Главные вкладки

    Мультимедийная разработка урока по русскому языку в 9 классе
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

    Лобачева Инна Алексеевна

    Данная разработка урока отвечает всем последним требованиям ИКТ. Это обобщающий урок по русскому языку в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение". К этому уроку разработана и презентация , которая содержит практический материал к уроку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lobacheva_ia_1.pptx1.34 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема: «Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения» Предметная область: русский язык Участники : учащиеся 9 класса МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 

    Слайд 2

    Автор: Лобачева Инна Алексеевна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №10 » Тюменской области ХМАО Югра г. Когалыма  2

    Слайд 3

    Содержание представляемого материала  3

    Слайд 4

    Место урока в изучаемой теме Тема модуля «Бессоюзные сложные предложения» включает в себя 7 уроков. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значение перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Контроль знаний.  4

    Слайд 5

    Цели урока: Образовательная: – обобщить и систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Развивающая: – работать над развитием речи учащихся. Воспитательная: – воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника; – воспитывать умение работать в паре и в коллективе.  5

    Слайд 6

    Задачи урока : Систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях. Уметь определять и анализировать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения разных видов. Правильно выбирать знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Совершенствовать речевые умения создавать устное высказывание научного характера.  6

    Слайд 7

    Планируемые результаты Учащиеся должны знать: что такое бессоюзное сложное предложение и его отличие от других сложных предложений; какие смысловые отношения бывают между частями бессоюзного сложного предложения; основные правила постановки знаков предложения (запятая, тире, двоеточие, точка с запятой) в бессоюзных сложных предложениях. уметь: о босновать выбор знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях; создавать устные высказывания научного характера; производить замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; строить схемы бессоюзных сложных предложений.  7

    Слайд 8

    Тип учебного занятия: урок повторения, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Методы обучения: по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый (работа с учебником, демонстрация слайдов презентации); по источнику знаний: словесные, догматические «знания в готовом виде»; по способу организации деятельности: практические, самостоятельные под руководством учителя; м етоды контроля и самоконтроля; методы поощрения. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; парная; индивидуальная.  8

    Слайд 9

    Структура урока: Организационный момент – 3 мин. доведение цели урока до учащихся; ознакомление с планом работ; инструктаж по работе с ЦОРом урока. Проверка домашнего задания – 3 мин. Проверка ранее изученного материала – 12 мин. фронтальный опрос; диагностический тест. Закрепление знаний – 15 мин. блиц-опрос; выполнение практических заданий. Контроль за усвоением знаний – 5 мин. Подведение итогов урока. Рефлексия – 1 мин. Постановка домашнего задания – 1 мин.  9

    Слайд 10

    Оборудование, информационно-коммуникационная образовательная среда, учебно-методические материалы Рабочее место учителя (персональный компьютер, проектор, экран). Рабочее место ученика, оборудованное персональным компьютером. Презентация к уроку: «Бессоюзное сложное предложение . Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения». Учебник «Русский язык. 9 класс». Дидактические материалы по русскому языку 9 класс по теме « Бессоюзное сложное предложение».  10

    Слайд 11

    Источники информации Программа по русскому языку. 5-11 класс. Русский язык. 9 класс. Учебник . Под ред. Л.А. Тростенцовой , Т.А. Ладыженской . М.: Просвещение, 2004. Поурочные разработки по русскому языку. Методика подготовки к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. Под ред. Н.В. Егоровой. М.: Вако , 2004. Поурочное планирование по русскому языку. 11 класс. Под ред. Н.И. Демидовой. М.: Экзамен, 2006. Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ. 10-11 класс. Под ред. Т.Ю. Угроватовой . М.: Эксмо , 2007.  11

    Слайд 12

    Действия учителя Определение целей и задач урока. Отбор ресурсов для самостоятельной работы учащихся в компьютерном классе. Учитель заранее просматривает и отбирает ресурсы различных типов по изучаемой теме (интерактивные и электронные задания), продумывает возможные формы заданий с ними. Подготовка заданий, выполняемых учениками в ходе работы, и расчёт времени их выполнения. Учитель формирует задания для самостоятельной работы. Задания можно создать в редакторе MS Word , распечатать на принтере и раздать ученикам или вывести на экран с рабочего места учителя. Контроль уровня усвоения учебного материала с использованием мультимедийного теста. Учитель подготавливает серию логически связанных между собой вопросов для фронтального блиц-опроса на основе материала урока. Создает диктант «Проверь себя».  12

