Использование таблиц при структурировании учебного материала
методическая разработка по русскому языку по теме

Серова Галина Вячеславовна

Пример использования таблицы при структурировании учебного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_tablic_pri_strukturirovanii_materiala.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Пример использования таблиц при структурировании материала

        В своей работе я стараюсь строить уроки таким образом, чтобы знания в значительной своей части не передавались обучающимся в готовом виде, а приобретались ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Я ставлю перед обучающимися мыслительные задачи,  максимально активизирующие  их мышление, побуждающие сравнивать факты, формулировать правила, определения. Для этого я использую на уроках составление таблиц. Работая над новой темой таким образом, ученики овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, вырабатываются навыки умственных операций и действий. 

       Основная функция структурной таблицы состоит в том, чтобы упорядочить сходный материал, разбросанный в разных параграфах, а то и в разных учебниках русского языка, наметить сквозные линии для обобщения, обеспечить условия для системного усвоения материала. Так, при изучении правила о слитном и раздельном написании не с частями речи в качестве систематизирующей (опорной) является  тема «НЕ слитно и раздельно с именами существительными» как базовая и наиболее пригодная для дальнейшего обобщения учебного материала. В тетрадях для правил составляется таблица «НЕ слитно и раздельно с именами существительными». После того, как записывается название таблицы, предлагаю оставить пустую строчку (в нее потом будут внесены дополнения), а только потом начертить таблицу. По мере знакомства с материалом параграфа, ученики заполняют ее основными положениями, оставляя также свободное место для примеров.

«НЕ слитно и раздельно с именами существительными                                 ».

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

1.Если не употребляется без не

(неряха,

1.Если есть противопоставление с союзом А (не друг, а враг.

2.Если можно заменить синонимом без не (недруг - враг,

 Когда изучаются темы «НЕ слитно и раздельно с именами прилагательными» и ««НЕ слитно и раздельно с наречиями на –о, -е», вносятся дополнения в название таблицы и в столбцы. Процесс структурирования учебного материала по данной теме в нашем варианте осуществляется в три этапа. Ученики  наблюдают полное совпадение правил написания не с существительными, прилагательными и наречиями на –о, -е. В результате получается следующее:

«НЕ слитно и раздельно с именами существительными, прилагательными и наречиями на -о, -е».

СЛИТНО

        РАЗДЕЛЬНО        

1.Если не употребляется без не

(неряха, неряшливый, неряшливо)

1.Если есть противопоставление с союзом А (Не друг, а враг. Не близкий, а далекий. Не близко, а далеко).

2.Если можно заменить синонимом без не (недруг - враг, неблизкий – далекий, нехорошо – плохо)

2. Далеко не, ничуть не, нисколько не, вовсе не, совсем не

Данная таблица может быть использована на  уроках как эффективное средство системного, обобщенного усвоения и повторения материала и при подготовке к экзамену.

          По мере работы с таблицами ребята выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно строить такие таблицы. Например, при изучении темы «Не с причастиями» им уже не составляет особого труда структурировать материал  подобным образом. Такой вид работы ценен тем, что она невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в изучаемой теме.

                                         Не с причастиями

Раздельно

Слитно

1. С краткими причастиями

(работа не выполнена)

1. Если не употребляется без не

(недоумевающий)

2.Если есть зависимые слова

(не выполненная вовремя работа)

2. Если нет зависимых слов

(невыполненная   работа)

3.Если есть противопоставление с союзом а

(не начатое, а законченное дело)

3.Если нет противопоставления с союзом а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».

Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...

Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».

Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...

Систематизация учебного материала на уроках истории посредством таблиц

Специфика предмета "История" такова, что нагромождение фактов, разбросанных по разным параграфам, без определенных приемов и технологий, не позволяют учащимся  их «переварить&raqu...

Таблицы прохождения учебного материала

Задания для 5-х классов на учебную неделю 06.04-11.04...

Обобщение опыта по теме "Использование технологии уровневой дифференциации учебного материала "

Обобщение опыта по теме "Использование технологии уровневой дифференциации учебного материала на уроках русского языка как средство повышения качества образования учащихся с разной мотивацией к о...

ТЕХНОЛОГИЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО МАТЕРИАЛА «УМНЫЕ ДОМИКИ»

Работа, подготовленная к НПК, составленная на учебных рекомендациях Рассела Тарра. Направление обучения - метод "Шестигранное обучение"...

ТЕХНОЛОГИЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО МАТЕРИАЛА «УМНЫЕ ДОМИКИ»

Работа, подготовленная к НПК, составленная на учебных рекомендациях Рассела Тарра. Направление обучения - метод "Шестигранное обучение"...