Интегрированный урок русского языка и ИЗО "В поисках красоты"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Ушакова Татьяна Владимировна

Данный бинарный урок (русский язык и ИЗО) посвящен подготовке к написанию сочинения по картине К.Ф. Юонна "Мартовское солнце". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon yuon._martovskoe_solnce.ppt2.85 МБ
Microsoft Office document icon v_poiskah_krasoty.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: В ПОИСКАХ КРАСОТЫ

Интегрированный урок развития речи и ИЗО

Сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по картине. Название картины вы узнаете позже, но данный вид работы вам уже знаком. Попробуйте сами сформулировать цели нашего урока, которые мы должны достигнуть.

Цели: (слайд № 2)

 - Продолжить знакомство учащихся с художественными достоинствами картин ведущих художников  России;

-развитие логического мышления и письменной речи;

-воспитание чувства прекрасного, внимательного отношения к окружающему миру.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.  (слайд № 3)

- Тишиной, спокойствием веет от полотен Константина Федоровича Юона, русского художника, которого называли поэтом русской зимы. Он любил изображать Подмосковье в зимнем убранстве, умел передать в пейзажной живописи то восторженное настроение, которое не покидало его. Ведь сама природа рисовала перед художником великолепные полотна.

II. Постановка цели урока.

- Сегодня мы обратимся к творчеству К. Ф. Юона, который вошел в историю русского искусства как непревзойденный мастер пейзажной живописи, попытаемся раскрыть сложный процесс рождения пейзажа, изображающего русскую природу. Заглянем, подключив наше воображение, на окраину русской деревни, послушаем «первые» шаги весны, и конечно, начнем описывать свое «мартовское солнце», используя богатство русского языка и те чувства, которые победят на этом уроке.

III. Экскурс в историю искусств

Среди русских пейзажистов конца XIX века - первой половины XX века Константин Федорович Юон (1875-1958) - один из крупнейших мастеров. Он воспел русскую природу в ярких картинах, полных поэзии, свежести, воздуха. С пейзажами Юона в изобразительное искусство вошли мотивы русской провинции. (слайд № 4) Художник раскрывал историко-национальное своеобразие ее быта и пейзажа в сочной яркой манере живописи («К Троице. Март», 1903). (слайд № 5)

Занимался Юон в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством известных мастеров в мастерской  В. А. Серова. Юон выступал как хранитель реалистических традиций русского искусства («Купола и ласточки», 1921). (слайд № 6)

Юон любил изображать древние русские города. Художник очень любил природу. Чтобы изучить ее, он много ездил по стране. Природа в произведениях Юона всегда яркая, радостная.

IV. Поговорим о цвете и красках.  

Глаз человека способен отличить до 200 оттенков цвета. Когда человек воспринимает цвет предмета, то он ощущает сопутствующие ему настроения: веселье, радость, печаль, страх, легкость и другое. Цвет передает не только информацию о предмете, но и вызывает определенные чувства через образное воздействие в условиях окружающей среды. С давних пор известно, что цветовой климат влияет на самочувствие человека, может вызвать бодрость или навеять покой, тревогу.

Цвета можно разделить как бы на условные части:

«Теплые» цвета - красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые. Они связаны с понятием огня, солнца.

«Холодные» цвета - синие, голубые, голубовато-зеленые, фиолетовые. Они напоминают воду, лед, небо.

«Бесцветные» (ахроматические) - белый, серый, черный. (слайд № 7)

Человек различает не только цвета, но и их оттенки по насыщенности, светлоте, тону. У одних цветов тон выражен едва заметно, значит, он светлее, менее насыщен. У других цветов тон выражен очень резко. Тон более насыщен. Художники используют термин «колорит» для обозначения особенностей цветового и тонального строя произведения. (слайд № 8) Колорит представляет собой сочетание цветов, которое создает на полотне красоту и гармонию цветовых композиций, богатство оттенков.

У вас на столах есть словарь искусствоведческих терминов. Рассмотрите их. С этими терминами вы уже знакомы. Данный словарь вам поможет при работе над сочинением-описанием картины. 

(слайд № 9)

Палитра - доска, на которой художник смешивает краски разных цветов. Если на полотне художник использует много цветов и оттенков, то говорят «богатая палитра».

Искусствоведческие термины и понятия даны каждому ученику на отдельных листах.

Гармония (от греческого) - согласованность частей и элементов художественного произведения.