    Слайд 13

    Действия ученика Выполняет поставленные учителем задачи, обобщает, систематизирует материал и затем применяет полученные знания на практике.  13

    Слайд 14

    Технологическая карта урока 

    Слайд 15

    I . Организационный этап (3 мин)  15

    Слайд 16

    II . Проверка домашнего задания (3 мин)  16

    Слайд 17

    III .1. Проверка ранее изученного материала (12 мин)  17

    Слайд 18

     18 III .2. Проверка ранее изученного материала (12 мин)

    Слайд 19

    IV .1. Закрепление знаний (блиц-опрос) (3 мин)  19

    Слайд 20

    IV .2. Закрепление знаний ( выполнение практических заданий) ( 15 мин)  20

    Слайд 21

    Критерии оценивания для учащихся «5» ― 5 заданий «4» ― 3-4 задания «3» ― 2-3 задания «2» ― менее 2-х заданий 21 

    Слайд 22

    V . Контроль за усвоением знаний (5 мин)  22

    Слайд 23

    Критерии оценивания для учащихся «5» ―0 ошибок «4» ― 1-2 ошибки «3» ― 3-4 ошибки «2» ― более 5 ошибок 23 

    Слайд 24

    VI . Подведение итогов урока ( 1 мин)  24

    Слайд 25

    VII . Постановка домашнего задания ( 1 мин)  25

    Слайд 26

    Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения Предмет: русский язык Класс: 9 класс Учитель: Лобачева Инна Алексеевна  Презентация к уроку Еще Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г. Паустовский

    Слайд 27

    Проверка домашнего задания Найти в 1-м действии комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» бессоюзные сложные предложения, выписать их и объяснить постановку знаков препинания. Дитя , первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Я тогда же вам докладывал: ну, да, извольте отдавать портному. Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко. Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева ; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын. Дядюшка его, господин Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником . 27 

    Слайд 28

    Ответьте на вопросы: Что такое бессоюзное сложное предложение? В чем его отличие от других сложных предложений? Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения? В каких случаях ставится каждый из этих знаков? Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении? 28  СПРАВКА 1 СПРАВКА 2

    Слайд 29

    Справка 1 Бессоюзным сложным предложением называется предложение, которое образует единое целое в структурном и смысловом плане посредством интонации, без союзов и союзных слов. Однако любое бессоюзное сложное предложение соотносится с каким-либо союзным: либо со сложносочиненным со значением сопоставления, противопоставления, либо со сложноподчинённым времени, условия, причины, изъяснительным и т.п. В результате этого определяются смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. 29 

    Слайд 30

    Справка 2. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 30  № п/п Структура предложения Пример 1 А) [ ],[ ],[ ]. (перечисление, значение одновременности) Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький) Б) [ , ];[ ] . (перечисление, но части сложного предложения осложнены) Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев) 2 [ ]: [ причина ] . Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов) 3 [ ]: [ пояснение ]. (а именно) Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин) 4 [ ]: [ дополнение ]. (что?) Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин) 5 А) [ условие ] – [ ] . (если) Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица) Б) [ время ] – [ ] . (когда) Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин) 6 [ ] – [ следствие ] . Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов) 7 [ ] – [ ] . (противопоставление (а, но) ) Лето припасает – зима поедает. (Пословица) 8 [ ] – [ ] . (сравнение (будто, как) ) Молвит слово – соловей поёт. (Пословица)

    Слайд 31

    Диагностический тест 31 КЛЮЧ 

    Слайд 32

    1. Какое утверждение является неверным ? В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией; Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений; Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями. 32 ВОПРОС 1 ВОПРОС 2 ВОПРОС 3 ВОПРОС 4 ВОПРОС 5 ВОПРОС 6 ВОПРОС 7 

    Слайд 33

    2 . Допишите, образуя БСП: Любите книгу … ( причина); Я давно написал другу письмо … ( противопоставление); Раздался удар грома … (быстрая смена событий ). 33 ВОПРОС 1 ВОПРОС 2 ВОПРОС 3 ВОПРОС 4 ВОПРОС 5 ВОПРОС 6 ВОПРОС 7 

    Слайд 34

    3 . Продолжите предложение «У берегов наросла стеклянная полоска льда …», чтобы получилось предложение следующих типов : п ростое с однородными членами (без союзов); БСП, между частями которого надо поставить запятую; БСП, между частями которого надо поставить точку с запятой. 34 ВОПРОС 1 ВОПРОС 2 ВОПРОС 3 ВОПРОС 4 ВОПРОС 5 ВОПРОС 6 ВОПРОС 7 

