании


изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью.  

С.20-21, тестовые задания вар.1


  В3,

В8  

22.09

Строение словосочетания. Виды словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании

  закрепление знаний и способов деятельности

 Знать основные единицы языка, их признаки; виды подчинительной связи.

Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

 П.6, упр.34

  В3

В8  

24.09

Употребление словосочетаний в тексте. Построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи

 комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и пред-ложения; способы выражения.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний.

П.6, упр.37

  В3

В8  

28.09

Предложение и его типы. Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение

комплексное применение знаний и способов деятельности



Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания.

П.7,8, упр.43

В8 , В9  

29.09

Грамматическая основа предложений. Стилистические приемы, повышающие выразительность речи

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь использовать стилистические приемы, повышающие выразительность речи

Упр.52

В8 , В9  

01.10

05.10

Р/ Р  Подготовка к контрольному сжатому изложению по тексту В.Астафьева «Печаль веков»


Р\р Написание контрольного  сжатого изложения  по тексту В.Астафьева «Печаль веков»

проверка и оценка знаний и способов деятельности уч-ся

 Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка (орфографические

и пунктуационные).

Уметь определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста

  Тестовые задания вар.2 (1-20)

Синтаксис простого предложения. Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения (12ч)

06.10

Подлежащее и способы его выражения

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым.

П.9, упр.54

  В4,

В9  

09.10

Подлежащее и способы его выражения

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым.

П.7-9, упр.56

В4,

В9  

10.10

Сказуемое и способы его выражения

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений

П.10, упр.59

  В4,

В9  

12.10

Сказуемое и способы его выражения. Простое и составное сказуемое. Синонимика составных сказуемых

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать про-стые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.  

П.10, упр.64

В4,

В9  

16.10

Тире между подлежащим и сказуемым

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грам-матическим заданием.

П.11, упр.74

  А8

  В4

17.10

  Согласование главных членов предложения

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грам-матическим заданием.

П.12, упр.81

    А8

  В4

19.10

Р/  Р Повторение. Типы  речи. Способы и средства связи предложений в тексте



комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать признаки текста и его функционально смысловых типов; принцип построения текста.

Уметь извлекать информацию из различных источников; осуществлять выбор

и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; владеть различными видами монолога и диалога; использовать цитирование как способ аргументации; оформлять цитаты; редактировать текст.

 С.206-209, упр.358

  В7


А3, А4  

В12  

23.10

Р/ Р  Стили и типы речи.

Основные выразительные средства  синтаксиса

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать признаки текста и его функционально смысловых типов; принцип построения текста.

Уметь извлекать информацию из различных источников; осуществлять выбор

и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; владеть различными видами монолога и диалога; использовать цитирование как способ аргументации; оформлять цитаты; редактировать текст.

 С.203-206

  В8

А3, А4  

24.10

Второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов

в предложении. находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления

П.13, упр.84

26.10

  Приложение как особый вид определения

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные единицы языка, их признаки, определения.

Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания

С.52, упр.88

   А22

30.10

Дополнение

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать определения всех членов предложения, их признаки, отличия.

Уметь отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте; определять способ выражения и роль в предложении.

П.14, упр.93

  А22

31.10

Обстоятельство. Виды обстоятельств. Обстоятельство как средство связи предложений в текстах

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.

 П.15, упр.100

  А22

02.11

Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом.


комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.  

П.15, упр.101

   А22

В11  

13.11

Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.  

П.15, упр.103

В7

А1-А5  

14.11

Р / р Анализ текста. Способы  и средства связи предложений в тексте





 комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать признаки текста и его функционально смысловых типов; принцип построения текста.

Уметь извлекать информацию из различных источников; осуществлять выбор

и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями

 Выполнить творческую работу

  В7

А1-А5  

16.11

Р\р Подготовка  и написание обучающего  сочинения на лингвистическую тему

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать признаки текста и его функционально смысловых типов; принцип построения текста.

Уметь извлекать информацию из различных источников; осуществлять выбор

и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями

П.15, упр.107

В4

Односоставные предложения (8 ч.)

Неполные предложения (2 ч)

20.11

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные). Употребление в описании назывных предложений для обозначения времени и места

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений.

Уметь находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе,

в газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места и времени.

П.17, 22, упр.142

В4

21.11

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Определённо-личные предложения

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; уметь различать виды односоставных предложений.

 П.18, упр. 117

  В4

23.11

Неопределённо-личные предложения

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений.