Мазок - след кисти художника на поверхности красочного слоя. (Легкие мазки, широкие, свободные мазки, связаны с манерой художника.)

Модель - любые предметы или существа, послужившие художнику в качестве натуры.

Натура (от латинского) - это человек, предметы, местность, которые художник непосредственно наблюдает при изображении.

Эскиз - подготовительный набросок для более крупной работы в живописи.

Пейзаж - общий вид какой-либо местности, картина природы. Картина изображающая природу.

Меценат - человек, который оказывает финансовую поддержку представителям искусства.

Картина - произведение живописи в красках на куске холста.

Колорит - сочетание красок, цветов, создающее определенное единство картины.

Тон - оттенок какого-либо цвета.

Палитра - доска, на которой художник смешивает краски разных цветов.

V. Работа с искусствоведческим текстом.

1.Знакомство с   текстом. (слайд №10)

Художники, поэты и музыканты всегда стремились выразить переполняющие их чувства любви к природе в стихах и песнях, в картинах.

Особенность пейзажной живописи, отличающая ее от портретной, жанровой и интерьерной живописи, заключается в том, что художнику приходится здесь иметь дело с большими пространствами, идущими вширь и вглубь. При этом предметы и люди, по мере своего удаления в глубь пространства, постепенно как бы поглощаются воздушной средой, изменяясь в цвете, плотности и величине. Между красками близкого, первого, плана и дальнего плана пейзажа всегда большая разница.

Когда в ясный, синий солнечный день мы наблюдаем лесные дали, то замечаем, что самые далекие леса у горизонта принимают на себя окраску неба, становясь голубыми или синими, между тем как близкие деревья, кусты и леса остаются зелеными. Таким образом, воздушная перспектива в пейзажной живописи играет большую роль.

Еще большую роль в пейзаже играет свет, способный преображать любую местность в одно мгновение до полной неузнаваемости, способный превращать самые обыденные куски природы в фантастические зрелища. Передача в картине света и воздушного состояния природы является главной заботой художника пейзажной живописи.

Большое значение в пейзажной живописи имеют те чувства, настроения и мысли, с которыми художник приступает к картине.

Именно пейзажная живопись дает возможность наблюдать чародействия света, способного к мгновенному превращению любой, самой обыденной и прозаической картины в сложную и красочную симфонию.

(К. Ф. Юон. О пейзажной живописи.)

2.Работа с текстом.

Определите стиль текста. Подчеркните в  тексте выражения, которые вы можете использовать при описании пейзажа.

VI. Подготовительные упражнения.  (слайд № 11)

Перед вами картина К.Ф. Юонна «Мартовское солнце»

1. Знакомство с картиной К. Ф. Юона «Мартовское солнце».

ПЛАН

        1) Какое настроение вызывает картина?

2) Какие чувства испытываете вы при первом взгляде на пейзаж?

        3) Нравится ли вам этот пейзаж?

4) Как вы думаете, почему картина вызывает у вас радостное (грустное) настроение?

5) Почувствовали ли вы дыхание весны при взгляде на эту картину?

6) Удалось ли художнику передать красоту первых весенних дней?

Еще раз внимательно рассмотрите это прекрасную картину и прочитайте термины вашего словаря. Подумайте, какие из них вы могли бы использовать при описании данной репродукции.

2. Вопросы по  содержаниюкартины. 

При этой работе внимание детей еще раз направляется на  искусствоведческие термины и текст.

1) К какому жанру живописи можно отнести это полотно? (На картине изображен зимний деревенский пейзаж.)

2. Сколько у картины планов? (Планов три. На первом (по центру) люди и лошади. Снег. На втором плане избы и высокие деревья. Это березы и, очевидно, дубы, которые характерны для средней полосы России. На третьем плане - небо.)

3) Почему художник написал людей и лошадей в темных тонах? (Художник использовал контраст цветов. На холсте, небогатом по палитре, все слилось бы в акварельных тонах, не было бы «опоры» для взгляда.)

4) Какие детали «подсвечивают» полотно? (Желтоватые березы, гнедой жеребенок, внешний вид изб.)

5) Как художник передает ощущение простора? (Облака касаются верхушек берез, много снега. Возникает впечатление широкого простора.)

6) Какая зима изображена на картине? (Настоящая русская зима. Снежная и морозная.)

7) Какой день запечатлел художник? (Солнечный, свежий, но еще очень холодно.)

