Занятие по теме "Ты и твоё имя" в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Данное занятие для обучающихся 7 класса разработано в рамках ФГОС. Знакомит с разнообразием и происхождением имён, с их ролью; воспитывает умение гордиться своим именем, уважение к истокам христианской культуры; развивает логику и память обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_fgos.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в соответствии с требованиями ФГОС

Автор

Ненахова Наталья Александровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 27 с углубленным

изучением отдельных предметов»

г. Балаково Саратовской обл.

Тема занятия: Ты и твоё имя

Класс: 7

Предмет: русский язык, литература

Цели занятия:        познакомить с разнообразием и происхождением имён, с их ролью;

воспитывать умение гордиться своим именем;

развивать логику и память учащихся;

воспитывать уважение к истокам христианской культуры.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и, называя соседа по имени, пожелайте удачи на занятии.

Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выполняют задание, демонстрируя своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение знакомого материала, необходимого для «открытия нового знания», целеполагание

На доске мужские и женские имена, некоторые из них с происхождением

- Распределите слова (словосочетания) по группам

- Оцените работу соседа

- По каким признакам распределяли? О чём пойдёт речь?

1-ый чтец:        Дорогие друзья!

Наташи и Саши,

Татьяны и Иваны,

Жени и Кристины

И многие другие,

Сегодня требуется нам

Исполнить оду именам.

2-ой чтец:        Сегодня праздник посвящаем

                Нашим мудрым именам.

- Прочтите высказывание: Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. (Дейл Карнеги)

- Сделайте вывод. Что для нашего занятия это высказывание?

- Как думаете, какова тема занятия?

3-ий чтец:        Согласно словарю В.И.Даля, имя – это названье, наименованье, слово, которым зовут, означают особь, личность. Ключевые слова этого определения указывают на то, что имя выделяет конкретного человека из общей массы, отмечает его особенность, уникальность.

- Какова главная цель занятия?

- Какова задача занятия?

- Итак, тема нашего занятия «Ты и твоё имя». Сегодня речь пойдёт о разнообразии, происхождении и роли имён в нашей жизни. А эпиграфом по праву будем считать высказывание Дейла Карнеги… К этим словам мы вернёмся позже, а теперь продолжим.

Распределяют слова и осуществляют самопроверку

Дают ответ

Выделяют признак

Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)

Формулируют тему (Ты и твоё имя)

Формулируют цель, задачи

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Работа над темой

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися материала темы

Разнообразие и происхождение имён

2-ой чтец:        С первых дней раннего детства ни одно слово не слышит человек так часто, как собственное имя. Сначала оно употребляется в уменьшительной форме, потом в обыденной или полной, затем к нему начинают прибавлять отчество…

Работа в группах

- Одна группа проводит анализ имён, другая – отчеств.

- Подведём итоги

1-ый чтец:        Нет меж живущих людей,

                Да и не может быть безымянных,

                В первый же миг по рождении

                Каждый убогий и знатный

                Имя, как сладостный дар,

                От родимых своих получает.

2-ой чтец:        Эти слова Гомера – древнего философа, поэта и мудреца, жившего еще до нашей эры, – и дают нам основание полагать, что обычай давать имя         новорожденному существовал еще с незапамятных времен.

3-ий чтец:        Древние считали, что с именем человека связана его судьба. У многих народов было принято держать имя ребенка в секрете, чтобы силы зла не могли ему навредить. Иногда ребенку давали два имени: одно, настоящее, не знал никто, кроме родителей, а другое, ложное, было известно всем. Не зря во многих древних сказках и мифических повествованиях герой скрывает свое имя; кто выведает его, получает над героем полную власть.

2-й чтец:        В дохристианские времена существовали самые разные традиции имянаречения. Дитя получало имя в честь старшего в роду, в честь деда или прадеда; иногда – в честь умершего предка. Часто высокая честь придумать младенцу имя предоставлялась только отцу, только матери или только самому старшему родственнику.

1-ый чтец:        Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа и других народов в древности существовал обычай: при рождении ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков. Например: Добрыня, Дружина, Калина. До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по внутреннему и внешнему признаку (Большой, Рябой, Косой, Буян, Молчан, Кудряш, Нелюб), отражали порядок появления новых членов семьи (Первой, Третьяк, Малюта, Меньшик).

3-ий чтец:        Имена отражали социальное и экономическое положение (Холоп, Бобыль), место происхождения (Инозем, Казанец), церковные отношения (Грех, Богомол, Игумен). Многие имена стали основой фамилий: Богомол – Богомолов, Кудряш – Кудряшов, Молчан – Молчанов и др.

