"Слово о словах"
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Григорькина Елена Юрьевна

Внеклассное мероприятие "Слово о словах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_slovo_o_slovah.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему:

«Слово о словах»

Учитель русского языка и литературы:

Григорькина Е.Ю.

Рассказ учителя.

Сегодня мы поговорим с вами о словах. Об их значении, возможностях, величии. Мы точно не знаем, когда и как люди научились разговаривать. Это было очень – очень давно. В одном из древнейших вавилонских мифов сказано: «Когда вверху не названо небо, внизу земля была безымянной», в мире существовал хаос, олицетворённый чудовищем. После победы над ним были созданы – иначе говоря, названы словом – небо, земля и всё, что на них находится.

В древности понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Отсюда возникла вера в магическую силу слова. Слова могут спасти человека, а могут убить, могут исцелить или навлечь болезнь, могут привести любимого на твой порог, а могут сделать так, что он забудет к тебе дорогу. Слово может всё! Из глубины веков пришли к нам слова различных заговоров и заклинаний. По сей день, многие целители пользуются чудодейственной силой слова. Например, известен такой заговор от болезней: «Соль солёна, зола горька, уголь чёрен. Ты, соль, услади, ты, зола, огорчи, ты, уголь, очерни. Моя соль крепка, моя зола горька, мой уголь чёрен. Кто съест мою соль, от того откачнуться все болести, кто полижет мою золу, от того убегут лихие болести, кто сотрёт зубами уголь, от того отлетят узороки со всеми призороками (то, что сделано во вред)». Сейчас кто – то верит в заговоры и заклинания, кто – то нет, а в древности к людям, обладающим талантом помогать словом, относились с великим почтением. Известно, что для записывания ассирийских заговоров служили глиняные таблички, которые высушивали на солнце и обжигали. Благодаря своей прочности они пролежали в земле около 7 тысячи лет.

«Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие», - поучал египетский фараон своего сына более 4 тысяч лет назад. Об этом необходимо помнить каждому человеку. Словом можно обидеть, оскорбить, нанести душевную травму, которая тяжелее физического недуга. Добрая сила слова облегчает страдания, восстанавливает спокойствие, поднимает настроение.

В мире существует множество различных языков и диалектов, на которых говорят жители нашей планеты. В древности существовала легенда, которая объясняла многообразие языков.

Вопрос: кто из вас помнит её? (Выслушать детей, похвалить, продолжить рассказ).

На всей Земле был один язык и одно наречие. Люди решили построить башню высотой до небес и тем себя прославить. Но Бог, разгневавшись на людей за их непомерную гордыню, смешал их языки так, чтобы один не понимал другого, и строители уже не могли договориться о своей работе. Башня осталась недостроенной. Город этот назывался Вавилон (древний город на берегах Евфрата, название переводится как «ворота Бога»).

С характером языка тесно связана система письма. Греческий историк Геродот, живший в V веке до н.э., рассказывает о письме скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришёл в лагерь персов и положил перед царём подарки, состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Скифы не умели писать, поэтому их «послание» так выглядело. Дарий спросил, что означают эти дары? Гонец ответил, что ему велено вручить царю и вернуться обратно, а персы должны разгадать смысл «письма». Дарий долго совещался со своими воинами и, наконец, сказал, как он понял смысл письма: «мышь живёт в земле, лягушка живёт в воде, птица подобна лошади, а стрелы – военная храбрость скифов». Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покорятся персам, отдавая свою военную храбрость. Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал «письмо»: «Если вы, персы, не улетите, как птицы, в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачете в озёра, то не вернётесь назад и падёте под ударами наших стрел». Письмо можно прочитать по – разному.

Творческое задание.

Сейчас сидящие на первой парте каждого ряда получат набор предметов:

1 – ластик, карандаш, циркуль, ножницы, треугольник.

2 – изображение кошки, мыши, собаки, рыбы, маленький мячик.

3 – помада, тени, пустой флакончик из – под духов, конфета, изображение обезьяны.

Сидящие на первых партах зашифруют с помощью этих предметов некое послание и запишут его на бумаге. Послание оставят у себя, а предметы передадут на следующую парту. Сидящие на этой парте зашифровывают послание, записывают расшифровку, загадывают своё послание, записывают и передают только предметы на следующую парту. Все шифровки и расшифровки сдают учителю.

Комментарий учителя.

Рассказ учителя.

На протяжении многих лет учёных интересуют вопросы: когда и как родилась славянская азбука и были ли до её появления какие – нибудь другие письменные знаки?

Первым историком славянской письменности был болгарский книжник, учёный – монах Храбр. Жил он в X столетии при дворе болгарского царя Симеона. Храбр говорит о двух этапах развития славянского письма.

Первый – «когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, поэтому считали и гадали они при помощи черт и резов» (вырезанных узоров).

Второй – «когда они крестились, то стали писать римскими и греческими письменами», но это было письмо без «устроения», не приспособленное для славянской речи. В 1899 году был найден глиняный сосуд с необычным орнаментом, расшифровав который, стало понятно, что содержание его совпадает с последовательностью славянских церковных праздников.

Прямым предшественником современного алфавита является алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием, а самая старая берестяная грамота, свидетельствующая об умении писать, написана в XI веке.

Творческое задание.

Сейчас мы попробуем составить послания с помощью пиктографии – самого первого способа письма в рисунках.

Один учащийся подойдёт к доске и, получив задание, нарисует то, что он хочет передать другим. Будет трое участников.

В качестве заданий используются известные поговорки.

1 – Много будешь знать – скоро состаришься.

2 – Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

3 – Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться.

Комментарий учителя.

Итоговое творческое задание.

Настало время для последнего конкурса. Даны ключевые слова: дорога, учитель, школа, ученик, оценка, интерес, скука. Ваша задача – составить заговор на отличную учёбу.

1 ряд составляет заговор по математике.

2 ряд – по русскому языку.

3 ряд – по истории.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов  в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви.

Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви....

Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"

В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...