Уметь находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными.

П.19, упр.124

В4

27.11

Обобщённо-личные предложения

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки обобщенно-личных предложений.

Уметь находить обобщенно-личные предложения в тексте; использовать их в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными.  

П.20, упр.127

  В4

28.11

Безличные предложения.

 комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения.

Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.

П.21, упр.134

  В4

30.11

Использование личных и безличных предложений как синтаксических синонимов

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями.

Уметь применять личные и безличные предложения как синтаксические синонимы

Упр.135

В4

04.12

Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями.

Уметь применять односоставные и двусоставные предложения как синтаксические синонимы

Тестовые задания 1-12 вар.4

05.12

Понятие о неполных предложениях

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


Знать особенности и функции неполных предложений.

Уметь находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными, различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений.

П.23, упр.146

  В4

07.12

Употребление неполных предложений в разговорной и в книжной речи

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать особенности и функции неполных предложений.

Уметь употреблять неполные предложения в речи

Задания к тексту вар.4

В4

 Предложения с однородными членами

(12 ч )

 

11.12

Однородные члены предложения, их признаки

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию.

П.24, упр.153

  А22

В10  

12.12

Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию.

П.25, упр.161

 А22

В10  

14.12

Запятая между однородными членами

 комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.

П.25, упр.165

 А22

В10  

18.12

Предложения с несколькими рядами однородных членов

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.  

Упр.168

  А22

19.12

Предложения с несколькими рядами однородных членов

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.  

Упр.170

В10  

21.12

Однородные и неоднородные определения

закрепление знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях.

Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения.

П.26, упр.173

   А22

25.12

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми.

П.27, упр.175

 А19

В10  

26.12

Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми.

С.95-96, упр.152

А19

В10  

11.01

Р / р Статья. Особенности строения

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).

Уметь работать с газетной статьей, определять способы и средства связи предложений в тексте; пользоваться при построении текста цепной или параллельной связью; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; совершенствовать и редактировать собственный текст.

П.42, упр.373

 

А1-А5  

15.01

Р/р Коммуникативная задача, композиционные особенности проблемной статьи

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).

Уметь работать с газетной статьей, определять способы и средства связи предложений в тексте; пользоваться при построении текста цепной или параллельной связью; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; совершенствовать и редактировать собственный текст.

П.42,упр.379

А22  

16.01

 Правильное построение предложений с союзами не только …, но и…, как …, так и …

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами.

Упр.168

В10  

18.01

Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами.

Тестовые задания вар. 5

В10  

22.01

Использование различных типов сочетания однородных членов как средство выразительности речи

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами.

Выполнить творческую работу

В10  

23.01

Контрольный  диктант  по теме «Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах»

проверка и оценка знаний и способов деятельности уч-ся

  Знать основные нормы русского литературного языка (орфография и пунктуация).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки.  

 

 Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями (11ч)

25.01

Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Уметь находить обращения в художественных произведениях XIX–XX вв., определять их роль.

П.28, упр.185

  А22

29.01

Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата

закрепление знаний и способов деятельности

Уметь находить обращения в художественных произведениях XIX–XX вв., определять их роль.

Упр.186

  А22

30.01

Интонация при обращении. Правильное произношение русских имен и отчеств в роли обращения

комплексное применение знаний и способов деятельности

Уметь правильно произносить русские имена и отчества в роли обращения., определять их роль.

Упр.197

   А22

01.02

Вводные слова и предложения, их сходство и различие

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

 Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций.

П.29, упр.204

А1-А5  

05.02

Знаки препинания при вводных словах, словосочетания и предложениях

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах.

Упр.210

А21

В5

06.02


Знаки препинания при вводных словах, словосочетания и предложениях

закрепление знаний и способов деятельности

Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах.

Упр.217

А21

В5  

08.02

Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, предложениями и обращениями.

Уметь применять эти знания на практике; находить в текстах; различать вводные слова и вводные предложения.

П.29, упр.219

 А21

12.02

Вводные слова как средство связи предложений в тексте

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами.

Уметь применять эти знания на практике; находить в текстах; различать вводные слова и вводные предложения.

П.29, упр.221

 А21

В5

13.02

Вводные слова как средство связи предложений в тексте

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами.

Уметь применять эти знания на практике; находить в текстах; различать вводные слова и вводные предложения.

Задания к тексту вар.5

А21

В5

15.02

Интонация предложений с вводными словами и предложениями

комплексное применение знаний и способов деятельности



Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами.

