Урок развития речи в 6 классе по теме «Описание места»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок развития речи в 6 классе по теме «Описание места»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_6_klasse.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе по теме

«Описание места»

        

                                                                         Учитель русского языка

                                                                         и литературы  О.В.Годунко

ЦЕЛИ УРОКА:

I) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

-        учить строению текста типа описание

-        учить находить в художественной литературе средства выразительности, при помощи которых автор рисует обстановку

-        учить применять данные приёмы в своей речи

2)        РАЗВИВАЮЩИЕ

-        прививать любовь к слову, его звучанию, правильному произношению

-        пополнять лексикон учащихся

3)        ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

-        воспитывать любовь и уважение к выдающимся соотечественникам, мастерам русского слова.

ОБОРУДОВАНИЕ: творческие работы учащихся, демонстрационные иллюстрации, подготовленные учащимися при прочтении заданного на дом текста ;

подобранные самостоятельно тексты типа описание места, любое самостоятельное творчество, к которому эти тексты вдохновляют;

фонограммная запись музыки на стихотворение С.А.Есенина "Задремали звёзды золотые..

толковый словарь и словарь синонимов;  карточки-схемы предложений.

  1. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

 (беседа по вопросам с проверкой          домашнего задания)

На прошлом уроке мы приступили к изучению типа речи "Описание"

  1)        Чем отличается описание от повествования? (в тексте-повествовании говорится о сменяющих друг друга действиях, а в тексте-описании - об одновременных признаках чего-либо)

  2)        Какие различают описания в зависимости от того, что описывается? (описание предмета, например, человека, животного, вещи. др -описание места-описание состояния (человека, природы)

  3)        А с точки зрения стилистики, с каким описанием мы работаем? ( художественным)

  4)        Вспомните, какая речевая ситуация характерна для художественного стиля речи?

(Р.С. - один говорит для многих с целью воздействия)

  5)        А можем ли мы с вами воздействовать друг на друга, например, своим сочинением - описанием?(можем)

  6)        А что нужно для того, чтобы уметь воздействовать на читателя? (ответы ребят)

А этому всему надо учиться.

  7)        Итак, вспомним, как строится описание места.

Опорный конспект у ребят имеется:

*        говорится о предметах и их местоположении;

*        схема: Д (где?) - место -- Н (что?) – предмет (Д – данное, Н – новое)

*        языковые средства:

-        наречия места, н-р, рядом, вблизи, слева, недалеко

-        прилагательные - уточняют, помогают нарисовать

-        предложения без глаголов-сказуемых н-р, Налево - шкаф с книгами.

  8)        Кто желает зачитать свои работы с использованием полученных на прошлом уроке знаний? (чтение 1,2 домашних миниатюр)

II.        НОВОЕ

Задача сегодняшнего урока - проанализировать ряд фрагментов текстов типа описание места выдающихся мастеров слова, известных вам писателей и поэтов , для того, чтобы увидеть, как писатели, применяя знания законов художественной речи, создают произведения искусства, а главное, учиться подражать мастерам русского слова.

1)        Послушайте фрагмент текста, ответьте , можно ли считать данный текст описанием места ?

Чтение текста учителем ( упр.№688 учебника 6 класса М.М. Разумовской)

Издали, с пригорка, спокойно поглядывают на приезжего длинные бревенчатые дома, вытянувшиеся в цепочку. С противоположной стороны подпирает село высокий холм. На холме шумит берёзовая роща. Под холмом - ключ. Над ним небольшой теремковый сруб Между лесами затеряны поля, засеянные рожью, пшеницей и льном.

                                                                                                                     ( По Ю.Куранову)

( Да. Это описание места)

2)        Определите стиль.

3)        Докажите.

4)        В чём особенность этого фрагмента?

5)        Обратите внимание на глаголы-сказуемые , как автору удалось обойтись без глаголов "находится", "есть", "имеется"?

( писатель применил приём олицетворения)

6)        Покажите олицетворение.

7)        Найдите предложения, в которых опущены глаголы-сказуемые. Какова их роль?

( при их помощи автор избегает неоправданного повтора)

(при их помощи постигается краткость, точность изложения)

8)        Найдите предложения с причастными оборотами.

9)        Какова их роль в тексте?

(помогают нарисовать предмет)

10)        Проследим это.

Выпишите I и последнее предложения текста;

1        - Женя - у доски

2        - Паша - у доски

-        Схематически докажите пунктограммы.

-        1 предложение - слово "приезжий" : какой частью речи является?