4-ый чтец:  В христианские времена имянаречение совершалось при крещении. В православных традициях имя подбиралось по святцам (Святцы – это особые книги, в которых записаны имена святых на каждый день): ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпал с днем появления малыша на свет или днем крещения. Так святой становился невидимым покровителем, защитником человека, его ангелом-хранителем. Отсюда появилось такое понятие как «духовное рождение» (в день крещения, день именин), «телесное» же рождение – это день рождения человека.

1-ый чтец:        Сейчас у нас празднуются дни рождения, а не именины. Не все родители считают нужным совершать обряд, называть ребенка в честь святого. Крестить или не крестить младенца – это лично дело каждого! Но в шутку или в серьез – каждый волен поздравить друг друга с именинами. Заглянув в календарь, можно узнать, когда у кого праздник. Например, у Анастасии именины 4 января, у Татьяны – 25 января, у Кристины – 19 февраля, у Евгения – 20 марта, у Веры, Надежды и Любови – 30 сентября, у Олега – 3 октября и т.д.

- Но как же быть с теми, чьи именины в святцах встречаются несколько раз? Например: у Ивана, Александра, Андрея, Алексея и др. В этом случае, если человек некрещеный, то надо ориентироваться на дату его «телесного» рождения, а если крещеный, то на дату его «духовного» рождения, т.е. крещения. Бывает, что эти даты совпадают или находятся рядом. Например: у некрещеного Александра дата рождения 5 марта, значит днем его именин станет 8 марта, т.е. ближайший день, указанный в святцах.

3-ий чтец: В наши дни имя ребёнку не всегда даётся по святцам. Родителям хочется, чтобы имя звучало красиво, чтобы оно, согласно своему значению, как бы заранее наделяло ребёнка положительными качествами. Например, имя Валерий произошло от латинского глагола быть здоровым, а древнееврейское имя Михаил из словосочетания со значением подобный Богу.

1-ый чтец:        Были и такие имена: Владислав (владеющий миром, славой), Всемила (всеми милая), Домна (хозяйка). Смысловые значения некоторых имен забывались. А нарицательное имя превращалось в собственное. Некоторые обрусевшие имена подвергались сокращению: Борислав – Борис (борющийся за славу), Вадимир – Вадим (наставляющий мир).

Работа в группах

Записывают, систематизируют имена (отчества)

Анализ работ и вывод внутри группы и общий вывод

Оценивают при помощи смайликов

Работа в группах: сначала индивидуально, затем обсуждение в группе, общий вывод, оценка работы группы с помощью смайликов

Задание: привести примеры сказок (мифов), в которых герой скрывает своё имя (с кратким сюжетом)

Ответ на вопрос: Есть ли среди ваших родственников, знакомых люди с подобными именами?

Ответ на вопрос: Что такое святцы?

Работа в группах: сначала индивидуально, затем обсуждение в группе, общий вывод, оценка работы группы с помощью смайликов

Задание: Рассказать о христианском обряде крещении.

Ответ на вопрос

Приводят ещё известные примеры (индивидуально)

Примечание: группы и отдельные обучающиеся получают жетоны за правильные ответы

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

IV.Итог занятия (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы вели на занятии?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу групп, класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

- Дома (работа в группах) выберите имя и подготовьте полный отчёт по плану:

  1. Происхождение имени
  2. Характер (судьба) имени
  3. Святой покровитель имени
  4. Известные люди, носившие это имя

- Не забудьте сначала собрать материал индивидуально, затем обсудить в группе и создать общую информацию об имени

Дают ответы на вопросы

Анализ эпиграфа занятия

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Список литературы

  1. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имён к нарицательным. М.: Просвещение, 1981
  2. Миронов В.А. Имени тайная власть. М., 2003
  3. Православный церковный календарь. 1997. М.: Моск. Патриархии, 1996
  4. Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. М.: Просвещение, 1975
  5. Тайна имени. Сост. Цымбалова Л.// Ростов-на-Дону, 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорная таблица по моделированию Учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС

Опорная таблица по моделированию Учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС...

Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС

1)Этапы учебного занятия2)Образовательные задачи3)УУД, формирующиеся на данном этапе4)Возможные методы и приёмы выполнения...

Конспект занятия в соответствии с требованиями ФГОС Тема занятия: « Конструирование модели «Порхающая птица»

Цель: создание условий для формирования основ работы по сборке модели «Порхающая птица» с данным конструкторомЗадачи урока:Образовательные:  научить работать по предложенным инструкци...

Организация внеурочной занятости учащихся МОУ Лицея № 15 в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...