Уметь применять эти знания на практике; находить в текстах; различать вводные слова и вводные предложения.

Упр.224

 А1-А5

19.02

Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

 

Уметь правильно ставить знаки препинанияв предложениях с междометиями; находить в тексте; использовать выразительные интонации

П.31, упр.238

А1-А5  

20.02

Р\р Репортаж. Особенности строения

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности



Знать основные понятия  о репортаже как о жанре,.

отличать репортах от других жанров.

П.41, упр.364

А1-А5  

22.02

26.02

Р /Р  Подготовка к контрольному сочинению по теме «Репортаж»


Р/р Написание контрольного сочинения по теме «Репортаж»


проверка и оценка знаний и способов деятельности уч-ся

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить грамматические ошибки

 

 Предложения с обособленными членами (17 ч.)

 

27.02

Понятие обособления

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены.

П.32, упр.240

  А20

В11  

01.03

Обособление определений. Знаки препинания при них

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать правила обособления определений с обстоятельственным оттенком и несогласованных определений.

Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно

и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов.  

П.33, упр.251

   А20

В11  

05.03

Обособление определений. Знаки препинания при них

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила обособления определений с обстоятельственным оттенком и несогласованных определений.

Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно

и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов.  

П.33, упр.253

А1-А5  

06.03

Р/р Портретный очерк. Особенности строения

 изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать жанровые особенности портретного очерка.

 

П.43, упр.388

А1-А5  

12.03

Р/р Типологическая структура, характерные языковые средства портретного очерка

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать жанровые особенности портретного очерка.

Уметь определять способы и средства связи предложений в тексте; пользоваться при построении текста цепной или параллельной связью; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; совершенствовать и редактировать собственный текст.

П.43, упр.390

А1-А5  

13.03

Обособление одиночных определений

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать правила обособления согласованных   нераспространенных определений.

Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов.

П.33, упр.249

  А20

В11  

15.03

Обособление приложений

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать правила обособления приложений.

Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять определения интонационно и на письме; графически обозначать условия обособления.

П.33, упр.267

  А20

В11  

19.03

Обособление дополнений

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать правила обособления дополнения.

Уметь выявлять условия обособления дополнения; правильно обособлять дополнения интонационно и на письме; графически объяснять условия обособления.

Упр.269

  А20

В11  

20.03

Обособление дополнений

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила обособления дополнения.

Уметь выявлять условия обособления дополнения; правильно обособлять дополнения интонационно и на письме; графически объяснять условия обособления.

Упр.274

  А20

В11  

22.03

Обособленные обстоятельства  


изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом  и деепричастиями.

 

П.34,упр.281

  А20,

В11  

02.04

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями


комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом  и деепричастиями.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.

П.34, упр.284

  А20,

В11  

03.04

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом  и деепричастиями.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.

П.34, упр.285

  А20,

В11  

05.04

Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом  и деепричастиями.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.

П.34, упр.306

  А20,

В11  

09.04

Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления.

Упр.286

  А20,

В11  

10.04

Обособленные уточняющие члены предложения


изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать правила обособления уточняющих членов предложения.

Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выра зительно читать предложения с уточняющими членами.

П.35, упр.309

 А21,

В10  

12.04

Обособленные уточняющие члены предложения

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила обособления уточняющих членов предложения.

Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выра зительно читать предложения с уточняющими членами.

П.35, упр.311

А21,

В10  

16.04

17.04


Р\Р Подготовка к написанию контрольного   изложения по теме «Портретный очерк»



Р\р Написание контрольного  изложения по теме «Портретный очерк»






проверка и оценка знаний и способов деятельности уч-ся


Знать основные элементы портретного очерка.

Уметь создавать текст публицистического стиля.








19.04

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций

обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления


Упр.296


 

В11  

23.04

Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления

Упр.299

А21,

В10  

24.04

Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления

Упр.314

А21,

В10  

26.04

Р/  Р Анализ текста. Роль обособленных членов предложения в художественном и публицистическом тексте



 

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления

Задания к тексту вар.7

А1-А5  

Прямая и косвенная речь (6 ч )

29.04

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные способы передачи чужой речи.

Уметь определять способ передачи чужой речи.

С.183, упр.322

 С2.1

03.05

Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания   при прямой речи. Интонация предложений с прямой речью

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора.

Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции

П.36, упр.326

С2.1  

04.05

Замена прямой речи косвенной

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора.

Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции

П.38, упр.334

С2.1  

06.05

Диалог

 комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, и при диалогах

Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

П.37, упр.329

С2.1  

10.05

Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные способы цитирования.

Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях.

П.39, упр.340

С2.1  

11.05

Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать стилистические возможности разных способов передачи чужой речи

П.38-40, упр.341

С2.1  

13.05

Р/  р Цитирование и предложения с косвенной речью в сочинении- рассуждении

комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать основные способы цитирования.

Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях.

Выполнить творческую работу

С2.1

17.05

Р / Р Контрольное сочинение – рассуждение в жанре публицистики

проверка и оценка знаний и способов деятельности уч-ся

Уметь создавать текст публицистического стиля.

 

Повторение и систематизация изученного  в 8 кл (6ч)

18.05

 


Повторение изученного по теме «Словосочетание»

обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки.




П.6, упр.344

 

С2.1

20.05

Повторение изученного по теме «Синтаксис простого предложения»

обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки.

П.7-16

 

С2.1

24.05

Повторение изученного по теме «Односоставные предложения»

обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки.

П.17-23, упр.345

 

С2.1

25.05

Итоговое  контрольное  тестирование

 проверка и оценка знаний и способов деятельности уч-ся

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки.  

27.05

 Повторение изученного по теме «Предложения с обращениями и вводными конструкциями». Анализ контрольного тестирования

обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки.

П.28-31, упр.346

С2.1

31.05

Повторение изученного по теме «Предложения с обособленными членами»

обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки.

Содержание программы учебного  предмета

               О языке (1ч)  

Русский язык в семье славянских языков.

РЕЧЬ (17ч)

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологиическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Высказывания, ориентированные на жанр репортажа:

репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе);

репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея).

Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).

Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить? ».

          Синтаксис и пунктуация.

Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи

 Трудные случаи правописания (на основе изученного ) (5ч)

Буквы н –нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий

Слитное – раздельное написание не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями,              наречиями на о-е

Слитное -раздельное написание НЕ и НИ с наречиями и местоимениями

Дефисное написание слов.

Употребление в тексте частицы НИ

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Синтаксис и пунктуация

 Словосочетание и предложение(5ч)

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.

Культура речи. Построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи. Варианты произношения в устной речи.

Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения  (12ч)

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим

и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.

Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами.

Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.

Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика.

Стилистическая роль  сравнительных  оборотов и определений в изобразительной речи.

Односоставные простые предложения (8ч)

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные,

безличные).

Культура речи. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Употребление в описании назывных предложений для обозначения времени и места. Использование личных и безличных предложений как синтаксических синонимов.

Неполные предложения (2ч)

Понятие о неполных предложениях. Культура речи. Употребление неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.

Предложения с однородными членами(12ч)  

Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными    членами.    Обобщающие    слова    при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и..., как..., так и... . Синонимика рядов однородных членов с различными  союзами  и  без  союзов.  Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи. Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями (11 ч)

Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Культура речи. Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. Правильное произношение русских имен и отчеств в роли обращения.

Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Вводные слова как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями.

Предложения с обособленными членами (17ч)

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.

Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых).   Деепричастные   обороты   как   средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами.

Прямая и косвенная речь (6ч)

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.

Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.

Культура речи. Интонация предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Резервные часы  (6ч)

 

Формы и средства контроля

1 Контрольное изложение  (сжатое) по тексту В.Астафьева «Печаль веков»

2 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения»

3 Контрольное сочинение по теме «Репортаж»: репортаж-повествование о событии, репортаж-описание родного села

4 Контрольное изложение по теме «Портретный очерк»

5 Контрольное сочинение-рассуждение в жанре публицистики «Хочу и надо – как их примирить?»

6 Итоговое контрольное тестирование по теме «Обобщение  знаний за курс 8-го класса»

 

Р /р Сжатое изложение по тексту В. Астафьева  «Печаль веков»

Среди гор героической Боснии, больше всех республик Югославии потерявшей людей на войне и больше всех пострадавшей от войны, в тихом селении, где никто и никуда не торопится, где жизнь после боев, потоков крови, страданий и слез как бы раз и навсегда уравновесилась, стоит мечеть с белым минаретом. Полдень.  Печет солнце. По склонам гор недвижные леса. Даль покрыта маревом, и в этом мареве молча и величественно качаются перевалы заснеженных гор. И вдруг в эту тишину, в извечное спокойствие гор, в размеренную жизнь входит протяжный, печальный голос.