8) Какова палитра этого полотна? (Небогатая, но использовал оттенки цветов, акварельная зарисовка.)

3. Выполнение заданий. (слайд № 12)

- Закончите предложения подходящими по смыслу словами.

1) Небо на заднем плане холста ...(прозрачно-синее, лазурное)

2) Любуясь картиной К. Ф. Юона «Мартовское солнце» (,испытываешь радость от приближения весны)

3) Высокие деревья составляют (средний) план холста.

4) Умело художник передал ...(гармонию природы, пробуждение природы)

5) В картине главное не цветовая гамма ...(, а тональность)

6) Художник предлагает нам испытать чувства ... ( радости, веселья)

(слайд №13)

- Из простых предложений сделайте сложные.

1) Природа спит. Во всем чувствуется приближение весны.

2) На картине запечатлен скромный уголок. Он все равно милый.

3) Над деревьями нависает небо. Оно цвета снега.

4) Воздух прозрачный. Вокруг далеко видно.

5) Зима отвьюжила. Мартовское солнце освещает окрестности.

(слайд №14)

Выберите несколько подходящих определений к понятиям: зима, небо, лошадь.

Слова для справок: крепкая, каменная, тихая, снежная, молодая, вьюжная, лютая, сытая, теплая, длинная, старая, долгая, голубая, ясная, старинная, спокойная, чернеющая, небогатые, ухоженная, рыхлый, крепкий, ноздреватый, серый.

Какие определения из оставшихся можно использовать при описании снега?

(слайд №15)- беседа по составлению плана.

Вспомните сколько частей в плане любого сочинения?

Какими пунктами вы бы расширили вторую основную часть. Вспомните планы.

(слайд №16)

Прочитайте сложный план к сочинению по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце», дополните его, сделайте его информационно полным.

I. Вступление.

1. Что изображено на картине.

II. Основная часть. Передний план:

1. Люди и лошади.

2. Снег.

Средний план:

1. Избы.

2. Деревья.

Задний план: Небо.

III. Заключение. Какие чувства вызывает картина.

- Выберите отрывки их стихотворений, которые могли бы стать эпиграфом к сочинению по картине.

I вариант

Весна, весна!

И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

                                           И. Бунин

II вариант

Улыбкой ясною природа

 Сквозь сон встречает утро года...

                                                               А. С. Пушкин

III вариант

 Зима еще хлопочет

 И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет,

 И пуще лишь шумит...

                                             Ф. И. Тютчев

IV вариант

Мне в душу повеяло жизнью и волей:

Вон - даль голубая видна...

И хочется в поле, в широкое поле.

Где, шествуя, сыплет цветами весна!

А. Н. Майков

 V  вариант

 Весна идет, весна идет!

 И тихих, теплых майских дней

 Румяный, светлый хоровод

 Толпится весело за ней.

                                                         Ф. И. Тютчев

VII.Работа над формулировкой темы сочинения.

Описания пейзажа по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце». Учащиеся предлагают свои варианты тем, аргументируя их.

VIII. С помощью цветных мелков выразить свое первое впечатление о пейзаже.

Каждый лепесток ромашки вы закрасьте тем цветом, который соответствует вашему настроению в конце урока.

IX. Написание сочинения-описания. (2-ой урок)

- Друзья мои! Мы подошли с вами к самому прекрасному моменту нашего урока, так как именно сейчас мы начнем творить с вами свои живописные полотна, но использовать в своем творчестве будем только чудные россыпи русского языка.

Во время работы идет музыкальный фон - запись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

X.  Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и МХК «Русский офицер и художник - Павел Андреевич Федотов»

Данный интегрированный урок  – совместный проект учителей русского языка, МХК и истории, разработанный прежде всего для учащихся кадетских классов. Кроме реализации учебных задач (развитие ...

Интегрированный урок (русский язык, английский язык) по теме: «Роль причастий в русской и английской речи»

Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (автор-составитель С.И. Львова, В.В. Львов М., Мнемозина, 2010) и английскому языку для учащихся 6 класса. Урок имеет цель...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...

Интегрированный урок развития речи и ИЗО "В поисках красоты" (6 класс)

Интегрированный урок развития речи и ИЗО в 6 классеВ ПОИСКАХ КРАСОТЫУчитель: Климина А.И....

Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»

Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»(подготовка к сочинению-описанию игрушки, предмета домашнего обихода в 5 классе)...