    Слайд 35

    4. Какова роль тире в предложении «Высоко над горами зашумел ветер – предвестник бурана»? разделяет подлежащее и сказуемое; обозначает пропуск члена предложении; отделяет приложение . 35 ВОПРОС 1 ВОПРОС 2 ВОПРОС 3 ВОПРОС 4 ВОПРОС 5 ВОПРОС 6 ВОПРОС 7 

    Слайд 36

    5 . Укажите, почему стоит тире в БСП «Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания». содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого; предложение рисует быструю смену событий; в торое предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении . 36 ВОПРОС 1 ВОПРОС 2 ВОПРОС 3 ВОПРОС 4 ВОПРОС 5 ВОПРОС 6 ВОПРОС 7 

    Слайд 37

    6. Объясните, почему стоит двоеточие «Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий». второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первой части; в торое предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание; в торое предложение распространяет один из членов первого предложения . 37 ВОПРОС 1 ВОПРОС 2 ВОПРОС 3 ВОПРОС 4 ВОПРОС 5 ВОПРОС 6 ВОПРОС 7 

    Слайд 38

    7 . Прочитайте предложения (знаки препинания не расставлены ): Не всё в парке помнит Тургенева деревья умирают так же как люди. Сознательно читать я научился когда мне было лет четырнадцать. Зарумянилась вишня и слива налилась золотистая рожь. Волнистые облака рассеялись и стало жарко. Поздняя осень пора глухая. В деревне теперь не проехать река разлилась . 38 Заполните таблицу: Виды предложений Номера предложений Простые ССП СПП БСП ВОПРОС 1 ВОПРОС 2 ВОПРОС 3 ВОПРОС 4 ВОПРОС 5 ВОПРОС 6 ВОПРОС 7 

    Слайд 39

    Ключ к диагностическому тесту С 12 12 Б С А Ответ к заданию: 39  Виды предложений Номера предложений Простые 5 ССП 4 СПП 2 БСП 1 , 3 , 6

    Слайд 40

    Оформить таблицу-памятку по БСП и его пунктуационному оформлению 40  Соотнести со сложносочиненным предложением Соотнести со сложноподчиненным предложением Смысловое отношение Союзы Знаки препи-нания Смысловое отношение Союзы Знаки препи-нания Перечислительные Обусловленности: — времени — условия — уступки — сравнения Сопоставительные Причины Пояснительные Следствия Изъяснительные

    Слайд 41

    Ключ к оформлению таблицы-памятки по БСП и его пунктуационному оформлению 41  Соотнести со сложносочиненным предложением Соотнести со сложноподчиненным предложением Смысловое отношение Союзы Знаки препи-нания Смысловое отношение Союзы Знаки препи-нания Перечислительные и , Обусловленности: — времени — условия — уступки — сравнения когда если хотя снова ― Сопоставительные а, но, однако , ― Причины потому что, так как . Пояснительные а именно . Следствия так что (поэтому) ― Изъяснительные что именно ;

    Слайд 42

    Блиц-опрос 42  Какие предложения называют бессоюзными? Каково строение и грамматическое значение бессоюзных сложных предложений? На какие структурно-семантические группы делятся бессоюзные сложные предложения? Какие из них близки к сложносочиненным, а какие – к сложноподчиненным? Расскажите, каково строение (включая интонацию) и грамматическое значение бессоюзных сложных предложений каждого типа? Каковы правила пунктуации в бессоюзных сложных предложениях?

    Слайд 43

    Практическая работа 43 НАЧАТЬ 

    Слайд 44

    Задание № 1. Списать текст, расставляя знаки препинания. Что является средством связи в этих бессоюзных предложениях? ( На) лево чернело глубокое ущелье за ним и (в) переди нас (темно) синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне еще сохранявш ..м последний отблеск зари. ( М. Лермонтов ) ( Железно) дорожный путь здесь перес ..кала сельская грунтовая дорога шедшая в город на этой земл ..ной дороге лежали пучки соломы и сена упавшие с возов ивовые прутья и конский н.. воз . ( А. Платонов ) От мороза (по) белели деревья лошади бороды казалось даже сам воздух тр .. щал (не) вынося холода. ( А. Чехов ) Пели зябл .. ки з.. рянки щ..бетели чижи тихо ш.. лково шуршали листья деревьев. ( М. Горький ) На наб .. режной зажегся дли(н, нн ) ый ряд фонарей они упл ..вали (в) даль бе .. конечн ..й (мутно) белой полосой. ( А. Рыбаков ) 44 