Мчатся машины, автобусы, едут крестьяне на быках. Бегут из школы ребятишки, а над ними, как сотню и тысячу лет назад, разносится далекий голос. В тенистом, прохладном распадке, в глубине боснийских гор он звучит как-то по-особенному проникновенно.

О чем это он? О вечности? Или о быстро текущей жизни? О суете и бренности нашей? О мятущейся человеческой душе?

Слов не понять. Да и нет почти слов в полуденной молитве. Есть беспредельная печаль, есть голос одинокого певца, как будто познавшего истину бытия. Здесь, внизу, шли войны, люди убивали людей, пришельцы отнимали и занимали эту землю; фашисты разбивали о борта машин головы детишек, а он все так же звучал в вышине — гортанно, протяжно, бесстрастно и удаленно.

Голос, плывущий с белого, нацеленного в небо минарета-ракеты сделался уже привычным, и неверующие здешние жители его просто не слышат и не замечают. Но в утренний, полуденный и вечерний час заката солнца одинокий певец посылает приветствие небу, людям, земле, проповедуя какую-то, нам уже непонятную, утраченную истину, страдая за нас и за тех, кто был до нас, врачуя душевные недуги спокойствием и потусторонней мудрой печалью веков, которой как будто не коснулась ржавчина времени и страшные, бурные века человеческой истории прошли мимо певца в толкотне и злобе.

Внизу, у подножия минарета, все мчатся и мчатся машины, спешат куда-то вечно занятые люди и раздается хохот у источника.

(По В. Астафьеву)

Контрольный диктант   с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах»

В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. Один из лучших художников этого жанра — Шишкин. Русская природа — основная тема его творчества. В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу,  ручей в лесной чаще — все это близко и дорого сердцу

художника.

Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь",   "На севере диком", "Корабельная роща" и другие.

"Утро в сосновом бору" — одна из лучших картин художника. Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате — в разные времена года, в различные часы дня. Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы — привлекало внимание художника. Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. Смотришь' на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.

Грамматическое задание

1. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы — привлекало внимание художника.

2. Выполнить фонетический разбор слова русскую

3 Выписать словосочетания со связью управления, согласования и примыкания

 

Р /Р Контрольное изложение     по теме «Портретный очерк»

     С молодых лет Кустодиев плакался о силе воли — главном, “чего и недостает мне”. Он себя не знал. Пришла большая беда, злым коршуном налетела, согнула до земли, а он выпрямился. Растоптала было, а он встал, встал и удивился: “Просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы”. <...>

Человек с парализованными ногами, опутанный болью, сумел вырваться из себя, прикованного к креслу-каталке, ринуться в поток могучего творческого порыва и взлететь. А по ночам снились кошмары: черные кошки раздирают позвоночник. Вот какая приходила боль — черная. На грани жизни и смерти понял: спасение только в работе. С той поры Кустодиев трудился исступленно: по двенадцать часов в сутки...

Что говорить о мужестве, о силе воли, о героизме, когда к нему, калеке, друзья приходили в горькую для себя минуту, чтобы “унести... запас бодрости, умиления и веры в жизнь”. Кустодиева называли “невероятным явлением”.

Портрет Шаляпина написан единым напряжением воли. Кустодиев сам сконструировал приспособление: на потолке блок, через него веревка с грузом, вот и верти полотно в любом направлении, ближе к своему креслу, дальше, в сторону... Приходилось работать, задрав голову кверху.

Два с половиной месяца отданы портрету. Когда закончил, удивился: “Да я ли смог?”

Портрет написан в трудные для искусства двадцатые годы... Война, голод, разруха. Жесткое, неустоявшееся время, которому, впрочем, искусство было необходимо, как хлеб, оружие. И шла опера в стынущем зале, и, греясь от печки-буржуйки, недоедая, писал Кустодиев свой лучший портрет.

В портрете-картине художник изобразил и свою страну детства. Навсегда остались с ним карусели, шары, балаганы, шарманка, нырянье под пароходы... Пестрый астраханский мир. Даже болезнь не превратила художника в солидного взрослого. Когда принесли показать театральные марионетки, играл с куклами, как ребенок. Страна детства была родной и Шаляпину. Тому ничего не стоило, например, придя в гости, встать на четвереньки и медведем зарычать на перепуганную собаку... Артист приходил к Кустодиеву, они вспоминали Волгу, которую любили трепетно и на которой выросли, певали волжские песни.

