Урок русского языка в 5 классе по теме «ОМОНИМЫ»
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Коц Надежда Николаевна

 

Урок русского языка в 5 классе   по теме «ОМОНИМЫ»

 

                                Цели данного урока:

1.                      Обучающие:

                   -научиться отличать ОМОНОМЫ от синонимов и слов с переносным значением;

 -развивить умение пользоваться различными типами словарей;

 -усвоить теоретические знания по данной теме;

 -расширить словарный запас.

 

 Приобретение учащимися интеллектуальных умений:

-формировать  умение сопоставлять синонимы, антонимы, омонимы;

-формулировать гипотезу:  омонимы или многозначные слова,

- формировать  умение делать выводы по данному вопросу.

- воспитывать эстетическое отношение к слову как основной единице языка.                                                              

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omonimy.pptx78.36 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka5_klass_omonimy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе по теме «ОМОНИМЫ» Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы Коц Н.Н.

Слайд 2

Исходя из основной цели образования – воспитание творческой личности учащегося, способности к саморазвитию, самосовершенствованию – в качестве приоритетного подхода в обучении и воспитании может стать поисково-исследовательский подход

Слайд 3

Цели данного урока: Обучающие: -научиться отличать ОМОНИМЫ от синонимов и слов с переносным значением; -развить умение пользоваться различными типами словарей; -усвоить теоретические знания по данной теме; -расширить словарный запас.

Слайд 4

Приобретение учащимися интеллектуальных умений: -формировать умение сопоставлять синонимы, антонимы, омонимы; -формулировать гипотезу: омонимы или многозначные слова, - формировать умение делать выводы по данному вопросу. - воспитывать эстетическое отношение к слову как основной единице языка.



Предварительный просмотр:

                     Конспект урока –исследования  по русскому языку   в  5 классе                                                                                          

                                                                                                    ВВЕДЕНИЕ



                          Как организовать и провести урок-исследование


Исходя из основной цели образования – воспитание творческой личности учащегося, способности к саморазвитию, самосовершенствованию – в качестве приоритетного подхода в обучении и воспитании может стать поисково-исследовательский подход. Практика показывает, что без целенаправленной организации учебной, исследовательской деятельности учащихся формирование и развитие соответствующих навыков идет очень медленно.

На уроке-исследовании ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель). Поставленные цели достигаются в ходе решения ряда задач.

Например, с целью обучения предмету следует решать следующие задачи

  1. приобретение учащимися общенаучных умений (работа с учебником, составление таблиц, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ)
  2. приобретение учащимися специальных знаний и умений (усвоение фактического материала по предмету и т.д.)
  3. приобретение учащимися интеллектуальных умений (умение анализировать, сравнивать, обобщать).

Постановка цели обучения исследовательской деятельности требует решения других задач: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений (знания специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности, методики научного исследования; умение выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы).

По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на типы:

  1. изучение нового материала,
  2. повторение,
  3. закрепление,
  4. обобщение и систематизация знаний,
  5. контроль и коррекция.

             

                           

                   Урок русского языка в 5 классе   по теме «ОМОНИМЫ»

                                Цели данного урока:

1.                      Обучающие:

                   -научиться отличать ОМОНОМЫ от синонимов и слов с переносным значением;

 -развивить умение пользоваться различными типами словарей;

 -усвоить теоретические знания по данной теме;

 -расширить словарный запас.

 Приобретение учащимися интеллектуальных умений:

-формировать  умение сопоставлять синонимы, антонимы, омонимы;

-формулировать гипотезу:  омонимы или многозначные слова,

- формировать  умение делать выводы по данному вопросу.

- воспитывать эстетическое отношение к слову как основной единице языка.                                                              

ХОД    УРОКА

1.Учащимся предлагается для  прочтения  (ПРОЕКЦИЯ НА ЭКРАНЕ) следующее стихотворение:

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.                                                                         С. Баруздин  

-Прочитайте стихотворение.

-Как оно связано с темой, которую мы начали изучать?

-Какие термины связаны с темой «Лексика»?

      Учащиеся называют следующие термины и дают им определения:

-лексическое значение,

-толкование,

-синонимы,

-переносное значение,

-прямое значение   и т.д.