    Слайд 45

    Задание №2.1. Запишите, расставляя необходимые знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы . Определите смысловые отношения данных БСП. Дядя Максим угадал(:) тонкая и богатая нервная организация мальчика брала свое и восприимчивостью к ощущениям осязания и слуха(,) как бы стремилась восстановить до известной степени полноту своих восприятий. Отец был похож на тысячу других деревенских помещиков юго-западного края(:) он был добродушен, даже, пожалуй, добр, хорошо смотрел за рабочими и очень любил строить и перестраивать мельницы. В последовавшей затем знойной тишине отчетливей зажужжали мухи(,) петух по причине орудийного обстрела(,) не рискуя вскочить на плетень где-то под сенью лопухов(,) разок-другой хлопнул крыльями непринужденно(,) но глухо пропел. 45 

    Слайд 46

    Задание №2.2. Запишите, расставляя необходимые знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы . Определите смысловые отношения данных БСП. Утром (,) как и ежедневно в доме Христиана Андреевича(,) все повторялось по заведенному порядку(:) пружина трудового дня начала распускаться с последних третьих петухов(,) потом промычала корова. Богатырь умрет(-)имя его останется. Задремали звезды золотые(,) задрожало зеркало затона(,) брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. ( С. Есенин ) Издалека налетая крепкий дует ветерок(,) пухом землю устилая крупный падает снежок. ( И. Любин ) Шерсть чесать (-) рука болит(,) письмо писать (-) рука болит(,) воду носить (-) рука болит(,) кашу варить (-) рука болит(,) а каша готова и рука здорова. 46 

    Слайд 47

    Задание №3. Переделайте сложносочиненные предложения в бессоюзные сложные предложения . Если зимою сухо и холодно, то летом сухо и жарко. Дальнейший разговор их я не передаю, потому что и был бесполезен и пуст … ( М. Лермонтов ) Знайка все с полуслова понимает, а незнайка на все только рот разевает. Он чувствовал, как сердце его, капля по капле, переполняется горечью. Если желаешь познакомиться с человеком, то расспроси о его друзьях. Мы все стояли, потому что сесть было не на что. 47 

    Слайд 48

    Задание №4. Произведите синтаксический разбор БСП : Я быстро взглянул вверх: над нами бесшумно летела крупная птица. ( Е. Чарушин ) 48 

    Слайд 49

    Задание №5. Лингвистическая задача В полном собрании сочинений А.С. Пушкина (1964 года издания) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так: Он знак подаст – и все хлопочут; Он пьет – все пьют и все кричат; Он засмеется – все хохочут; Нахмурит брови – все молчат… В трехтомнике 1989 г вместо тире стоят двоеточия: Он знак подаст: и все хлопочут; Он пьет: все пьют и все кричат; Он засмеется: все хохочут: Нахмурит брови: все молчат… Докажите, что знаки одного из вариантов легко оспорить, зная особенности бессоюзных сложных предложений. Какой вариант верен? 49 

    Слайд 50

    Диктант. Проверяю себя: 50  Фонарей на этой захолустной улице не было. Павел шагал наудачу ; раз он больно ударился коленкой о столбик и брезгливо поморщился : боль мешала думать. Кругом находились сады , поэтому хорошо пахло , как пахнет во время дождя в лесу : сыростью , березовым листом и какими-то цветами , которые только и пахнут в сырую погоду. Было так темно , что , казалось , темнее не может быть. Когда же Павел вышел на берег реки и уже не было видно силуэтов домов и огоньков в окнах , тьма стала глубже и тяжелее и так близко надвигалась сверху и с боков , точно хотела задушить. И грязь стала глубже , и лужи чище , и уже не пахло садами – пахло невидимой водой и тучами.

    Слайд 51

    Домашнее задание: 51  П риготовиться к зачету и диктанту. Упр. 458.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

    Тема: Служебные части речи                     ...

    Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

    Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

    Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

    Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

    Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

    В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

    Мультимедийная разработка урока по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ

    Учебное занятие для обучающейся 5 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умеренной умс...

    Мультимедийная разработка учебного занятия русский язык 9 класс

    Мультимедийная разработка учебного занятия 9 кл.Типы сложного предложения с средства связи  между его частямиЦель: закрепление и систематизация  знаний учащихся о сложных предложениях и сред...