Портрет написан как воспоминание, знак общей памяти и душевной щедрости. Замечали в Шаляпине особенную нежность, когда он заговаривал о художнике. Был он верным товарищем: таская немощного на руках с четвертого этажа, добывая машину, привозил в театр и снова, на руках — в ложу...

Сам приход Шаляпина — праздник для художника. Врывался огромный, распашистый, насыщенный музыкой и красками мир...

Поэму о человеке творящем, воспоминание о детстве, крик преодолеваемой боли, гордость свершения — все это соединил в себе портрет.

                                                                                                                                                                                                                  В.Липатов

 

Итоговое контрольное тестирование

Вариант 1

1. В каком варианте между словосочетаниями подчинительная связь согласование?

А)  умирающий от ран   б) умирающий утром    в)  как умирающих, так и тяжелораненых г) умирающий старик

2. Выпишите из предложения подлежащее. Мы с приятелем целый год сидели за одной партой.

3. Выпишите из предложения сказуемое. С работы она пришла усталая

4. В предложении  Я буду разговаривать строго. употреблено сказуемое а) простое глагольное б) составное глагольное в) составное именное

5. В каком предложении главные члены предложения не согласованы?

А) Два облака плывут.   б) Два облака плывёт. в) Большинство справляется с заданием.  г) Меньшинство получают плохие оценки за тест.

6. В какой строке употреблены обстоятельства причины?

А) вдаль, здесь  б) однажды, целые дни и ночи  в) совсем, бесшумно  г) из-за жары, от сырости

 7. Это предложение  Справились достаточно успешно. а) назывное б) определённо-личное  в)  неопределённо-личное   г) безличное

8. Назовите неполное предложение.

А) Зима.  б) Вот и снег.  в) Какой сильный мороз! г) Поворот слева.

9. Сколько запятых в предложении?

 Я стал чаще и чаще бывать у него дома и познакомился со всей семьёй.

10.  Из предложения выпишите все цифры, на месте которых должны стоять запятые, выделяющие обособленные обстоятельства. Закинув голову(1) я мог видеть тёмную деревянную церквушку(2) наивно глядевшую(3) на меня с высокой кручи.

12. В каком предложении встретилось обращение?

А)  Маша, как пчела-труженица, трудилась весь год в поте лица.   б) Маша, чтобы выиграть олимпиаду, трудилась весь год в поте лица.   в)  Маша, зачем тебе олимпиада?   г) Маша, как говорится, блестящий эрудит.

13. В каком из предыдущих предложений встретилось вводное слово?  

14. Определите способ образования слова    издалека  .

15. Укажите количество грамматических основ в предложении Что скажут господа, как узнают, что дитя пьёт и играет?

16. Из предложения выпишите грамматическую основу. Благодаря неустанному труду, я смог справиться с контрольной.

17. Какой частью речи (см. зад. №16)  является слово благодаря?

18. В какой строке пропущена одна и та же буква?

А) выр..щивать, прил..гать, оз..рение  

б)  ум..рать, соч..тать, сж..гать  

в) к..снуться, отр..сль, ск..чок

г) тв..рение, ск..кать, сл..гать

19. В каком варианте пишется НН?

1. белен  ый   2. выбелен..ый    

3.  мобилизован..ый   4. ветрен..ый

а) 1,2  б) 1,3    в) 2,3   г) 1,4

20. В каком варианте пишется О?

1. зач..т     2. маж..р  

3. возвращ..ный  4. ж..кей

А) 1,2 б) 1,3    в)  2,4   г) 2,3

21. В каком ряду слова с НЕ пишутся слитно?

А) (не)думая, (не)навидя    б) (не)выиграть, (не)вежественный   в) (не)должен, (не)весёлый    

г) (не)красив,  (не)мигающий

22. В каком ряду на месте пропуска пишется А/Я?

а)  (они) ве...т, кле..щий карандаш  

б) (они) слыш..т,  держ..щий флаг

в) (они) дыш..т, бре..щий голову  

 г) (они) стел..т,  та..щий  снег

       

Учебно-методические средства обучения

Основная литература:

  1. Учебник: Русский язык. 8 класс; учебник для общеобразовательных учреждений/Под  ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 10 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г
  2. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.8 класс / Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.:Дрофа,2005          

Дополнительная  литература:

  1. Кабанова  Н.М Тематические тесты по  русскому языку (подготовка  к единому государственному экзамену) –Москва -2004г
  2. Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М., 1989.
  3. Львова СИ. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
  4. Мальцева Л.И, П.И. Нелин Русский язык 5-7 класс. Тематические тесты Москва -2010г
  5. Мещеряков В. Н. и др. Основы школьного речеведе-ния. Часть 1. Часть 2. — Тольятти, 2004.
  6. Никитина Е.И. Уроки развития речи.8 класс. - М.:Дрофа,2004
  7. Пименовоа С.Н. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.8 класс - М.:Дрофа,2005          
  8. Поташкина Ю.А.  Дидактические материалы для учителя русского языка. Воронеж -2007г
  9. Пучкова Л. И. Тематический контроль по русскому языку. Обучающие и проверочные задания. 8 класс. — М., 2004.
  10. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 2005.
  11. Разумовская М. М. и др. Материалы к устному экзамену по русскому языку: 9 класс. — М.: Валент, 1997
  12. Сенина Н.А. ГИА-9 -2011г Русский язык 9 класс
  13. Сенина Н.А.  ЕГЭ -2010  -2011г Русский язык 9 класс
  14. .Угроватова  Т.Ю.Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации 9 класс Москва «Просвещение» -2005г
  15. ЕГЭ-2007. Русский язык. Тренировочные задания / И. П. Цыбулько и др. — М., 2007.

Справочные пособия:

  1. Львов М.Р.Словарик синонимов и антонимов. Москва 2006год
  2. Лемов А.В. школьный лингвистический словарь: Термины. Понятия. Комментарии/А.В.Лемов.-2-е издание.-М.: Айрис-пресс, 2007
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Москва: ООО «ИТИ Технология», 2007г
  4. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. Москва «Просвещение»1984г
  5. Скляровская Г.Н., Ткачева И.О. Давайте говорить правильно! Новые и наиболее распространенные сокращения в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. –СПб.: Филологический факультет, Москва Издательский центр «Академия», 2005г
  6. Школьный словообразовательный словарь русского языка.  «Виктория плюс», 2008г
  7. Фразеологический словарь. «Виктория плюс», 2008г
  8. Орфоэпический словарь. «Виктория плюс», 2008г

Электронный материал:

  1. http://it-n.ru – сеть творческих учителей
  2. http://ipkps.bsu.edu.ru/
  3. http://pedsovet.org/
  4. http://openclass.ru/
  5. http://www.uchportal.ru

Электронные носители (диски):

  1.  «Полный справочник школьника» 5-11 классы
  2. Тестовый контроль. Русский язык. Редактор тестов. Тематические тесты. В помощь учителю. Издательство «Учитель»
  3. В помощь учащимся. Диктанты. Изложения. Тренировочные упражнения. 5-11 классы. Издательство «Учитель»
  4. Для учащихся Тесты. Русский язык 10-11 классы. Издательство «Учитель»

Наглядный материал:

  1.  Таблицы:

 Орфография:

  1. Н и НН в разных частях речи
  2. Не с разными частями речи
  3. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
  4. Правописание безударных гласных
  5. Чередование гласных
  6. Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов
  7. Правописание местоимений
  8. Правописание наречий
  9. Правописание предлогов
  10. Правописание сложных имен существительных
  11. Разряды прилагательных

Синтаксис и пунктуация

  1. Словосочетание
  2. Способы связи слов в словосочетании
  3. Главные члены предложения
  4. Второстепенные члены предложения
  5. Однородные и неоднородные определения
  6. Знаки препинания при однородных членах предложения
  7. Обобщающие слова при однородных членах предложения
  8. Знаки препинания при обращении
  9. Обособление определений
  10. Обособление обстоятельств
  11. Обособление приложений
  12. Обособление дополнений
  13. Деепричастный оборот
  14. Причастный оборот
  15. Знаки препинания при прямой речи
  16. Выделение цитаты знаками препинания

 

  1. Репродукции и иллюстрации
  1.  А.П.Рябушкин «Московская девушка 17 века»
  2. К.П.Брюллов «Всадница»
  3. А.К.Саврасов «Грачи прилетели»
  4. В.А.Серов «Девочка с персиками»
  5. В.Г.Перов «Охотники на привале»
  6. А.А.Рылов «домик с красной крышей»
  7. А.М.Васнецов «Красная площадь во второй половине 17 века»
  8. Б.М.Кустодиев «Портрет Ф.И.Шаляпина»

Оборудование: 

Компьютер. Презентации к урокам по темам:

  1.  Русский язык в семье славянских языков
  2. Репортаж
  3. Портретный очерк
  4. Строение словосочетания
  5. Отличие предложений от словосочетания
  6. Прямой и обратный порядок слов
  7. Грамматические и речевые ошибки
  8. Способы выражения подлежащего
  9. Простое и составное сказуемое
  10. Определение
  11. Дополнение
  12. Обстоятельство
  13. Приложение
  14. Сравнительный оборот
  15. Согласованное и несогласованное определение
  16. Виды обстоятельств
  17. Односоставные предложения
  18. Определенно-личные предложения
  19. Неопределенно-личные предложения
  20. Безличные предложения
  21. Неполные предложения
  22. Однородные члены предложения
  23. Однородные и неоднородные определения
  24. Двоеточие и тире при обобщающих словах
  25. Построение предложений с союзами НЕ ТОЛЬКО…, НО И…, КАК…., ТАК И
  26. Распространенное и нераспространенное обращение
  27. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями
  28. Синонимика вводных слов
  29. Вводные конструкции
  30. Обособление
  31. Дополнений
  32. Обособление определений
  33. Обособление обстоятельств
  34. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения
  35. Деепричастные обороты
  36. Прямая речь
  37. Цитата как способ передачи чужой речи
  38. Замена прямой речи косвенной
  39. Словообразовательный анализ
  40. Н и НН в разных частях речи (на повторение)
  41. НЕ с разными частями речи (на повторение)
  42.  Слитное, дефисное, раздельное написание слов (на повторение)
  43. Правописание безударных гласных (на повторение)
  44. Чередование гласных (на повторение)
  45. Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов  (на повторение)
  46. Правописание местоимений (на повторение)
  47. Правописание наречий  (на повторение)
  48. Правописание предлогов  (на повторение)
  49. Правописание сложных имен существительных  (на повторение)
  50. Разряды прилагательных   (на повторение)

     

                              Дидактический материал

                       Карточки   по темам:

  1. «Текст. Тема текста»
  2. «Словосочетание и предложение»
  3. «Главные и второстепенные члены предложения»
  4. «Односоставные предложения»
  5. «Неполные предложения»
  6. «Предложения с однородными членами»
  7. «Прямая и косвенная речь»
  8. «Обособленные члены предложения»

                         Карточки по разделам:

  1. Орфоэпия
  2. Орфография
  3. Лексика
  4. Фонетика
  5. Синтаксис
  6. Пунктуация
  7. «Морфемика и словообразование»

                            Тесты  по темам:

  1. «Текст. Тема текста»
  2. «Словосочетание и предложение»
  3. «Главные и второстепенные члены предложения»
  4. «Односоставные предложения»
  5. «Неполные предложения»
  6. «Предложения с однородными членами»
  7. «Прямая и косвенная речь»
  8. «Обособленные члены предложения»
  9. «Обобщение изученного»
  10. «Орфоэпические нормы»
  11. «Лексические нормы»
  12. «Морфологические нормы»
  13. «Синтаксические нормы»
  14. «Морфемика и словообразование»
  15. «Лексика»
  16. «Фонетика»

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Обеспеченность

наличие

%

1

Комплекты таблиц демонстрационных по русскому языку

+

2

Портреты выдающихся русских лингвистов

+

3

Комплект словарей и справочников по русскому языку для основной  школы

+

4

Универсальный портативный компьютер

-

5

Портативный компьютер ученика

-

6

Мобильный классный комплект портативных компьютеров

-

7

Терминальный класс (тонкий клиент)

-

8

Универсальный настольный компьютер

+

9

Цифровой проектор

+

10

Передвижной столик для мобильного цифрового проектора

+

11

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

-

12

Экран на штативе

-

13

Наушники с микрофоном

+

100

14

Акустическая система

+

15

Принтер лазерный цветной формата А4

+

16

Сканер маркерной доски

-

17

Документ-сканер

+

18

Документ-камера (имиджер)

-

19

Видеокамера со штативом и выносным микрофоном

-

20

Фотокамера цифровая со штативом

-

21

Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы

+

22

Мобильное внешнее устройство хранения данных для групповой работы

-

23

Сетевой фильтр-удлинитель

+

24

Операционные системы

+

100

25

Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов

-

100

26

Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм

+

100

27

Инструмент учителя для создания тестов

+

100

28

Словари

+

50

29

Энциклопедия

+

50

30

РУССКИЙ ЯЗЫК // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по русскому языку

31

Учебно-методические комплексы по русскому языку

+

100

32

Иллюстрации по русскому языку

+

100

33

Справочники по русскому языку

+

50

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...