( существительное, образовано переходом из одной части речи в другую)

-        С точки зрения орфоэпии это слово ошибкоопасно при произношении или ударении?

(при произношении)

-        Продемонстрируйте это транскрипцией.

-        Выполните морфемный и морфологический разбор причастия

           вытянувшиеся

-        2 предложение - объясните пунктограммы

-   Выполните морфемный и морфологический разбор причастия «затеряны»

-   Вернёмся ещё раз к полному фрагменту текста.

Что же предстоит взять отсюда для себя на заметку? (ответы ребят)

ВЫВОД: В художественном описании места используются причастия,

помогающие, как и прилагательные, нарисовать предмет, а также глаголы, олицетворяющие неживые предметы.

Чтение текста учителем (упр. №690)

 В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. (Около пня было много опят...) На срезе пня мягкой шапкой лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. А на кончиках лапок поблёскивали росинки смолы.

                                                                                                                  ( В.П.Астафьев )

1)        Автор

2)        Тип и стиль речи

3)        Найдите "данное" и "новое" и запишите в 2 столбика

 ( Д (данное)        Н (новое)

     где?     -    что?

в осиннике -        пень

пень        - выводки опят

на срезе пня      -         мох с кисточками брусники

здесь же     -        всходы ёлочек

на кончиках лапок        -  росинки смолы)

4)        Удачно ли в тексте 2 предложение?

5)        Какие языковые средства использовал писатель, чтобы нарисовать картину?

(олицетворения: опята сторожили, мох лежал, ёлочки ютились)

6)        Выберите именные словосочетания из текста.

7)        Запишем самые интересные, на ваш взгляд, словосочетания.

           в  тонкоствольном осиннике

-        проведите словообразовательный и морфемный разбор зависимого слова.

           рябоватые шляпки рябоватые

какое значение придает оват слову? (чуть-чуть) растолкуйте при помощи подбора синонимов слова линялый - выцветший, полинявший

хилый - слабый, болезненный (словарь синонимов) 

-        растолкуйте слово ютиться - помещаться на небольшом пространстве (толковый сл.)

8)        Выпишите 4-е предложение, объясните пунктуацию.

9)        Сделайте самостоятельно вывод о том, какие языковые средства помогли автору нарисовать словесную картину описания места.

( - прилагательные, причастия;

-        причастные обороты;

-        приём олицетворения )

10)        Ребята, вам понравилась эта зарисовка? Чем? Поделитесь.

       

    Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами эта же картина, выполненная кистью и красками учеником нашего класса Алёшей.

1)        Как вы считаете, нашему художнику удалось передать то, что увидел и описал В.П.Астафьев?

2)        Чтение текста ещё раз, сравнивая с картиной.

3)        Как бы вы озаглавили этот текст? ("Мудрый пень", "Старый пень")

4)        Перескажите текст, глядя на картину.

5)        Алёша, когда ты создавал своё произведение искусства, какие чувства ты испытывал?

-        А что, ты считаешь, послужило этому?  (тонко подобранные для описания слова)

6)        В чём же назначение писателей и поэтов?

(воздействовать на читателя, не оставлять его равнодушным ко всему на нашей планете)

ВЫВОД: Нужно быть очень внимательным к слову писателя и поэта.

        Слово учителя.

Благодаря писателям возникло множество шедевров и в других видах искусства. Опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила" написана по одноимённому произведению А.С.Пушкина, музыка к балету "Шелкунчик" по сказке Т.А.Гофмана написана П.И.Чайковским, картина Врубеля "Царевна - Лебедь" создана к сказке А.С.Пушкина, и множество других произведений можно привести в пример. Вот и сегодня фрагмент текста В.Астафьева вдохновил нашего Алёшу к творчеству.

А вот девочек, я знаю, вдохновило стихотворение С.А. Есенина "Задремали звёзды золотые.."

П0ЮТ ПОД ФОНОГРАММУ (изучено на уроке музыки)

Женя тоже изобразила одну строфу стихотворения Есенина кистью.

1)        Перескажите письменно по памяти последнюю строфу, которая изображена Женей.

У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: " С добрым утром!"

2)        Эта зарисовка соответствует теме нашего урока? Покажите.

3)        Объясните пунктограммы.

4)        Поднимите карточку со схемой, которой соответствует это предложение. ( А:"П! " )

5)        орфограмму - шаловливо - шалость

Что же нового вы узнали на уроке о строении текста типа описание места?

Домашнее задание:

Используя полученные знания, написать мини-сочинение описание  места (лесной полянки, уголка парка, дворика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

Урок развития речи, 5 класс, описание животного.

Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....