Исследовательская работа №1(по колонкам):

-найти в словарях :многозначные слова, ,однозначные слова синонимы и т.д.

-Какими словарями пользовались?

(Учащиеся называют толковый словарь Ожегова. Шведовой, словари синонимов).

   Переход к новому материалу.

   

 -Сегодня мы познакомимся ещё с одним термином, о котором чуть позже вы мне расскажете сами.   Послушайте отрывок из рассказа Н.Сладкова «Овсянка». Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком. 
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали

Исследовательское задание №2:

На доске написано слово ОМОС=одинаковый

-Какие одинаковые слова вы услышали?

-Чем они похожи и в чём отличие?

Учащиеся отмечают, что они одной и той же части речи, одинаково пишутся и произносятся.

На доске появляется запись :синонимы,

                                                 антонимы…

- образуйте по аналогии то слово, которое обозначает открытое нами явление.

-ОМОНИМЫ

Исследовательское задание №3:

-попробуйте сами дать определение слову ОМОНИМ,  сравните с правилом в учебнике на стр.143.

-у кого совпали вас логические части?

Исследовательское задание №4:

-Откройте ваши школьные Толковые словари (стр.305) и определите, как строятся словарные статьи об

омонимах. (Учащиеся сами определяют, что для омонимов есть отдельные словарные статьи)

Добавление учителя:

1.Существуют специальные словари омонимов (показываю); кроме того, омонимы можно найти в Интернете в Википедии  (вывожу одну страницу  на большой экран). Омонимы придают особую выразительность пословицам: Каков ни есть, а хочет есть, загадкам и крылатым словам: У каких быков нет ни хвостов, ни рогов? (Быки мостов). В бою рубят, а после боя развлекают.(Шашки)

Давайте убедимся в том, что Омонимия (новый термин для пятиклассников)-довольно распространенное явление в русском языке

.  Учитель диктует:

 Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Также не откроешь дверь.

Учащиеся записывают загадку ,дают отгадки,  доказывают, что это омонимы

Исследовательское задание №4..

. Выразительно прочитайте тексты стихотворений. Определите, в каком тексте используются омонимы, а в каком – многозначное слово.

ДВЕ СЕМ_И

Жила-была сем_я:
Сп_шили, семеня,
По следу мамы Утки
Три радос_ных малютки.

Жила-была сем_я:
Весь день спала Свин_я,
Л_жали с ней в закутке
Три радос_ных малютки.

Вес_ло утята
В речку заплывали,
С визгом поросята
Ж_ром заплывали.
В реч(?)ке было ч_сто,
А в закутке грязно:
Каждый жил как хоч_т –
Это так прекрасно!

Учащиеся быстро находят и антонимы, и многозначные слова, и омонимы

Устные упражнения:

-на чем основана шутка? Какое явление положено в её основу?(Учащиеся вновь употребляют термин ОМОНИМИЯ)

Сев в такси,
Спросила такса:
– За проезд какая такса?
А водитель:
– Денег с такс
Не берем совсем,
Вот так-с!   (Я.Козловский)

-А теперь вернемся к рассказу о споре ребят.  Прочитам стихотворение,  найдём  омонимы, объясним   их значение.

ОВСЯНКА

Вот этой овсянки
Не хочется киске.
(Вот этой овсянки,
Которая в миске.)

Какой же овсянки
Она захотела?
Не той ли,
Что мимо сейчас пролетела?   А.Шибаев)

Итоги урока  .Рефлексия:

-На протяжении всего урока вы исследовали новое для вас понятие- омонимы.

Последнее исследовательское задание:

На доске выведено стихотворение  .Внимательно его прочтите и определите, какие признаки омонимов в нем названы?

 Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки. (М.Яснов)

Задание на дом: из раличных словарей, которые у вас есть дома(или из Интернета), выписать несколько пар омонимов(можно нарисоват  или сделать презентации.

                                              Приложения:

Литература:

Ахманова О.С.  Словарь омонимов русского языка . М,  1998

Даль В.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1: А-

З. – М.: Терра, 1995.

 Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- 4-е изд., дополненное. -  М.: Азбуковник,1995.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся.М., «Просвещение»,1978.

Работы учащихся  в формате презентаций.                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....